Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1. История государственного управления (с древнейших времен до XX в.)




II. Виды и содержание учебных занятий

I. Образовательные технологии

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

1. Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

2. Case-study -анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

3. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

4. Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

5. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

6. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.

 

№ п/п Виды образовательных технологий Модуль дисциплины Формы организации учебного процесса
  Информационные технологии. № 1-2 Информационная лекция, мозговой штурм.
  Case-study. № 1-2 Информационная лекция, проблемная лекция, кейс-метод, деловые игры (ролевая игра).
  Проблемное обучение. № 1-2 Информационная лекция, проблемная лекция, занятия с применением затрудняющих условий, методы группового решения творческих задач.
  Контекстное обучение. № 1-2 Информационная лекция, методы группового решения творческих задач.
  Обучение на основе опыта. № 2 Проблемная лекция, деловые игры (ролевая игра).
  Опережающая самостоятельная работа. № 2 Проблемная лекция, методы группового решения творческих задач, мозговой штурм.

 

Теоретические занятия (лекции) – 17 часов.

Лекция 1. Введение: предмет и методы исследования истории государственного управления (2 часа).

Тип лекционного занятия: информационная лекция.

Содержание лекции:

Предмет истории государственного управления, ее место в системе юридических наук. Периодизация истории государственного управления. Цели и задачи учебной дисциплины. Методология науки и курса истории государственного управления. Теории происхождения и сущности государства. Понятие, задачи, принципы организации и деятельности государственного управления. Основные понятия: государство, форма правления, власть, правительство, территориальное устройство, самоуправление, государственная служба. Управление как система и ее элементы: субъекты и объекты управления, управляющее воздействие, организационная структура. Понятие «государственное управление» и его эволюция в отечественной науке.

Особенности развития государственно-правовых институтов в России. Факторы, определяющие развитие российского государства и права: природно-климатический, политический, геополитический и другие.

Лекция 2. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.). Государственное управление в древнерусских княжествах XII - начала XIII веков (2 часа).

Тип лекционного занятия: проблемная лекция.

Содержание лекции:

Раннефеодальная монархия. Образование Древнерусского государства. Этапы складывания системы государственного управления. Князь. Дружина. Церковь. Вече.

Государственное управление в древнерусских княжествах XII – начала XIII веков. Феодальная республика. Феодальная монархия. Особенности государственного управления в условиях раздробленности.

Предпосылки и причины распада Киевской Руси. Утрата Киевом своего столичного значения. Выдвижение новых экономических и политических центров. Развитие натурального способа хозяйствования. Междоусобицы удельных князей.

Владимиро-Суздальское княжество. Феодалы. Особенности государственного строя. Князь и княжеский совет. Местные органы власти и управления.

Галицко-Волынское княжество. Особенности государственного строя. Князь и совет бояр. Роль вече.

Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики. Особенности государственного строя. Различия в полномочиях князя, посадника, тысяцкого. Архиепископ. Роль вече и Совета господ. Административно-территориальное деление Новгорода и Пскова. Концы, пятины.

Развитие права в период феодальной раздробленности. Особенности развития права в удельных княжествах. Псковская и Новгородская судные грамоты. Виды суда. Правовое положение зависимого населения. Половники, их категории, имущественные и личные права, повинности. Гражданское право. Вещное право: собственность, залог. Договоры: порядок заключения и виды. Наследование по закону и по завещанию. Уголовное право. Общее понятие преступления, состав. Система преступлений. Система наказаний. Процессуальное право. Органы и лица, осуществляющие правосудие. Система доказательств.

Лекция 3. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.) (2 часа).

Тип лекционного занятия: информационная лекция.

Содержание лекции:

Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.). Ярлык. Русские князья и хан. Город.

Возникновение монголо-татарского феодального государства Золотая Орда. Особенности татаро-монгольского феодального государства. Кочевой характер государства. Пережитки родоплеменного строя. Роль племенной аристократии. Военная организация Золотой Орды как основа государственности. Предпосылки и причины распада Золотой Орды на отдельные ханства.

Государственный строй Золотой Орды. Деспотический характер власти хана. Курултай. Визирь. Центральные органы управления. Диваны. Десятичная система управления.

Право Золотой Орды. Обычное право монгольских племен. Нормы шариата. Великая Яса Чингисхана. Имущественные отношения. Семейное право. Наследственное Уголовное право: система преступлений и наказаний. Процессуальное право: органы, осуществляющие правосудие, судебный процесс, система доказательств.

Золотая Орда и Русь.

 

Лекция 4. Становление российской государственности XV-XVI вв. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.). Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке (4 часа).

Тип лекционного занятия: информационная лекция.

Содержание лекции:

Административно-территориальное деление. Княжество. Уезд. Волость. Стан. Кормление. Ликвидация удельной системы.

Причины объединения русских земель. Иван III. «Государь всея Руси». Герб. Государственная идеология – богоизбранности и независимости. Московские бояре. Великокняжеская власть и служилое дворянство. Иван IV. Венчание на царство. Новый титул «царь».

Сословно-представительная монархия. Централизованное государство и его высшие органы. Царь. Боярская дума. Избранная рада. Земские соборы. Приказная система. Посольский, Разрядный, Поместный, Дворцовые (казенный, Большого Дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельный) приказы. Приказная бюрократия. Думные дьяки, товарищи, избные дьяки, подьячие. Местничество. Отмена кормлений. Наместники, воеводы. Приставы, сторожа.

Земская реформа и местное самоуправление. Избы. Приказы (Казанского дворца, Городовой). Судебно-полицейские приказы. Челобитный, Ямской приказ. Наместники и волостители. Уставные грамоты. Городовые приказчики. Губная реформа. Губные старосты. «Царский судебник». «Излюбленные головы».

Государственные учреждения в годы опричнины. Земщина. Приказы. Опричнина. Боярская дума. Второй этап опричнины. Иван IV – князь московский. Великий князь всея Руси – татарский хан Симеон Бекбулатович.

Российская государственность в период смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.). Разрушение российской государственности. Политический, династический кризис. Разрушение «духовных скреп общества». Федор Иванович Рюрик. Учреждение патриаршества (1589 г.). Б. Годунов. Самозванство. Лжедмитрий I. В.И. Шуйский. Лжедмитрий II. «Параллельные» системы власти: две столицы – Москва и Тушино, два государя – цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович, два патриарха – Гермоген и Ростовский митрополит Филарет.

Преодоление последствий смуты. Земский собор 1613 г. Михаил Федорович Романов (1613-1645). Алексей Михайлович Романов (1645-1682). Соборное уложение 1649 г.

Зарождение институтов абсолютизма. Царь. Приказ тайных дел – личная канцелярия царя. Счетный, монастырский приказы. Боярская дума. Ближняя дума. Земские соборы.

Бюрократизация государственного управления и изменения в структуре «служилого сословия». Дворянство. Схема служения. Соборное уложение 1649 г. Служба и приказная работа. Местничество и его отмена в 1682 г.

Приказная система. Организация управления. Посольский, Разрядный, Поместный приказы. Группы приказов: общегосударственной компетенции, дворцовые, патриаршие. Организация службы. Политика правительства в области формирования бюрократии.

Местное управление. Город и его уезд. Воевода. Губернские и земские учреждения. Административное деление. Разряды.

Лекция 5. Политические реформы Петра I. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII века (2 часа).

Тип лекционного занятия: информационная лекция.

Содержание лекции:

Политические реформы Петра I. Боярская дума – Консилия министров. Кабинет Петра I. Правительствующий Сенат. Генерал-прокурор. Фискалы. Шведская система центрального управления. Коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер и Штатс-конторы, Ревизион-коллегия, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная и Духовная. Комиссии. Структура. Порядок рассмотрения дел. Судебная реформа.

Укрепление российской бюрократии. Указ «О единонаследии» (1714 г.). Табель «О рангах» (1722 г.). «О не производстве в секретари тех, которые не дворяне» (1724 г.). Кадровая политика. Служащие Сената. Служащие центрального аппарата. Служащие местного управления. Выборная бюрократия: Земские избы, крепостные надсмотрщики и писцы, фискалы.

Реформа местного управления. Губернии, провинции, дистрикты (уезды).

Эволюция государственного аппарата в 1726-1762 гг. Фаворитизм. Изменение в области управления. Введение воеводского правления. Административные преобразования. Политика правительства в области формирования бюрократии. Местная администрация.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Реформа Сената. Генерал-прокурор. Синод. Совет при высочайшем дворе. Канцелярия Статс-секретарей. Фаворитизм. Комиссия по составлению Уложения. Наказ. Коллегии. Тайная экспедиция.

Реформирование системы местного управления. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.). Губернское и уездное правление. Наместники. Генерал-губернаторы. Казенная палата и уездное казначейство. Приказы общественного призрения. Система местных судов. Управление городом. «Устав благочиния или полицейский» (1782 г.)

Изменения принципов кадровой политики и организации государственной службы. Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.). «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» (1762 г.). «О правилах производства в статские чины» (1790 г.).

Организация городского управления. «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (1785 г.). Городская дума. Шестигласная дума. Городской голова.

Реформы центральных и местных органов управления Павла I. Проекты Павла I в области государственного управления. Реформа Сената. Усиление роли генерал-прокуроров. Центральное управление. Изменения в местном управлении. Формирование бюрократии. Восстановление обучения в коллегии-юнкеров. Местная администрация.

 

Лекция 6. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века (5 часов).

Тип лекционного занятия: лекция-консультация.

Содержание лекции:

Император. Непременный совет (1801-1810 гг.). Негласный комитет. Государственный совет (с 1810 г.) и его департаменты. Формирование министерств. Манифест «Об учреждении министерств». Закон «О разделении государственных дел по министерствам» (1810 г.). Комитет министров (с 1812 г.). Сенат. Указ «О правах и обязанностях сената» (1802 г.). Собственная его императорского Величества канцелярия и ее отделения. Корпус жандармов. Положение «О корпусе жандармов» (1827 г.). Святейший Синод.

Реформы и контрреформы. Совершенствование системы государственного управления 1860-1870-х гг. Совет министров. Государственный совет. Правительствующий Сенат и «Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» (1872 г.). Кассационные департаменты (1866.). Министерства.

Попытки реформирования системы управления в 1880-1890-х гг. Положение «Об усиленной и чрезвычайной охране» (1881 г.).

Новые принципы судебной системы. Судебные уставы (1864 г.). Новая судебная организация: мировой суд, общие суды. Сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Институт присяжных заседателей. Реформы полиции (1860-1880-х гг.).

Местное управление. Губернатор и генерал-губернатор. Их компетенция. Губернское правление (1850 г.). Канцелярия и ее отделения. Казенные палаты, Казначейства. Палаты государственных имуществ. Губернские и уездные собрания предводителей дворянства. Манифест «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» (1831 г.). Уездная полиция. Управы благочиния. Земская реформа 1864 г. Положение «О губернских и уездных учреждениях» (1864 г.). Земское самоуправление. Механизм управления земством. Деятельность земств. Городская реформа 1870 г. «Городовое положение» (1870 г.). Городская дума и городская управа. Контрреформы 1880-1890-х гг. Отход от принципов судебной реформы. Положение «О земских учреждениях» (1890 г.).

Особенности управления окраинами. Управление инородцами. Устав «Об управлении инородцами» (1822 г.). Царство Польское.

Кадры государственного управления и чиновничий аппарат. Система подготовки кадров. Указ «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские чиновники» (1809 г.). Университеты и лицеи. «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.