КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Становление российской государственности
Раздел I. Теоретические проблемы истории государственного управления шение эффективности государственных и общественных институтов, приведение их в соответствие с требованиями времени на основе ассимиляции достижений более передовых стран. В современной науке принято выделять два основных типа политической модернизации: 1) оригинальная (первичная), или спонтанная, модернизация, которая характерна для ведущих стран Запада, перешедших к рационализации общественных отношений в результате постепенного, длительного внутреннего развития; 2) вторичная, отраженная модернизация (модернизация «вдогонку»), осуществлявшаяся в отстающих странах, стремившихся за счет использования опыта передовых государств преодолеть отсталость и войти в число развитых современных обществ. В отличие от первичной (естественной) модернизации, характерной для стран Западной Европы, модернизация «вдогонку» предполагает активное использование мощи и рычагов государства, всех компонентов государственности для быстрого и эффективного проведения реформ, успешного синтеза заимствованного опыта и актуализированной традиции. При таком типе модернизации не существует каких-либо твердых гарантий благоприятного исхода. Во-первых, потому, что расчет на силу административного воздействия неизбежно ввергает страну в зону повышенных рисков (социальных, национальных, духовно-нравственных). Во-вторых, такой тип модернизации, как правило, сопровождается усилением институционально-функционального кризиса самого государства, выступающего одновременно в роли и основного субъекта и объекта реформ. Этим во многом объясняется то, что при традиционно сильном государстве, роль которого еще больше усиливалась в условиях вторичной модернизации, закончились провалом все попытки полномасштабных модернизаций политического строя как в дореволюционной, так и в постреволюционной России. Следует, однако, заметить, что проблемы, связанные с трактовкой сущности модернизационных процессов и в исторической ретроспективе, и в современном обществе, по-прежнему являются дискуссионными. Существует большой разброс мнений по поводу содержания и национальных особенностей политической модернизации. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в разработку теории модернизации (таких как Г. Алмонд, С. Верба, Р. Даль, Л. Пай, Д. Эптер и др.), следует выделить С. Хантингтона, предложившего наиболее удачную теоретическую схему политической модернизации. Ее основные положения могут быть адекватно использованы для объяснения многих процессов, происходивших в политической истории России. Согласно концепции Хантингтона политическая модернизация, которая мыслится исследователем как демократизация политических институтов общества и его политического сознания, Глава 3. Реформы в истории России обусловлена рядом социальных факторов. Любые реформы, какими бы мотивами ни руководствовалась правящая элита, начиная эти реформы, неизбежно ведут к определенным изменениям в обществе. Поэтому даже если реформы осуществляются в виде социально-экономической модернизации «сверху», в рамках старых политических институтов и под руководством традиционной элиты, власть вынуждена считаться с необходимостью сохранения равновесия между изменениями в различных сферах жизни общества. Это во-первых. Во-вторых, осуществляя те или иные перемены в обществе, правящая элита в любом случае должна быть готова к проведению не только технико-экономической, но и политической модернизации. Это объясняется тем, что любые преобразования, направленные на индустриализацию, на социально-экономический прогресс, неизбежно влекут за собой развитие системы образования, заимствование передовых технических и естественнонаучных идей. Обращаясь к опыту передовых государств, страна вместе с научно-технической информацией неизбежно начинает впитывать и новые политико-философские идеи, которые с учетом эволюции социальной структуры общества, являющейся составной частью модернизационного процесса, попадают на подготовленную почву. С другой стороны, в процессе индустриализации и рационализации общества происходят формирование и быстрый рост новых социальных групп (прежде всего среднего класса), существенно отличающихся по своим установкам от традиционных. Осознавая, что политика напрямую касается их частных интересов, что от решений, принимаемых властью, зависит их личная судьба, они меняют свои установки, проявляют все больший интерес к политике, к поиску механизмов и способов воздействия на принятие государственных решений. Такова общая схема процесса политической модернизации общества. В последние годы в научной литературе наблюдается отход от господствовавшего ранее взгляда на модернизацию как на процесс демократизации развивающихся стран по западным образцам. Это происходит, во-первых, потому, что демократизация, как показывает политическая практика последних десятилетий, не является единственным условием экономического роста. Во-вторых, сама модернизация сегодня рассматривается значительно шире — как необходимое условие и механизм достижения стабильности общества. Поэтому главной задачей и в то же время основной проблемой модернизации является создание институтов, способных иметь дело с постоянными изменениями в социальных и политических требованиях. Рассматриваемая с таких позиций политическая модернизация — неотъемлемая черта прогресса общества, и в этом смысле она служит важным показате- 64 Раздел I. Теоретические проблемы истории государственного управления лем восприимчивости политики к изменениям, ее гибкости, способности принимать вызовы времени. Модернизация общества может быть осуществлена и авторитарным режимом, о чем свидетельствует политическая практика таких стран, как Южная Корея, Тайвань, Чили, Бразилия. С другой стороны, нельзя не видеть и существенных изъянов этого типа модернизации, связанных с особенностями авторитарных режимов, их ограниченными возможностями в преобразовании общества. Основное противоречие в данном случае состоит в том, что в условиях авторитарного режима редко удается провести структурные преобразования, без чего не обходится ни одна политическая модернизация. Авторитарная власть по своей сути склонна приспосабливать реформы к своему положению и институтам, проводя преобразования в обществе под жестким политическим контролем. Если абстрагироваться от частностей, можно выделить два основных подхода к трактовке политической модернизации, каждый из которых отстаивает свою модель реформирования общества. Первый из этих подходов — либеральный. Его защитники исходят из положения о том, что характер и динамика преобразований в обществе зависят от степени вовлеченности населения в систему представительной демократии. Поэтому главным в модернизации считается создание условий для постоянного диалога между властью и населением, что обеспечивается за счет слома социальных перегородок, роста социальной мобильности и степени открытости общества, предполагающей, кроме прочего, открытую конкуренцию элит. Других установок придерживаются сторонники консервативного подхода к трактовке политической модернизации, делающие I акцент на наличии высокой степени риска при любых коренных изменениях общества, которые могут привести к дестабилизации и коррумпированности режима (особенно в странах, где отсутст- j вуют устойчивые демократические традиции, приверженность к праву и правопорядку). С этой точки зрения главным условием модернизации и основным показателем реформированной политической системы должны выступать постепенность (поэтапность) преобразований и их нацеленность на достижение порядка и стабильности общества, что, в свою очередь, предполагает наличие сильной государственной бюрократии, компетентного политического руководства. Если либералы весьма скептически относятся к модернизационным возможностям авторитарных режимов, то консерваторы, напротив, более предпочтительным считают эволюционное развитие под эгидой сильной политической власти. При этом очень важным считается соблюдение таких условий, как наличие компетентных политических лидеров, возможность и необходимость выделения качественно различных Глава 3. Реформы в истории России и непродолжительных этапов реформирования общества, каждый из которых должен иметь конкретную цель и собственные приоритеты. Различные страны использовали либо ту, либо другую модель модернизации. Однако чаще всего в политической практике использовался синтез либеральных и консервативных методов модернизации в зависимости от специфики реформируемого общества. Необходимость такого синтеза определяется тем, что политическая модернизация всегда связана с конфликтом ценностей (столкновением традиционных норм и ценностей с новыми модернизированными институтами), она может превратиться, по замечанию А. С. Ахиезера, в фактор нарастания массового дискомфортного состояния и привести к инверсионному взрыву в обществе. Все это требует от политической элиты (как основного агента политической модернизации) не только политической воли к переменам, но и умения максимально снижать конфликтность в обществе, использовать консенсусный потенциал «традиционализма», постепенно встраивая его в логику преобразований. Опыт показывает, что только в этом случае модернизация выступала как процесс формирования в политической системе способности постоянно адаптироваться к меняющимся условиям и задачам, формируя новые политические институты, модернизируя старые, чтобы обеспечить стабильность общества, создать возможности для диалога между государством и обществом. Кроме основного противоречия процесса модернизации, связанного с конфликтом ценностей, теория политической модернизации называет также ряд кризисов, которыми сопровождается любая (особенно «вторичная») модернизация общества. К ним, в частности, относятся: — кризис легитимности, означающий падение доверия к вла - кризис идентичности, связанный с неготовностью значительной части населения идентифицировать себя с новыми мо-дернизационными ценностями, интегрироваться в систему новых политических отношений; — кризис участия, свидетельствующий о неспособности или — кризис проникновения, выражающийся в потере управляемо — кризис распределения, демонстрирующий неспособность Не будет преувеличением, если мы скажем, что объективный анализ проводимых в истории России реформ государственной власти и управления невозможен без учета изложенных нами закономерностей и специфики политической модернизации общества. Большинство из них, включая перечисленные выше кризисы модернизации, проявили себя уже на современном этапе развития России, когда страна вновь оказалась в ситуации системного кризиса и переживает новую волну полномасштабной социально-экономической и политической модернизации. Хотя современная модернизация в России в отличие от пореформенной России второй половины XIX — начала XX в. проходит в стране с высоким уровнем урбанизации, высокообразованным населением, развитой наукой, постиндустриальными информационными технологиями, в ней так же болезненно развиваются кризисы легитимности, идентичности и распределения. В отличие от прежней советской модернизации современная модернизация в России породила мощный кризис политического участия. Особенности политических и административных реформ в России Рассмотренные выше проблемы политической модернизации в известной мере являются общими для всех стран, пытавшихся проводить крупномасштабные преобразования политической системы, государственной власти и управления. В то же время характер и результаты реформирования общества по большей части зависят от исторических особенностей развития той или иной страны, ее политической культуры. Не является исключением из этого правила и Россия. Одной из главных особенностей проводимых в России реформ являлось то, что все они осуществлялись в условиях авторитарного режима при отсутствии гражданского общества, самим государством и в интересах государства и, как правило, перед лицом внешней или внутренней угрозы. В целом в России, в отличие от многих европейских стран, не сложились устойчивые демократические традиции. Патерналистская психология пронизывала «ткань» российского общества. Веками укоренялась зависимость, беззащитность населения перед бюрократическим аппаратом, «власть предержащими». Можно сказать, что главное противоречие модернизации «по-русски» состоит в неразрешимом конфликте между целями и средствами их достижения — идеалом общего блага и господством принуждения — армии, бюрократии, полиции. Специфической чертой российских реформ и одной из причин их неудач было также то, что большинство из них сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании го- Глава 3. Реформы в истории России сударственной власти. Поэтому интересы человека игнорировались практически всеми реформами. Другая особенность заключалась в отсутствии в России широкой социальной базы да реформаторства, что в значительной мере объяснялось господством традиционной культуры, ориентированной в отличие от многих западных стран не на гражданское общество, а на идеальную имперскую власть. Кроме того, большинство реформ в России проводилось без определения их конечной цели. Вместо этого российская власть начинала подражать западным образцам с тем, чтобы противостоять Западу. Следует заметить, что во многом отмеченные особенности общественно-политического развития страны были заложены в том особом пути развития России, который принято сегодня называть «догоняющим», или «мобилизационным». Именно здесь и отчасти в геополитических условиях развития (огромные пространства и отсутствие необходимых инфраструктур, на которые могли опереться реформаторы) следует искать причины и истоки трагических провалов большинства предпринимавшихся в России попыток сделать страну либерально-европейским государством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Остановимся на характеристике наиболее существенных из них. Нет нужды доказывать, что, «догоняя», страна не только теряет свою самобытность, но и утрачивает возможность эволюционного и органического развития, так как определяющими, влияющими на процессы, которые происходят в обществе, в этом случае становятся внешние, а не внутренние факторы (стремление «догнать» другие страны, чтобы сохранить себя и свою независимость). Вследствие этого развитие со временем приобретает крайне противоречивый, неравномерный и «скачкообразный» характер: поставленное перед необходимостью подчинять свою политику внешним условиям (в нашем случае это означало «европеизацию», преодоление отставания от передовых европейских государств) общество вынуждено «перепрыгивать» через необходимые этапы развития, поэтому реформы в стране проводились часто на неподготовленной почве и, как правило, сопровождались обострением внутренних противоречий в обществе. Так, попытка Петра I привить русскому обществу западную рациональную модель управления, пересадить ее на традиционную нерациональную почву привела лишь к тому, что при сохранении низкого уровня общей культуры и образованности населения, неразвитости личного начала в сознании народных масс, равно как и ставшим традиционным для общества использовании элитами неформальных связей еще больше увеличился разрыв между управляющими и управляемыми, что способствовало 68 Раздел I. Теоретические проблемы истории государственного управления окончательному установлению в России господства бюрократии и полной зависимости населения от чиновников. В условиях «догоняющей» модели, когда реформы в стране проводятся обычно сверху, самим государством, неизбежно требуется усиление власти, особенно при внедрении новых общественных институтов и отношений. Тем самым на каждом новом этапе реформ резко усиливается этатизация (огосударствление) общества, власть приобретает все более авторитарный характер, а сами реформы сопровождаются дальнейшим подавлением общества, порождая феномен отчуждения общества от власти. Мобилизуя в условиях «догоняющего» развития все ресурсы и используя чрезвычайные средства для достижения чрезвычайных целей, государство вынуждено создавать разветвленные механизмы внеэкономического принуждения и соответствующие им нормы политического поведения. Эти и другие особенности «мобилизационного» типа развития общества сформировали в России особую общественно-государственную конструкцию, которая характеризовалась прочной ин-тегрированностью социальных, идеологических и государственно-политических структур и институтов. Это не могло не повли-* ять на характер и ход общественно-политической трансформации России. Как уже отмечалось выше, даже те реформы, которые не предусматривали серьезных изменений в политическом устройстве России, обычно приводили к дестабилизации российского общества, усиливали его кризисное состояние. В условиях же либеральных модернизаций, предполагавших слом социальных перегородок, рост мобильности общества и вовлечение широких слоев населения в политический процесс, такая общественно-государственная конструкция с неизбежностью вела, как показывает исторический опыт России, к саморазрушению государства, а не к нормальному эволюционному развитию, как это было в западных странах. На наш взгляд, именно в этой объективной сложности (если не невозможности) преодоления веками формировавшегося «генетического кода» российской государственности, изначально строившейся не на отдельно взятой личности, а на формируемых самим государством в условиях мобилизационного общества сословиях и социальных институтах (в первую очередь общины), следует искать причины той «исторической ловушки», в которой часто оказывалась (и во многом оказалась сегодня) власть, пытавшаяся сделать Россию либерально-демократическим государством. Именно этим можно объяснить трагический провал двух крупномасштабных модернизаций России, закончившихся, как известно, крушением традиционной (монархической) и советской государственности. Глава 3. Реформы в истории России Противоречивость и двусмысленность положения государственной власти в современной России, назвавшей себя «демократической», но вынужденной зачастую и сегодня использовать испытанные методы авторитарного правления, во многом объясняются теми же причинами. И дело тут не только в отсутствии массовой социальной базы демократии («среднего класса») и соответствующих демократических традиций в обществе. Более существенным, на наш взгляд, является то, что у нас, как это случалось и раньше, «телега оказалась впереди лошади». В то время как в западных странах рынок и частная собственность появились задолго до победы демократии, и именно частная собственность, в течение веков составлявшая основу жизни большинства населения, привела эти страны к демократии, в России мы имеем сегодня совершенно противоположную ситуацию Не частная собственность и рынок породили у нас демократию, а наоборот, оказавшиеся у власти вопреки логике демократы вынуждены начинать с внедрения «сверху» и рынка, и частной собственности, что неизбежно требует наличия сильной власти. В значительной мере это объясняется тем, что в СССР не сложилось гражданское общество, отсутствовали плюралистические начала жизни, опыт легальных рыночных отношений. Поэтому модернизация в постсоветской России сопровождалась крушением всех несущих конструкций государства, не только тоталитарных его основ, но и жизненно важных государственных функций. Это и есть, по-видимому, очередная историческая ловушка, в которой оказались сегодня демократы в России, вынужденные во имя «демократии» забыть, что они демократы, и стать сторонниками сильной государственной и авторитарной власти. Контрольные вопросы и задания 1. Какое место занимают реформы в общественном развитии 2. Дайте характеристику современных теорий модернизации 3. В чем, на ваш взгляд, состоит проблема управления модерни- 4. Покажите на исторических примерах особенности реформа 5. Дайте характеристику основных кризисов модернизации 70 Раздел I. Теоретические проблемы истории государственного управления Рекомендуемая литература 1. Ахиезер А. С, Пригожин А. П. Культура и реформы // Вопросы филосо 2. Ильин В. В., Панарин А. С, Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы 3. Крамник В. В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. 4. Медушевский А. Н. Административные реформы в России в сравнитель 5. Модернизация России и конфликт ценностей. М., 1994. 6. Реформы в России. М., 1993. 7. Российская модернизация: проблемы и перспективы (материалы «круглого 8. Эйделъман Н. Я. Революции «сверху» в России. М., 1989.
РАЗДЕЛ II
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |