Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика «просвещенного абсолютизма» в государственной деятельности Екатерины




Вторую половину XVIII в. в истории развития большинства европейских стран и России принято называть эпохой «просве­щенных монархий» («просвещенного абсолютизма»). Основным со­держанием политики просвещенного абсолютизма стало преобра­зование наиболее устаревших социальных институтов (упраздне­ние некоторых сословных привилегий, подчинение Церкви государству, проведение реформ в сфере суда, школьного обуче­ния, крестьянской реформы, смягчение цензуры и др.) под воз-

дейетнием греооишши цремсни. и своей деятельности просъе-

щенные монархи (Иосиф II в Австрии, Фридрих II в Пруссии) опирались на идеи европейских философов-просветителей, об­щим положением философии которых было представление о не­обходимости разумного устройства общества на основе распро­странения просвещения как среди основной массы граждан, так и среди самих правителей. В литературе эта политика получила образное название «союз королей и философов» или «философ на троне». Типичным представителем этой политики в России была Екатерина II, которую европейские просветители за смелые проекты переустройства общества и преобразования обществен­ных нравов называли «Северной Семирамидой», «Царскосельской Минервой», а сам Вольтер почитал ее за образец просвещенного монарха, радеющего за процветание отечества, служащего для блага общества и народа.


198 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации

С точки зрения конечной цели политика просвещенного аб­солютизма призвана была преодолеть порожденный модерниза­цией социальный конфликт внутри традиционного общества. При этом считалось, что основным инструментом, разрешавшим этот конфликт, должна стать законодательная деятельность про­свещенных монархов. Этот основополагающий принцип просве­щенного абсолютизма строился на убеждении, что общество можно совершенствовать, не меняя характера его политического строя с помощью совершенной системы законодательства и эф­фективной, рационально организованной системы управления.

В то же время сама законодательная деятельность монархов не должна была сводиться к простому упорядочению уже существую­щих законов. Речь шла о необходимости создания принципиально новой системы регулирования общественных отношений. Цен­тральным механизмом этой системы должна была стать кодифика­ция законов, которая рассматривалась одновременно и как цель — создание новых современных законов, отвечающих духу времени и основанных на последних достижениях философской, политиче­ской и юридической науки, и как средство внедрения в общество новых представлений о его идеальном устройстве.

Не случайно Екатерина II свое правление начала с.созыва Уложенной комиссии (1767 г.) для составления нового свода за­конов (нового Соборного уложения взамен принятого в 1649 г. при царе Алексее Михайловиче). В подготовленном для этой ко­миссии документе — «Наказе императрицы Екатерины II» утвер­ждались новые представления о роли законов в государстве, о правах и свободах его граждан, пропагандировались политиче­ские и правовые идеи корифеев европейской мысли (Т. Гоббса, Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, итальянского просветителя и юриста Ч. Беккария, известного в то время в Европе своим произведением «О преступлениях и наказаниях»). При составле­нии «Наказа» Екатерина II использовала, кроме того, сведения из французской Энциклопедии. Важным подспорьем при разра­ботке идеологии просвещенного абсолютизма стали сочинения немецкого философа и публициста И. Юсти, являвшегося одним из наиболее известных теоретиков европейского камерализма. Его капитальный труд «Основание силы и благосостояния царств, или подробное начертание всех знаний, касавшихся до государственного благочиния» (ч. 1—4) был переведен на русский язык и издан российской Академией наук в 1772—1778 гг.

Ведущими идеями во всей идеологии Просвещения XVIII в. и политике просвещенных монархий были идеи естественного права и договорного происхождения государства, сыгравшие опреде­ляющую роль при переходе традиционных монархий к государст­вам Нового времени. По мысли теоретиков Просвещения, эти идеи должны были разрешить проблему конфликта между общест-


Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 199

вом и государством, народом и властью; устранить дуализм, кото­рый изначально существовал между суверенитетом государства и правами граждан. Признание договорного происхождения госу­дарства предполагало, что общество добровольно делегирует власт­ные полномочия либо одному лицу, либо группе лиц (сослов-но-представительная форма правления, республика). В историче­ской перспективе установка на построение государства на основе общественного договора между фажданами и властью имела более радикальный характер, чем позитивная юриспруденция, так как в своей основе была ориентирована на будущие преобразования. Вместе с провозглашаемыми просветителями равенством людей от рождения (теория естественного права), неприкосновенностью ча­стной собственности она закладывала основы будущего правового государства. В контексте политической практики XVIII в. эти тео­рии воплощались в форме «истинной монархии» (Монтескье), что предусматривало ограничение произвола власти основными зако­нами государства, обязательными для всех.

В политике Екатерины II эти идеи нашли выражение в по­пытке императрицы юридически определить рамки верховной вла­сти, наделить основные сословия набором гарантированных прав и обязанностей (Жалованные грамоты дворянству и городам), по­ставить предел произволу чиновников. При Екатерине II была предпринята первая серьезная попытка разделения властей на уровне местной администрации. То, что не удалось сделать Пет­ру I, более полно было реализовано Екатериной II: суд был отде­лен от администрации, создана система самостоятельных судов для каждого сословия в отдельности. Следуя традициям Y\cipa \ ь части создания действенной системы законодательства и требова­ния неукоснительного соблюдения законов в государстве, Екате­рина II в то же время не считала правильными его методы управ­ления государством, в духе просветительских идей выступала за сокращение вмешательства верховной власти в экономические от­ношения (экономический либерализм), в деятельность органов управления.

В период правления Екатерины II получил дальнейшее разви­тие процесс институциализации политики и государственного управления, основанный на разделяемом императрицей новом представлении о роли монарха в системе власти и управления, ко­торое к тому времени широко было распространено в Европе. Согласно этому представлению монарх должен был ограничи­ваться общим «надзиранием» и не вмешиваться в сам процесс управления, делегируя функции управления государственному ап­парату и сословным учреждениям. К этому же времени относит­ся первая серьезная попытка (инициированная еще Петром 111) регламентировать процедуру выражения воли верховной власти и определить сферу устных царских распоряжений, которые


200 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации

очень часто ставили функционирование всей системы управления в зависимость от субъективных факторов (либо от личных ка­призов монарха, либо от его окружения). В частности, было ус­тановлено, чтобы все устные царские распоряжения император­скому Сенату передавались только через сенаторов и эти устные распоряжения не могли отменить прежние решения монарха, об­леченные в письменную форму.

В русле общих принципов, которые утверждались в то время в Европе, находились взгляды Екатерины II на роль полиции и «полицейского права» в управлении государством. Стремясь учре­дить в России хорошую и точную полицию, Екатерина II исхо­дила из представлений о благотворном воздействии государства и государственной регламентации всех сторон жизни общества на состояние общественных нравов, с помощью полиции рассчи­тывала внести порядок в повседневную жизнь общества, воспи­тать в нем уважение к закону и укрепить нравственность.

Нельзя сказать, что Екатерина II была здесь оригинальной. Петр I основывался на том же постулате, когда писал, что «по­лиция есть душа государства и всех добрых порядков, и фунда­ментальной человеческой безопасности и удобности». Это на­ставление предназначалось для Главного магистрата, в подчине­нии которого находились городовые магистраты, наделенные Петром I и полицейскими функциями. Тогда же была введена и первая полицейская должность генерал-полицмейстера, хотя власть последнего оставалась во многом неопределенной и огра­ничивалась Санкт-Петербургом. Однако Екатерина II пошла го­раздо дальше царя-реформатора в намерении установить твердый порядок в государстве. В ходе проведенных ею преобразований роль полиции в государстве не просто усилилась — сама поли­цейская деятельность приобрела качественно новое значение. При Петре I огромную роль в системе государственной админи­страции играли военные, армия, а Табель о рангах приравнивала гражданских чиновников к офицерским чинам, не делая боль­шого различия между военной и гражданской службой. При Ека­терине II армия стала выводиться из управления и заменяться по­лицией: во всех крупных городах империи были созданы новые полицейские должности и учреждения (учреждена Управа благо­чиния, введены должности городничих), в уездах также учрежда­лась постоянная уездная полиция (нижний земский суд во главе с капитан-исправником).

Более настойчивой оказалась Екатерина II и в стремлении создать необходимые условия для развития в России среднего класса, упрочить положение городского промышленного и торго­вого классов, что вполне вписывалось в разделяемые императри­цей идеи экономического либерализма. Показательно, что наряду с основной для абсолютной монархии проблемой укрепления


Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 201

дворянского сословия большинство заседаний Уложенной комис­сии было посвящено вопросам развития городов, промышленно­сти, торговли. В составленном Екатериной II для обсуждения на этой комиссии «Наказе» был выделен специальный раздел под названием «О среднего рода людей» (т. е. о городском сословии). В нем проводилась мысль, что благосостояние любого государст­ва составляют прогресс и процветание ремесел, промышленно­сти, торговли и что развитие городского сословия должно стать приоритетным в политике центральной власти. С этой целью была подготовлена и проведена новая городская реформа, в результате которой было в целом завершено начатое Пет­ром I дело по организации русских городов и приданию им со­временного вида. Издание Жалованной грамоты городам (1785 г.) призвано было подчеркнуть то особое значение, которое прида­вала центральная власть решению этой проблемы. Отныне город­ское население выделялось как самостоятельное и значимое для страны. Города получили сословную корпоративную организа­цию, впервые в России создавалось современное, на уровне ев­ропейских стандартов, городское самоуправление.

Основным противоречием просвещенного абсолютизма Екатери­ны II принято считать усиление сословного характера проводимой ею политики, результатом которого стало превращение России в дворянскую империю с господствующим положением дворянства во всех сферах экономической и общественно-политической жизни. По мнению большинства авторов, такая направленность политики Екатерины II шла вразрез с заявлениями императрицы о своей приверженности идеям европейских просветителей, выступавших как раз за ликвидацию сословных различий и упразднение всяких сословных привилегий. Надо, однако, учитывать, что ко времени вступления Европы в Новое время большинство европейских стран прошли длительный период сословного развития, сословия на За­паде рано получили широкие права и свободы, чего именно не хватало России. Поэтому стремление Екатерины II очертить грани­цы сословий, дать сословиям, в первую очередь дворянскому, более четкую организацию и наделить их установленными законом пра­вами следует рассматривать скорее как заслугу, а не недостаток ее политики, которая вполне соответствовала ее представлениям о це­лях и задачах просвещенного монарха в России.

Есть основания полагать, что наряду с жалованными грамота­ми дворянству и городам Екатерина II готовила такую же грамо­ту и государственным крестьянам. Однако опасность нового дворцового переворота, зависимость царицы от дворянства, ока­завшегося в условиях России одним из наиболее консервативных слоев населения, заставило Екатерину II отказаться от этих пла­нов, так как был бы поднят вопрос и о статусе крепостных кре­стьян.


202 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации

Вместе с тем в условиях России политика просвещенного аб­солютизма не отличалась последовательностью: больше чем евро­пейским монархам, Екатерине II были свойственны двойствен­ность действий и декларативность обещаний, расхождение между провозглашаемыми целями и средствами их достижения, между словом и делом. Именно при Екатерине II происходит усиление крепостного права, помещики получают неограниченную власть над своими крестьянами. Усиливается экспансия дворянства, претендующего на роль первого сословия в государстве, равно как и стремление власти заручиться его поддержкой. Все это ли­шает власть возможности проводить самостоятельную политику, делает ее вопреки объявленной цели достижения «всеобщего бла­га» заложницей сословных интересов дворянства.

Хотя Екатерина II декларировала принцип невмешательства царствующей особы в систему управления и судопроизводства и на словах выступала за введение законности в систему госу­дарственных отношений, в условиях сохранения в руках импе­ратрицы абсолютной власти были неизбежны и произвол власть предержащих, и коррупция, и фаворитизм. Громко объявленное намерение ограничить произвол власти законом было сведено к ряду второстепенных и непоследовательных мер, направленных на ограничение произвола бюрократических учреждений.

Вопреки провозглашаемым идеям и принципам европейского Просвещения, установкам на разделение властей, обеспечение прав и взаимных обязанностей власти и народа Екатерина II, так же как и ее предшественники, стремилась управлять страной са­модержавно и не допускала ограничения своей власти. Даже весьма скромный проект графа Н. И. Панина о создании при императрице совещательного императорского совета был, как из­вестно, отвергнут Екатериной II. По крайней мере, она нашла убедительными опасения своих советников, считавших, что соз­дание нового высшего органа чревато установлением аристокра­тического правления и что реализация проекта Панина превра­тит Россию из самодержавной монархии в монархию, управляе­мую олигархическим советом чиновной аристократии.

При Екатерине II усиливается личное начало в управлении. Так же как и Петр I, императрица предпочитала осуществлять управ­ление государством через лично зависимых от нее, близко к ней стоящих и быстро схватывающих ее идеи уполномоченных лиц. Этой цели в значительной мере была подчинена предпринятая Екатериной II в начале ее правления крупная реформа Сената, результатом которой стало подчинение Сената единоличной вла­сти генерал-прокурора, выполнявшего указания императрицы и контролировавшего все действия сенаторов. На этой же основе происходила перестройка центрального и местного управления, была проведена одна из самых мощных в истории России губерн-


Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 203

екая реформа 1775 г., направленная на создание единообразной системы управления на всей территории Российской империи.

По мнению современных исследователей, эта реформа факти­чески устанавливала режим чрезвычайного правления на всей тер­ритории империи, который в целом соответствовал общему ха­рактеру правления Екатерины II. Эту особенность екатеринин­ского правления очень тонко подметил Н. М. Карамзин в своей знаменитой «Записке о древней и новой России». По его словам, императрица предпочитала опираться не на абстрактные правила или какие-то совершенные учреждения, а на способных, често­любивых и преданных лично ей помощников, которым предос­тавлялся большой простор для действий. Так, введя должность генерал-губернаторов на всей территории России, она назначала на эти должности людей, пользовавшихся ее безграничным дове­рием (князь Г. А. Потемкин-Таврический, граф П. А. Румян­цев-Задунайский, Я. Брюс, Р. И. Воронцов и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.