КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половине XVII в. 4 страницаФормирование единого государства привело к большим изменениям в составе и положении господствующего класса. Наряду со старомосковским боярством при дворе московского великого князя появляется множество новых людей и чинов. На положение бояр была переведена значительная часть местной княжеской аристократии — служилых князей, т. е. бывших самостоя- 120 Раздел II. Становление Российской государственности тельных князей, утративших суверенные права на свои княжения при переходе на службу к московскому князю. В их числе были и князья Северо-Восточной Руси, и перешедшие под власть московского великого князя литовские князья и представители татарской знати (татарские мурзы). В отличие от сохранивших многие свои привилегии удельных князей (братьев великого князя), права и обязанности которых определялись договорами с великим князем, служилые князья лишались права претендовать на занятие великокняжеского престола и должны были нести военную службу при московском государе в качестве его подданных. По некоторым данным, более половины Боярской думы в этот период составляли князья. Они занимали важнейшие посты в войске, центральном и местном управлении. В то же время уже во второй половине XV в. параллельно с Боярской думой московские великие князья начинают создавать неформальные структуры из приближенных к ним лиц, с которыми и принимают главные государственные решения. Появляются первые придворные звания «введенных бояр» как постоянных советников великого князя, в руках которых собственно и сосредоточивались реальные административные функции, решение многих вопросов государственного управления. Во второй половине XV — начале XVI в. в период складывания единого Московского государства сохраняла свое значение дворцово-вотчинная система государственного управления, построенная на чисто территориальном принципе управления. В этот период существовали только два общегосударственных ведомства — Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, ведавший княжеским хозяйством и оказывавший большое влияние на решение общегосударственных дел. Ему подчинялись другие дворовые слуги, по большей части вышедшие из среды старомосковского нетитулованного боярства, служилых людей, а также бывших удельных князей, утративших суверенные права и свои вотчины. Они назывались «путными» боярами и ведали различными отраслями хозяйства великого князя — «путями»: конюший возглавлял коневодство (путь конюший), ловчий — княжескую охоту (путь ловчий), чашник — бортное хозяйство (путь чашничий) и т. д. Постепенно в ходе дальнейшей централизации пути стали преобразовываться в приказы (Конюшенный приказ, Казенный приказ, Разрядный приказ и др.), что подготавливало замену территориального (дворцового) управления функциональным (приказным). Ряд важных отраслей государственного управления находился в ведении казначея и возглавляемой им Казны. Западные источники именуют его канцлером, подчеркивая тем самым его особое положение в системе управления Московского государства. Казначей был не только хранителем великокняжеской казны и архива, он также ведал государственной печатью, управлял ямски- Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 121 ми и поместными делами, руководил вместе с князем внешней политикой. В то же время сосредоточение столь разнообразных функций в одних руках свидетельствовало о том, что формирование системы государственного управления в Московской Руси находилось еще в самом начале, не было еще четкого разделения функций и полномочий между государственными ведомствами, не сформировалась еще административная система. Во второй половине XV — начале XVI в. в рамках единого Московского государства происходит ликвидация остатков прежней удельной системы (в 1470-е гг. после походов Ивана III в состав Московского великого княжества был включен Новгород и его земли, в 1485 г. ликвидирована самостоятельность Тверского княжества, позже при Василии III была подчинена Рязань), усиливаются централизаторские тенденции. Унифицированная система управления территорией огромного государства еще не могла сложиться. Возникшее в процессе объединения земель новое административно-территориальное деление сохраняло архаичные черты прежнего порядка и отличалось большим разнообразием. Оно основывалось на нескольких критериях: экономическом и демографическом потенциале региона; военном значении территории; историческом наследии (принадлежности региона к определенному княжеству). Создаваемые на местах новые административные единицы — уезды, делившиеся на волости и станы, были чрезвычайно обширны и по своей территории совпадали с территорией бывших удельных княжеств. Присоединяемые в ходе объединения земель вокруг Москвы уделы, вливаясь в состав Великого княжества Московского, сохраняли свою целостность, и только при Иване III они начинают дробиться и постепенно исчезают. Управление этими территориями осуществляли княжеские наместники из бояр и волостели, рекрутируемые из более мелких феодалов. Не получая жалованья от великого князя, они как и прежде вместе со своим аппаратом жили за счет средств, собираемых с подчиненной им территории, «кормились» со своей должности, осуществляя на местах хозяйственно-административную, фискальную и судебную («губную») деятельность. Их деятельность регламентировалась специальными уставными грамотами, выдаваемыми местному населению. В то же время в новых условиях единого государства наблюдается все усиливающаяся тенденция к ограничению власти наместников, которые постепенно ставятся под контроль княжеской администрации. В этой своей политике центральная власть опиралась на растущую роль в местных сообществах нового слоя землевладельцев — дворянства, из состава которого назначались городовые приказчики (впоследствии, в XVIII в., эта должность трансформировалась в должность городничих, выполнявших полицейские функции в городах). Являясь агентами центральной власти на местах, они со 122 Раздел II. Становление Российской государственности временем сосредоточили в своих руках всю административно-финансовую власть, как в городах, так и в уездах. Ярким примером усиления централизаторских тенденций в Московском государстве может служить выданная Иваном III в конце XV в. (1488 г.) населению Белозерской земли Белозерская Уставная грамота (далее — БУГ), которую некоторые исследователи справедливо считают первым законодательным актом единого русского государства и родоначальницей новой законодательной традиции. Принципиально важной особенностью БУГ, которая отличала ее от всех прежних уставных грамот (например, от выданной в свое время Василием I Уставной грамоты Двинской земле), предоставлявших землям широкую автономию, было то, что она существенно ограничивала административно-податный иммунитет местных светских и церковных владений и уравнивала всех владельцев перед лицом государственной власти. Все жители уезда отныне ставились в одинаковое положение и рассматривались как подданные государства, подвластные его админист-рации (наместнику и его аппарату). С другой стороны, БУГ устанавливала строгую регламентацию деятельности самого аппарата наместнического управления и его отношений с местным населением. Во-первых, впервые точно фиксировались как порядок деятельности наместнического аппарата управления, так и его состав, размеры платежей в пользу наместника и его людей. Наместник отделяется от населения, между ним и населением учреждается новая должность сотского как представителя центральной власти, который мог участвовать в суде наместника. Во-вторых, власть наместника могла контролироваться не только «сверху», но и «снизу» самим населением Белозерской земли, получавшим право обращаться с жалобами к верховной власти. В БУГ устанавливалось право «мира» участвовать в административно-судебной деятельности местных властей. По мнению исследователей, эти изменения в местном управлении явились тем зерном, из которого затем в середине XVI в. выросла система земских и губных учреждений, которые сначала ограничили, а затем и вы- \ теснили наместнический аппарат управления, подготовив окончательную ликвидацию системы «кормления» в 1555 г. Иваном Грозным. Важное значение для укрепления государственности имел принятый в 1497 г. Судебник Ивана III, явившийся первым общерусским сводом законов в Московском государстве. Особенности формирования централизованного государства в России и складывание самодержавной формы правления Принято считать, что русское централизованное государство с присущими для таких государств атрибутами: единой верховной Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 123 властью, профессиональным аппаратом управления, единым законодательством и системой финансов — в основном сформировалось в XVI в. Основным фактором, ускорившим процесс централизации Московской Руси, стало стремительное увеличение территории Русского государства (по некоторым данным, с середины XV до середины XVI в. она увеличилась более чем в шесть раз, а население страны составляло в середине XVI в. около 9 млн человек по сравнению с 5—6 млн человек в конце XV в.). Это неизбежно требовало реорганизации всей системы государственного управления, поскольку старая полицентричная модель уже не отвечала новым условиям развития российской государственности. Вместе с тем процесс формирования централизованного государства в Московской Руси значительно отличался от аналогичных процессов в западноевропейских обществах. Если на Западе возникновение централизованных государств в XVI—XVII вв. было подготовлено эволюционно и осуществлялось на основе внутреннего экономического развития (экономических, торговых связей, рынка), то совсем иначе этот процесс происходил в русских землях. С самого начала централизация государства в Московской Руси. приобрела форсированный характер, опиралась по преимуществу на силовые и военные методы управления. В качестве основной причины, обусловившей подобный характер государственной централизации, многие авторы выделяют своеобразие геополитических условий, в которых проходило образование единого Русского государства, и, в частности, обширность его территории, протяженность границ, неустойчивость геополитического пространства. На наш взгляд, это положение нуждается в уточнении. Как показывает опыт мировой истории, управление протяженным политическим пространством может осуществляться в трех основных режимах. Это может происходить либо в условиях достаточного развития институтов гражданского общества, в первую очередь общественного самоуправления (как это было, например, в США и Канаде), либо в условиях хорошо налаженных механизмов согласования интересов различных слоев и групп общества (консенсусная, или «сообще-ственная», по определению А. Лейпхарта, демократия), либо же в условиях жесткой централизации и иерархичности политических и общественных институтов и структур при господстве насильственных методов управления1, что, собственно говоря, со временем и стало одной из характерных черт политического управления в разные периоды истории России. Ряд факторов, рассмотренных нами ниже, обусловил утверждение в России не 1 См.: Морозов С. А. Культура политического управления. Краснодар, 1999. С. 18. 124 Раздел II. Становление Российской государственности первой и не второй, а именно третьей модели развития, способствовал победе деспотического варианта централизации. Прежде всего, не следует забывать, что формирование русского централизованного государства в отличие от государств Западной Европы происходило в значительной мере под влиянием внешнего фактора, было ускорено внешней опасностью. Это было не естественное экономическое («снизу»), а силовое («сверху») политическое объединение, вызванное стремлением московских князей освободиться от ордынского ига, что не могло не привести, как уже отмечалось, к усилению авторитарного характера власти московских князей, силой присоединявших к Москве бывшие самостоятельные удельные княжества. Продолжавшееся более двух веков противостояние Литовскому княжеству, равно как и не прекращавшаяся борьба с «ордынским наследием» — Крымским и особенно Казанским ханствами, задерживавшими колонизационное движение Руси на Восток и являвшимися, по словам современников, хронической язвой московской жизни, также не способствовали смягчению характера русской государственной власти. Следует заметить, что в нашем общественном сознании до конца не осмыслено значение влияния внешней опасности и связанного с ней стремления тех или иных стран к внутреннему единству на характер политического развития общества, обычно сопровождающегося нарастанием в общественной жизни авторитарных тенденций в ущерб демократическим ценностям и институтам. Пожалуй, одним из первых на эту особенность обратил внимание А. Лейпхарт в капитальном исследовании «Демократия в многосоставных обществах». По мнению ученого, ощущение уязвимости и незащищенности в любой стране дает сильный импульс для укрепления внутренней солидарности народа. Однако в этом стремлении к единству («надсегментные ориентации», по терминологии автора) есть и свои слабые стороны, так как оно всегда снижает интенсивность противоположностей в обществе, | что не может не влиять также на характер государственной власти и ее взаимоотношений с населением. В России это влияние, как правило (достаточно вспомнить наше недавнее советское прошлое), было не в пользу развития в обществе демократиче- i ских традиций: очень часто на этой основе, как уже говорилось, государство стремилось поставить частное в зависимость от общего, подчинить интересы личности общегосударственному интересу. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы постоянная внешняя опасность, кроме прочего, имела своим последствием медленное развитие сословий в России, так как в обществе, поставленном в чрезвычайные условия исторического выживания (это никогда нельзя сбрасывать со счетов при изучении особен- Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 125 ностей формирования и развития российской государственности), сословно-корпоративные интересы отступают на задний план. Неменьшее влияние на характер власти в московском обществе оказало и то обстоятельство, что образование русского централизованного государства произошло не в рамках буржуазного, как это было в европейских странах, а феодального способа производства. Если на Западе феодальные отношения, в основе которых лежала система договора — вассалитета, были постепенно вытеснены складывающимися рыночными отношениями, то в России договорные отношения были упразднены, еще не успев укрепиться: в результате силового объединения земель вокруг Москвы они были заменены отношениями подданничества, причем в самой жесткой «холопьей» форме. Уже при Иване III бывшие самостоятельные удельные князья, став подданными московского государя, стали обращаться к своему господину: «Я холоп твой». Считая себя полновластным «государем всея Руси», хозяином земли русской, московский государь мог уже позволить себе при назначении наследника (во время упоминаемого нами первого династического кризиса) высокомерное заявление: «Кому хочу, тому и дам княжити». Эта психология собственника, возникшая в период длительного удельного развития Руси и укрепившаяся в условиях расширявшегося государства, долгое время сохранялась в сознании московских государей-объединителей, рассматривавших процесс создания единого русского государства прежде всего как расширение своего московского княжества, своей вотчины. Как отмечал в этой связи В. О. Ключевский, в московских князьях продолжали бороться вотчинник и государь. Они заявляли претензии на роль общероссийской государственной власти, а хотели обладать русской землей как вотчиной, на частном удельном уровне. В XVI в. в политической идеологии московских государей начинает утверждаться новый, незнакомый Древней Руси, взгляд на самодержавие как на неограниченное самовластие царя (единодержавие), обоснование которого обычно связывают с именем Ивана Грозного. Наиболее последовательно мысль о единовластии была выражена Иваном IV в его переписке-полемике с князем-боярином А. М. Курбским, бежавшим в Литву в связи с объявленной царем опричниной. Отвечая князю на обвинения в несправедливом отношении царя к боярам, Грозный с редкой откровенностью и резкостью отверг все притязания на власть «лоббируемой» Курбским боярской олигархии, заявив, что московские «княжата» являются простыми подданными монарха, которых у него «не одно сто». Новый взгляд на сущность верховной власти вполне соответствовал складывавшейся новой политической ситуации: к началу 126 Раздел II. Становление Российской государственности XVI в. в политическом сознании московских государей уже сформировалось представление о богоизбранности и независимости Московского государства. В научной литературе преобладает мнение, что эти перемены были обусловлены двумя событиями, имевшими мировое значение: палением Золотой Орды и крушением Византийской империи. Освободившись от двойной зависимости — монгольских ханов и греческих «царей», русские великие князья почувствовали себя не только самостоятельными, но и самодостаточными, призванными самой судьбой и историей принять на себя роль преемников римских кесарей и помазанников Божьих на земле. Падение Византии вызвало к жизни представление о том, что именно Москва может и должна стать отныне центром православия, «Третьим Римом» и «последним православным царством». Сформулированная русским иноком Филофеем в письмах-обращениях к Василию III, эта идея составила впоследствии основу государственной идеологии Московского царства. Не отрицая огромного влияния указанных изменений на эволюцию политического сознания московской политической элиты, следует, однако, заметить, что они, по нашему мнению, еще не дают ответа на главный вопрос: что в конечном счете способствовало усилению авторитарных и деспотических черт в политике московских государей, основополагающим принципом которой со временем стал принцип неограниченного самовластия. На наш взгляд, ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в том, что сама политическая элита Московского государства, как уже говорилось нами ранее, оказалась не готовой к проведению в жизнь западных форм политики и государственной власти, вытекающих из согласия, из политического процесса, а не из личной воли властителя. Определенную роль в этом сыграла отмеченная выше вотчинная психология московских князей-объединителей, свидетельствовавшая, по мнению исследователей, об отсутствии в то время сколько-нибудь ясных рациональных альтернатив политического устроения государства на новом этапе. В рамках господствовавшего в тот период представления — патримониального (вотчинного) устроения власти — русские государи привыкли рассматривать и саму власть как свою собственность. Вместе с тем при анализе эволюции власти в Московской Руси очень часто не учитывается другой не менее важный фактор. Речь идет о существовании в политическом развитии России устойчивых антизападнических традиций, сформировавшихся в национальном политическом сознании еще в период борьбы русских князей против агрессии немецких рыцарей и укрепившихся под влиянием длительного противостояния Москвы наступательной политике Польши и Литвы. Неприязнь к Западу, в основе которой лежал антагонизм между православной и католиче-ской церковью, особенно усилилась после отторжения Римом Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 127 западнорусской православной митрополии по Брестской унии 1596 г. и последовавшего затем насильственного внедрения униатства в юго-западных русских землях. Все это не могло не отразиться на национальных чувствах и политическом сознании русской политической элиты, которая со временем все с большим недоверием стала относиться не только к католическому Западу, но и ко многим европейским ценностям и институтам. Можно предположить, что именно эта ситуация побудила Ивана III отказаться от королевского титула, который, как известно, был предложен ему посольством германского императора. Однако более существенные изменения в политическом менталитете московских властей произошли в правление Ивана Грозного, с именем которого ряд современных ученых справедливо связывает усиление восточных («ориенталистских») черт в политической жизни русского общества. Именно с этого времени можно наблюдать резкий перелом как во внешней, так и во внутренней политике Московского государства, выразившийся в активном неприятии Запада и столь же решительном повороте к Востоку, к почвенничеству. Если Иван III еще считал себя европейским государем, наследником Византии, и его политика во многом, время тесных отношений Москвы с западными странами (при нем, особенно после приезда в Россию Софьи Палеолог, частыми стали визиты в Москву иностранцев, были построены в Московском Кремле итальянскими зодчими знаменитые Успенский собор и Грановитая палата), то совсем другой поворот мы наблюдаем в политике Ивана Грозного. Придя к власти, он начал свое правление с завоевания Казанского и Астраханского ханств, недвусмысленно апеллируя тем самым, как пишет один из известных современных авторов, к золотоордынскому происхождению своей царственности в качестве законного наследника распавшейся империи Чингисхана1. Явлением того же порядка в определенном смысле можно считать и официальное принятие Грозным в 1547 г. титула царя: известно, что этот титул, первоначально применяемый к византийским императорам, со времен монгольских завоеваний переносился русскими князьями также и на золотоордынских властителей. Следует заметить, что Иван III (вероятно, из этих соображений) воздержался от официального применения царского титула, ограничившись, как уже говорилось, временным венчанием «на царствие» своего внука Дмитрия. Как считает См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации// Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилиза-ционные отношения. М, 1994. С. 106. 128 Раздел II. Становление Российской государственности А. Я. Флиер, косвенным подтверждением наметившегося в середине XVI в. поворота к почвенничеству может служить вторичная канонизация Иваном IV Александра Невского. Проводимая Невским политика последовательного противостояния католической агрессии при одновременном сохранении нейтралитета по отношению к Золотой Орде, очевидно, импонировала московскому царю (это же дает повод некоторым исследователям называть легендарного князя первым в истории России «евразийцем»)1. Особое место в ряду произошедших перемен в поведении и характере верховной власти принадлежит опричнине Ивана Грозного, которую можно рассматривать как стремление царя, действовавшего в обход Боярской думы и опиравшегося на лично преданное ему опричное войско (своего рода «преторианскую гвардию» царя), установить режим личной ничем не ограниченной власти. В письмах к Курбскому Иван Грозный уже без всякой двусмысленности заявлял: «русские самодержцы изначально сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи», «кто тебя поставил судьей надо мной»2. Интересно, что, разделив всю страну при утверждении нового порядка на опричнину и земщину, царь поставил во главе земщины сначала плененного крещеного казанского «царя» Едигера-Симеона, а позже в 1574 г. венчал на царство другого татарина, касимовского хана Саина-Була-та, в крещении Симеона Бекбулатовича. Одновременно опричнина отразила стремление царя форсировать события и провести ускоренную централизацию страны чрезвычайными методами. Ряд авторов усматривает в опричнине первую в истории России попытку установления в стране имперского типа правления как военно-бюрократической диктатуры во главе с главнокомандующим — царем. Однако для формирования такого типа правления в Московском государстве не были еще созданы необходимые условия: а) не сложился разветвленный бюро- j кратический аппарат (бюрократические ведомства в лице москов- \ ских приказов только начинали создаваться); б) отсутствовала профессиональная постоянная армия как непременный атрибут ■■ всех государств имперского типа. Было бы, конечно, большим упрощением считать, что в Московском государстве изначально отсутствовали условия для формирования политики в ее классическом понимании, как системы поиска компромиссов и согласования интересов (частных, корпоративных, общих и государственных). Процесс формирования единого Русского (Московского) государства, развивавшегося на См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации// j Цивилизации и культуры: Научный альманах. Вып. 1. Россия и Восток: цивилиза-ционные отношения. М., 1994. С. 105. 2 Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1993. С. 128-129. Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 129 протяжении более ста лет естественным путем, путем столкновения и попыток согласования интересов основных политических и социальных субъектов того времени — боярства и складывающегося самодержавия, представителей Церкви, вольных городов, не дает оснований для столь прямолинейных выводов. Как отмечается в одном из современных исследований, в московском государстве «стала вызревать система интересов, близкая к европейской модели», и в столкновении этих интересов на российской почве начинали складываться и функции политики как системы социального регулирования власти, выстраивания балансов и противовесов в соотношении различных интересов1. В аспекте этой проблемы особое значение имела предпринятая в 1549—1560 гг. «правительством» Алексея Адашева («Избранной радой», как назвал его князь Курбский)2 серия реформ, которые рассматриваются многими историками как реальная альтернатива складывавшемуся в России деспотическому самодержавию. Эти реформы, по замыслу их авторов, должны были обновить все стороны московской жизни. В ходе реформ была в целом создана приказная система центрального управления, перестроена система местных органов власти (губная и земская реформы), проведены преобразования в судебной сфере и создан новый общерусский свод законов — Судебник 1550 года. Но дело не только в этом. С самого начала реформы «Избранной рады» имели двоякое значение. С одной стороны, создание центральных органов управления, постоянного войска, отмена кормлений и ограничение иммунитетов светских и церковных феодалов, а также целый ряд других мер, осуществленных «правительством» Лцашева, содействовали дальнейшей централизации Московского государства и усилению власти царя. С другой стороны, реформы намечали магистральную линию развития российской государственности на принципах сословного представительства, предполагающего формирование выборных сословно-представительных учреждений как на нижних, так и на верхних уровнях власти и управления (Земские соборы, земские и губные избы). См.: Буренко В. И. и др. Власть и предпринимательство в контексте политической культуры российского общества. М., 2003. С. 80. Так называемая «Избранная рада» действовала как неофициальный совет при царе Иване Грозном. В ее состав помимо неформального главы совета — та-■нтливого государственного деятеля Алексея Адашева, возглавлявшего наиболее важные в Московском государстве Посольский и Челобитный приказы, а с 1561 г. являвшегося хранителем государственной печати, «канцлером» (казнен Иваном Грошым в 1570 г.), входили также князья В. И. Воротынский, Д. И. Курлятев, Д. Ф. Палецкий, дьяк И. Висковатый и др. Большое влияние на «правительство» ■Взывали не входившие в его состав митрополит Макарий и священник москов-Ьлаговещенского собора и духовник царя Сильвестр. 130 Раздел II. Становление Российской государственности Эта модель власти, основанная на традиционном для русского общества синтезе государственного (монархического) и земского (корпоративного) начал, в перспективе могла оказать существенное влияние на развитие государственной власти в Московском государстве и характер ее взаимоотношений с обществом. Наряду с введением в процессе осуществления реформы единых принципов государственности, принятием общероссийского законодательства она, по мнению ученых, объективно сокращала границы произвола верховной власти, ограничивала единоличное правление Ивана Грозного и могла привести к дальнейшему развитию и укреплению сословно-представительной монархии.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |