Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии и формы обучения. Рекомендации по освоению дисциплины для студента




Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 144 часа, из них 50 часов аудиторных занятий и 40 часов, отведенных на самостоятельную работу студента, 54 часа на подготовку и сдачу экзамена.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и модулям дисциплины приведены в таблице.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. (ЗЕ) Рекомендации
Модуль 1 «История государства и права России (с древнейших времен до XX в.)»
Подготовка к лекции №1. Введение: предмет и методы исследования истории государственного управления. Самостоятельное изучение вопросов: объект, предмет, цель, задачи, периодизация дисциплины «История государственного управления».   См. вводную главу учебного пособия, конспект лекции № 1.
Подготовка к лекции №2. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.). Государственное управление в древнерусских княжествах XII - начала XIII веков. Самостоятельное изучение вопросов: - назовите основные причины образования древнерусского государства; - общая характеристика структуры управления по «Русской Правде»; - назовите стадии судебного процесса по «Русской Правде»; - что такое ордалии?; - что такое уставная грамота?; - назовите виды преступлений и наказаний по Псковской судной грамоте; - в чем отличие Псковской судной грамоты от «Русской Правды»; - назовите основные причины распада единого древнерусского государства.   См. главу № 1 учебного пособия, конспект лекции № 2.
Подготовка к лекции №3. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.). Самостоятельное изучение вопросов: - государственный строй Золотой Орды; - десятичная система управления; - право Золотой Орды; - Великая Яса Чингисхана.   См. главу № 2 учебного пособия, конспект лекции № 3.
Подготовка к лекции №4. Становление российской государственности XV-XVI вв. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.). Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке. Самостоятельное изучение вопросов: - общая характеристика источников права Московской Руси; - Судебник 1497 г.: история создания, структура, нормы и институты; - Судебник 1550 г.: история создания, структура, нормы и институты; - Соборное Уложение 1649 г.: история создания, структура, нормы и институты управления; - в чем отличие Судебника 1550 г. от Судебника 1497 г.? - назовите причины создания Соборного Уложения 1649г.; - назовите этапы юридического оформления крепостничества в XV – XVII вв.; - общая характеристика деятельности Боярской Думы и приказов.   См. главу № 3 учебного пособия, конспект лекции № 4.
Подготовка к лекции №5. Политические реформы Петра I. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII века. Самостоятельное изучение вопросов: - общая характеристика деятельности Сената и коллегий; - общая характеристика источников права второй половины XVII-XVIII в.; - уголовное и процессуальное законодательство Петра I; - Воинские Артикулы 1715 г.; - краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715 г.; - основные направления развития права России во второй половине XVIII в.   См. главу № 4-5 учебного пособия, конспект лекции № 5.
Подготовка к лекции №6. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века. Самостоятельное изучение вопросов: - общая характеристика государственного строя Российской империи в XIX в.; - общая характеристика источников права России первой половины XIX в.; - систематизация российского законодательства; - Полное собрание законов и Свод законов Российской империи; - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.; - общая характеристика источников права России второй половины XIX в.; - буржуазные реформы 1860 – 1870-х гг.; - Крестьянская реформа 1861 г. и право; - Судебная реформа 1864 г. и право; - Земская реформа 1864 г. и право; - Городская реформа 1870 г. и право; - контрреформы 1880 – 1890-х гг. и право.   См. главу № 6-7 учебного пособия, конспект лекции № 6.
Подготовка к практическому занятию №1. Становление государственности и государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.). Государственное управление в древнерусских княжествах XII - начала XIII веков. Изучение теоретического материала: 1. Образование Древнерусского государства. Этапы складывания системы государственного управления. Князь. Дружина. Церковь. Вече. 2. Государственное управление в древнерусских княжествах XII – начала XIII веков. Феодальная республика. Феодальная монархия. 3. Особенности государственного управления в условиях раздробленности. Вотчина. Удельные князья. 4. Владимиро-Суздальское княжество. Феодалы. Князь и княжеский совет. 5. Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики. Различия в полномочиях князя, посадника, тысяцкого. Архиепископ. Роль вече и Совета господ.   См. описание практического занятия № 1.
Подготовка к практическому занятию №2. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.). Изучение теоретического материала: 1. Система государственного и местного управления в период монголо-татарского ига и Золотой Орды (XIII-XVI вв.). 2. Ярлык. Русские князья и хан. Город. 3. Особенности татаро-монгольского феодального государства. Кочевой характер государства. Пережитки родоплеменного строя. Роль племенной аристократии. 4. Государственный строй Золотой Орды. Деспотический характер власти хана. Курултай. Визирь. Центральные органы управления. Диваны. Десятичная система управления. 5. Золотая Орда и Русь.   См. описание практического занятия № 2.
Подготовка к практическому занятию №3. Становление российской государственности XV-XVI вв. Разрушение российской государственности в период смутного времени (конец XVI - начало XVII вв.). Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в XVII веке. Изучение теоретического материала: 1. Административно-территориальное деление. Княжество. Уезд. Волость. Стан. Кормление. Ликвидация удельной системы. 2. Причины объединения русских земель. Иван III. «Государь всея Руси». Герб. Государственная идеология – богоизбранности и независимости. Московские бояре. Великокняжеская власть и служилое дворянство. Иван IV. Венчание на царство. Новый титул «царь». 3. Сословно-представительная монархия. Централизованное государство и его высшие органы. Царь. Боярская дума. Избранная рада. Земские соборы. Приказная система. Посольский, Разрядный, Поместный, Дворцовые (казенный, Большого Дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий, Постельный) приказы. Приказная бюрократия. Думные дьяки, товарищи, избные дьяки, подьячие. Местничество. Отмена кормлений. Наместники, воеводы. Приставы, сторожа. 4. Земская реформа и местное самоуправление. Избы. Приказы (Казанского дворца, Городовой). Судебно-полицейские приказы. Челобитный, Ямской приказ. Наместники и волостители. Уставные грамоты. Городовые приказчики. Губная реформа. Губные старосты. «Царский судебник». «Излюбленные головы». 5. Российская государственность в период смутного времени (конец XVI – начало XVII вв.). Разрушение российской государственности. Политический, династический кризис. Разрушение «духовных скреп общества».   См. описание практического занятия № 3.
Подготовка к практическому занятию №4. Политические реформы Петра I. Государственное и региональное управление в середине и во второй половине XVIII века. Изучение теоретического материала: 1. Политические реформы Петра I. Боярская дума – Консилия министров. Кабинет Петра I. Правительствующий Сенат. Генерал-прокурор. Фискалы. Шведская система центрального управления. Коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Камер и Штатс-конторы, Ревизион-коллегия, Берг-, Мануфактур-, Коммерц-, Юстиц-, Вотчинная и Духовная. Комиссии. Структура. Порядок рассмотрения дел. Судебная реформа. 2. Укрепление российской бюрократии. Указ «О единонаследии» (1714 г.). Табель «О рангах» (1722 г.). «О не производстве в секретари тех, которые не дворяне» (1724 г.). Кадровая политика. Служащие Сената. Служащие центрального аппарата. Служащие местного управления. Выборная бюрократия: Земские избы, крепостные надсмотрщики и писцы, фискалы. 3. Реформа местного управления. Губернии, провинции, дистрикты (уезды). 4. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Реформа Сената. Генерал-прокурор. Синод. Совет при высочайшем дворе. Канцелярия Статс-секретарей. Фаворитизм. Комиссия по составлению Уложения. Наказ. Коллегии. Тайная экспедиция. 5. Реформы центральных и местных органов управления Павла I. Проекты Павла I в области государственного управления. Реформа Сената. Усиление роли генерал-прокуроров. Центральное управление. Изменения в местном управлении. Формирование бюрократии. Восстановление обучения в коллегии-юнкеров. Местная администрация.   См. описание практического занятия № 4.
Подготовка к практическому занятию №5. Реформы и контрреформы государственного управления в России во второй половине XIX века. Изучение теоретического материала: 1. Император. Непременный совет (1801-1810 гг.). Негласный комитет. Государственный совет (с 1810 г.) и его департаменты. Формирование министерств. 2. Реформы и контрреформы. Совершенствование системы государственного управления 1860-1870-х гг. Совет министров. Государственный совет. Правительствующий Сенат и «Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» (1872 г.). Кассационные департаменты (1866 г.). Министерства. 3. Новые принципы судебной системы. Судебные уставы (1864 г.). Новая судебная организация: мировой суд, общие суды. Сословные и ведомственные суды. Суд присяжных. Формирование адвокатуры. Институт присяжных заседателей. Реформы полиции (1860-1880-х гг.). 4. Местное управление. Губернатор и генерал-губернатор. Их компетенция. Губернское правление (1850 г.). Канцелярия и ее отделения. 5. Кадры государственного управления и чиновничий аппарат. Система подготовки кадров. Указ «О правилах производства в чины и экзаменах для производства в коллежские асессоры и статские чиновники» (1809 г.). Университеты и лицеи. «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».   См. описание практического занятия № 5.
Итого по модулю 1      
Модуль 2 «История государственного управления в XX – XXI вв.»
Подготовка к лекции №7. Государственное и региональное управление Российской империей в начале XX века. Самостоятельное изучение вопросов: - общая характеристика государственного строя Российской империи в начале XX века; - назовите основные законодательные акты революции 1905-1907 гг.; - почему события 3 июня 1907 г. считаются государственным переворотом? - основные причины Февральской революции 1917 г.; - законодательство Временного правительств и реформирование государственного управления России; -   См. главу № 8 учебного пособия, конспект лекции № 7.
Подготовка к лекции №8. Становление государственного управления в послереволюционный период. Система государственного устройства в 30-40-х годах. Самостоятельное изучение вопросов: - Новая экономическая политика; - Конституция СССР 1924 г.: история создания, структура, нормы и институты; - кодификация советского законодательства в 1920-е гг.; - Конституция СССР 1936 г.: история создания, структура, нормы и институты; - образование чрезвычайных внеконституционных органов власти и управления.   См. главу № 9 учебного пособия, конспект лекции № 8.
Подготовка к лекции №9. Попытки реформирования государственного управления в 50-60-е годы. Самостоятельное изучение вопросов: - назовите основные тенденции и особенности развития системы государственного управления в 1946-1953 гг.; - назовите основные тенденции и особенности развития системы государственного управления в 1953-1964 гг.; - назовите причины, цели и задачи реформирования системы государственного управления в 1950-1960-х гг.; - в чем отличие Конституции СССР 1977 г. от Конституции СССР 1936 г.?; - каково содержание «6-й статьи» Конституции СССР 1977 г.?   См. главу № 9 учебного пособия, конспект лекции № 9.
Подготовка к лекции №10. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. Самостоятельное изучение вопросов: - общая характеристика системы государственного управления Российской Федерации; - Конституция РФ 1993 г.: история создания, структура, нормы и институты; - основные направления развития системы государственного управления в современный период.   См. главу № 10 учебного пособия, конспект лекции № 10.
Подготовка к практическому занятию №6. Государственное и региональное управление Российской империей в начале XX века. Изучение теоретического материала: 1. Николай II. Попытки «усовершенствования» государственного порядка. Манифест «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» (1903 г.). Кризис системы управления. 2. Император. Совет министров. Малый Совет министров. Министерства. Государственный Совет. «Об изменении Учреждения Государственного совета и пересмотре учреждения Государственной думы», «Учреждение Государственного совета», «Учреждение Государственной думы» (февраль 1906 г.). Указ «О переустройстве государственного совета» (1906 г.). 3. Манифест «Об учреждении Государственной Думы» (1905 г.). Положение «О выборах в Государственную Думу» (1905 г.). Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.). Деятельность I – IV Государственных Дум. Правительствующий Сенат. Святейший Синод. 4. Февральская революция 1917 г. Свержение царизма. Двоевластие. Временный комитет Государственной Думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 5. Временное правительство. Корниловский мятеж. Директория. Учредительное собрание. I Всероссийский съезд Советов. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Государственное совещание. Провозглашение России республикой. Демократическое совещание. Временный Совет Республики («предпарламент»).   См. описание практического занятия № 6.
Подготовка к практическому занятию №7. Становление государственного управления в послереволюционный период. Система государственного устройства в 30-40-х годах. Изучение теоретического материала: 1. Провозглашение советской власти II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Всероссийское Учредительное собрание и его разгон. ВЦИК. Совет Народных Комиссаров (СНК). Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). 2. Становление советской судебной системы. Декреты СНК о суде № 1-3. Унификация советской судебной системы. Принятие ВЦИК 30 ноября 1918 г. «Положения о народном суде РСФСР». Чрезвычайные органы власти и управления. Ревкомы. Революционные трибуналы. Декрет СНК «О революционных трибуналах» (17 мая 1918 г.). 3. Образование СССР. В.И. Ленин. И.С. Сталин. Проекты советской федерации и «автономизаций» советских республик. Конституция СССР 1924 г. Конституция РСФСР 1925 г. 4. Конституция СССР 1936 г. Конституция РСФСР 1937 г. Верховный совет СССР. Совет Союза и Совет национальностей. Президиум Верховного совета СССР. СНК СССР и его Наркоматы: общесоюзные и союзно-республиканские. Верховный суд СССР. Роль ВКП (б) в управлении. Создание однопартийной системы. 5. Изменение структуры и функций органов власти и управления СССР в послевоенный период. Изменения и дополнения в тексте Конституции СССР 1936 г. Преобразование СНК СССР в Совет министров СССР, СНК союзных и автономных республик в советы министров союзных и автономных республик, наркоматов в министерства.   См. описание практического занятия № 7.
Подготовка к практическому занятию №8. Попытки реформирования государственного управления в 50-60-е годы. Изучение теоретического материала: 1. Изменения в государственном аппарате управления во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг. Н.С. Хрущев. Разграничение полномочий высших государственных и партийных учреждений. Изменения в составе министерств и ведомств. 2. Изменения в государственном аппарате управления во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг. Л.И. Брежнев. Бюрократический централизм. Изменения в государственном аппарате. Сращивание государственного и партийного аппаратов. 3. Конституция СССР 1977 г. Конституция РСФСР 1978 г. Верховный совет СССР. Совет Союза и Совет национальностей. Президиум Верховного совета СССР. Совет министров СССР. Верховный суд СССР. Прокуратура СССР. Аппарат ЦК КПСС в системе управления. Управленческая элита. 4. Ю.В. Андропов. Попытки укрепления строя. М.С. Горбачев. Политика «перестройки». Распад СССР.   См. описание практического занятия № 8.
Подготовка к практическому занятию №9. Предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. Изучение теоретического материала: 1. Создание парламентской системы. Учреждение поста Президента РСФСР. Б.Н. Ельцин. 2. Закон 1990 г. о разграничении полномочий между СССР и субъектами Союза. Кризис многонационального государства. Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств. 3. Выработка новых подходов по федеративному устройству страны. Подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. 4. Конституция 1993 г. Президент РФ. Совет Федерации и Государственная Дума. Правительство. 5. Тенденции современного развития государственного управления.   См. описание практического занятия № 9.
Итого по модулю 2      

Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«История государственного управления»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.