КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение СППКР
Система поддержки принятия коллективных решений — это интерактивная автоматизированная система, облегчающая решение неструктурированных проблем несколькими лицами, принимающими решения и работающими в группе (DeSanctis, Gallupe, 1987). Group decision-support systems (GDSS) (система поддержки принятия коллективных решений (СППКР)) Автоматизированная интерактивная система, облегчающая решение неструктурированных проблем набором лиц, принимающих решение и работающих в группе. тационной надежностью и запасами, что позволило компании уменьшить эксплуатационные затраты на 50%. Согласно мнению бывшего вице-президента отдела Integrated Supply Chain фирмы IBM Жан-Пьера Брайана (Jean-Pierre Briant): «AMT помогла осмыслить нашу расширенную цепочку поставок от поставщиков наших поставщиков до клиентов наших клиентов». Фирма IBM использовала АМТ для улучшения управления цепочками поставок со стороны бизнес-партнероа. Например, анализ цепочки поставок помог Piancor, одному из основных дистрибьюторов IBM, определить возможности для оптимизации потока продукции между этими двумя компаниями. Подразделение микроэлектроники IBM улучшило управление своими цепочками поставок, используя комбинацию программных средств. Это подразделение должно было заменить свои процессы в цепочках поставок, поскольку переориентировалось с поставки полупроводников и упаковки товаров исключительно на ПК IBM и стало служебным подразделением для поставки запасных частей таким внешним организациям, как Advanced Micro Devices, Dell Computer, Cisco Systems и Qualcomm. Подразделение заменило старую доморощенную систему системой SAP для планирования производственных ресурсов, сбора и хранения заказов, а также отслеживания текущих запасов. Подразделение установило основанный на технологии Aspen инструментарий Mimi для планирования производства продукции и согласования спроса с доступными ресурсами. Подразделение микроэлектроники также начало передавать клиентам заказы на поставку, информацию о транспортировке и платежах через Интернет. Информация к размышлению. Каким образом описанные здесь системы помогли IBM продвинуть ее бизнес-стратегию? Как они изменили способ, которым IBM управляет своим бизнесом? I Источники: Brenda Dietrich, Nick Donofrio, Grace Lin, Jane Snowdon. «Big Benefits for Big I Blue», OR/MS Today, June 2000; Judy Democker. «Businesses Seek to Cut Weak Links from I Supply Chains», Information Week, March 6, 2000. Описанные ранее в этой книге системы обеспечения коллективной работы и web-инструменты для организации видеоконференций и электронных совещаний могут поддерживать некоторые процессы принятия коллективных решений, но они в основном сфокусированы на поддержке коммуникаций. В этом разделе описаны инструменты и технологии, явно предназначенные для принятия коллективных решений. Системы СППКР появились в ответ на возрастающее значение качества и эффективности совещаний. Основные проблемы в принятии коллективных решений — рост количества совещаний среди лиц, принимающих решения, увеличивающиеся продолжительность и число участников этих совещаний. Объем рабочего времени, затрачиваемого менеджером на совещания, оценивается значением 35-70%. Руководители на совещаниях, разработчики схем совещаний и специалисты по информационным системам сосредоточились на этой проблеме, идентифицировав ряд конкретных элементов совещания, которые следует изучить по отдельности (Grobowski et al, 1990; Kraemer, Kiag, 1988; Xunamaker et al., 1991). К числу этих элементов относятся следующие: 1. Улучшенное заблаговременное планирование для повышения эффективности и результативности совещания. 2. Совместная работа, когда все участники могут внести вклад даже при наличии большого числа участников. Формальное участие без вклада в решение должно исключаться. 3. Открытая, дружеская атмосфера совещания, когда участники на различных организационных уровнях не стесняются вносить вклад. Участники низшего уровня должны вступать в обсуждение, не опасаясь осуждения со стороны руководства; участники с более высоким статусом должны вступать в обсуждение так, чтобы их присутствие или идеи не доминировали на совещании и не приводили к нежелательным результатам. 4. Генерация идей без критики, позволяющая участникам вносить вклад, не опасаясь, что их раскритикуют. 5. Объективность оценки, создающая атмосферу, в которой идея оценивается за ее достоинства, а не на основе источника идеи. 6. Организация и оценка идеи, требующие фокусировки на целях совещания, поиске эффективных способов организации многих идей, порожденных во время мозговой атаки, и оценке этих идей не только в соответствии с их важностью, но и в рамках ограничений времени. 7. Установка приоритетов и принятие решений, требующих выявления способа учета мнений всех участников. 8. Документирование совещаний, чтобы участники имели полные и упорядоченные протоколы совещаний, столь необходимые для продолжения работы над проектом. 9. Доступ к внешней информации, позволяющей своевременно уладить существенные реальные разногласия и тем самым продолжить совещание и повысить его продуктивность. 10. Поддержка «организационной памяти», чтобы отсутствовавшие на совещании также могли воздействовать на проект. Зачастую проект может включать команды, находящиеся в разных местах, но требующие понимания отдельных вопросов совещания. Одно из решений проблемы принятия коллективных решений заключается в применении новых методов организации и проведения совещаний. Такие методы, как заранее подготовленные совещания, мозговая атака и генерация идей без критики, стали популярны и теперь приняты как стандарт. Другое решение заключался в применении технологии, приведшей к появлению СППКР. Характеристики СППКР Каким образом информационная технология помогает группам достигать решений? Ученые идентифицировали по крайней мере три основных элемента СППКР: аппаратные средства, программный инструментарий и люди. Аппаратные средства непосредственно относятся к средствам поддержки конференции, включая место ее проведения, столы и стулья. Эти средства следует удобно расположить для коллективной работы. Они должны включать такие аппаратные средства, как электронные табло, а также аудиовизуальное, компьютерное оборудование и сетевое телекоммуникационное оборудование. На совещаниях для поддержки принятия решений используется широкий диапазон программных средств, включая инструменты для организации идей, сбора информации, ранжирования и установки приоритетов и другие аспектов совместной работы. Эти инструменты описаны в следующем разделе. Люди могут быть не только участниками, но и обученными руководителями, а зачастую и обслуживающим персоналом, поддерживающим аппаратные и программные средства. Все эти элементы привели к созданию нескольких видов СППКР: от простых электронных залов заседаний до тщательно разработанных лабораторий для коллективной работы. В лаборатории для коллективной работы пользователи работают на своих настольных ПК или рабочих станциях. Информация об их вкладе объединяется на файл-сервере и отображается на общем экране; в большинстве систем эти сведения также отображаются на компьютерном экране каждого участника. Инструментальные программные средства СППКР Некоторые особенности средств организации коллективной работы, описанных в гл. 6 и 12, могут использоваться для поддержки принятия коллективных решений. Кроме того, существуют специальные инструментальные программные средства СППКР, применяемые для поддержки групповых совещаний. Эти инструменты первоначально предназначались для совещаний, в которых все участники находились в одном помещении, но их можно использовать для сетевых совещаний, когда участники находятся в различных местах. Специальные инструментальные программные средства СППКР включают: • средства электронного опроса — помогают организаторам заранее спланировать совещание, определив вызывающие интерес вопросы, не упуская при этом ключевую информацию; • средства электронного мозгового штурма — позволяют людям одновременно и анонимно высказывать идеи по теме совещания; • организаторы идей — облегчают интеграцию и синтез идей, сформулированных в процессе мозгового штурма; • средства анкетирования — облегчают задачи руководителей совещания и лидеров групп, поскольку они собирают информацию до и в процессе установки приоритетов; • средства голосования или установки приоритетов — предоставляют диапазон методов от простого голосования до упорядоченного ранжирования приоритетов; • средства идентификации и анализа заинтересованных сторон — используют структурированные методы для оценки влияния возникающего предложения на организацию, идентификацию заинтересованных сторон и оценку потенциального влияния этих заинтересованных сторон на предложенный проект; • средства формирования стратегии — предоставляют структурированную поддержку для достижения соглашения по формулировке положений стратегии; • словарь группы — документирует взаимное согласие группы по формулировкам определений и условий, ключевых для проекта. Доступны такие дополнительные средства, как средства коллективного чернового обсуждения и документирования, программные средства хранения и просмотра файлов проекта и программные средства, позволяющие участникам просматривать внутренние рабочие данные, хранящиеся компьютерными системами организации. Краткий обзор СППКР, применяемых для организации совещаний Система организации электронных совещаний (СОЭС) — это разновидность СППКР для совместной работы, использующих информационную технологию для более продуктивной организации совещаний групп, облегчающих связь и принятие решений. Система СОЭС поддерживает любую деятельность, при которой люди объединяются в одном и том же месте и в одно и то же время или в различных местах и в разное время (Dennis et al, 1988; Nunamaker et al., 1991). Фирма IBM обладает многими СОЭС, расположенными в различных местах. Каждый участник имеет рабочую станцию. Рабочие станции объединены в сеть и связаны с пультом руководителя (его рабочей станцией), пультом управления и файл-сервером совещания. Все данные, передаваемые участниками со своих рабочих станций в группы, собираются и сохраняются на файл-сервере. Руководитель может спроецировать компьютерные изображения на киноэкран в центре комнаты и использовать слайд-проектор. При этом белая доска для надписей обозревается со всех сторон. Многие комнаты для электронных совещаний устроены в виде полукруга и имеют ярусы, как в законодательных органах для размещения большого числа участников. Во время совещания руководитель контролирует использование средств, зачастую выбирая лишь некоторые из большого числа инструментов, предлагаемых СППКР организации. Выбор средства является частью предварительного планирования совещания и зависит от темы, цели совещания и методологии, которую руководитель собирается использовать. Участники полностью контролируют свои настольные компьютеры. Они могут изучить повестку дня (и другие спланированные документы), ознакомиться с общим экраном (или экранами совещания), воспользоваться обычными средствами настольных ПК (например, текстовым процессором или электронными таблицами), просмотреть доступные данные о выпуске продукции или поработать с экраном, связанным с текущим этапом совещания и соответствующими средствами (например, с экраном мозгового штурма). Однако никто не может про- Electronic meeting system (EMS) (система организации электронных совещаний (СОЭС)) Система СППКР организации совместной работы, использующая информа-j ционную технологию для более продуктивной организации совещаний групп, облегчает связь и принятие решений. Поддерживает совещания в одном и том же месте и в одно и то же время или в различных местах и в разное время\ смотреть чужой экран, поэтому работа участников конфиденциальна, пока она не передается на файл-сервер для интеграции с работой других участников. Вся вводимая в централизованное хранилище информация анонимна: на каждом этапе вклад каждого участника в файл-сервер (продуцированные в процессе мозгового штурма идеи, оценки и критика идей, комментарии, результаты голосования и т. д.) виден всем участникам на общем экране, но при этом недоступна информация, позволяющая идентифицировать источник определенных вкладов. Участники вводят свои данные одновременно, а не в некотором порядке, как это делается на совещаниях, не имеющих или почти не имеющих электронной поддержки. На рис. 13.4 показана последовательность действий на типичном СОЭС-со-вещании. Для каждого действия указан тип используемых средств и результат. В течение совещания вся входная информация на общем экране сохраняется на файл-сервере. В результате по окончании совещания его полный протокол (промежуточные материалы и полученный результат) доступен участникам и любому желающему. Применение СППКР для улучшения принятия коллективных решений Системы СППКР широко используются, поэтому следует осознать некоторые из их преимуществ, а также оценить применяемые средства. Рассмотрим, каким об- разом СППКР решает 10 описанных ранее проблем организации совещаний групп: 1. Улучшенное предварительное планирование. Электронное анкетирование, дополненное текстовыми процессорами, программными средствами чернового обсуждения и другими программными средствами настольных ПК, могут структурировать планирование и как следствие улучшить его. Доступность информации о планировании во время совещания также может повысить его качество. Эксперты считают, что эти средства повышают эффективность и акцентируют внимание на предварительно запланированых темах совещания. 2. Совместная работа. Исследования показывают, что на традиционных совещаниях без поддержки СППКР оптимальное для принятия решений число участников совещания — 3-5 человек. Большее число участников может привести к провалу совещания. Как показали исследования, при использовании программных средств СППКР с увеличением числа участников совещания его производительность также увеличивается. Одна из причин состоит в том, что участники вносят вклад одновременно, а не по одному, что повышает эффективность использования времени, выделенного на совещание. Опрос участников СППКР-совещания показывает, что качество участия выше, чем на традиционных совещаниях. 3. Открытая, совместная атмосфера совещания. СППКР способствует более комфортной атмосфере несколькими способами. Во-первых, гарантируется анонимность вклада. Сотрудники не должны бояться осуждения со стороны своего начальника, когда вносят потенциально нетривиальную идею. Во-вторых, анонимность уменьшает или устраняет эффект ослабления, который зачастую имеет место, когда высказываются люди с высоким статусом. В-третьих, уменьшается или устраняется вызывающее оцепенение общественное давление. 4. Генерация идей без критики. Анонимность гарантирует, что участники могут вносить вклад, не опасаясь критики в свой адрес или отклонения их идей из-за личности вкладчика. Некоторые исследования показали, что интерактивные СППКР совещания порождают больше идей и лучших идей, чем устные диалоговые совещания (Nunamaker et al., 1991). СППКР позволяет уменьшить влияние непроизводительных межличностных конфликтов (Miranda, Bostrum, 1993-1994). 5. Объективность оценки. Анонимность предотвращает критику автора идеи, таким образом поддерживая атмосферу, в которой участники сосредоточиваются непосредственно на оценке идеи. Та же анонимность позволяет участникам отделять себя от своих идей, поэтому они могут рассмотреть их самокритично. Факты говорят о том, что оценка в атмосфере анонимности увеличивает свободный поток критической ответной реакции и даже стимулирует генерацию новых идей в процессе оценки. 6. Организация и оценка идей. Используемые для этой цели инструментальные программные средства СППКР структурированы и основаны на мето- дологии. Они обычно позволяют людям организовывать, а затем представлять свои результаты на рассмотрение в группе (все еще анонимно). Тогда группа многократно изменяет и развивает предложенные идеи, пока документ не закончен. Участники в основном оценивают этот подход как конструктивный. 7. Расстановка приоритетов и принятие решений. Анонимность помогает принимать во внимание позиции участников низшего уровня наряду с высокопоставленными участниками. 8. Документирование совещаний. Факты, имевшие место в IBM, показывают, что использование данных после совещания играет ключевую роль. Участники используют данные для продолжения своих диалогов по окончании совещаний, для обсуждения идей с отсутствовавшими на совещании сотрудниками и даже в своих презентациях (Grobowski et al, 1990). Некоторые средства позволяют пользователю изменить масштаб изображения для более подробного изучения определенной информации. 9. Доступ к внешней информации. Часто большая часть времени на совещании посвящена фактическим разногласиям. Опыт работы с СППКР показывает, что они уменьшают эту проблему. 10. Сохранение «организационной памяти». Специальные средства предназначены для облегчения доступа к данным, произведенным в процессе СППКР-совещания, в том числе позволяют отсутствовавшим на совещании определить местонахождение необходимой информации по завершении совещания. Протокол совещания одной группы, с одной стороны, полезен в этом же проекте, а с другой — успешно используется как входная информация для следующего совещания. СППКР можно далее совершенствовать с целью объединения памяти совещания с организационной памятью и для предоставления этой информации другим подразделениям организации (Schwabe, 1999). Исследования, проводимые до настоящего времени, показали, что СППКР-совещания более эффективны, экономят время и дают желаемые результаты за меньшее число совещаний. По-видимому, СППКР наиболее полезны для задач, требующих генерации идей для сложных проблем в больших группах (Fjermes-tad, Hiltz, 1998-1999,2000-2001). Одна из проблем осмысления значения СППКР связана с их сложностью. Системы СППКР можно скомпоновать почти бесконечным числом способов. Кроме того, эффективность средств частично зависит от эффективности руководителя, качества планирования, совместной работы участников и уместности средств, выбранных для различных типов совещаний. СППКР позволяет группам обмениваться большим объемом информации, но не всегда помогает участникам обрабатывать информацию эффективно или достигать лучших решений (Dennis, 1996). Как отмечают специалисты, замысел СОЭС и ее технологии — это только одно из множества непредвиденных обстоятельств, влияющих на результат совещаний группы. На процесс и результаты совещаний групп также влияют другие факторы, в том числе характер группы, ее задачи, манера, в которой проблема представ- лена группе, и организационный контекст (в том числе культура организации и окружающая среда) (Hilmer, Dennis, 2000-2001; Dennis et al., 1999; Fjermestad, 1998; Caouette и O'Connor, 1998; Dennis et al., 1988, 1996; Nunamaker et al., 1991; Watson, Ho, Raman, 1994). Новые типы систем поддержки групп с удобными в работе web-интерфейсами и мультимедийными возможностями могут обеспечить дополнительные преимущества. 13.3. Поддержка стратегических решений на предприятии В предыдущих разделах описывалось, каким образом СППР и СППКР помогают менеджерам принимать неструктурированные и слабоструктурированные решения. Системы поддержки стратегических решений (СПСР) также помогают менеджерам в решении неструктурированных проблем и сосредоточены на информационных потребностях верхних звеньев управления. Объединяя данные из внутренних и внешних источников, СПСР создает единую вычислительную среду и среду коммуникаций, которая может быть сосредоточена на решении изменяющегося набора проблем. Система СПСР помогает исполнителям старшего звена контролировать работу организации, отслеживать действия конкурентов, выявлять проблемы, идентифицировать возможности и предсказывать тенденции. Роль СПСР в организации До появления систем СПСР исполнители получали многочисленные сообщения фиксированного формата, зачастую занимавшие сотни страниц ежемесячно (или даже еженедельно). Сегодня СПСР может выбирать данные из всех подразделений организации и позволить менеджерам при необходимости анализировать и перекраивать их, используя удобные в работе аналитические средства и диалоговую обработку данных. Использование систем спустилось вниз на несколько управленческих уровней, поэтому исполнитель и любые подчиненные могут изучать одни и те же данные единым способом. Современные системы стремятся избежать проблемы перегрузки данных, столь обычной для бумажных сообщений, поскольку данные можно фильтровать или рассматривать в графическом формате (при желании пользователя). В СПСР заложена возможность нисходящей обработки: от обобщенных данных к более низким уровням детализации. Возможность нисходящей обработки полезна не только для исполнителей старшего звена, но и для служащих на низших уровнях Executive support system (ESS) (система поддержки стратегических решений (СПСР)) Информационная система на стратегическом уровне организации, разработанная для принятия неструктурированных решений с помощью расширенной графики и коммуникаций. Drill down (нисходящая обработка) Способность двигаться от обобщенных данных к более низким уровням детализации, i организации, занимающихся анализом данных. OLAP-инструменты для анализа больших баз данных — это один из приемов такой обработки. Основная проблема, связанная с построением СПСР, заключается в объединении данных из систем, предназначенных для весьма различных целей, чтобы исполнители старшего звена могли рассмотреть работу организации в различных ракурсах. Часто исполнителям старшего звена недоступны критичные данные. Например, данные об объемах продаж, поступающие из систем СОТ для учета заказов, не связывались с маркетинговой информацией, а такое связывание исполнители нашли бы полезным. В традиционной фирме, обычно имеющей сотни или даже тысячи несовместимых систем, сбор такой информации и извлечение из нее знаний были основной задачей. Если и удавалось собрать информацию, то она могла оказаться устаревшей, неполной и неточной. Принятие решений в этих условиях походило на стрельбу по бегущим мишеням. В настоящее время должным образом сформированные и реализованные системы предприятия могут предоставить менеджерам своевременную, всестороннюю и точную информацию обо всей фирме. Основанные на этих данных СПСР можно считать логическим продолжением функциональности корпоративных систем. Внешние данные, включая web-данные, теперь легкодоступны во многих СПСР. Исполнители нуждаются в широком диапазоне внешних данных: от текущих новостей фондовой биржи до информации о конкурентах, тенденциях промышленности и даже о законопроектах. С помощью собственных СПСР многие менеджеры получают доступ к информационным службам, базам данных финансового рынка, экономической информации и любым другим необходимым публичным данным. Современная система СПСР включает инструменты для моделирования и анализа. При наличии лишь незначительного опыта большинство менеджеров может использовать эти инструменты для графического сопоставления данных во времени, по регионам, продукции, ценовому диапазону и т. д. В то время как СППР используют такие инструменты прежде всего для моделирования и анализа в довольно узком диапазоне ситуаций принятия решений. Системы СПСР применяют их в основном для предоставления разносторонней информации о состоянии организации.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |