КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половине XVII в. 6 страница
В новейших исследованиях утверждается не лишенная оснований точка зрения, согласно которой в правление Ивана Грозного столкнулись две противоположные концепции централизации. Московского государя не устраивало не столько содержание, сколько темп проводимых Избранной радой структурных преобразований. Стремясь подавить реальную и воображаемую оппозицию бояр и удельных «княжат», царь выбрал путь ускоренной 1 Ключевский В. О. О русской истории [сборник] / под ред В. И. Буганова. М., 1993. С. 207, 210. Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 141 централизации страны. Однако в этой политике изначально было заложено глубокое противоречие, нарастание которого привело сначала к острейшему государственному кризису в России, а затем ввергло страну в катастрофический по своим последствиям длительный период Смуты. Суть этого противоречия состояла в том, что, взяв курс на форсированную централизацию в стране, где еще не были созданы необходимые экономические и социальные предпосылки для строительства централизованного государства, московский царь вынужден был опираться преимущественно на принуждение и силу, встать на путь террора. Так в России было всегда, когда власть свою действительную слабость и свое нежелание (или неспособность) заниматься кропотливой работой по созданию государственного аппарата пыталась заменить силовыми методами управления. Из всех последствий опричнины можно выделить два основных, имеющих прямое отношение к предмету нашего разговора. Одним стало окончательное утверждение в Московском государстве формы деспотического самодержавия как неограниченной личной власти монарха, сопровождавшееся беспрецедентным попранием прав личности, подавлением всякого проявления независимой мысли и свободы во всех слоях русского общества, что превращало людей независимо от социального положения в холопов самодержавия. Другим результатом опричнины стал разразившийся уже в 70—80-е гг. XVI в. тяжелейший экономический кризис, вызванный разорением (в связи с опричным террором) значительной территории страны и подготовивший условия для Смутного времени на рубеже XVI—XVII вв. Как отмечал В. О. Ключевский, направленная против воображаемой крамолы, опричнина подготовляла крамолу действительную, породив раскол и глубокое недовольство в различных слоях общества. Одну из основных причин утверждения в Московском государстве во второй половине XVI в. деспотического самодержавия, на наш взгляд, следует искать, используя современную лексику, в слабости институциональных оснований политики в тогдашнем обществе. Применительно к той обстановке это выражалось в политической несамостоятельности русской аристократии (боярства), неразвитости сословий и слабости русских городов (а, следовательно, и среднего класса), которые на Западе являлись реальной оппозицией центральной власти, не давая ей превратиться во власть деспотическую. Города в России долгое время имели по преимуществу феодальный характер, создавались как опорные пункты княжеской власти и до объединения русских земель являлись административными центрами удельных князей. В период монгольских завоеваний многие из них подверглись разрушению, постепенно утратили остатки былых воль- 142 Раздел II. Становление Российской государственности ностей, оказались в условиях внешней опасности, в полной власти местных князей и их дружин. Что касается русских сословий, то они (отчасти по причинам уже указанным, отчасти в связи с огромным пространством России и оттоком населения на окраины государства) формировались очень медленно, создавались самим государством, служили ему и в отличие от западных стран различались, по тонкому наблюдению В. О. Ключевского, «не столько правами, сколько повинностями». Страшные годы опричнины, по словам известного русского консервативного мыслителя Л. А. Тихомирова, действительно глубоко задуманной И выполненной с железной энергией, окончательно похоронили былую независимость и привилегии и боярства, и Церкви, и вольных городов. Контрольные вопросы и задания 1. Какие причины обусловили превращение Москвы в центр объединения русских земель? 2. Почему Московское государство принято называть сословной 3. Назовите два основных противоречия в политической жизни
4. Каковы причины и основной смысл перестройки в середине 5. Какие факторы способствовали победе деспотического варианта централизации? 6. Какое значение для развития российской государственности имело формирование приказной системы государственного управления? Назовите недостатки и достоинства московских приказов. 7. В чем основное отличие Земских соборов от представительных учреждений в странах Западной Европы? 8. Какое влияние оказала опричнина на развитие государственности в России? Почему опричный террор вошел в историю как образец форсированной политической централизации? Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пи-хои. М, 2003. 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия/ под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2003. 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. Алыииц Д. И. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 143 5. Берендтс Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации. СПб., 6.Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII вв. М., 1975. 7.Буренко В. И., Меркулов В. В., Пеньковский Д. Д., Раков Л. Е. Власть 8.Градовский А. Д. Система местного управления на Западе Европы и в Рос 9.Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной
10.Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России IX—XIX вв. М., 11.Кобрин В. Б. Становление деспотического самодержавия в средневековой 12.Церковь, общество и государство феодальной России. М., 1990. 13. Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI—XVII вв. М, Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В XVII в. ЭВОЛЮЦИЯ СОСЛОВНОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТОВ АБСОЛЮТИЗМА ♦ Восстановление государственности в первой половине XVII в. ♦ Соборное уложение 1649 г. и дальнейшее укрепление самодержавия. ♦ Эволюция приказной системы центрального управления и дальнейшая бюрократизация местного управления во второй поло ♦ Начало формирования государственной службы в России и новые явления в системе государственного управления. Полицеи-стика и становление полицейского права. ♦ Кризис сословной модели государственного управления в конце XVII в. и начало становления абсолютной монархии. Россия накануне петровских реформ. Восстановление государственности в первой половине XVII в. и поиск новых нетрадиционных форм управления обществом В истории России семнадцатый век принято характеризовать как последний век московского царства, когда средневековая «Святая Русь» прекращает свое существование и Россия вступает в Новое время. Как любая переходная эпоха, это бурное время было отмечено острейшими противоречиями во всех областях жизни общества и напряженным поиском новых форм общественного и политического бытия, величайшими потрясениями, сопровождавшимися эрозией нравов и утратой духовных ориентиров, и небывалым национальным подъемом, заложившем основы национального возрождения. В то же время это век, когда сословная монархия и ее институты, достигнув наивысшего расцвета, завершают свое логическое развитие и уступают место формирующейся со второй половины XVII столетия абсолютной монархии. Начало века связано с событиями, известными в истории как Смутное время. Современники называли его «великим московским разорением», годами лихолетья. Некоторые исследователи считают возможным говорить об этом времени как о первом опыте гражданской войны в России, расколовшей страну на враждующие стороны и не оставившей никого в стороне от борьбы. Н. А. Бердяев видел в Смуте подтверждение необоснованности Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 145 национально-религиозного мессианства русского государства, его претензий стать «Третьим Римом». Начавшись событием, казалось, случайным — пресечением династии Рюриковичей (после смерти в 1598 г. бездетного царя Федора Иоанновича) и в значительной степени поддержанное польской интервенцией, — Смутное время явилось величайшим испытанием для российской государственности. Ввергнув страну в хаос непрекращавшейся борьбы за власть и междоусобных распрей, сопровождавшихся прямым вмешательством во внутренние дела России зарубежных держав, оно поставило под вопрос само существование русского государства, его национальную независимость. Причины Смутного времени по-разному трактовались в отечественной историографии. До сих пор нет единого мнения по вопросу, в какой мере неизбежность Смуты определялась условиями внутренней жизни Российского государства и насколько она была вызвана и усугублена случайностями и посторонним влиянием. С. М. Соловьев к основным причинам Смуты относил «дурное состояние народной нравственности», явившееся результатом столкновения новых государственных начал со старыми дружинными отношениями, и чрезмерное развитие казачества с характерными для него «противогосударственными» устремлениями. Смутное время было, по его мнению, прямым следствием борьбы общественного и противообщественного элементов в молодом Московском государстве, в котором государственный порядок встретил противодействие со стороны старых дружинных начал и противообщественного настроения многочисленной казацкой среды. Более широко подходил к проблеме В. О. Ключевский, видевший причины Смутного времени, во-первых, в господствовавшем в Московской Руси вотчинно-династическом взгляде на государство, во-вторых, в тягловом характере государственных отношений, закабалении всех сословий русского общества вездесущим государством, которое превратилось к концу XVI в. в «образец» служилого государства. Иную точку зрения отстаивали славянофилы (в частности, К. С. Аксаков), которые считали Смуту исторической случайностью, не имевшей глубоких исторических причин. Она являлась, как они доказывали, делом прежде всего «государства», а не «земли». Народ в Смутное время до 1612 г. был по большей части пассивным. В период междуцарствия и борьбы многочисленных претендентов на царский престол разрушалось и, наконец, рассыпалось, государственное здание России. Однако под этим развалившимся зданием от- и подняла развалившееся государство. В сущности, Смута представляла собой первый в истории России государственный кризис, вызванный и развивавшийся под 146 Раздел II. Становление Российской государственности влиянием разнородных и разнонаправленных противоречий — сословных, внутриклассовых, межклассовых, национальных и приобретший системный характер. Наряду с ухудшением положения крестьянских масс, что во многом объяснялось развитием крепостнического законодательства в конце XVI в. (введение в 1581 г. «заповедных лет», а в 1597 г. — «урочных лет», устанавливающих пятилетний срок сыска беглых), тяготы испытывали жители городов, которые несли на себе основное бремя налогового гнета, вольное казачество, контролируемое центральной властью. В то же время Смута не была исторической необходимостью, и в отличие от западных революций она не закончилась установлением нового правового порядка в виде, например, конституционной буржуазной монархии, как это было в европейских странах. Как и любая смута, она была вызвана внутренней болезнью и преодолена напряжением внутренних сил. Возрождение национальной государственности — это центральный вопрос, под знаком которого шло развитие России в первой половине XVII в. После изгнания из Москвы поляков в 1612 г. вторым народным ополчением, возглавляемым нижегородским земским старостой К. Мининым и воеводой князем Д. М. Пожарским, и избрания на престол в 1613 г. Земским собором Михаила Романова (1613—1645 гг.) начинается один из самых трудных для страны этапов — период воссоздания разрушенных Смутой государственных и общественных связей, восстановления экономики и государственного аппарата. Историки и те, кому небезразличны исторические судьбы России, всегда задавались вопросом, как повлияло Смутное время на характер российской государственности и повлияло ли вообще? Сложность вопроса порождала столь же неоднозначные ответы. Если одни авторы, как С. М. Соловьев, видели в Смуте тяжелое испытание, из которого государственное начало, боровшееся в XVI в. с родовым началом, вышло победителем, а другие, как славянофилы, одним из важных последствий Смуты считали укрепление союза «земли» и «государства», то была и совершенно иная точка зрения. Ее сторонники были убеждены, что эпоха Смуты ничего не изменила и не внесла ничего нового в государственный механизм, точно так же как не внесла в представления о государственном строе ничего такого, что перевело бы течение русской жизни на новый путь в положительном или неблагоприятном для нее смысле. С нашей точки зрения, пусть Смута и не могла привести, как отмечалось выше, к утверждению нового политического порядка и эта внутренняя болезнь общественного и государственного организма окончилась его выздоровлением, тем не менее она оказала глубокое воздействие на весь дальнейший ход развития и эволюцию общественных и государственных отношений в Московской Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 147 Руси. Хотя в своей «восстановительной работе» новая династия Романовых опиралась на образцы государственного управления предшествующего периода, что свидетельствовало, как справедливо отмечают многие современные авторы, о глубоких и самобытных корнях российской государственности, нельзя не видеть серьезных изменений, которые происходили в этот период в самом характере взаимоотношений между властью и обществом. Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание С. Ф. Платонов. По его мнению, трагедия Смуты изменила прежде всего само общество: после Смуты оно стало другим. И дело здесь не только в том, что Смутное время и особенно выход из него ускорили процесс возвышения средних слоев общества, в первую очередь дворянства, с одной стороны, и, напротив, способствовали подрыву авторитета боярской знати, испытывавшей нравственное разложение и экономический упадок, — с другой. Не менее важным последствием Смуты стало изменение самих представлений о государстве как в массовом сознании, так и в сознании политической элиты. С одной стороны, под влиянием бурных событий Смутного времени, наблюдая быструю смену старых политических порядков и видя разрушение основ государственности под рукой своих и чужих распорядителей, русский народ постепенно стал усваивать новые представления о государстве. В обществе крепло чувство национального и религиозного единства. Лишенное руководства из центра государства, оно привыкало к самостоятельности местных миров и всей земщины. Если в XVI в. государство, по словам С. Ф. Платонова, еще не мыслилось как форма народного общежития, считалось государевой вотчиной, то теперь, в XVII в., в сознании русских людей это уже «земля», объединенная понятием общей пользы — новым, не свойственным XVI в. понятием. С другой стороны, и сама власть, установленная Земским собором, т. е. «землею», начинает строить свою политику с учетом общественных интересов, общей «земской» пользы, пытается отрешиться от понимания государя как хозяина-вотчинника и приобретает характер именно государственной власти. Она советуется с «землей» по важным государственным вопросам, апеллирует к мнению общества, называет государственное дело не только «государевым делом», как прежде, но и делом «земским». Основной особенностью политической жизни в первые годы правления Романовых стала активизация деятельности Земских соборов. Они созывались регулярно, имели более широкое представительство и наделялись несравненно большим кругом полномочий, чем это было в предшествующий период. В отличие от Земских соборов XVI в. теперь это были выборные органы, включавшие в свой состав помимо Боярской думы и церковного Собора значительное число представителей, избранных от различ- 148 Раздел II. Становление Российской государственности ных слоев служилого, а в большинстве случаев и тяглового населения', и обладавшие реальной властью. Без участия Земских соборов, сыгравших исключительную роль в спасении русской государственности в годы Смуты, новая власть старалась не предпринимать никаких шагов: они участвовали во всех важнейших государственных актах, все самодержцы XVII в. династии Романовых, включая несовершеннолетнего Петра I и его старшего брата Ивана V (1682 г.), также были избраны Земскими соборами. В значительной мере такая ситуация объяснялась самими условиями, в которых оказалась Россия в первые годы после Смуты, и задачами, которые во весь рост встали перед правительством в это сложное для страны время. Для восстановления разрушенной до основания государственной машины, упрочения и легитимации государственной власти были необходимы как материальные, силовые, так и иные, в том числе символические: ресурсы, но их у новой династии Романовых не было. В этих условиях власть была вынуждена искать новые нетрадиционные методы управления обществом, стремясь привлечь к возрождению страны широкие слои населения. Главной целью правительственной политики в это время было успокоение взволнованного Смутой государства, что выдвигало на первый план решение двух неотложных задач: 1) ограничение административных злоупотреблений; 2) принятие мер, направленных на повышение общего благосостояния страны, преодоление экономического кризиса. Испытывая серьезные затруднения, связанные с произошедшим в период Смуты полным расстрой-1 ством финансовой системы в стране, власть вынуждена была ис-1 пользовать чрезвычайные меры. Было усилено налоговое давле-1 ние, введен закон о чрезвычайном 20%-ном налоге на доходы j и налоге на земельную собственность, происходило окончатель-1 ное прикрепление посадского и сельского населения. Одновременно принимались меры по расширению полномочий выборных земских властей, усилению роли в местных делах зем-1 ских органов самоуправления. Это объяснялось тем, что в период Смуты, являвшийся по своей сути военной эпохой, существовав! шие со времен реформ Избранной рады органы земского само-1 управления были вытеснены назначаемыми на места военным! властями — воеводами. Сосредоточив в начале XVII в. в своих ру-1 ках все отрасли управления и суда, они повсеместно творили про! По некоторым данным, на Соборе 1612—1613 гг. (он продолжал работу лК 1615 г.), избравшем на престол Михаила Федоровича, были представлены окон! 50 городов и уездов. Всего же в работе этого Собора участвовали по разным тЩ ным от 500 до 700 человек (из 19 нижегородских выборных, по сведени! С. Ф. Платонова, было: три священника, 13 посадских, дьякон и два стрельщ)! Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 149 извол, очень часто обращая управление и суд в дело личной выгоды. Все это препятствовало наведению порядка в стране и начавшемуся процессу возрождения государства. Как указывалось в одной из царских грамот, «в городах воеводы и приказные люди (их помощники) всякия дела делают не по нашему (царскому) указу, монастырям, служилым, посадским, уездным, проезжим всяким людям чинят насильства, убытки всякие; посулы, поминки и кормы берут многие». Возрождая органы выборного самоуправления, власть предполагала с их помощью серьезно поправить финансовое положение страны, добиться улучшения сбора налогов для проведения намеченных реформ. Одновременно усиливалось значение Земских соборов, которые принимали участие в подготовке и разработке практически всех вышеупомянутых государственных мероприятий. Так, на Земском соборе 1619 г. было решено: сделать опись неразоре иных земель, облагаемых налогом; способствовать добровольному возвращению крестьян, «заложившихся» за бояр и монастыри, в общины; создать особую палату для обжалования действий чиновников, злоупотребляющих своей властью; выработать проект реформы местной администрации, отдавая предпочтение собраниям выборных представителей, и утвердить новый бюджет страны. Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что Земские соборы служили новой власти надежным инструментом легитимации ее решений, опираясь на который, центральное правительство могло осуществлять широкую программу преобразований, проводить в жизнь целый ряд мер, в том числе непопулярных. В отношении упоминавшегося выше Земского собора 1619 г. следует сказать, что на основании его решений тогда же был учрежден специальный Сыскной приказ, призванный бороться со злоупотреблениями местных властей по челобитным от населения. В 1621 г. правительство даже обратилось «ко всей земле» со специальной грамотой, в которой под угрозой наказания запрещалось общинам давать воеводам взятки, работать на них и вообще исполнять их незаконные требования. Однако, как показала последующая практика, результат этого необычного для самодержавной власти обращения правительства к земле оказался ничтожным. Воеводы продолжали злоупотреблять своим положением и брать взятки. Предпринятая в 1627 г. попытка повсеместного введения выборных из дворян губных старост также не дала ожидаемых результатов в связи с отсутствием на местах необходимого количества грамотных и добросовестных людей. Поэтому наряду с выборными земскими властями в местном управлении продолжал играть большую роль бюрократический элемент, представленный в XVII в. воеводским управлением. Наконец, восстановление государственности и возрождение монархии как национальной формы правления было невозможно 150 Раздел II. Становление Российской государственности без опоры на церковь и ее авторитет. Выше говорилось, что Смутное время наряду с мощным кризисом государственности сопровождалось глубочайшим духовным кризисом, падением нравственных устоев и, по мнению многих ученых, представляло прямую угрозу православной самоидентификации русского народа1. В создавшихся условиях новая династия должна была заботиться не только об упрочении своей власти и ее легитимации, но и об укреплении нравственных основ русского общества, в первую очередь его религиозной составляющей — православия. Ориентация новой власти на необходимость восстановления государственности на путях укрепления ее православной духовно-нравственной основы неизбежно вела к укреплению позиций Церкви, которые были заметно поколеблены в годы правления Ивана Грозного и проводимой им политики опричного террора. Утверждению новых отношений между государством и Церковью, характеризующихся с точки зрения канонических представлений как «симфония властей», как двуединство светской и церковной власти, в значительной мере способствовала деятельность патриарха Филарета2, приходившегося отцом молодому царю. Вернувшийся в 1618 г. из польского плена в Москву после заключения Деулинского перемирия (в деревне Деулино вблизи Троицкой лавры) с Речью Посполитой и сразу назначенный патриархом, он оказывал огромное влияние на московскую политику. Как свидетельствуют источники, с его приездом устанавливается своего рода «двоевластие»: царь управляет государством с помощью своего отца — патриарха, Филарет именует себя также «великим государем всея Руси», все грамоты пишутся от имени обоих великих государей. Известно, что в годы Смуты, сопровождавшейся польской интервенцией и занятием Лжедмитрием I Москвы 20 июня 1605 г., русская столица была наводнена польской шляхтой. Встреченный как царь-освободитель и поддержанный ведущими боярскими родами, боровшимися за влияние на власть, Лжедмитрий был торжественно коронован в Успенском соборе под видом чудом спасшегося сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Авантюра самозванца, тайно перешедшего в католичество и обещавшего передать Польше западные русские территории, равно как и его обязательства содействовать распространению католичества нашла поддержку папства. Позже после убийства Лжедмитрия I и объявления нового самозванца — Лжедмитрия II видные представители русской знати (Салтыковы, князья Масальский, Хворостинин и др.), принадлежавшие к тушинскому лагерю, заключили договор с Польшей о предварительном избрании на русский престол сына польского короля королевича Владислава, хотя и с условием сохранения самостоятельности Московского государства и православия. Введение патриаршества в России произошло в царствование Федора Иоан-ноиича (сына Грозного) на церковном Соборе в январе 1589 г. Первым патриар- j хом стал Иов, бывший до этого митрополитом всея Руси. Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. Соборное уложение 1649 г. и дальнейшее укрепление самодержавия Отмеченные выше особенности общественно-политического развития России в первые годы правления новой династии Романовых, связанные с активным участием в делах государства земского элемента и усилением роли Церкви в жизни страны, не должны в то же время вводить нас в заблуждение относительно характера государственной власти в XVII в. Самодержавие не только не сдало свои позиции, но и со временем еще больше усилилось. Обращение царской власти к Земским соборам, преобладающую роль в которых играли, как было сказано ранее, средние слои общества — дворяне и посадские люди, являвшиеся основной опорой самодержавия, объяснялось по большей части слабостью правительства в первые годы после преодоления Смуты. Как только власть укрепилась и начала постепенно эмансипироваться от влияния на нее со стороны сословий, она перестает пользоваться помощью соборов и стремится опереться на Боярскую думу и систему восстановленных органов исполнительной власти, т. е. на приказную бюрократию. Следует сделать существенную оговорку, касающуюся довольно распространенного искаженного представления о месте и роли Земских соборов в политической системе русского государства. В литературе уже указывалось на одну общую ошибку, которую допускают многие исследователи, особенно зарубежные, сравнивая традиции сословного представительства в России с западным опытом. Такое сравнение не всегда правомерно. Здесь мы полностью разделяем точку зрения, согласно которой при рассмотрении деятельности Земских соборов в России необходимо учитывать цивилизационные особенности русской православной государственности, в рамках которой самодержавие являло собой форму соборной сословной монархии, а представительные органы, обладая реальной властью, не только не выступали в отличие от западных парламентов противовесом верховной власти, но, напротив, служили важнейшим условием ее укрепления. Тот факт, что большинство самодержцев XVII в. избирались Земскими соборами, не противоречит указанной особенности. Как справедливо отмечают авторы «Истории государственного управления России», источником власти московских царей в любом случае было не сословное волеизъявление, а признание ее божественного происхождения1. Хотя существо самодержавной власти не имело в XVII в. законодательного закрепления и власть монарха ограничивалась только православной нравст- 1 История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игнатов. 152 Раздел II. Становление Российской государственносп венностью и традициями, в массовом сознании образ царя носю сакральный характер. На символическом уровне священност] власти московского государя была закреплена в таинстве венча ния на царство, совершавшимся патриархом (митрополитом илр собором иерархов) возложением на царя короны (венца) и барм вручением скипетра, державы и сопровождавшимся облачение!^ в порфиру и произнесением символа веры.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |