КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половине XVII в. 3 страница
Древняя Русь, Золотая Орда и Великое княжество Литовское: исторические альтернативы государственно-политического развития средневековой Руси в XIII—XV вв. В XIII — XV вв. средневековая Русь переживала, пожалуй, один из наиболее сложных и драматичных периодов своей истории. Определяющее влияние на развитие древнерусского общества в этот период оказали два основных фактора: 1) установление с середины XIII в. после монголо-татарского 2) включение западных и южных русских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши, что привело к фактическому распаду древнерусской субцивилизации, на базе которой образовались два разнотипных культурно-исторических феномена — Московская Русь и Литовская Русь. Не упуская из виду сложную взаимосвязь двух указанных факторов, попытаемся сначала дать характеристику отношений, которые установились между русскими землями и Золотой Ордой и на протяжении двух веков определяли их развитие. Эти отношения нельзя упрощать и представлять, как это нередко делается, только в виде ордынских набегов, карательных экспедиций и грабежей. Такой подход неверен уже потому, что положение дел в Руси, являвшейся для Золотой Орды важнейшим источником пополнения государственной казны, не могло быть безразличным для монгольских ханов и поэтому, вмешиваясь в между- t княжеские распри, они преследовали также цель сохранения хоть какого-то порядка в этом одном из самых богатых своих улусов. Можно согласиться с мнением некоторых авторов, обращающих внимание на своеобразный патернализм монгольских ханов по отношению к завоеванным русским землям: так или иначе они вынуждены были проявлять «заботу» о своем «хозяйстве», с которого хотели исправно получать дань. Хотя вопрос о характере взаимоотношений русских земель с Монгольской империей и Золотой Ордой продолжает вызывать споры и трактуется весьма неоднозначно, имеющиеся данные Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 109 позволяют говорить как о косвенном (опосредованном), так и о прямом воздействии монгольских завоеваний на характер русской государственной власти и системы управления. Как справедливо замечал в этой связи Г. В. Вернадский, прежде всего, монголы глубоко трансформировали взаимоотношения русских земель со степью. До них русская миграция Киевской Руси была ограничена пастухами-кочевниками, а сама «неорганизованная степь» не была объектом центральной власти. Монголы организовали разрозненную степь, что в конце концов и определило русскую экспансию на Восток. Это движение уже само по себе требовало сильной централизованной власти1. С другой стороны, ослабив разрозненные русские княжества и главную силу аристократии — боярство, монгольские завоевания способствовали тем самым еще большему усилению великокняжеской власти в завоеванных ими русских землях, что объективно подготавливало почву для последующего объединения русских земель в единое централизованное государство. Но монголы оказали и более непосредственное воздействие на эволюцию и характер государственной власти в средневековой Руси, что нашло свое выражение в усилении восточных, ориен-талистских черт в русской политической культуре. В течение длительного времени (вплоть до сокрушительного поражения в 1380 г. на Куликовом поле) Орда являлась для русской аристократии и князей важнейшим источником легитимности и престижности их власти. Тесные связи с ханским двором, где господствовали иные, отличные от древнерусских порядки, построенные на отношениях жесткого, часто слепого подчинения, не могли не отразиться на сознании и поведении русской политической элиты, которая постепенно впитывала имперский дух ордынской государственности. Именно монголы внесли в отношения господства и подчинения на Руси начала жесткой дисциплины, иерархии и деспотизма, явились (и в этом также можно согласиться с евразийцами), действительными предшественниками российского самодержавного государства. В известной мере отмеченные изменения, обусловившие усиление авторитарных, деспотических тенденций в системе властных отношений на Руси, объяснялись психологическими причинами. Своеобразие заключалось в том, что, оказавшись в униженном положении в качестве «служебников» монгольских ханов, русские князья-вассалы все чаще стремились компенсировать это свое состояние униженности крайним деспотизмом по отношению к своим подданным. Этот дух деспотического властвования можно наблюдать уже в политике первых московских См.: Вернадский Г. В. Начертание русской истории // Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992. С. 106—107. 110 Раздел II. Становление Российской государственности князей, со временем все больше тяготившихся как старыми дружинными порядками, так и независимостью местных удельных князей. Принужденные выполнять волю хана, они уже не могли мириться с «русской вольницей», бесцеремонно подавляя всякое ее проявление. С другой стороны, уже в XV в. в связи с начавшимся процессом распада Золотой Орды на ряд ханств (Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское) наблюдается обратный процесс — активный выезд татарской знати на службу в Московское государство. Нередки были случаи смешанных русско-татарских династических браков. Ордынская, а затем казанская аристократия, принявшая к тому времени ислам, привозила в Москву многие восточные обычаи и отношения власти, что также не способствовало смягчению утверждавшихся в русской политической культуре деспотических начал. 0 влиянии монгольского фактора на изменения во внутреннем 1 См.: Флиер А. Я. Об исторической типологии российской цивилизации// Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 111 активно расширяться за счет присоединения соседних русских земель. Во многом этому способствовало ослабление западных и южных русских княжеств в условиях наступившей раздробленности Руси и возвышения Владимирской Руси, что сопровождалось усилением междоусобной борьбы в этих землях и княжествах. Междоусобицами русских князей пользовались литовцы, которых сами русские призывали на помощь и вмешивали в свои распри. К началу XV в. Великое княжество Литовское превратилось в обширное и достаточно сильное государство (федерацию земель), на три четверти состоявшее из русского населения. Владея Галицко-Волынскими, Черниговскими, Смоленскими, Полоцкими и другими русскими землями и городами, многие из которых долгое время являлись историческими доменами старших ветвей Рюриковичей, Литовское княжество со временем стало претендовать на роль своего рода «альтернативной Руси» и реального соперника Москвы, наравне с ней боровшегося за объединение русских земель. Исследователи отмечают активный процесс русификации коренной Литвы, доминирующее положение в которой занимали древнерусская культура и православие, а русский язык был государственным языком княжества. В начале XV в. произошло выделение западнорусской православной церкви в самостоятельную Киевскую митрополию, автономную по отношению к Москве. Повышению престижа правящей элиты Литвы способствовали также ее внешнеполитические и военные успехи: нанесение ряда поражений Орде в борьбе за Южную Русь, а также разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (1410 г.). В отличие от более поздней московской модели власти и управления литовско-русская государственность была ближе к европейской, испытала значительное влияние западной культуры и рано обнаружила тенденцию развития в сторону сослов-но-правового государства. Многие старые русские города, вошедшие в состав Литовской Руси, имели европейский статус самоуправления, основанный на «магдебургском праве». В то же время местная русская аристократия активно приобщалась к престижным формам польской, немецкой, венгерской культуры. В системе государственной власти и управления Литвы наряду с языческой литовской и русско-православной государственными традициями все большую роль играли принципы европейского государственного права. С начала XVI в. стал созываться Великий вальный сейм как сословно-представительный орган, состоявший из двух палат: Сената и палаты депутатов. Все это дает многим ученым основания рассматривать литовско-русскую государственность как наиболее вероятный альтернативный путь развития Древнерусского государства по общеевропейской модели, по мнению многих, потенциально заложенной уже в Киевской Руси. 112 Раздел II. Становление Российской государственности Усиление Литовского государства наталкивалось на активное противодействие Москвы, видевшей в укреплении позиций Литвы серьезную для себя опасность и стремившейся путем использования различных средств (натравливание на Литву Орды и др.) не допустить превращение Литовского княжества в новый общерусский центр. Этим усилиям Москвы способствовал также целый ряд ошибок руководителей Литовского государства (например, их частые военные походы совместно с крымским ханом на Москву и др.), нанесших серьезный урон престижу Литвы в глазах местного русскоязычного населения. Начавшийся после избрания в 1385 г. литовского князя Ягайло польским королем процесс государственного объединения Польши и Литвы и сопровождавшая его активная католицизация западных русских земель, входивших в состав Литовского государства, окончательно похоронили претензии Литвы стать альтернативным центром объединения русских земель, население которых все больше переориентируется на Москву как «защитницу православных». После Люблинской унии 1569 г. Литва стала составной частью единого государства — Речи Посполитой. Контрольные вопросы и задания 1. Какие исторические факторы предопределили альтернатив 2. Многие ученые называют русский феодализм «семейным» фео 3. В. О. Ключевский отмечал, что в России в основе способа 4. Какое значение для понимания особенностей государственной 5. Назовите основные отличия княжеско-боярского, княжеского и республиканского правлений, сложившихся в Русских землях в ус- \ ловиях удельной раздробленности. 6. В чем состоит основная особенность системы власти 7. В чем проявилось влияние Золотой Ордой на формирование (
Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2003. Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 113 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия/под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2003. 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов н/Д., 2002. 4 Ключевский В. О. О русской истории: сб./сост., авт. предисл. и примеч. В. В. Артемов; под ред. В. И. Буганова. М., 1993. 5.Котяр Н. Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. 6.Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л. 1987. 7.Мартышин О. В. Вольный Новгород: общественно-политический строй 8.Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. Учебник русской истории. 9.Российское законодательство X—XIX вв. Т. 1. Законодательство Древней 10. Сергеевич В. М. Вече и князь. Русское государственное устройство П. Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. М. 1980. 12. Церковь, общество и государство феодальной России. М., 1990. Глава 6. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО САМОДЕРЖАВИЯ И СОСЛОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ. СИСТЕМА ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XV-XVI ВВ. Объединение земель вокруг Москвы и образование единого Русского (Московского) государства. Формирование системы государственного управления в Московской Руси. Особенности формирования централизованного государства в России и складывание самодержавной формы правления. Централизованное государство и особенности организации высших органов политической власти сословно-представи-тельной монархии в XVI в. Перестройка центральных и местных органов власти и управления в середине XVI в. Опричнина и ее последствия. Объединение земель вокруг Москвы и образование единого Русского (Московского) государства Соперничество между Москвой и Великим княжеством Литовским за гегемонию в объединении русских земель имело далеко идущие последствия. Выиграв спор у Литвы, чьи претензии стать альтернативной по отношению к Москве Русью по ряду описанных выше причин оказались несостоятельными, Москва окончательно закрепила за собой статус главного общерусского центра и приоритет в деле воссоздания единого государства, освобождения Руси от монголо-татарского ига. Во второй четверти XIV в. при митрополите Феогносте, симпатизирующем Москве так же, как и его предшественник митрополит Петр, в результате перенесения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву за Москвой закрепляется также роль духовного и церковного центра русских земель. Прежде чем приступить к описанию дальнейших событий, коротко остановимся на характеристике тех причин и условий, которые способствовали возвышению Москвы и обеспечили ей первенство в деле консолидации русских земель и создания единого русского государства. Надо вспомнить, что с момента своего возникновения Москва входила в состав Владимиро-Суздаль-ской Руси, находившейся во владении потомства одного из самых сильных русских князей Всеволода Большое Гнездо. Его потомки, образовавшие ряд княжеских линий в Твери, Суздале и в Ростове (за исключением Рязанской земли, находившейся во владении не Мономаховичей, а младших Святославичей, потом- Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 115 ков Святослава Ярославича), вели упорную междоусобную борьбу за великокняжеский владимирский стол. Добившись княжеского стола, князья оставались жить в своем уделе, присоединяя только к нему на время своего великого княжения территорию великого княжества Владимирского со всеми его доходами и военными силами. Таким образом, обладание Владимиром не только позволяло князьям укрепить свои позиции авторитетом «великого князя», но и открывало широкие возможности для материального обогащения. В то же время в условиях существующего в этот период удельного порядка занятие великокняжеского стола определялось не только правом старшинства, как прежде, но и силой удельного князя, поэтому борьба за обладание Владимиром шла в основном только между сильными удельными князьями. В начале XIV в. наряду с тверскими и рязанскими князьями в эту борьбу вступают и московские князья. Как самостоятельный удел Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского (он был последним из великих князей, кто княжил по старинному обычаю в самом Владимире), разделившего между сыновьями свои земли. Первым князем в то время еще крошечного Московского княжества и основателем московской династии стал его младший сын Даниил Александрович. Как пишет С. Ф. Платонов, Даниил еще не владел ни Можайском, ни Клином, ни Дмитровом, ни Коломной, а владел лишь ничтожным пространством между этими пунктами, по течению Москвы-реки. Это, однако, не помешало московским князьям включиться в тяжбу за великокняжеский владимирский стол. Положение младшего удела, обделенного многими привилегиями старших уделов, заставляло московских князей действовать решительно, часто используя любые средства для достижения своей цели. После смерти князя Даниила Александровича (1303 г.) начинается многолетняя борьба за великое княжение между тверскими и московскими князьями, превращавшаяся нередко в кровавую распрю. Эта борьба закончилась победой московского князя Ивана Калиты, утвердившегося в 1328 г. с помощью Орды (после подавления им вместе с татарским войском антиордынского восстания в Твери) на великокняжеском владимирском престоле. С этого времени титул великого князя владимирского навсегда остается за московскими князьями. Используя его, они не только укрепили позиции своей вотчины — Московского удела, но и значительно расширили его территорию. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пользовались переданным им Ордой правом сбора дани со всей Руси и доставки ее в Орду, что также служило мощным средством роста экономического и финансового могущества московского княжества, расширения его территории и установления контроля над другими княжествами. Иссле- 116 Раздел II. Становление Российской государственности дователи называют и ряд других причин, способствовавших усилению Московского княжества. Одна из них — удобное серединное географическое положение московского региона, располагавшегося между Киевской и Владимиро-Суздальской землями, с одной стороны, Новгородом и Рязанским княжеством —с другой, что давало не только торговые, но и политические выгоды Москве. По мнению С. М. Соловьева, митрополиты переселились из Владимира в Москву, потому что считали необходимым находиться в центральном пункте между северными и южными областями Руси. Кроме того, полнота власти московского князя соответствовала их представлениям о единодержавной власти государя, вынесенным из Византии. Неменьшее значение имели личностные качества московских князей, сумевших, по словам другого автора, сделать татар орудием для возвышения собственной власти. Само положение князей, чье великое княжение зависело от воли и прихотей ханской власти, должно было развивать в них политическую ловкость и дипломатический такт, чтобы этим путем привлечь милость хана и сохранить великокняжеский престол. С. Ф. Платонов указывает на политическую близорукость татар, которые не смогли своевременно заметить опасное для них усиление Московского княжества. Наконец, важную роль сыграло сочувствие политике московских князей со стороны основных слоев населения Московской Руси, которым были выгодны относительная стабильность и отсутствие междоусобиц в Московском княжестве. После окончательного устранения с политической арены при внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389 гг.) основного соперника Москвы — Твери, также боровшейся за гегемонию в Северо-Восточной Руси, и особенно после победы на Куликовом поле в 1380 г., начинается новый этап в общественно-политическом развитии Руси: Московское княжество из удельного превращается в очевидный для всех центр консолидации и объединения русских земель. Дмитрий Донской, в правление которого был возведен белокаменный кремль в Москве (1367 г.), впервые передал великое княжение своему сыну Василию I без санкции Золотой Орды. Последовавшая вслед за этим длительная двадцатилетняя династическая война (1433—1453 гг.) закончилась победой московского князя Василия II Темного, поддержанного большинством населения Московской Руси, что свидетельствовало о необратимости процесса объединения Руси в единое государство под эгидой Москвы. Этот процесс был завершен во второй половине XV — начале XVI в. при Иване Ш (1462—1505 гг.) и Василии III (1505 — 1533 гг.), когда было образовано единое Московское государство. Тогда же при Иване III после «стояния на реке Угре» в 1480 г. был положен конец продолжавшемуся два с половиной столетия монголо-татарскому игу. Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 117 Одновременно московские князья продолжали вести борьбу с Литовским княжеством, так же как и Москва, стремившимся сплотить более слабые русские области вокруг сильного политического центра. По поводу этих областей в XV в. и позже возникали непрерывные столкновения между этими двумя державами. Литва соперничала с Москвой из-за влияния на Псков и Новгород, а также на смоленских князей. Во время обострения противоречий в Новгородской земле, возникших по причине стремления Пскова отделиться от Новгорода, псковитян поддерживала Литва, а Новгород — московские князья. Образование единого Русского (Московского) государства сопровождалось рядом коренных преобразований в системе государственной власти и управления. Серьезные изменения произошли преаде всего в правовом статусе и государственно-политической идеологии московских князей, превращавшихся в связи с созданием единого государства из прежних вотчинников в государей одной из крупнейших в Европе державы. Если прежде великий князь превосходил своих удельных родственников чаще всего только размером своих владений и материальных средств, то теперь он сосредоточивал в своих руках и большинство политических прав. Существенно ограничивается участие удельных князей в общегосударственных делах. С целью предотвращения династической борьбы московские князья начинают активно вмешиваться во владельческие отношения удельных князей, ограничивая их иммунитет. В духовной грамоте (завещании) Ивана III, которую В. О. Ключевский считал первой попыткой в истории русского государственного права определить состав верховной власти, не только юридически закреплялись существенные политические преимущества старшего из сыновей великого князя (единоличное финансовое управление столицей, исключительное право суда по важным уголовным вопросам, исключительное право чеканить монету), но и было сделано важное нововведение. Если раньше в соответствии с удельным порядком владения удельных князей считались их собственностью (вотчинами) и могли передаваться по их личному усмотрению, то отныне по смерти бессыновного князя его «выморочный» удел переходил великому князю. Еще более жестко действовал Василий III, запретив своим братьям вступать в брак, таким образом превращая их уделы в выморочные. Новая ситуация не могла не сказаться на политическом поведении и характере власти московских князей, постепенно осознававших свое новое значение как глав национального государства. Хотя власть первых московских государей продолжала еще носить, по выражению В. О. Ключевского, отпечатки удельной простоты, отличалась еще былой демократичностью (царя могли ругать, не соглашаться с ним), постепенно она окружает себя особым ореолом, возвышавшим ее над остальным обществом. Первоначально 118 Раздел II. Становление Российской государственности это выражалось лишь внешне: в новых титулах, в дипломатической практике, в новых придворных церемониях. Главе государства присваивается титул «великий князь всея Руси» (этот титул был закреплен за Иваном III), а также царя и самодержца, равнозначного по статусу императору и османскому султану. Значение политической демонстрации, призванной подчеркнуть новую роль Москвы и ее руководителей в системе европейских государств, имела и женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Зое-Софии Палеолог, которую великий князь «выписал» из Италии (после взятия Константинополя турками в 1453 г. Византия прекратила свое существование). В этом браке, как свидетельствуют источники, был заинтересован сам римский папа, надеявшийся с помощью воспитанной в духе Флорентийской унии Софьи ввести унию в Москву. Хотя надеждам папы не суждено было осуществиться, приезд Софьи Палеолог в Москву имел определенные последствия для московского двора. Вместо привычных для средневековой Руси неформальных, «бесцеремонных» отношений князя с окружающими при дворе московского князя стал постепенно утверждаться пышный церемониал, произошли серьезные перемены и в характере самого Ивана III: он стал обнаруживать новое, непривычно высокое представление о своей власти, требовал знаков внимания к себе. Показательно, что уже тогда, решив вопрос о престолонаследии сначала в пользу своего внука Дмитрия и наложив опалу на Софью и своего сына от брака с Софьей Василия (события, известные в истории как первый династический кризис в Московском государстве), Иван III при своей жизни венчал Дмитрия не на великое княжение, а именно на царство. Тогда же при Иване III начинает складываться национально-государственная символика: на государственной печати великого князя появляется изображение двуглавого орла, являвшееся, по мнению ученых, общехристианским символом единства светской и духовной власти. Одновременно усиливается внимание московских правителей к сущности верховной власти, ее происхождению и назначению, в том числе с точки зрения придания ей нового сакрального смысла, что выражается в появлении сначала в дипломатической переписке, а затем и государственном праве Московского государства новой формулы «Божией милостью государь». Форми Формирование системы государственного управления в Московской Руси Образовавшееся во второй половине XV в. единое Русское (Московское) государство формировалось как сословная монархия, в которой великий московский князь делил власть с представителями господствующего сословия — боярами, удельными и слу- Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 119 жилыми князьями, а также церковью, сохранявшей еще сильные позиции и значительную самостоятельность в политической системе русского общества. Вершину сословной пирамиды составлял Государев двор как замкнутая корпоративная сословная организация правящего класса, его верхних слоев, принимавших непосредственное участие в управлении государством, из которой черпались кадры управления высшего уровня. На самом верху этой пирамиды находились думские чины, члены Боярской думы, управлявшей государством вместе с великим князем. В отличие от позднейшего петровского Сената, появившегося в начале XVIII в., Боярская дума являлась не только высшим органом государственной власти и высшим административным учреждением, но и обладала законодательными функциями. Великий князь издавал указы («приговоры») не один, а вместе с Боярской думой («приговорил князь великий з бояры»). К думным чинам относились бояре и окольничие. Название последних связывают с особыми функциями, которые выполняли эти представители правящей элиты, ведавшие отдельными территориями государства — «околицами» либо следившими за выполнением распоряжений князя на местах. Изменилось и значение боярского титула. Если раньше к боярам причислялась привилегированная часть крупных землевладельцев-вотчинников, вышедших из среды старшей дружины князя, то теперь термин «боярин» применялся только к членам Боярской думы как высшего сословного учреждения Московского государства. В основе назначения на думные и другие высшие государственные должности в Московском государстве лежал принцип местничества (производное от словосочетания «считаться местами»), согласно которому основанием для получения должности могли служить знатность происхождения, родовитость («порода») и служба предков великому князю, а отнюдь не наличие знаний и способностей. Несмотря на явные недостатки (невозможность продвижения на высокие государственные посты людей незнатного происхождения), система местничества являлась в то время важным средством подчинения боярской аристократии центральной власти и не менее важным механизмом сохранения власти в руках боярской аристократии. Одновременно это был единственно возможный в тех условиях способ регулирования отношений внутри правящей элиты, в среде которой под воздействием новых процессов происходили серьезные изменения.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |