Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Русь как традиционное общество: исходные положения




Раздел II. Становление Российской государственности

УПРАВЛЕНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ

ГОСУДАРСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫМ

ОБЩЕСТВОМ (IX - XVI» ВВ.)

Глава 4. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ

Древняя Русь как традиционное общество: исходные положения.

Особенности начального этапа становления государственно­
сти в языческой Руси.

Древнерусская государственность в контексте мирового раз­
вития: общее и особенное в формировании и эволюции госу­
дарственных отношений.

 

Становление системы государственного управления в Киев­
ской Руси.

Принятие христианства и его значение для становления
и развития древнерусской государственности: проблема визан­
тийского влияния.

Вопрос об образовании и эволюции Древнерусского государ­ства, возникшего, как принято считать, в IX в. и просущество­вавшего до середины XII в., является одним из наиболее слож­ных в исторической науке. Правильное его понимание возможно лишь в объективном сравнении с формированием и развитием государств в Европе, где эволюционный процесс, как полагают современные ученые, реализовался «в чистом виде», не будучи прерываем никакими неорганическими трансформациями.

В VIII—IX вв. в период складывания государственных отно­шений у восточных славян Киевское государство, со временем превратившееся в одно из крупнейших государств в средневеко­вой Европе, представляло собой своеобразную федерацию мест­ных полугосударственных образований. С точки зрения характера власти это была раннефеодальная монархия, аналогичная импе­рии Карла Великого в Западной Европе. В то же время в отли­чие от государств Западной Европы, возникших на развалинах Римской империи и во многом перенявших римские принципы государственности, что не могло не предопределить быстрые темпы формирования в Европе государственных отношений, го­сударственность восточных славян формировалась иными, более медленными темпами и, главное, на иных основаниях.


По мнению авторов новейших исследований, этот процесс развивался в общем индоарийском, а не только в узком евро­пейском контексте. На него оказали влияние как своеобразие российского феномена, связанное с особенностями православ­ной государственности, так и специфические условия общест­венного развития славян в дохристианский период, в том числе лимитрофные зоны межэтнического общения (половецкая степь, Золотая Орда, Литовская Русь). Древнерусское общество формировалось как полиэтничное, гетерогенное общество, созда­валось в смешении трех субэтнических компонентов — славян­ского, балтского и финно-угорского со значительным участием германского, тюркского и северокавказского субстратов1. Систе­мообразующим фактором сложного процесса социо- и этногене­за в русских землях, по мнению специалистов, был восточно­славянский социальный генотип и индоевропейский языческий архетип (при катализирующем скандинавском и тюркско-хазар-ском влиянии)2. Большое влияние на формирование древнерус­ского этноса и общественно-политическое развитие восточных славян оказал геополитический фактор. Равнинный характер территории зарождающегося государства, сложная гидрография Восточной Европы, равно как и особенности климата («изотер­ма января», по определению Л. Н. Гумилева) обусловили специ­фические черты быта, образа жизни и психологии народов, за­селявших Восточно-Европейскую равнину. С другой стороны, своеобразие природных, экологических условий наряду с посто­янной опасностью со стороны кочевников создавало, кроме прочего, объективную основу для этнического и политического единства.

Во введении мы уже отмечали, что в основу учебного курса была положена концепция исторической преемственности нацио­нальных исторических типов государственного управления: древне­русского (IX—XIII вв.), сословного (XV—XVII вв.), военнно-бюрокра-тического (XVIII в.), административно-бюрократического (XIX -начало XX в.), советского (1917—1991 гг.).

В данном случае нас будет интересовать исторически первый тип государственного управления — древнерусский в его сравне-

См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации. С. 94-95.

История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов н/Д., 2002. С. 16.


Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве

нии с сословным, сложившимся в более поздний московский пе­риод развития российской государственности. По устоявшемуся в науке определению оба отмеченных типа управления характе­ризуют традиционное общество и поэтому с точки зрения сущно­стных черт имеют общую основу. Вместе с тем они значительно отличаются друг от друга.

Ранее нам приходилось говорить о характеристике традицион­ного господства, предложенной М. Вебером в его теории патри­мониального правления и, как представляется, дающей теорети­ческую основу для уяснения ряда принципиальных сторон обо­значенной нами проблемы.

Сразу оговоримся, что в своем анализе патримониализма Вебер разводит понятия «патриархальное», «патримониальное» и «сословное» господство. Хотя патримониализм в социологии Вебера выступает как один из типов традиционного господ­ства, производный от первичного — «патриархализма»,— это не тождественные понятия. Главным отличительным признаком патримониализма, согласно Веберу, служит наличие в распоря­жении патримониального правителя особого аппарата управле­ния, которого нет в патриархальных властных структурах. Если патриархальное господство всегда следует традиции, то при патримониализме опора на управленческий аппарат и военные формирования, которые набираются обычно из числа рабов, наемников или подданных, принадлежащих к непривилегиро­ванным слоям населения, и выступают орудием личной власти господина, позволяет последнему в известных пределах не счи­таться с требованиями традиции. Сказанное не означает, что

легитимации. Скорее наоборот, патримониализм не мыслится вне традиционного общества. Режим же, при котором прави­тель действует главным образом по своему усмотрению, опира­ясь на военную силу и игнорируя традицию, Вебер выносит за рамки чисто патримониального правления, обозначая его тер­мином «султанизм». К такого рода режимам немецкий социо­лог относил средневековые государства Ближнего Востока, ко­торые представляли собой, по его мнению, классический при­мер «султанизма», опиравшегося на патримониальные войска. Неустойчивость этих государственных образований во многом определялась тем, что их правители, полагаясь только на воен­ную силу, часто становились заложниками армии, которая в любой момент могла выйти из-под их контроля.

Обычно в патримониальном государстве все население разде­лялось на две основные группы: лично зависимых слуг правите­ля, из числа которых формировался административный аппарат, и политических подданных, которые не являлись лично зависи­мыми, однако несли разного рода повинности. При этом эконо-


74 Раздел II. Становление Российской государственности

мическая эксплуатация подданных, как правило, осуществлялась «литургическими» методами, предполагавшими коллективную от­ветственность определенных групп населения за отправление их членами государственных повинностей1.

С развитием государственных отношений на смену чисто патримониальному типу господства в рамках традиционного общества приходит «сословный» тип правления, который харак­теризуется Вебером как децентрализованный вариант патримо-ниализма. Суть изменений состояла в том, что в рамках этой разновидности патримониализма власть правителя была огра­ничена уже не священной традицией, а правами и привилегия­ми формирующихся сословий и чиновников (сословные мо­нархии).

Очевидно, что общественный строй Древней Руси с момента образования единого Киевского государства, если исходить из вышеизложенного, можно охарактеризовать как переходный от чисто патриархального типа управления к патримониальному. Его основной особенностью было то, что в отличие от более поздне­го сословного строя, установившегося, как отмечалось, в Мос­ковском государстве, в древнерусском обществе еще не сформи­ровались сословия и не сложилась административная система, бюрократический аппарат. Функции управления еще не отделились от функций власти, существовало тождество власти и управле­ния: киевский князь управлял древнерусским обществом лично с помощью своей «администрации» — дружины.

Эта система власти и управления выросла из периода «воен­ной демократии» с характерной для этого строя вечевыми тради­циями и общинной формой устройства общественной жизни. Она строилась на участии всех взрослых мужчин в управлении общиной, всеобщем вооружении, публичном назначении воена­чальников и опиралась на племенные традиции в форме обыча­ев, ритуалов, нравственных норм. В то же время в отличие от родоплеменного общества киевский князь уже имел в своем рас­поряжении постоянный (пока еще личный) аппарат управления в лице дружины, служившей в руках князя как инструментом принуждения и управления, так и средством защиты его собст­венных интересов.

Отмеченные особенности, характерные для традиционных об­ществ на раннем этапе их развития, были в той или иной мере свойственны большинству средневековых государств Европы. Од­нако формирование государственных отношений в каждом из них имело специфические особенности. Присущи они были и древнерусской государственности.

См.: Масловский М. В. Политическая социология бюрократии. М., 1997.


Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве

Особенности начального этапа становления государственности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.