КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственного управления (Сенат, коллегии, органы 2 страница
Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 189 пользование должностного положения с целью получения личной выгоды («взяткобрательство» и «взяткодательство»). Введение Табели о рангах было тесно связано с проводимой Петром I новой кадровой политикой в государстве. При Петре I дворянство (именовавшееся с этого времени шляхетством) становится основным сословием, из которого черпались кадры для государственной гражданской службы. Последняя была обособлена от службы военной. По Табели о рангах дворяне как наиболее образованный слой русского общества получали преимущественное право на государственную службу. Если на государственную должность назначался не дворянин, он приобретал права дворянства. Петр I самым жестким образом требовал от дворян отбывания государственной службы как их прямой сословной обязанности: все дворяне должны были служить либо в армии, либо на флоте, либо в государственных учреждениях. Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату (ранее они находились в ведении Разрядного приказа), который осуществлял все назначения по гражданской службе (за исключением первых пяти высших классов). Учет годных к службе дворян и кадровое обеспечение государственной службы было возложено на находившегося при Сенате герольдмейстера. Он вел списки дворян и предоставлял Сенату необходимые сведения по кандидатурам на вакантные государственные должности, строго следил, чтобы дворяне не уклонялись от службы, а также по возможности организовывал профессиональную подготовку чиновников. С введением Табели о рангах было уничтожено прежнее деление дворян на сословные группы (московские дворяне, городовые, дети боярские) и вместо него была введена лестница служебных классных чинов, непосредственно связанных с прохождением военной или гражданской службы. Табель о рангах устанавливала 14 таких классных чинов (рангов), дающих право занимать ту или иную классную должность. Занятие классных должностей, соответствующих чинам с 14 до 5, происходило в порядке продвижения по службе (карьерного роста), начиная с низшего, высшие чины (с 5 по 1) присваивались по воле императора за особые заслуги перед отечеством и монархом. Помимо должностей государственной гражданской службы, статус которых определялся Табелью о рангах, существовала огромная армия низших канцелярских служащих, составляющих так называемое «внетабельное чиновничество». Особенностью петровской Табели о рангах, отличавшей ее от аналогичных актов европейских государств, было то, что, во-первых, она тесно увязывала присвоение чинов с конкретной службой тех или иных лиц (для лиц, не находящихся на государственной службе, классные чины не предусматривались), во-вто- 190 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации рых, в основу продвижения по должности был положен не принцип заслуг, а принцип выслуги (необходимо было начинать службу с самого нижнего чина и служить в каждом из чинов установленное количество лет). Подобным образом Петр I намеревался решить одновременно две задачи: 1) заставить дворян поступать на государственную службу; 2) привлечь к государственной службе выходцев из других сословий, для которых оказаться на государственной службе означало единственную возможность получения дворянства, сначала личного, а в перспективе и потомственного (по достижении VIII классного чина). Итоги и последствия петровских реформ Осуществленные Петром I преобразования в сфере государственного управления в целом имели прогрессивное значение для России: из полуазиатского государства она превратилась в передовую европейскую державу. Преобразования сопровождались рационализацией всех сторон жизни общества, подъемом экономики и культуры. Одним из важнейших результатов петровской губернской реформы можно считать образование целостного унифицированного имперского пространства с единой централизованной и бюрократизированной системой местного управления, Созданные в ходе реформ новые институты власти и управления оказали значительное влияние на политическое развитие России и модернизацию ее государственной системы в дальнейшем. Однако в условиях абсолютной монархии модернизация страны проходила крайне противоречиво. Европейские ценности использовались властью по преимуществу утилитарно, прежде всего для усиления мощи государства, централизации и бюрократизации государственного аппарата. Гордясь ролью «европейца» по отношению к азиатским окраинам, российская империя не восприняла многих европейских ценностей, таких как права человека, ограничение власти законом, неприкосновенность частной собственности. Можно сказать, что, создав мощное государство, Петр I использовал европейские ценности для укрепления как раз неевропейских элементов русской политической культуры (централизм, деспотизм, бесконтрольность власти). Главное противоречие заключалось в самой политике самодержавия. Неустанно трудясь над тем, чтобы превратить Россию в могучую, уважаемую Европой державу, Петр I ничего не сделал для раскрепощения общества, не предпринял никаких шагов в пользу политической свободы. Как писал в этой связи В. О. Ключевский, Петр I хотел «грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе», хотел, чтобы «раб, оставаясь рабом, действовал свободно и сознательно». Совместное действие деспотизма и свобод Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 191 ды, просвещения и рабства, по словам историка — это «квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра I два века и доселе не разрешившаяся». В ходе петровских преобразований государственная власть приобрела характер абсолютной, ничем не ограниченной монархии, опиравшейся на развитый, полностью зависимый от монарха бюрократический аппарат. М. Вебер, внимательно изучавший петровскую реформацию, считал, что такой характер политической власти в России в значительной мере мог сложиться потому, что в российском дворянстве XVIII в. почти полностью отсутствовала какая-либо сословная солидарность. В своих взаимоотношениях с центральной властью дворянство было, по мнению немецкого ученого, совершенно бессильно: в России царская власть могла позволить себе такое поведение по отношению к представителям землевладельческой аристократии, какого не мог себе позволить ни один западный монарх. Как полагал Вебер, такая ситуация стала следствием того, что в результате петровских реформ был устранен принцип родовой чести, имевший основополагающее значение в прежней системе местничества. В то же время центральной власти удалось не допустить формирования сословной солидарности в среде дворянства, которое оставалось глубоко расколотым благодаря конкуренции за чины и царские милости. Негативным последствием установленного в Табели о рангах принципа выслуги как основы карьерного роста стало развитие в чиновничьей среде психологии чинопочитания. Почитание чина, а не службы, со временем ставшее образом жизни русского чиновничества, разъедало бюрократический аппарат, заставляло служащих государственных учреждений, чтобы продвинуться по служебной лестнице, служить не делу, а начальству. Это «повреждение нравов» русского чиновничества не смогли впоследствии изжить ни «драконовские» меры Павла I, ни подготовленный Сперанским при Александре I закон о государственных экзаменах для высших чинов государственной бюрократии, ни суровая дисциплина Николая I. Перенеся западную рациональную модель бюрократии на русскую почву, Петр I в сущности ничего не изменил в характере властных отношений, господствующих в русском обществе, что дало основание М. Веберу считать петровскую систему управления патримониальной в своей основе. Особенностью подобной системы управления является то, что она строится на преобладании неформальных отношений в структурах власти. Приказания правителя здесь имеют приоритет перед любыми формальными правилами, которые могут произвольно нарушаться или вообще игнорироваться. Точно так же преданность патримониального чиновника своей должности, по словам Вебера, в этой системе от- 192 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации ношений представляет собой «не безличное обязательство по отношению к безличным целям, определяющим ее содержание; это скорее преданность слуги, основанная на чисто личном отношении к правителю и на обязанности сохранять верность, которая в принципе не имеет ограничений». Какое бы значительное развитие ни получили в патримониальной бюрократии рациональные черты, характер отношений власти здесь остается неизменным. На наш взгляд, ничем иным, кроме как внешним характером петровских заимствований и отмеченными особенностями власт- ных отношений, нельзя объяснить ту легкость, с которой после- i дователи Петра I, образно говоря, перекраивали надетый им на Россию европейский костюм, многое из его нововведений разру-1 шили и упразднили сразу после его смерти. Легкость дворцовых переворотов как одна из примечательных особенностей послепет-1 ровской эпохи также не в последнюю очередь объяснялась неукорененностью многих возникших в годы петровских преобра зований социальных и политических институтов, придававшей ряду нововведений Петра I характер имитации, некоторой декоративности и «маскарада». Ситуация осложнялась неустойчивостью власти, связанной с нерешенностью вопроса о престолонаследии после смерти Петра I. Известно, что, изменив существовавший до него порядок престолонаследия и установив новое правило назначения наследника престола по личному усмотрению царствующей особы, Петр I не успел назначить своего преемника. Это сделало престол игрушкой придворных «партий» и породило борьбу за власть, которая шла на протяжении всего XVIII в. между различными группировками правящей элиты. Практически все правившие в XVIII в. после Петра I императрицы и возведенные на престол дети (Петр II, младенец Иван Антонович) приходили к власти в результате переворотов, осуществляемых дворянской (гвардией. Эпоха «дворцовых переворотов»: падение государственного начала и особенности политических процессов во второй четверти XVIII в. «Эпоха дворцовых переворотов» (такое название дал после- i петровскому периоду В. О. Ключевский) сопровождалась рядом коренных изменений в системе государственного управления, Эти изменения касались как высших органов власти и управления, так и системы центрального и местного управления. Прежде всего, существенным образом изменилось положение Сената. При слабых преемниках Петра I, не способных или не желавших управлять государством, властью в стране распоряжались либо фавориты, либо ближайшее окружение царствующш Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 193 особ. Особую роль в государственном управлении стали играть создаваемые императрицами (Екатериной I, Анной Иоанновной, отчасти Елизаветой Петровной) специальные высшие учреждения, которым они делегировали свои полномочия и наделяли широким кругом прав. При Екатерине I (жене Петра I) таким высшим органом государственного управления стал Верховный тайный совет, состоявший из представителей старой и, частично, новой знати (А. Д. Меншиков, П. А. Толстой, Д. М. Голицын, Ф. М. Апраксин, Г. И. Головкин, А. И. Остерман и др.) и наделенный статусом главного правительственного органа при императрице. Подобный орган высшего управления был создан в правление Анны Иоанновны (1730—1740 гг.), пришедшей к власти в результате очередного дворцового переворота. Новый орган управления именовался Кабинетом министров и состоял из трех «кабинет-министров», три подписи которых заменяли подпись императрицы. С созданием новых высших органов управления Сенат был оттеснен на второй план, сведен к положению коллегии, изменился и его правовой статус. Так, с учреждением Верховного тайного совета (7 марта 1726 г.), сосредоточившего в своих руках все нити государственного управления, Сенат был подчинен Тайному совету и стал именоваться Высоким, а не Правительствующим, как прежде. Из его ведения был изъят ряд важных государственных дел и передан Совету, который теперь мог контролировать деятельность Сената и требовать от него отчетов. Верховному 'тайному совету было вверено назначение высших чиновников (сенаторы также назначались из лиц, рекомендованных Советом), он ведал финансовым управлением, ему перешли контрольно-розыскные и надзорные функции упраздненной в 1726 г. Тайной канцелярии. Тогда же в соответствии с указом от 4 августа 1726 г. к Тайному совету перешла часть законодательных функций: все законы подписывались или Верховным тайным советом, или императрицей. История создания и деятельности Верховного тайного совета непосредственно связана с усилившимся внутри правящей элиты в послепетровский период негативным отношением к преобразовательной политике царя-реформатора и особенно к его методам управления государством. Автократические методы власти, используемые Петром I при реформировании государства, уже при жизни императора вызвали оппозицию верховной власти (так называемый «заговор царевича Алексея», поддержанный рядом влиятельных петровских сановников) и стремление представителей высшей знати ограничить права монарха в свою пользу. Тогда же возникает мысль о необходимости создания (в духе швед-:ких олигархических порядков) аристократического органа при 194 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации императоре, представлявшего законодательную власть в стране и ограничивавшего личную власть монарха. В учреждении Верховного тайного совета в начале 1726 г. виделся первый шаг в этом направлении. Один из самых влиятельных и умных членов этого Совета князь Д. М. Голицын усматривал в его создании возвращение к традициям Боярской думы. Он считал исторической ошибкой упразднение Петром I законодательной Думы и замену ее бюрократическим Сенатом. По словам С. Ф. Платонова, князь Д. М. Голицын с голштинцем Фиком (вызванным в Россию для организации коллегий) много беседовали о необходимости устроить «высшее правительство», которое могло бы дать твердую организацию самой верховной власти. Более радикальный шаг в том же направлении был сделан в 1730 г. («события 1730 года»), когда «верховники», пригласив на русский престол племянницу Петра I курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, предложили ей известные «кондиции» (условия), существенно ограничивавшие власть императрицы в пользу Верховного тайного совета. Согласно условиям («пунктам»), подготовленным Д. М. Голицыным, императрица не могла без согласия Тайного совета назначить себе преемника, вводить новые налоги и расходовать государственные средства, жаловать в знатные чины выше полковника, раздавать земли и т. д. Однако этот по сути своей первый в истории России «конституционный проект» не был поддержан дворянством, которое опасалось олигархических тенденций и нуждалось в покровительстве сильной власти. После этой неудавшейся попытки ограничить власть монарха Верховный тайный совет был распущен. Справедливости ради следует сказать, что в отличие от наступившей в годы правления Анны Иоанновны «бироновщины» Верховный тайный совет сделал немало полезных дел в отношении развития государственной жизни. К их числу следует отнести некоторое упорядочение государственной администрации. Оно выразилось в сокращении разросшегося центрального и местного аппарата управления (отчасти чтобы удешевить содержание чиновников в связи с возникшими финансовыми трудностями), смягчении суровых петровских законов, уничтожении Преображенского приказа — арены пыток и тайных казней — как одного из самых зловещих учреждений Петра 1. Одной из отличительных черт государственно-политического развития России в послепетровскую эпоху наряду с падением роли Сената стало дальнейшее усиление централизации и бюрократизации центрального и местного управления. В этот период усиливается тенденция к единоначалию в созданных Петром I коллегиях, что нашло отражение в сокращении общего числа коллежских советников и асессоров и связанном с этим возрастании роли президентов коллегий. Одновременно были Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 195 максимально расширены функции и полномочия губернаторов и воевод в местном управлении. При преемниках Петра I многие созданные им местные органы управления и самоуправления были либо разрушены, либо прекратили свое существование. Так, уже при Екатерине I в 1727 г. были ликвидированы надворные и нижние суды, упразднены должности камериров и земских комиссаров и их функции переданы в руки губернаторов и воевод. Тогда же был ликвидирован Главный магистрат, в связи с чем городовые магистраты «для лучшего порядка» также были переданы в подчинение губернаторам и воеводам. Тем самым главными фигурами на местах становились губернаторы и воеводы, монополизировавшие органы управления и суда и обладавшие практически безграничной властью на подвластных им территориях. Расширение власти губернаторов и воевод вместе с ослаблением роли Сената в осуществлении контроля и надзора за государственным аппаратом неизбежно вело к усилению негативных явлений в государственном управлении. Следствием этого стало беспрецедентное распространение чиновничьего произвола, взяточничества и казнокрадства. Ситуация в целом не изменилась и в период правления дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741—1761 гг.), оказавшейся у власти также в результате дворцового переворота и заявившей о своем намерении править по заветам своего отца. При ней были возрождены многие разрушенные ее предшественницами петровские учреждения, на некоторое время восстановлен в правах Сенат, возобновлена деятельность местных выборных учреждений — местных советов (ландратов), выборных судей (ландрих-теров), а также городских органов самоуправления — городских магистратов. Однако, как показали дальнейшие события, легкий нрав императрицы не способствовал ее серьезному отношению к государственным делам. Подготовив рядом своих мероприятий (особенно в сфере развития русской культуры) будущие преобразования Екатерины II, она оставила после себя столько же нерешенных проблем в сфере государственного управления. Контрольные вопросы и задания 1.Каковы исторические предпосылки и основные идеи петровских преобразований? 2.Назовите основные принципы, на основе которых осуществлялась модернизация государственного аппарата при Петре I. 3.Какие высшие государственные учреждения были созданы при 4.Чем отличалось положение Сената в системе государственного управления от роли, которую играла в Московском государстве Боярская дума? 196 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации 5. Какое значение имело создание Петром I системы государственного контроля и надзора? 6. Какую роль сыграло принятие Табели о рангах в создании новой системы государственной службы в России? 7. В чем заключались особенности преобразования системы местного управления при Петре I? 8. Каким образом принципы камерализма были воплощены в коллегиальной административной системе? 9. Какое влияние на государственное управление оказала эпоха Рекомендуемая литература» 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия/ 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989. 5. Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М., 1989. 6. Берендтс Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации. СПб., 7. Градовский А. Д. Высшая администрация России и генерал-прокуроры. 8. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной 9. Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России IX — XIX вв. М.,
10. Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9 т. М., 1989. Т. 4. 11. Медушевский А. Н. Административные реформы в России XVIII—XIX вв. 12. Оболонский А. В. На государевой службе: бюрократия в старой и новой 13. Павленко Н. Петр Великий. М., 1990. 14.Реформы в России XVI - XIX вв. М., 1992. 15. Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореволюционной России. М, 16. Сизиков М. И. Полицейская реформа Петра I. // Правоведение. 1992. 17. Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке: формирование бюрократии. М., 1974. 18. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. XVIII — начало XX в. СПб., 1999. Глава 9. НОВЫЙ ЭТАП РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА». АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II ♦ Политика «просвещенного абсолютизма» в государственной ♦ Национальный тип дворянской империи и особенности сословной политики Екатерины П. ♦ Реорганизация высшего и центрального управления. ♦ Уложенная комиссия 1767 г. и ее значение. ♦ «Учреждения» о губерниях 1775 г. и создание единой системы ♦ Институт генерал-губернаторства и его роль в новой системе местного управления. ♦ Органы сословного самоуправления и создание системы сословных судов. ♦ «Жалованная грамота городам». Развитие городского сословного самоуправления.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |