КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризис сословной модели государственного управления вконце XVII в. и начало становления абсолютной монархии. Россия накануне петровских реформ
На исходе XVII в. усиливаются кризисные явления в господствовавшем более двух веков в России сословном порядке управления обществом и все более отчетливо обнаруживаются тенденции к абсолютизму, эволюции самодержавия в сторону абсолютной монархии. Хотя процесс перехода к абсолютной монархии в России значительно отличался от аналогичных процессов в странах Западной Европы и многие вопросы, связанные с этим процессом (особенно в части соотношения понятий «самодержавие» и «абсолютизм»), остаются дискуссионными, можно наметить основные вехи трансформации старого политического порядка в но-! вый, окончательно утвердившийся при Петре I. К числу основных характеристик абсолютизма наряду с неограниченной властью монарха принято относить наличие разветвленного бюрократического аппарата, постоянной армии и поли-1 ции, всеобъемлющей системы государственного обложения, единой системы законодательства. В этой системе отношенщ монарх выступает в качестве единственного источника законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется непо-, средственно зависимыми от него чиновниками, централизации государства достигает своей наивысшей степени. Церковь таш| превращается в инструмент государственной политики, подчини Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 165 ется государству. В России процесс перехода к абсолютной монархии занял длительное время и сопровождался дальнейшим усилением самодержавной власти царя во второй половине XVII в., затуханием и отмиранием Земских соборов как сослов-но-представительных учреждений, изменением состава и постепенным падением политического значения Боярской думы, эволюцией приказной системы управления, формированием регулярной армии. Уже при царе Алексее Михайловиче происходит заметное падение роли Боярской думы в системе высшего управления государством. Хотя Боярская дума продолжала играть роль политического центра Московского государства, окрепшее самодержавие все меньше считается с мнением своего высшего совета, каким являлась Боярская дума на протяжении всего XVI столетия и большей части XVII в., а к началу XVIII в. ее заседания принимают преимущественно церемониальный характер. Параллельно с этим все большее влияние на политику оказывает ближайшее окружение царя, его личные советники, так называемые «ближние думы». Еще в середине XVII в. был создан Приказ тайных дел, представлявший собой личную канцелярию царя, с помощью которой царь мог решать многие государственные вопросы, минуя Боярскую думу. В первые годы правления Петра I рядом с Боярской думой возникает так называемая «конзилия министров», представленная узким кругом сановников, выполнявших в отсутствие царя распорядительную функцию по всем делам внутреннего управления. В последней четверти XVII в. завершается централизация приказной системы. Получает дальнейшее развитие процесс объединения и укрупнения приказов, руководящая роль в которых переходит в руки близких царю лицам. Ученые обращают внимание на предпринятую в 80-е гг. попытку объединения всех вопросов финансового характера в укрупненном Приказе Большой казны, что в перспективе подготавливало переход в финансовом управлении от территориального к системному принципу. Аналогичные меры были приняты с целью концентрации вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе — в Разрядном. Другим не менее важным свидетельством начавшегося процесса трансформации сословно-представительной монархии в монархию абсолютную стало падение значения Земских соборов. В исторической литературе существует мнение, согласно которому основным виновником в перемене правительственного взгляда на Земские соборы был патриарх Никон, отрицательно отнес-иийся к принятому Земским собором 1648—1649 гг. Соборному viO/кению и даже называвшего этот документ «проклятой книгой», противозаконно установленной вопреки царским намерени- 166 Раздел II. Становление Российской государственности ям земскими представителями. Поводом для прекращения деятельности соборов стали участившиеся с конца 1640-х гг. предложения с мест о созыве Земских соборов по желанию населения («по челобитным»)1, что, по мнению правительства, представляло прямую угрозу царскому самодержавию. В этих условиях патриарху Никону не составляло труда склонить царя отказаться от практики созыва Земских соборов, «умаляющих достоинство царское». Во второй половине XVII в. деятельность Земских соборов постепенно затухает. Одним из последних был Земский собор 1653 г., созванный в связи с решением вопроса о присоединении Украины к России и имевший характер общесословного совещания. Хотя и в последующий период власть нередко совещалась с представителями отдельных сословий, они уже не имели ниче-, го общего с сословным представительством в его прежнем значении и их роль в основном была чисто формальной. В 1681—1682 гг., в конце правления царя Федора Алексеевича, был созван Земский собор, принявший важное решение об отмене местничества. Однако на этом, собственно, и заканчивается история сословно-представительных органов в России. Вторая половина XVII в. в России отмечена новыми явлениями в сфере культуры и развитии общественно-политической мысли. Рядом с сохранявшимися традиционными устоями и ментальностью заметно усиливалось влияние западных идей и ценностей, распространенных в среде просвещенного русской общества. Передовая мысль искала адекватные ответы на злободневные вопросы современности, поставленные перед Россией в Новое время, возникали дискуссии о «старине» и «новизне», Русское общество впервые всерьез задумывается о том, может ли «святая Русь», сохраняя свою самобытность, модернизироваться, заимствовать достижения и учиться у передовых европейски стран или же она должна оставаться самодостаточной, закрытой от «латинского» Запада. Именно в это время подспудно начинается процесс секуляризации, обмирщения культуры, в элитарном общественном созна-1 нии зарождаются и усиливаются идеи десакрализации и рационализации государственной власти. Хотя противостояние «чужому»! Западу и связанное с этим стремление сохранить в неприкосновенности старые идеалы продолжали по-прежнему определять течение жизни в русском обществе, практические потребности страны заставляли правительство обращаться к западному опыт} призывать иноземцев. Никогда прежде московские люди, писи С. Ф. Платонов, «не сближались с западными европейцами, 1 Еще раньше, в 1634 г., придворный Иван Бутурлин предлагал сделать За ские соборы постоянными, полностью выборными и избираемыми ежегодно. Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 167 перенимали у них так часто различных мелочей быта, не переводили столько иностранных книг, как в XVII веке». Известно, например, что в Посольском приказе, самом образованном учреждении того времени, вместе с политическими известиями из западных газет переводили для царя целые книги. Сначала это были преимущественно руководства прикладных знаний. Но на сцене московской жизни уже появляется новая порода людей, теоретиков и практических деятелей, глубоко ос-мысливавающих и понимающих практическую пользу творческого использования европейских ценностей. Одним из них был талантливый дипломат и администратор, возглавлявший Посольский приказ с 1642 по 1680 г. А. Л. Ордин-Нащокин, реформаторские планы которого дали основания С. М. Соловьеву считать его «предтечей Петра Великого». Прекрасно образованный человек (знал латинский, немецкий и польский языки), инициатор и автор упоминаемого нами ранее Новоторгового устава, он хорошо знал западную культуру и высоко ценил ее, что, однако, не мешало ему решительно выступать против чисто внешних заимствований и подражаний западному быту. Из других практических деятелей, принадлежавших к «западникам» и являвшихся последователями Ордина-Нащокина, следует назвать боярина А. С. Матвеева, также дипломата и поборника образования, который решился открыть домашний театр и убедил царя Алексея Михайловича выписать из-за границы актеров, а также князя В. В. Голицына, сыгравшего выдающуюся роль в российской политике конца XVII в. Хотя заимствования западных образцов политики и культуры шли в это время спонтанно, без определенной системы, удовлетворяя лишь частные практические нужды государства (например, устройство войска по европейскому образцу при царе Алексее Михайловиче), в целом они служили источником многих новшеств в различных сферах жизни Московского государства. В перспективе это привело к изменению самого типа культуры русского общества, создало условия для последующей модернизации России. Однако для успеха реформации страны был нужен почин верховной власти и политическая воля, недостаток которой у московских государей XVII в. с лихвой восполнил в XVIII в. Петр I. Контрольные вопросы и задания 1.Как повлияло Смутное время начала XVII в. на эволюцию го 2.Назовите предпосылки возникновения и основные признаки I Покажите на примерах, как сословная монархия эволюциони-ровша в XVII в. в абсолютную монархию. 168 Раздел II. Становление Российской государственности 4. Какую роль сыграло в этом процессе принятие Соборного уло 5. Какие изменения в системе центрального и местного управле 6. Какой смысл вкладывался в конце XVII в. в понятия «поли- Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пи- 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия/ 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. Градовский Л. Д. Система местного управления на Западе Европы и в Рос 5. Демидова Н. Ф. Служилая бюрократия в России XVII века и ее роль 6. Ерошкин И. П. История государственных учреждений дореволюционной 7. Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России IX—XIX вв. М., 1910. 8. Кобрин В. Б. Становление деспотического самодержавия в средневековой 9. Маньков А. Г. Соборное уложение 1649 г.: текст, комментарии. Л., 1987.
10. Платонов С. Ф. Очерки Смутного времени в Московском государстве 11.Церковь, общество и государство феодальной России. М., 1990. 12. Черепнин JI. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М, РАЗДЕЛ III
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |