КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Качество жизни: справедливость, доступность, ограничения 3 страница
Не все отрасли промышленности одинаково подвержены влиянию вышеперечисленных факторов. Очевидно, что производственные процессы затрагиваются ими сильнее, чем сфера услуг, которые по-прежнему зависят от «внутренних» условий. Однако телекоммуникационные, рекламные, транспортные, финансовые и юридические службы перестают быть «локальными». Глобализация: сложности и препятствия Хотя преимущества, связанные с глобализацией, очевидны, многие силы тормозят развитие мировой экономики и международного бизнеса. В табл. 16.2 перечислены наиболее общие и серьезные трудности, возникающие при разработке глобальных систем. На культурном уровне партикуляризм — система оценок и действий, предпринимаемых на основе узких или личных пристрастных суждений, во всех его формах (религиозный партикуляризм, националистический, этнический, геополитический и т. д.) — является фактором сопротивления концепции общей мировой культуры и не дает иностранным товарам и услугам продаваться на местных рынках. Различия между культурами порождают различия в социальных нормах, политике и стандартные «неписаные правила». В некоторых странах, таких как США, потребители привыкли считать, что товары местных торговых марок производятся внутри страны и часто разочаровываются, когда оказывается, что они изготовлены за рубежом. Различные культуры также порождают разные политические режимы. В каждой стране передача информации, информационная безопасность граждан, автор- ские права и масс-медиа управляются своими законами. Даже рабочее время и принципы торговли во многом зависят от правящего в стране режима. Данный фактор необходимо учитывать при создании глобальных систем. Например, большинство европейских государств приняли очень жесткие законы, касающиеся передачи данных через границы. Под этим подразумеваются любые формы передачи информации. Некоторые европейские государства запрещают обработку финансовой информации в других странах или передачу личной информации за границу. Директива Европейского союза о защите данных, принятая в октябре 1998 г., ограничивает обмен информацией со странами (в том числе и с США), законы которых не соответствуют принятым в Европе нормам. (Принятое двумя годами позже соглашение разрешает американским и другим компаниям, готовым выполнять европейские требования о защите личных данных, собирать персональную информацию и обрабатывать ее у себя дома.) В ответ на принятое постановление большинство транснациональных компаний создали информационные системы в каждой европейской стране, чтобы избежать затрат и быть готовыми к любым неожиданностям при передаче данных между странами. Культурные и политические различия чрезвычайно влияют на методы бизнеса и операционные процедуры организации. Огромное число проблем и ограничений связано с культурными традициями различных стран, отсутствием подготовленных специалистов и ненадежными компьютерными сетями на основе телефонных линий (Stainbart и Nath, 1992). Системы финансового учета в разных странах связаны с местными законами и традициями, что влияет на способы анализа прибылей и расходов. К примеру, немецкие компании обычно не подсчитывают прибыль до тех пор, пока проект не будет полностью завершен. Английские фирмы, наоборот, рассчитывают свои прибыли заранее, чтобы быть уверенными в том, что они получат определенные доходы. Такие системы отчетности тесно связаны с местным законодательством, деловыми принципами и налоговым кодексом. Британские, американские и голландские фирмы преимущественно используют англосаксонский подход, который подразумевает отдельный расчет налогов и прибылей, позволяя точнее анализировать доходы акционеров. Европейские методики финансового учета менее ориентированы на инвесторов, уделяя основное внимание соответствию законам и снижению налогов. Из-за подобных различий крупным транснациональным корпорациям бывает сложно оценивать эффективность работы своих иностранных отделов. Культурные различия также могут влиять на использование организациями информационных технологий. Например, японские фирмы активно обмениваются факсимильными сообщениями, но не используют всех преимуществ, предоставляемых электронной почтой. Языковый барьер по-прежнему представляет собой серьезную проблему. Хотя английский язык принят в качестве своеобразного стандарта делового общения, он чаще используется среди руководства компаний, чем на средних и более низких уровнях. Часто для успешного внедрения информационной системы приходится создавать интерфейсы на местных языках. Колебания курсов валют могут привести к краху отдельных проектов. Товар, который приносит прибыль в Мексике или в Японии, может быть убыточным при его продаже на других рынках. Часть подобных проблем была решена с вводом единой европейской валюты. Данные отрицательные факторы необходимо учитывать при создании глобальных информационных систем. К примеру, компании, пытающиеся внедрять низкоприбыльные системы, обычно недооценивают предстоящие временные и финансовые затраты, а также дополнительные расходы на перемещение товаров и информации между государствами (Levy, 1997). Современное положение дел Учитывая вышеизложенные преимущества глобализации, может сложиться впечатление, что большинство транснациональных корпораций уже создали глобальные информационные системы или заняты их разработкой. На самом деле это не соответствует действительности. Большинство фирм предпочитает использовать в своей деятельности концепцию обработки информации, созданную еще в 1960-х гг., ограничиваясь периодической обработкой отчетов, поступающих от зарубежных филиалов. При этом компании с трудом конкурируют с корпорациями, которые организовали свои информационные процессы более рациональным образом. Сегодня многие компании в срочном порядке создают технологические платформы для своих глобальных информационных систем, но не получают от этого никаких выгод, поскольку они не уделяют должного внимания вопросам стратегии. Оказывается, существует масса сложностей при построении подходящей для глобальных систем архитектуры. Сюда входят проектирование системы, перестройка организации, выбор правильной технической платформы и внедрение. Давайте рассмотрим эти проблемы более пристально. 16.2. Глобальные корпоративные информационные системы Основных организационных аспектов, связанных с глобализацией предприятия, всего три: выбор стратегии, реорганизация бизнеса и разработка надлежащей системы управления. Первые два тесно связаны между собой, поэтому мы рассмотрим их в одном разделе. Глобальные стратегии и организация бизнеса Четыре глобальные стратегии формируют основную структуру предприятия. Это стратегия экспорта отечественных товаров, многонациональная, франчайзинго-вая и транснациональная стратегии. Использование каждой из этих стратегий предполагает наличие специфической организационной структуры (табл. 16.3). Чтобы упростить задачу, мы опишем три типа организационных структур: централизованную (в родной стране), децентрализованную (несколько иностранных филиалов) и согласованную, или «координированную» (все отделы участвуют в процессе управления на равных условиях). Стратегия экспорта отечественных товаров отличается тем, что основная деятельность корпорации проходит в родной стране, «у себя дома». Практически все транснациональные корпорации начинали с этого. Производство, финансовый учет, маркетинг и сбыт, стратегическое управление, — все нацелено на оптимизацию местных ресурсов. Продажа товаров за границей часто осуществляется через сеть агентов или дочерних компаний, но даже в этом случае зарубежный маркетинг основывается на опыте внутреннего рынка. Примером компании, работающей по подобной технологии, может служить британская фирма Caterpillar Corporation. Многонациональная стратегия характеризуется концентрацией управления и финансового контроля за пределами центральной штаб-квартиры, а также децентрализацией процессов производства, сбыта и маркетинга, для чего используются иностранные филиалы предприятий. Товары и услуги, продаваемые на внешних рынках, адаптируются к местным условиям. В целом организация превращается в объединение производственных и торговых предприятий, расположенных в разных странах. Такой методики работы придерживаются многие финансовые службы, а также такие предприятия, как General Motors, Chrysler и Intel. Франчайзинг представляет собой смесь старых и новых методик работы. С одной стороны, продукт разрабатывается, финансируется и производится «дома», однако при этом его свойства во многом определяются иностранными сотрудниками (которые могут заниматься и его производством). Эту технологию используют такие предприятия общественного питания, как McDonald's, Mrs. Fields Cookies и Kentucky Fried Chicken. Компании McDonald's удалось создать в США и за его пределами сеть предприятий быстрого питания нового типа, которая непрестанно расширяется. С другой стороны, поскольку продукт (который является скоропортящимся) должен производиться внутри страны, необходимо активно использовать местные производственные мощности и персонал. Как правило, Рис. 16.2. Глобальные стратегии и конфигурации систем плану, работы по созданию информационной системы и ее эксплуатация. С целью упрощения модели выделим четыре основных типа системной конфигурации. Централизованные системы — это информационные системы, разработка и эксплуатация которых проходят внутри страны, на «домашней» базе. Тиражируемые системы создаются также «дома», однако эксплуатируются они на автономных предприятиях за пределами страны. При разработке децентрализованных систем каждый иностранный отдел компании использует свои собственные технические решения. В сетевых системах все операции интегрированы и координируются всеми организационными единицами. Как показано на рис. 16.2, экспортеры отечественных товаров стараются использовать централизованные системы, в которых местный персонал разрабатывает приложения для дальнейшего их использования по всему миру. Мультинациональ-ные компании действуют по-другому. Их заграничные отделения используют свои собственные системные решения, и только некоторые приложения являются общими для всех филиалов фирмы (как правило, системы финансовой отчетности и телекоммуникационные программы). Франчайзинговые предприятия обладают самой простой системной структурой: как и продукты, которые они продают, такие фирмы в домашних условиях разрабатывают одну систему, а затем копируют ее во всех подразделениях по всему миру. Каждое подразделение франчайзинговой компании вне зависимости от своего местоположения использует одинаковые программные приложения. Наконец, наиболее сложной и дорогостоящей является системная структура транснациональных корпораций: сетевые системы, используемые такими компаниями, зачастую производятся в единичном экземпляре и предназначены для работы в конкретном окружении. Для их функционирования необходимо наличие мощной телекоммуникационной магистрали, совместно используемых приложений и управленческой культуры, не зависящей от местных условий. Системы с наиболее четкой сетевой структурой чаще всего используются в финансовых службах, поскольку в таком случае однородность и стандартность продукта (деньги и финансовые инструменты) позволяют преодолевать культурные и национальные барьеры. Реорганизация бизнеса Что фирма должна предпринять в первую очередь, если она собирается заняться бизнесом в мировом масштабе? Структура, соответствующая новым планам компании и служащая для поддержки информационных систем, должна отвечать следующим принципам: 1. Организовывать добавляющие ценность процессы с учетом относительных преимуществ. Например, функции маркетинга и сбыта могут выполняться там, где они наиболее эффективны, обходятся дешево, а также приносят наилучшие результаты. 2. Создавать информационные системы для каждого уровня организации — регионального, национального и мирового. Для удовлетворения местных нужд имеет смысл использовать внутренние системы в каждой отдельной стране. Региональные системы охватывают не отдельные страны, а целые географические регионы (Европа, Азия, Америка). Транснациональные информационные системы помогают связывать между собой отдельные регионы и координировать работу международных телекоммуникаций, а также следить за разработкой новых систем всех уровней (Roche, 1992). 3. Основывать в главной штаб-квартире отдел, ответственный за разработку глобальных информационных систем, и назначать директора информационной службы (СЮ). Многие успешные компании разрабатывали свои системные структуры согласно этим принципам. Успех таких компаний зависит не только от правильной организации работы, но связан также с ключевым фактором — командой менеджеров, хорошо понимающих все достоинства и недостатки глобальных систем и умеющих разрабатывать подходящие стратегии. 16.3. Управление глобальными системами В табл. 16.4 перечислены типичные управленческие проблемы, которые могут возникнуть при разработке глобальных систем. Следует отметить, что большинство этих проблем имеет место и при создании обычных систем «для внутреннего пользования», однако там их последствия не так критичны. Типичный сценарий: дезорганизация в глобальном масштабе Давайте рассмотрим стандартный сценарий. Традиционная мультинациональная компания, расположенная в США, производит потребительские товары и сбывает их в Европе, планируя расширить сферу своей деятельности за счет Азии, для чего ей нужно разработать транснациональную стратегию и сопутствующие ей информационные системы. Как и в других компаниях такого типа, производственные и маркетинговые процессы компании проходят в региональных и национальных центрах, разбросанных по миру, а центральное руководство находится в Соединенных Штатах. Каждый филиал и дочерняя компания разрабатывали свои собственные системы. Централизованно контролируется только система финансового управления и отчетности. Системная группа, расположенная в Соединенных Штатах, занимается только внутренними функциями и производством. В результате получается настоящая мешанина из оборудования, программного обеспечения и телекоммуникаций. Американские и европейские системы электронной почты несовместимы друг с другом. Каждое производственное предприятие использует различные системы планирования и управления ресурсами (или различные версии одной и той же системы), а также системы маркетинга, сбыта и кадрового учета. Технические платформы также различны: в Европе используются файловые серверы на основе UNIX и PC-совместимые компьютеры в качестве рабочих машин. Связь между различными подразделениями компании также оставляет желать лучшего из-за ее высокой стоимости и низкого качества европейских коммуникаций. В Америке для работы используются универсальные вычислительные машины от IBM с подключенными к ним терминалами, при этом все они связаны в пределах страны в одну сеть. Что вы порекомендуете высшему руководству данной компании, которое стремится выработать транснациональную стратегию и создать информационную инфраструктуру, которая сможет ее поддерживать? Взвесьте все возникшие проблемы, снова внимательно изучите табл. 16.4. Иностранные филиалы будут противиться введению соглашения о пользовательских потребностях, поскольку они привыкли уделять внимание только собственным нуждам. Отделы, расположенные в Америке, также с трудом будут воспринимать концепцию транснациональной стратегии. Любого руководителя местного уровня трудно убедить в том, что он должен менять стиль работы своего предприятия для того, чтобы соответствовать каким-то «мировым стандартам», особенно если это может привести к снижению эффективности его работы. Как-никак местное руководство в первую очередь отвечает за выполнение задач, поставленных отделу или филиалу. Наконец, координирование разработки проектов по всему миру в отсутствие мощной телекоммуникационной сети может оказаться нелегким делом, а местных пользователей сложно будет «пересадить» на новые системы. Стратегия: разделяй и властвуй На рис 16.3 показаны ключевые факторы, влияющие на процесс принятия решения. Во-первых, нужно учесть, что далеко не все системы поддерживают координирование своей работы на глобальной основе, только некоторые ключевые системы могут функционировать в таком режиме. Ключевые системы — это системы, которые служат для поддержки критических для деятельности организации функций. Многие системы могут быть частично координированы, поскольку они содержат некоторые ключевые элементы. При использовании подобных систем создаются местные вариации базовой структуры. В последнюю группу входят периферийные системы, которые используются только на местном уровне. Определение ключевых бизнес-процессов Как определить, какие системы являются ключевыми? В первую очередь необходимо составить краткий список основных бизнес-процессов, описанных в гл. 1 и 2. Короче говоря, бизнес-процессы представляют собой наборы логически связанных задач, таких как отправка заказанных товаров потребителям или поставка новых продуктов на рынок. Каждый бизнес-процесс обычно затрагивает несколько функциональных областей, включая коммуникационную, рабочую и информационную сферы. Выделить ключевые бизнес-процессы можно с помощью анализа технологических процессов. Как потребители размещают свои заказы, что происходит с заказом после того, как он принят и оформлен, кто следит за выполнением заказов, а также каким образом они доставляются пр месту назначения? Как ведется работа с поставщиками? Имеют ли они доступ к системе планирования ресурсов? В результате должен получиться список из максимум 10 бизнес-процессов, которые абсолютно критичны для фирмы. Далее необходимо определить, где эти процессы исполняются наилучшим образом. Правда ли, что заказы лучше всего выполняются в Соединенных Штатах, самый лучший контроль производства осуществляется в Германии, а кадровый учет — в Азии? Нужно выделить все функции, которые по своему исполнению выделяются на фоне остальных. После изучения бизнес-процессов фирмы вы сможете их упорядочить (в зависимости от важности). Здесь уже нетрудно будет определить, какие процессы являются ключевыми, какие — региональными и местными, а также как они координируются в глобальном масштабе. В то же время благодаря определению критических бизнес-процессов у вас появится определенное видение будущего компании.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |