КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В языческой Руси
В процессе становления древнерусская государственность прошла ряд этапов, во многом аналогичных с процессом зарождения государственности у западных славян. Основным содержанием этого процесса был эволюционный переход от родоплеменных отношений, характерных для периода «военной демократии», к формированию основ раннеславянской государственности. Он сопровождался, с одной стороны, выделением из общей массы общинников племенной знати, из среды которой стали выбираться вожди и старейшины, с другой стороны, образованием первых племенных княжений, возглавляемых племенными князьями. В VI—VIII вв. в землях восточных славян наблюдается активный процесс формирования союзов племен, структура власти которых пока еще совпадала с организацией племенной власти. В качестве верховных органов племенных союзов выступали народные собрания (вече), по традиции утверждавшие обязательные для всех правила, которые после освящения их жрецами приобретали характер общественных норм. К этому времени относится появление первых городов (Киев, Полоцк, Смоленск), выступавших в то время в качестве военно-политических, административных и культовых центров племенных союзов. Дальнейшая эволюция общественного строя восточных славян, равно как и влияние внешней угрозы привели к постепенному разложению родоплеменных отношений и замене родопле-менной организации общества территориальной, объединявшей уже несколько союзов племен, что создавало предпосылки для возникновения публичной власти как основного атрибута зарождавшейся государственности. На смену горизонтально организованной власти и управления, являвшейся отличительной чертой властных отношений в период «военной демократии» (жрецы, совет старейшин и военный предводитель), приходит иерархически построенная форма управления, которую некоторые современные ученые определяют понятием «вождество» и считают переходной формой от племенного строя к раннему государству. Исходным событием, положившим начало формированию государства у восточных славян, принято считать произошедшее в VIII в. в Среднем Поднепровье в ходе борьбы с хазарами объединение нескольких союзов славянских племен (северяне, радимичи и некоторые другие) во главе с полянами, что привело к возникновению одного из центров древнерусской государственности. В IX в. на базе северо-западного союза во главе со слове-нами, подчинившими себе племенные союзы кривичей и финно-угорские племена, возникает государственное образование с центром в Ладоге, а затем в Новгороде. 76 Раздел II. Становление Российской государственности Продолжает оставаться дискуссионным вопрос о роли и значении варяжского элемента («призвание» варягов) в процессе формирования древнерусской государственности. Древние письменные источники, в частности вставная легенда древнейшей общерусской летописи «Повести временных лет», рассказывающая о призвании новгородцами Рюрика в 862 г., свидетельствуют о том, что в борьбе с хазарами славяне рано стали практиковать заключение союзов (пактов) со скандинавскими (варяжскими) конунгами и их дружинами, которые они именовали «русью». С варягами древние русские источники связывают объединение по великому водному пути «из варяг в греки» в 882 г. (после похода на Киев из Новгорода князя Олега) двух основных центров древнерусской государственности в единое Киевское государство. Хотя, по мнению большинства исследователей, династия Рюриковичей, вероятно, с самого начала связанная с одним из славянских родов, достаточно быстро ославянилась, перенеся самоназвание «русь» на всю государственную территорию восточных славян, это не умаляет того исторически важного значения, которое имела деятельность первых русских (варяжских) князей в процессе становления Древнерусского государства. Как отмечал в этой связи один из крупных русских историков С. Ф. Платонов, будучи первой общей властью среди многих разрозненных раньше миров, варяжские князья с их дружинами были «первыми представителями племенного единства». Передвигаясь с места на место по русской земле, соединяя племена и города в общих военных и торговых предприятиях, князья «создавали этим почву для национального объединения и национального самосознания. Сплотив государство внешним образом, они создавали и возможность внутреннего сплочения». По нашему мнению, в дискуссии о призвании варягов есть и другая, более глубокая с точки зрения интересующего нас вопроса сторона, на которую часто не обращают должного внимания. Вопрос о призвании варягов прямо связан с очень важной для правильного понимания общественно-политического развития Древней Руси проблемой, касающейся особенностей взаимоотношения власти и общества в Древнерусском государстве, равно как и отношений внутри формирующейся правящей элиты, Внимательный анализ этой проблемы дает основание говорить об особой форме зарождения и эволюции государственных отношений в древнерусском обществе, значительно отличавшихся от аналогичного процесса в странах Западной Европы. Именно здесь, как нам представляется, следует искать причины и истоки своеобразия национальной государственности в древний и более поздние периоды русской истории. Далее мы постараемся подробнее остановиться на этой проблеме. Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве Древнерусская государственность в контексте мирового развития: общее и особенное в формировании и эволюции государственны отношений В связи с оценкой роли варяжских князей как «первых представителей племенного единства» восточных славян С. Ф. Платонов затрагивал весьма интересную, на наш взгляд, особенность правления первых Рюриковичей, в некоторой степени подтверждающую наш вывод о том, что вопрос о призвании варягов имеет гораздо большее значение, чем это кажется на первый взгляд. Выясняя истоки и природу древнерусской государственности, ученый указывает (по аналогии с описанной выше концепцией М. Вебера) на существование в государственном развитии различных стран трех главных видов политической власти — патриархальной, вырастающей из кровных связей (свойственной народам кочевым и полукочевым), вотчинной, или патримониальной (когда известное лицо считает своей собственностью всю территорию племени, а в силу этого и людей, живущих на территории, признает подвластными себе), и более поздней современной, возникающей на почве развития национального самосознания. Как считает Платонов, власть в Древнерусском государстве не может быть отнесена ни к одному из указанных типов политической власти. Во-первых, первые русские (варяжские) князья не могли господствовать у нас в силу кровного начала, во-вторых, они не могли считать землю своей собственностью. Что касается современной национальной власти, то она смогла утвердиться только в период формирования единого русского централизованного государства в московскую и более позднюю эпоху. Приведенное наблюдение маститого ученого имеет для нас принципиальное значение прежде всего с точки зрения выявления общего и особенного в формировании государственности и государственных (служебных) отношений у различных народов. Древняя история знает два основных типа зарождения государств и формирования государственных (служебных) отношений: 1) в силу преобладания одной народности над другой в результате завоевания; 2) в силу признания первенства по занятию территорий. Примером первого типа служебных (государственных) отношений могут служить кастовые системы в Индии и Египте, сформировавшиеся в результате преобладания завоевателей над туземным населением. Так, высшие индийские варны брахманов и кшатриев состояли из завоевателей, и только представители этих двух варн могли занимать государственные должности. Вайшьи (третья варна) также принадлежали к завоевателям, они обладали монополией на ремесленное производство. И только
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |