КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные модели принятия решений
Принятие решений — процесс, в котором нередко принимают участие целые коллективы или организации. Организационные модели принятия решений учитывают структурные и «политические» особенности организации. Бюрократическая, политическая модели, и даже модель «мусорного ведра», часто используются для иллюстрации процесса принятия решений внутри организации. Рассмотрим каждую из этих моделей. Бюрократические модели. Согласно данным моделям, основной целью организации является ее сохранность. Еще одна цель — предотвращение неопределенности и различных «неожиданностей». В таких случаях применяется инкре-ментная политика, процент новшеств незначителен, поскольку слишком большое число нововведений может привести к нестабильности. Эти модели не симулируют процессы «выбора» или «решения», принимаемые целыми организациями на рациональной основе. Согласно бюрократической модели, вся деятельность организации является результатом принятых в ней стандартных порядков действий или стандартных операционных процедур (СОП). Организации редко подвергают изменениям свои стандартные процедуры, поскольку это связано с заменой персонала и подвергает всю компанию риску (кто знает, будут ли новые методики работать лучше старых). Хотя высшее руководство и главы подразделений должны координировать и направлять деятельность организации, они, как правило, прибегают к стандартным решениям. Некоторые организации, конечно, приспосабливаются к новым условиям; применяют новые модели работы и методики руководства. Однако все такие изменения отнимают много времени. Достаточно посмотреть вокруг, и вы увидите множество предприятий, которые работают так же, как они работали 10, 20 и даже 30 лет назад. Политические модели организационной) выбора. Власть распределяется внутри организации; даже сотрудники, занимающие самые низкие должности, обладают ее частицей. Политические модели принятия решений основаны на том, что каждое принятое решение является результатом суммы политических сделок между руководителями отделов и лидерами «неформальных» коллективов. Организации не обладают изначальным набором «решений», которые «подходят» к определенным проблемам. Решения во многом являются следствием компромиссов между различными сторонами, и политика организации обычно создается тем же путем. Модель «мусорного ведра». Более современная теория принятия решений, получившая столь оригинальное название, базируется на постулате о нерациональности действий любой организации. Решения принимаются по большей части «случайным» образом, без применения стандартных методик. Если эта модель правильна, то нет ничего удивительного в том, что очень часто принимаются неправильные решения или же стандартные методики пытаются применить к нестандартным проблемам, что ведет к критическим ошибкам и в конечном счете краху предприятия. Одним из примеров может служить замедленная реакция корпорации Exxon на разлив нефти у побережья Аляски в 1989 г. 29 марта 1989 г. танкер компании потерпел крушение, и в течение часа после катастрофы работники службы спасения уже были готовы к работе, однако они так и не прибыли к месту назначения. Вместо того чтобы выслать аварийные бригады, компания Alaska Pipeline Service (которая как раз и специализировалась на устранении подобных аварий) отправила спасателей домой. К работам приступили только спустя 14 часов, когда пятно нефти успело распространиться до такой степени, что его уже нельзя было взять под контроль. Большую часть из 40 тыс. т разлившейся нефти можно было бы собрать, если бы компания действовала более решительно.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 762; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |