КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половине XVII в. 1 страница
Раздел II. Становление Российской государственности ского, скотоводческого, промыслового и соответствующих им типов образа жизни (оседлого, кочевого и бродячего). Хотя Древняя Русь возникла на пересечении влияния нескольких религиозных потоков, языческое самосознание населявших ее народов, в рамках исповедуемого ими политеизма, продолжало оставаться господствующим. Естественно, что для объединения столь разнообразной по своему содержанию многосоставной общности, причем на огромной территории Восточно-Европейской равнины, практически лишенной устойчивых и безопасных коммуникаций, формирующееся государство нуждалось в каком-то мощном и надежном инструменте консолидации. Как справедливо отмечается в современных исследованиях, киевские Рюриковичи не могли в той ситуации опереться (как в свое время римские императоры при создании Римской империи) на совершенный военно-бюрократический аппарат (его просто не было в Киевской Руси). Не могли они также, как персидские шахи, использовать в целях сплочения государства численно и культурно доминирующий этнос1. В свою очередь, уже исчерпывали себя прежние регуляторы — традиции и обычаи, обеспечивавшие эволюционное развитие древнерусского общества в дохристианский период. Выход был найден по примеру Константина Великого при создании им византийского государства в опоре на религиозно-идеологические средства сплочения древнерусского общества, в переходе от господствовавшего в нем язычества к новой монотеистической религии — христианству. Именно христианство стало той идейной, культурной и ценностно-ориентационной базой, на основе которой происходил процесс сплочения и интеграции русского общества. И именно оно сформировало и консолидировало новый этнос, который принято называть древнерусской народностью. Принятие Русью христианства имело и другие, не менее важные последствия. Оно оказало определяющее влияние на изменение государственной парадигмы у восточных славян, эволюцию государственной власти, в значительно мере предопределив формирование особого типа социальных связей в русском обществе, Хотя в целом процесс зарождения государственных отношений у восточных славян развивался, как мы уже отмечали, в общем для большинства средневековых государств контексте, длительное каноническое, а отчасти и политическое общение Древней Руси с Византией не могло не придать русской цивилизации некоторые стилевые особенности, в том числе с точки зрения политического и государственного развития. 1 См.: Флиер А. Я. Указ. соч. С. 96. Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве В первую очередь это отразилось на эволюции и характере власти в Древнерусском государстве. Принятие христианства способствовало укреплению власти киевских князей. С принятием новой религии киевские Рюриковичи обрели надежную основу для легитимации своего господства и всемерно содействовали утверждению новых канонических христианских представлений о природе государства и его целях. Как написал в этой связи В. О. Ключевский, вместе с принятием христианства на Русь стала проникать «новая струя политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государстве, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка». Указывая на это обстоятельство, историк приводит слова митрополита Илариона, писавшего, что князь Владимир «часто с величайшим смирением советовался с отцами своими епископами о том, как уставить закон среди людей, недавно познавших господа»1. Последние слова приведенной цитаты свидетельствуют также о сложности и неоднозначности процесса утверждения христианства в русских землях. Известно, что христианизация Руси, особенно на первых порах, встретила серьезное сопротивление со стороны местного населения, в течение длительного времени продолжавшего сохранять свои языческие верования. Это сосуществование, по словам одного из видных русских религиозных мыслителей Г. В. Флоровского, «дневной» и «ночной» культуры (православия, ставшего официальной религией, и язычества) было характерно и для более поздних периодов развития русского общества, проявляя себя в самые сложные переломные моменты русской истории. В свете сказанного представляет интерес точка зрения современных авторов, указывающих на необходимость учета исторических условий «воцерковления» Руси, повлиявших кроме прочего и на сам характер русского православия. Суть проблемы заключается в том, что в ходе христианизации Руси православная религия, приобретшая к тому времени черты развитой городской культуры, была перенесена на почву сугубо деревенской сельскохозяйственной страны. Это обстоятельство во многом обусловило особенность русского православия, с самого начала отличавшегося от своего первоисточника весьма поверхностным, преимущественно формально-обрядовым характером без достаточной теоретической проработки вопросов веры. По свидетельству современников, приезжавших в Россию иностранцев всегда удивляло невежество большинства русских в элементарных религиозных вопросах, их наивное социально-утилитарное толкование основ 1 Ключевский В. О. Указ соч. С. 57. Раздел II. Становление Российской государственности вероучения. В значительной мере этому способствовало и отношение к религии самой великокняжеской власти, стремившейся опереться на веру нередко в сугубо утилитарных целях и использующей ее исключительно как социально-нормативный институт регулирования общественной жизни в ущерб духовному началу христианства1. В результате на Руси формировался примитивный тип массового православия с большой примесью языческой мистики, что дало основания Н. А. Бердяеву назвать русское православие «православием без христианства». Сказанное не умаляет той исключительной роли, которую сыграла христианизация Руси в становлении и дальнейшем развитии государственных отношений в древнерусском обществе. Эта роль может быть рассмотрена в двух основных ракурсах. Во-первых, с точки зрения того особого положения, которое занимала русская православная церковь в системе государственного управления Киевской Руси. Во-вторых, с позиции того влияния, часто значительного, которое оказывала духовная элита, православное духовенство на поведение верховной власти в Древнерусском государстве, требуя от ее представителей христианского милосердия по отношению к подданным, строгого соблюдения евангелических заповедей, добиваясь достижения мира и согласия в обществе. С одной стороны, именно православие, его нравственные ценности и установки стали определять духовные основы развития древнерусской государственности, права и правосознания. С другой стороны, сама православная церковь постепенно превращается во влиятельную политическую силу, выполнявшую ряд важных для государственного развития Древней Руси функций. С момента принятия Русью христианства Церковь являлась основным институтом социального контроля за властью, одновременно выступая в качестве важнейшего субъекта государственного управления. В период феодальной раздробленности и особенно после ордынского разгрома, когда были разрушены и прекратили существование многие политические институты, именно Церковь как организованная структура приняла на себя многие функции административного управления, и именно она являлась тем стержнем, который продолжал объединять русское общество, способствовал возрождению единой государственности в более поздний московский период. В этом месте мы должны сделать существенную оговорку, касающуюся особенностей взаимоотношений между Церковью и властью, объективно установившихся в Киевской Руси и оказавших значительное влияние на весь дальнейший ход государст- См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации. С. 97-98. Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве венно-политического развития русского общества в Средние века. Своеобразие заключалось в том, что с самого начала взаимоотношения между княжеской властью и Русской православной церковью строились на основе византийской модели государственно-церковных отношений и существенно отличались от тех принципов, на которых были построены отношения между светской и духовной властью в католических странах Западной Европы. В отличие от европейских стран, где римская католическая церковь оказалась над государствами, определяя их внутреннюю и внешнюю политику {«папоцезаризм»), византийская модель, во-первых, изначально исключала такое вмешательство Церкви в дела светской власти, во-вторых, в силу исторических условий ее формирования отличалась значительной зависимостью Церкви от государства («цезаропапизм»). В рамках этой модели византийский император формально стоял над константинопольским патриархом, поскольку считался самодержцем всех православных и ответственным за православие. В целом отношения между Церковью и государством в Киевской Руси развивались в соответствии с восточнохристиан-ской государственно-правовой культурой и строились на основе разделения светской и духовной власти. Церковь непосредственно не вмешивалась в дела светской власти. Однако и киевский князь в отличие от византийского императора не возвышался над Церковью, что обусловило ее значительную самостоятельность и независимость от великокняжеской власти, широкие автономные права. Эта особенность государственно-церковных отношений, установившихся в Киевской Руси и вплоть до XVII в. сохранявшихся практически в неизменном виде, в первую очередь была обусловлена историческими условиями, в которых проходила христианизация Руси, и непосредственно вытекала из характера отношений между Киевской Русью и Византией. Известно, что возникшая при крещении Руси киевская митрополия структурно и функционально подчинялась юрисдикции константинопольской патриархии. Константинопольский патриарх совместно с Синодом по согласованию с императором посвящали киевских митрополитов, возглавлявших Русскую православную церковь и назначавшихся преимущественно из «греков» (исключение составляли митрополиты Иларион и Климент Смо-лятич, поставленные русскими князьями). В ведение Константинополя входило также регулирование церковного устройства в Киевском государстве, равно как и разрешение возникающих религиозных споров. Присылаемым из Византии киевским митрополитам подчинялись поставленные во всех крупных городах епископы (в некоторых землях архиепископы), которые назначались возглавляемым митрополитом церковным собором (часто 90 Раздел II. Становление Российской государственности с участием великого князя) и руководили обширными церков-но-административными округами — епархиями. По некоторым сведениям, накануне монголо-татарского нашествия в русских землях насчитывалось не менее 16 епархий, важнейшими из которых были Киевская, Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владимиро-Волынская и др.1 Огромная территория государства, на которую распространялась власть киевского митрополита, объединявшего все духовенство страны, равно как и сохранявшаяся политическая независимость русского государства, его удаленность от Византии также в немалой степени способствовали росту политического и экономического могущества русской православной церкви. С другой стороны, сама княжеская власть содействовала усилению позиций Русской православной церкви в различных областях жизни древнерусского общества. Заботясь о распространении христианства, киевские князья проявляли заботу и об укреплении материального положения Русской православной церкви, основу которого первоначально составляла так называемая «десятина» — ежегодно передаваемая в церковную казну десятая часть всех княжеских доходов. Впоследствии с развитием феодального землевладения к этому основному источнику добавились земельные пожалования князей, монастырская колонизация, доходы с церковного суда. Епископам было поручено наблюдать за правильностью мер и весов, что также являлось значительной прибавкой к доходам Церкви. Наряду с ростом экономического могущества расширялась роль Церкви в общественной жизни страны, прежде всего в сфере гражданских правовых отношений. Уже с конца X в. Церковь получила право суда и сбора судебных пошлин по делам семей-но-бытового характера. Хотя семейное право в Древней Руси в течение длительного времени основывалось на обычном праве, с принятием христианства оно подверглось сильному воздействию канонического (церковного) права. Так, в связи с запрещением многоженства, не возбранявшегося в языческий период (по некоторым данным, Владимир Святой до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц), были установлены жесткие наказания за внебрачные связи, «умыкание» и покупку жен, проявление жестокости по отношению к женам и детям, затруднен бракоразводный процесс. В то же время церковное право не ограничивалось регулированием исключительно семейных отношений. Под юрисдикцией Церкви находились церковные иерархи, священники, монахи, церковнослужители, а также лица, призреваемые Церковью — старые, увечные, больные, лица, потерявшие права гражданского состояния и оказавшиеся вне своего сословия (изгои), ' См.: История государственного управления России. С. 39. Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве 91 зависимые от Церкви холопы («челядь»). К исключительному ведению церковного суда относились преступления против Церкви и нравственности, дела о волшебстве, знахарстве, святотатстве. В дальнейшем деятельность Церкви в сфере регулирования правоотношений не только не уменьшилась, но и приобрела новые формы, что было связано с началом нового в истории Древней Руси периода — удельной раздробленности. Контрольные вопросы и задания Каковы основные особенности государственного управления Назовите причины, обусловившие особенности зарождения го
Раскройте значение влияния традиций византийской государ В чем заключались основные функции и каковы были пределы Дайте характеристику системы «кормлений» как историче Как повлияло принятие Русью христианства в его восточном Чем отличались взаимоотношения между церковью и госу
Можно ли на примере общественно-политического развития Рекомендуемая литература История государственного управления в России: учеб./под общ. ред.
История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия/
История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна Горский А. А. Древнерусская дружина. М., 1989. Горский А. А. Русь в конце X — начале XII века: территориально-полити Клочко А. П. Князь в Киевской Руси: власть, собственность, идеология. Ключевский В. О, О русской истории: сб./сост., авт. предисл. и примеч. 92 Раздел II. Становление Российской государственности Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Учебник русской истории. Пресняков А. Е. Княжеское право в древней Руси. М, 1993.
Российское законодательство X — XIX вв. Т. 1. Законодательство Древней Русское православие. Вехи истории. М, 1988. Сергеевич В. М. Вече и князь. Русское государственное устройство Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990. Флоря Б. Н. «Служебная организация» и ее роль в развитии феодального Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. Церковь, общество и государство феодальной России. М., 1990. Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В ПЕРИОД РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУСИ И ОРДЫНСКОГО НАШЕСТВИЯ (XII - СЕРЕДИНА XV в.) Удельный период или феодальная раздробленность? Общее Причины и предпосылки формирования удельного порядка Особенности государственного управления в русских землях Древняя Русь, Золотая Орда и Великое княжество Литов Удельный период или феодальная раздробленность? Общее и особенное в формировании феодальных отношений в западных странах и Древнерусском государстве В начале XII в. после непродолжительного правления киевского великого князя Владимира Мономаха (1113—1125 гг.) — одного из выдающихся государственных деятелей той эпохи и его сына Мстислава Владимировича (1125—1132 гг.), которым еще удавалось удерживать государственное единство Киевской Руси, Древнерусское государство вступило в наиболее сложный период своего развития: в результате усилившихся центробежных процессов оно распалось на ряд самостоятельных земель и княжеств.В исторической литературе этот период не нашел однозначной оценки ни с точки зрения характера установившегося в русских землях социально-экономического и политического строя, ни с точки зрения его места и значения в исторической эволюции российской государственности. Дореволюционная историческая наука по традиции именовала его удельным периодом, советские историки рассматривали его как закономерный, прогрессивный этап феодальной раздробленности, ряд западных авторов, напротив, усматривают в нем свидетельство политического кризиса средневековой Руси. А. С. Ахиезер, исходя из предложенной им социокультурной модели развития России, характеризует этот период как переходный от господства раннего соборного нравственного идеала к господству раннего умеренно-авторитарного нравственного идеала. Как и все последующие этапы, данный этап в развитии российской государственности являлся, по мнению автора, результатом 94 Раздел II. Становление Российской государственности реакции инверсионного типа1 и заключал в себе массовое нарастание дискомфортного состояния на банкротство господствующего нравственного идеала предшествующего этапа. Одним из наиболее спорных вопросов рассматриваемого периода в истории развития древнерусской государственности по-прежнему остается вопрос о формировании и особенностях феодальных отношений в древнерусском обществе. Суть разногласий касается прежде всего главного вопроса: насколько применимо к условиям развития Древней Руси понятие «феодализм» в его классическом понимании и можно ли в этой связи назвать время после распада единой Киевской Руси периодом феодальной раздробленности, через который прошли все западноевропейские государства? Начало затянувшемуся спору о характере социально-экономического и политического развития древнерусского общества было положено еще в середине XIX в. основоположниками и теоретиками русского славянофильства (М. П. Погодин, И. В. Киреевский и др.). Доказывая в споре с западниками мысль об ущербности западноевропейского феодализма, явившегося, по их мнению, наряду с влиянием греко-римского рационализма и индивидуализма одной из главных причин дезинтеграции западного общества, славянофилы одними из первых резко высказались против отождествления удельного периода русской истории с западноевропейской феодальной раздробленностью. Прежде всего, подвергались резкой критике исторические взгляды Н. М. Карамзина, не делавшего, с точки зрения славянофилов, никакого различия между развитием Древней Руси в удельный период и развитием феодализма в западных странах. По мысли теоретиков славянофильства, древняя русская история не дает оснований для таких заключений. Хотя удельное деление в известном смысле можно считать аналогом феодализма в Древней Руси, оно, тем не менее, принципиально отличалось, по мнению славянофилов, от феодализма. Как доказывал И. В. Киреевский, это было связано не только с тем, что в отличие от западноевропейской ленной системы все русские князья являлись членами одной семьи, послушными власти старшего князя (так называемый «семейный» характер русского феодализма), что уже само по себе обеспечивало, по мысли философа, единство древнерусского общества, «бесконфликтный» характер его развития. Причину развития дезинтегрирующих процессов в западных обществах Киреевский предлагал искать в самой структуре западного феодализма и, в частности, в господстве эгоистического индивидуализма, на котором, по его мнению, Характерная для традиционных обществ установка на разрыв с историческим наследием, неприятие идеи преемственности, уверенность в том, что разрушение старого автоматически приведет к торжеству лучшего нового. Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 95 была построена система феодальных отношений. Символом этого средневекового индивидуализма был рыцарь-разбойник, замкнувшийся в замке и представлявший собой своего рода «государство в государстве». Мысль об общей государственности ему была изначально чужда. Такая система не только не могла обеспечить внутреннего единства западных обществ, но и порождала непрекращавшуюся борьбу между центральной властью и феодальной аристократией, между жестко обособленными сословиями, государством и Церковью. Ничего подобного, как считали славянофилы, не было в Древней Руси. В ней не было ни аристократии, ни рыцарей, ни третьего сословия, точно так же как не знала она ни железного разграничения неподвижных сословий, ни сословной ненависти, ни борьбы, ни рабства. Признавая оригинальность и важность некоторых положений предложенной славянофилами концепции общественно-политического развития Древней Руси, нельзя в то же время не заметить ее основного изъяна — излишней идеализации характера развития древнерусского общества в его сравнении с европейскими странами, что во многом объяснялось ошибочностью исходного тезиса славянофилов о «бесконфликтности» древней русской истории. Исторические факты не подтверждают такую оценку исторической эволюции Древней Руси. Как справедливо заметил В. О. Ключевский, в старой киевской жизни были не только поистине великие события. Старый Киев с его князьями и богатырями, воспетыми народом и навсегда сохранившимися в народной памяти, с его святой Софией и Печерской лаврой знал и другую жизнь с непрекращавшейся усобицей князей, жизнь, «в которой было много неурядиц, много бестолковой толкотни; «бессмысленные драки княжеские», по выражению Карамзина, были прямым народным бедствием»1. На наш взгляд, более точный с научной точки зрения ответ на поставленные выше вопросы можно найти у М. Вебера, также считавшего, что в чистом виде феодализм получил развитие лишь в Западной Европе и не был характерен для большинства стран Востока. Рассматривая особенности традиционного господства в упоминаемой нами ранее теории патримониального правления, Вебер наряду с подробным анализом патримониальных властных структур выделяет два типа традиционных обществ — западноевропейский феодализм и восточный патримонш-лизм. Их основным различием, по мнению Вебера, является то, что при феодализме существуют взаимные договорные обязательства между сеньором и вассалами, в то время как патримониальные отношения основаны на личной зависимости слуги и господина. Кроме того, при феодализме противостоящие королю вас- Ключевский В. О, О русской истории: сб. С. 78. Раздел II. Становление Российской государственности салы обладают своими собственными военными силами. С другой стороны в рамках традиционного общества феодализм должен рассматриваться как частный случай патримониального господства, поскольку, считает Вебер, феодальный принцип не мог полностью заменить патримониальную систему управления на уровне государства, а феодальный вассал выступал как патримониальный господин по отношению к своим крепостным1. Если абстрагироваться от некоторых частностей, следует выделить три основных принципа, на которых, по Веберу, был построен западноевропейский феодализм: 1) полицентризм; 2) иерархия собственности; 3) система вассалитета (вассальных, договорных отношений между сеньором и его вассалами). В этой системе отношений политическая иерархия базируется на иерархии собственности, когда помимо личных существуют также поземельные отношения (как это было, например, во Франции в VIII—IX вв.). Соответственно этому и вассальная служба строится на условиях договора (контракта), не ущемляющего личную свободу вассала, который находится под покровительством сеньора. Исходя из проведенного нами в предыдущей главе анализа начального этапа становления древнерусской государственности, особенностей формирования служебных отношений, складывавшихся между киевскими князьями и дружинниками, можно сделать вывод, что в Киевской Руси отсутствовал один из главных признаков феодализма — иерархия собственности как основа для установления феодальных вассальных отношений. Представители формирующегося господствующего класса — бояре и дружинники, получавшие, как уже отмечалось, отдельные области и города во временное управление («кормления») без права владения, не являлись в полном смысле феодалами. С большим трудом с учетом сказанного можно назвать феодалом и самого князя, тем более если иметь в виду такую особенность княжеской власти в Киевской Руси, как постоянное перемещение, «кочевание» князей. Эта особенность была обусловлена действовавшей в Древнерусском государстве особой системой замещения княжеских престолов по принципу родового старейшинства, согласно которому Русь воспринималась Рюриковичами как их общее нераздельное родовое владение, обеспечивавшее каждому члену династии право на временное владение определенной частью земли по очереди старшинства. По словам В. О. Ключевского, такой своеобразный порядок княжеского владения установился на Руси после смерти Ярослава Мудрого (1016—1054 гг.). Он не предполагал ни единоличной верховной власти, ни личного ее преемства по завещанию. Ярославичи «не делили достояния отцов и дедов на постоянные доли и не пере- См.: Масловский М. В. Политическая социология бюрократии. М., 1997. Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 97 давали доставшейся каждому доли своим сыновьям по завещанию. Они были подвижными владельцами, которые передвигались из волости в волость по известной очереди»1. Причины и предпосылки формирования удельного порядка в Русских землях Распад некогда единого древнерусского государства на ряд отдельных земель и княжеств, положивший начало длительному, продолжавшемуся без малого три столетия периоду удельной раздробленности, был подготовлен рядом коренных изменений, которые происходили в то время в социально-экономическом и политическом развитии древнерусского общества. По утвердившемуся в научной литературе мнению, нарастание центробежных тенденций в Русских землях было в первую очередь связано с наметившимся в XI—XII вв. социально-экономическим прогрессом общества, развитием земледелия и торговых отношений, ростом и укреплением городов, начинавших играть все большую роль в общественной и политической жизни древнерусского общества. Как полагают многие ученые, именно эти изменения, сопровождавшиеся ростом экономической и хозяйственной независимости отдельных земель и регионов, в конечном счете обусловили начавшийся процесс трансформации государственно-политических отношений в Древней Руси, в результате которого политическая система Руси приобретает полицентричный характер.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |