КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русского народа
Говоря о перечисленных выше особенностях российской политической культуры, связанных с укоренившимися в русской истории традициями всевластия, гипертрофией государства и атрофией гражданского общества, государственным патернализмом и «выключенностью» широких масс населения из повседневного политического процесса, очень важно не забывать о неоднозначности исторической эволюции России. В противном случае трудно избежать ошибок, которые часто допускаются при изучении общественно-политического развития страны, национальной модели государственности. Одной из таких ошибок, наряду со стремлением многих современных авторов придавать роли государства в жизни российского общества сугубо отрицательное значение, является, на наш взгляд, игнорирование сложности и неоднозначности проблемы отношения самого русского народа к- государству и его институтам. Прежде всего, еще раз подчеркнем, что государство и его институты играли в истории России не просто большую и, конечно, не только подавляющую роль. Именно государство, государственная власть в российском обществе неизменно выступали как системообразующие начала, являлись своеобразной скрепой, на которой держалась вся общественная конструкция. И наоборот, разрушение государственного аппарата, как и любое ослабление государственной власти, утрата ею инициативы руководства обществом приводили в России либо к анархии, либо к установлению (что бывало гораздо чаще) власти временщиков, фаворитизму, господству олигархии. Это было характерно не только для дореволюционной истории России, когда реальная угроза или опасность олигархических тенденций заставляли русское общество и общественных деятелей настаивать на незыблемости верховной власти монарха, выступать против попыток ее ограничения (неважно, были ли это «кондиции» Верховного тайного совета при вступлении на престол Анны Иоанновны или либеральные веяния при правлении Александра I). Разрушение и развал организованной жизни страны после Февральской революции 1917 г. явились также не последними причинами, приведшими к власти большевиков (уста- Глава 2. Государственное управление и политическая культура общества новивших сначала авторитарный, а затем и тоталитарный политический режим), равно как и развал коммунистического тоталитарного государства в 90-е годы прошлого столетия оказался, как теперь стало ясно, гораздо большим, чем просто разрушение. Как писал Н. М. Карамзин, любое ослабление власти в России грозит стране большими бедствиями, превращается в «безвластие» и «безначалие», которые, без сомнения, «ужаснее самого злейшего властителя, подвергают опасности всех граждан», в то время как тиран «казнит только некоторых»1. Однако проблема заключается не только в этом. Очень часто при изучении истории российской государственности не учитывается именно то, что, в сущности, и составляет главную особенность и уникальность российской парадигмы государственного развития. Эта отличительная особенность, оказывавшая нередко решающее влияние на эволюцию власти и характер ее взаимоотношений с обществом, заключается в длительном сосуществовании в историческом развитии страны двух параллельных начал — государства и общины. Как мы уже упоминали, с древних времен для восточно-славянских племен были характерны различные формы общинной демократии, предполагавшие коллективное участие народа в управлении общественными делами. Вплоть до XV в. Россия представляла собой федерацию «миров» (общин), объединявшихся в один большой «мир» в процессе создания государства, часто при полной автономии отдельных «миров», что в значительной мере предопределило широкое развитие земского, сословно-кор-поративного представительства в политической системе русского общества (например, деятельность Земских соборов и выборных земских учреждений местного управления в XVI—XVII вв.). Лишь Петр I значительно ослабил и отчасти разрушил эти традиционные структуры самоорганизации русского общества, противопоставив им вертикально ориентированную власть. Но даже после этого роль земского начала в системе власти и управления в России оставалась значительной. Об этом, в частности, свидетельствует деятельность земских органов самоуправления, созданных в ходе реформ Александра II, а в известной мере — и деятельность первого российского парламента—Государственной думы (1906—1917 гг.), созданной на сословно-корпоративной основе. Далеко не однозначным было и отношение самого русского народа к государству и государственной власти. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М., 1991. С. 46.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |