КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Древняя Русь как традиционное общество: исходные положения
Раздел II. Становление Российской государственности УПРАВЛЕНИЯ В КИЕВСКОЙ РУСИ ГОСУДАРСТВЕ: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫМ ОБЩЕСТВОМ (IX - XVI» ВВ.) Глава 4. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ДРЕВНЕРУССКОМ ♦ Древняя Русь как традиционное общество: исходные положения. ♦ Особенности начального этапа становления государственно ♦ Древнерусская государственность в контексте мирового раз
♦ Становление системы государственного управления в Киев ♦ Принятие христианства и его значение для становления Вопрос об образовании и эволюции Древнерусского государства, возникшего, как принято считать, в IX в. и просуществовавшего до середины XII в., является одним из наиболее сложных в исторической науке. Правильное его понимание возможно лишь в объективном сравнении с формированием и развитием государств в Европе, где эволюционный процесс, как полагают современные ученые, реализовался «в чистом виде», не будучи прерываем никакими неорганическими трансформациями. В VIII—IX вв. в период складывания государственных отношений у восточных славян Киевское государство, со временем превратившееся в одно из крупнейших государств в средневековой Европе, представляло собой своеобразную федерацию местных полугосударственных образований. С точки зрения характера власти это была раннефеодальная монархия, аналогичная империи Карла Великого в Западной Европе. В то же время в отличие от государств Западной Европы, возникших на развалинах Римской империи и во многом перенявших римские принципы государственности, что не могло не предопределить быстрые темпы формирования в Европе государственных отношений, государственность восточных славян формировалась иными, более медленными темпами и, главное, на иных основаниях. По мнению авторов новейших исследований, этот процесс развивался в общем индоарийском, а не только в узком европейском контексте. На него оказали влияние как своеобразие российского феномена, связанное с особенностями православной государственности, так и специфические условия общественного развития славян в дохристианский период, в том числе лимитрофные зоны межэтнического общения (половецкая степь, Золотая Орда, Литовская Русь). Древнерусское общество формировалось как полиэтничное, гетерогенное общество, создавалось в смешении трех субэтнических компонентов — славянского, балтского и финно-угорского со значительным участием германского, тюркского и северокавказского субстратов1. Системообразующим фактором сложного процесса социо- и этногенеза в русских землях, по мнению специалистов, был восточнославянский социальный генотип и индоевропейский языческий архетип (при катализирующем скандинавском и тюркско-хазар-ском влиянии)2. Большое влияние на формирование древнерусского этноса и общественно-политическое развитие восточных славян оказал геополитический фактор. Равнинный характер территории зарождающегося государства, сложная гидрография Восточной Европы, равно как и особенности климата («изотерма января», по определению Л. Н. Гумилева) обусловили специфические черты быта, образа жизни и психологии народов, заселявших Восточно-Европейскую равнину. С другой стороны, своеобразие природных, экологических условий наряду с постоянной опасностью со стороны кочевников создавало, кроме прочего, объективную основу для этнического и политического единства. Во введении мы уже отмечали, что в основу учебного курса была положена концепция исторической преемственности национальных исторических типов государственного управления: древнерусского (IX—XIII вв.), сословного (XV—XVII вв.), военнно-бюрокра-тического (XVIII в.), административно-бюрократического (XIX -начало XX в.), советского (1917—1991 гг.). В данном случае нас будет интересовать исторически первый тип государственного управления — древнерусский в его сравне- См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации. С. 94-95. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов н/Д., 2002. С. 16. Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве нии с сословным, сложившимся в более поздний московский период развития российской государственности. По устоявшемуся в науке определению оба отмеченных типа управления характеризуют традиционное общество и поэтому с точки зрения сущностных черт имеют общую основу. Вместе с тем они значительно отличаются друг от друга. Ранее нам приходилось говорить о характеристике традиционного господства, предложенной М. Вебером в его теории патримониального правления и, как представляется, дающей теоретическую основу для уяснения ряда принципиальных сторон обозначенной нами проблемы. Сразу оговоримся, что в своем анализе патримониализма Вебер разводит понятия «патриархальное», «патримониальное» и «сословное» господство. Хотя патримониализм в социологии Вебера выступает как один из типов традиционного господства, производный от первичного — «патриархализма»,— это не тождественные понятия. Главным отличительным признаком патримониализма, согласно Веберу, служит наличие в распоряжении патримониального правителя особого аппарата управления, которого нет в патриархальных властных структурах. Если патриархальное господство всегда следует традиции, то при патримониализме опора на управленческий аппарат и военные формирования, которые набираются обычно из числа рабов, наемников или подданных, принадлежащих к непривилегированным слоям населения, и выступают орудием личной власти господина, позволяет последнему в известных пределах не считаться с требованиями традиции. Сказанное не означает, что легитимации. Скорее наоборот, патримониализм не мыслится вне традиционного общества. Режим же, при котором правитель действует главным образом по своему усмотрению, опираясь на военную силу и игнорируя традицию, Вебер выносит за рамки чисто патримониального правления, обозначая его термином «султанизм». К такого рода режимам немецкий социолог относил средневековые государства Ближнего Востока, которые представляли собой, по его мнению, классический пример «султанизма», опиравшегося на патримониальные войска. Неустойчивость этих государственных образований во многом определялась тем, что их правители, полагаясь только на военную силу, часто становились заложниками армии, которая в любой момент могла выйти из-под их контроля. Обычно в патримониальном государстве все население разделялось на две основные группы: лично зависимых слуг правителя, из числа которых формировался административный аппарат, и политических подданных, которые не являлись лично зависимыми, однако несли разного рода повинности. При этом эконо- 74 Раздел II. Становление Российской государственности мическая эксплуатация подданных, как правило, осуществлялась «литургическими» методами, предполагавшими коллективную ответственность определенных групп населения за отправление их членами государственных повинностей1. С развитием государственных отношений на смену чисто патримониальному типу господства в рамках традиционного общества приходит «сословный» тип правления, который характеризуется Вебером как децентрализованный вариант патримо-ниализма. Суть изменений состояла в том, что в рамках этой разновидности патримониализма власть правителя была ограничена уже не священной традицией, а правами и привилегиями формирующихся сословий и чиновников (сословные монархии). Очевидно, что общественный строй Древней Руси с момента образования единого Киевского государства, если исходить из вышеизложенного, можно охарактеризовать как переходный от чисто патриархального типа управления к патримониальному. Его основной особенностью было то, что в отличие от более позднего сословного строя, установившегося, как отмечалось, в Московском государстве, в древнерусском обществе еще не сформировались сословия и не сложилась административная система, бюрократический аппарат. Функции управления еще не отделились от функций власти, существовало тождество власти и управления: киевский князь управлял древнерусским обществом лично с помощью своей «администрации» — дружины. Эта система власти и управления выросла из периода «военной демократии» с характерной для этого строя вечевыми традициями и общинной формой устройства общественной жизни. Она строилась на участии всех взрослых мужчин в управлении общиной, всеобщем вооружении, публичном назначении военачальников и опиралась на племенные традиции в форме обычаев, ритуалов, нравственных норм. В то же время в отличие от родоплеменного общества киевский князь уже имел в своем распоряжении постоянный (пока еще личный) аппарат управления в лице дружины, служившей в руках князя как инструментом принуждения и управления, так и средством защиты его собственных интересов. Отмеченные особенности, характерные для традиционных обществ на раннем этапе их развития, были в той или иной мере свойственны большинству средневековых государств Европы. Однако формирование государственных отношений в каждом из них имело специфические особенности. Присущи они были и древнерусской государственности. См.: Масловский М. В. Политическая социология бюрократии. М., 1997. Глава 4. Власть и общество в Древнерусском государстве Особенности начального этапа становления государственности
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |