КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Половине XVII в. 7 страница
Наиболее ощутимые результаты в деле дальнейшего укрепления государственной власти и управления были достигнуты в период царствования Алексея Михайловича (1645—1676 гг.), также избранного Земским собором. С точки зрения масштабов и глубины происходивших изменений в обществе это было наиболее насыщенное событиями время, в полной мере сравнимое с эпохой преобразовательской деятельности Петра Великого и во многом подготовившее эти преобразования. Исследователей всегда поражала напряженность государственной, особенно законодательной, деятельности правительства Алексея Михайловича, что нашло выражение в создании Соборного уложения, свидетельствовавшем, по мнению многих, о высочайшем профессионализме русских дьяков XVII в., издании Новоторгового устава и Кормчей книги, многих других законоположений. Одновременно с этим мы наблюдаем бурные дискуссии по вопросам религиозно-нравственного характера, отношения Церкви к государству, связанные с церковной реформой патриарха Никона и закончившиеся расколом. В то же время XVII в. — это эпоха потрясших страну мощных народных выступлений протеста, бунтов и крестьянских восстаний, давших основание называть этот век «бун-ташным». Стремясь вытащить страну из разрухи, восстановить ее целостность и укрепить могущество, правительство шло на крайние, часто непопулярные меры. Чаще всего от этого страдали низшие, податные слои населения, что толкало их на выступления против местных властей, а в ряде случаев и против самого правительства. Особенно драматичными были первые годы царствования Алексея Михайловича. Пользуясь неопытностью молодого царя (ему исполнилось 16 лет, когда он оказался у власти), дядя Алексея Михайловича, опытный администратор Морозов, тесть царя Милославский и многочисленные корыстолюбивые их родственники беззастенчиво использовали свое положение для личного обогащения и притеснения простого народа. В начале июня 1648 г. это вызвало бунт в Москве. Хотя царь лично успокоил взбунтовавшийся народ, выслав Морозова из Москвы и казнив руководителя Пушкарского приказа Траханиотова и судью Земского приказа Плещеева, навлекших на себя наибольшую ненависть народа своим лихоимством, московские волнения вызвали1 Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 153 череду беспорядков в других городах. Большинство из них были направлены против мздоимства и произвола администрации. Под влиянием московских событий правительство решило ускорить принятие нового свода законов — Соборного уложения, над созданием которого работал Земский собор 1648—1649 гг. Составленное на основе прежних русских законодательных установлений, в первую очередь Судебника Ивана Грозного, и дополненное нормами византийского и литовского законодательства Соборное уложение 1649 г. представляло собой уникальный для своего времени памятник государственного права. Основную причину появления этого документа его составители связывали не только с необходимостью упорядочения и кодификации существовавшего в то время законодательного материала, но и с назревшей потребностью создания принципиально нового законодательного кодекса, который охватывал бы все сферы государственной жизни. В этом принципиальное отличие Соборного уложения от прежних Судебников. Последние преимущественно представляли собой законодательство о суде, в то время как в новом кодексе были представлены практически все отрасли права — государственное, гражданское, уголовное. Состоявшее из 25 глав и почти 1000 статей (факт также удивительный, не имевший аналогов в Европе) Соборное уложение провозглашало принцип равного суда для всех чинов, защиту личности с учетом ее сословного статуса и определяло положение всех основных сословий русского государства. В связи с отменой «урочных лет» и введением бессрочного сыска беглых крестьян было юридически оформлено крепостное право, крестьяне окончательно прикреплялись к земле. Одновременно Уложение обособляло в замкнутое сословие городское население, прикрепив его к городскому посаду. Были ликвидированы принадлежавшие крупному боярству беломестные слободы в городах, которые прежде освобождались от посадских повинностей. Значительно ограничивались владельческие права церкви, что свидетельствовало о стремлении правительства подчинить церковь государству. Как видно из сказанного, Соборное уложение имело двоякое значение. Оно являлось, во-первых, своеобразным ответом на общественные нужды того времени, шло навстречу требованиям населения в части ликвидации привилегий духовных и светских феодалов. Во-вторых, оно отвечало нуждам усиливавшегося самодержавия. Интересно, что, вводя понятие «государственное преступление», новый свод законов не делал различия между преступлениями против государства и теми действиями, которые направлялись против личности государя. Принятием Соборного уложения царская власть существенно укрепляла позиции средних слоев общества — дворянства и посадского населения как основной опоры правительства и, наоборот, серьезно ограничива- 154 Раздел II. Становление Российской государственности ла права и привилегии боярства и церкви. Дворянство расширяло свои возможности в приобретении поместий и использовании труда подчиненного ему крестьянства, посадское население ограждалось от вмешательства в дела общины светских и церковных феодалов. Что касается представителей духовенства и духовных учреждений, то они не только теряли право приобретать земли и владеть вотчинами, но и лишались различных судебных привилегий. В соответствии с новым законодательством учреждался Монастырский приказ, которому в общем порядке стало подсудно духовное сословие, были ограничены другие судебные льготы духовенства. Особое значение с точки зрения предмета нашего учебного курса имеет и другая отличительная черта нового свода законов, связанная с закреплением в нем ряда положений, непосредственно относящихся к области государственного устройства и управления. В отличие от прежних Судебников, касавшихся этих вопросов лишь мимоходом, Соборное уложение регламентировало основные стороны жизни и деятельности государственных учреждений. Ряд статей Уложения был посвящен охране жизни и чести, а также здоровья царя. С точки зрения государственной безопасности особо опасными объявлялись преступления против религии, а также против существующего государственного строя. В целом Соборное уложение 1649 г. способствовало дальнейшему усилению позиций самодержавной власти. Укрепляя правовые основы государственного строительства и управления, центральное правительство тем самым подготавливало почву для проведения самостоятельной политики, свободной от сословных влияний и капризов придворных кругов. В дальнейшем законодательная деятельность правительства не только не ослабла, но и постоянно нарастала, что свидетельствовало о быстром росте государства и усложнении государственных задач. Новые законодательные акты принимались в развитие положений Соборного уложения и носили название Новоуказных статей. За время правления царя Алексея Михайловича их число достигает более 600. К наиболее важным законоположениям, имевшим характер самостоятельных постановлений, относились следующие: 1) Указ о таможенных пошлинах с товаров 1653 г. и примыкавшая к нему Уставная грамота 1654 г., возникшие из челобитных торговых людей и отражавшие стремление властей упростить и унифицировать взимание таможенных и торговых по-* шлин в государстве; 2) Новоторговый устав 1667 г., который имел целью повышение статуса российского торгового капитала (документ состоял из 101 статьи, в нем подробно устанавливались правила торговли русских купцов с другими государствами и торговли иностранцев в Московском государстве, предусматривались»""" пбргпячмваюшие защиту торговых людей от судебной воло^ Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. киты и злоупотреблений администрации); 3) так называемые «Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах» 1669 г., представляющие собой переработку и дополнение статей Утожения уголовного характера, и ряд других. О возрастании значения и независимости власти московских государей свидетельствуют события, связанные с так называемым «делом патриарха Никона» (1666 г.), закончившиеся, как известно, низложением патриарха и его ссылкой в Ферапонтов монастырь. Пользовавшийся огромным доверием и неопытностью молодого царя Алексея Михайловича, амбициозный и самоуверенный патриарх оказывал на московскую политику не меньшее, если не большее влияние, чем один из его предшественников — патриарх Филарет. Так же как в свое время Филарет, он требовал величать себя «великим государем», считая власть патриарха выше власти светской. Не допуская никакого вмешательства светской власти в дела церкви, он вместе с тем оставлял за собой право на широкое участие и влияние в политических делах. Однако политическим влиянием Никон обладал только до тех пор, пока он пользовался расположением царя. Ухудшение, а затем и обострение отношений между царем и патриархом после 1658 г. (после демонстративного оставления Никоном московского патриаршего престола и выдвижения ряда претензий к светской власти) и их окончательный разрыв показали, кто в государстве хозяин. Созванный в 1666 г. по настоянию царя Вселенский собор по «делу Никона» с участием патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария (не приехавшие на Собор лично патриархи Константинопольский и Иерусалимский прислали свое согласие на суд над Никоном) единодушно осудил поведение Никона, сняв с него патриаршество и священство. Таким образом, вопрос об отношении двух властей, духовной и светской, был решен не в пользу отстаиваемой Церковью «симфонии властей». На фоне укреплявшейся государственности особенно впечатляли активность и успехи внешнеполитической деятельности мо- I лодого, буквально недавно восставшего из пепла российского государства. Этот факт, без сомнения, свидетельствовал о жизне- 1 стойкости русского народа и его способности к самосохранению даже в критические периоды его исторического существования. В XVII в. Россия не только вернула себе признание иностранных государств, но и приступила к осуществлению исторической миссии по присоединению Малороссии (Белоруссии и Украины), перешла от оборонительной к наступательной борьбе с Польшей и Литвой за возвращение отторгнутых этими странами западных и юго-западных русских земель. Были заложены предпосылки превращения России в одну из ведущих европейских держав. После участия в войне со Швецией (1656—1661 гг.), Андрусов- 156 Раздел II. Становление Российской государственной ского перемирия (1667 г.) и «Вечного мира» с Польшей (1686 г. Россия закрепляет за собой Левобережную Украину вмест с Киевом и вступает в Священную лигу против Турции. Эволюция приказной системы центрального управления и дальнейшая бюрократизация местного управления во второй Восстановление государственности в первой половине XVII в и постепенное усиление самодержавного характера власти сопровождались дальнейшей бюрократизацией государственного аппарата. XVII в. стал временем расцвета приказной системы государственного управления. Сформированная в основном во второй половине XVI в. и восстановленная в первые годы после Смуты система приказов постепенно охватывает все основные отрасли управления, приобретает относительную устойчивость с точки зрения содержания деятельности и структуры приказных ведомств. Действующие на основе обычая и не регулируемые каким-либо специальным законом приказы со временем накопили богатый опыт и выработали устойчивые механизмы управления государственными делами. При всех недостатках приказной системы, отмеченных в предыдущих разделах, для своей эпохи это была, несомненно, достаточно эффективная система управления и, что не менее важно, простая и удобная. По разным источникам число постоянно функционирующих приказов в XVII в. колебалось от 40 до 50. К концу XVII в. это были уже достаточно крупные учреждения со сложной структурой и большим штатом сотрудников. Система приказного управления, действовавшая в XVII в., включала в себя как постоянные, так и временные приказы. Постоянные приказы, в свою очередь, делились на три основные группы: 1) приказы общегосударственной компетенции, число которьп 2) дворцовые приказы, ведавшие обширным хозяйством и обслуживавшие его личные потребности (Казенный прик Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 157 Приказ Большого Дворца, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий и Постельничий); 3) приказы патриаршие, которые возникли после введения в России в 1589 г. института патриаршества и имели менее разветвленную сеть по сравнению с общегосударственными. Особенности приказной системы управления наряду с отсутствием четкой функциональной дифференциации между отдельными ведомствами делали, по мнению исследователей, проблематичной, если не невозможной, централизацию и унификацию приказного управления в XVII в. В этот период под воздействием новых явлений в общественно-политической жизни страны появляются и новые приказы. Одним из них был упоминаемый нами Монастырский приказ, учрежденный в 1649 г. для управления монастырскими землями, в значительной мере ограничивавший автономию духовного сословия, но уже в 1666 г. ликвидированный по настоянию духовенства. Сложное финансовое положение, в котором оказалось государство в первые годы после Смуты, отягощенное огромными расходами на нужды обороны и ведение войн, вело к активизации и расширению деятельности приказов, выполнявших финансовые функции и занимавшихся сбором налогов. В 1621 г. был образован приказ Большой казны (в 1719 г. влился в Камер-коллегию). Он ведал всеми государственными доходами, кроме тех, которые находились в ведении других приказов. В его распоряжении находилась вся казенная промышленность и торговля — гостиничная и суконная сотня, мастера серебряного дела. Тульский железный завод и все горные заводы, выделка монеты на денежных дворах. Возникший еще в XVI в. Приказ Большого прихода и образованная в 1619 г. из Сибирской четверти так называемая Новая четверть ведали сбором общегосударственных налогов. Наконец, в 1655 г. появляется уникальное для того времени финансовое ведомство — Приказ счетных дел. По сути своей это был первый в России центральный орган государственного финансового контроля, в функции которого входили проверка доходов и расходов государства, контроль за правильностью и законностью финансовых операций различных приказов (в конце каждого года все приказы представляли ему приходно-расходные книги). Среди других центральных органов управления следует выделить группу судебно-административных приказов. Основным из них оставался по-прежнему Разбойный приказ (переименован в Сыскной), занимавшийся уголовно-полицейскими делами и в целом общественной безопасностью в масштабах всей страны (упразднен в 1701 г., восстановлен в 1730 г.). В его подчинении находились все губные старосты, которые осуществляли административно-полицейские функции на местах. К указанной группе 158 Раздел II. Становление Российской государственности приказов относились также Поместный приказ, ведавший поместным и вотчинным землевладением и связанными с ним тяжбами, и Холопий приказ, занимавшийся оформлением и освобождением от холопства и разбиравший тяжбы из-за холопов. Все областные (территориальные) приказы также условно можно разделить на два вида: 1) приказы, заведовавшие различными частями управления; 2) Судные приказы, выполнявшие преимущественно судебные функции. К первому виду относились Земские приказы (их было два: старый и новый) в Москве, Приказ Казанского Дворца, а также Сибирский, Малороссийский, Смоленский и Великоросский (заведовал Ахтырским, Сумским, Харьковским и Изюмским полками) приказы. До 1699 г. существовали два Судных приказа — Московский и Владимирский, затем они были объединены в один Судный приказ, который находился в Москве. Ему были подведомственны: 1) тяжбы между боярами и окольничими, думными и всеми поместными дворянами; 2) иски, возникавшие из договоров; 3) жалобы на воевод и местную администрацию. В правление Петра I Приказ был переведен из Москвы в Петербург и с учреждением коллегий присоединен к Юстиц-коллегии. Особую группу приказов составляли так называемые четвертные приказы. По характеру они представляли собой смешанные центрально-областные финансовые учреждения, которым в финансовом и административно-судебном отношении подчинялись отдельные территории, в частности Владимирская, Костромская, Нижегородская, Устюжская, Галицкая и Сибирская четверти, Расширение и усложнение функций государства привело к появлению множества временных приказов. В отличие от постоянных они создавались для выполнения оперативных, строго определенных целей, имели экстерриториальный характер, и ш деятельность строго регламентировалась, включая определение функций приказа, формирование его штата и бюджета. Учреждение и широкое распространение временных приказов было одной из отличительных особенностей развития приказной системы в XVII в. Развитие приказной системы сопровождалось стремительным ростом численности приказных людей. По некоторым данный. их число только за период с 1640 по 1690 г. увеличилось почти в четыре раза. Особенно значительным был рост подьяческщ; штатов, что объяснялось как объективными причинами, связанными с усложнением государственного управления, так и особенностями любой бюрократической системы, стремящейа к воспроизводству и порождающей неконтролируемое разрастание бюрократического аппарата. В любом случае это создавало большие проблемы для центрального правительства, поскольр Глава 7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 159 было связано с постоянным увеличением государственных расходов на содержание приказных людей. Эволюция местного управления во второй половине XVII в. отражала общую тенденцию к централизации и бюрократизации системы государственного управления в России. На практике это выражалось в падении выборного начала в местном управлении и усилении власти воевод (оно наметилось еще в начале XVII в.), со временем заменивших всех должностных лиц земских выборных органов — городовых приказчиков и губных старост. При царе Михаиле Федоровиче происходит деление территорий исключительно по военному признаку — создаются так называемые разряды (своего рода военные округа), границы которых позднее легли в основу проведенного Петром I губернского деления. Широкое распространение воеводской системы было связано как с необходимостью большей централизации государства для выхода из кризиса, так и с попытками выработать более эффективный и оперативный механизм местного управления. Как очень верно заметил В. О. Ключевский, построение централизованного государства в России XVII в. характеризовалось тем, что проводилось не по пути «ведомственного подчинения местных органов центральному управлению, а как соединение в одном лице или учреждении разнородных предметов, соприкасающихся в жизни». В отличие от прежних наместников воеводы, назначаемые на небольшой промежуток времени (обычно на один-два года), находились в непосредственной зависимости от верховной власти и были призваны (с учетом назревшей необходимости интеграции системы управления в государстве) обеспечивать более тесную связь провинции с центром. К середине XVII в. воеводская система утвердилась на большей части территории страны. Земское самоуправление сохранилось в основном только в северных районах и в Поморье. Говоря об этом, нужно учитывать специфику деятельности самих земских органов власти в XVII в. Хотя институт губных старост продолжал существовать рядом с воеводским управлением и в таком виде дожил до реформ Петра I, губные учреждения никогда не являлись органами местного самоуправления в прямом смысле слова. Избранные и обеспечиваемые земщиной губные старосты находились в подчинении тех или иных московских приказов, выполняли их инструкции и были подотчетны соответствующему приказу, а не избирателям. Все это превращало их из власти земской во власть правительственную, придавало их функциям и функциям воевод одинаковый характер. Это прекрасно понимало московское правительство, когда в ряде случаев заменяло воевод губными старостами, возлагая на них обязанности воевод. 160 Раздел II. Становление Российской государственности Во второй половине XVII в. основной административно-территориальной единицей России были уезды, делившиеся на станы и волости. Все уезды с городами подчинялись различным приказам. Управление каждого города с его уездом обычно имело два уровня (две инстанции). Общее управление городом и уездом осуществлял воевода и находившаяся при нем съезжая, или приказная, изба, возглавляемая дьяками. Роль низшей инстанции местного управления выполняли должностные лица, назначаемые отдельно для управления городом и отдельно для управления уездом. Каждый город с уездом имел своего воеводу (в больших городах могли назначаться несколько воевод во главе со старшим). Для ведения делопроизводства при воеводах были дьяки или подьячие с приписью, а также штат низших служащих (рас-сылыцики, приставы, стрельцы и др.). Низшую инстанцию городского управления представляли старосты, таможни, померные избы, пятенные палаты, кружечные дворы, которые занимались сбором казенных податей и выполняли административно-финансовые функции. Полицейскими делами в городах заведовали объезжие головы со своим штатом. Низшую инстанцию уездного управления составляли старосты и приказчики, выполнявшие одновременно функции блюстителей общественного спокойствия и сборщиков казенных податей. Хотя в городах по-прежнему функционировали избираемые жителями уездов губные и земские учреждения, их деятельность была подчинена воеводам, совмещавшим в своем лице и военную, и гражданскую власть. Воеводы назначались именным царским указом из лиц, имеющих право на гражданскую службу, по представлению Разряда или того или иного приказа и получали из соответствующего приказа наказ, или инструкцию. В целях предотвращения злоупотреблений центральная власть требовала не назначать дворян-воевод в те города, в уездах которых находились их поместья. Дьяки и подьячие назначались и увольнялись приказом, в ведении которого находился город. В некоторых случаях приказные люди избирались населением города. Функции воевод были достаточно обширными: 1) наблюдение за правильностью исполнения повинностей и за сбором дворянского ополчения, хранение денежной казны, заведование различными сборами; 2) полицейское управление и принятие мер к пресечению преступлений, в том числе против укрывательства беглых; 3) осуществление гражданского суда. В то же время воеводам запрещалось вступать в тяжбы по поместьям и вотчинам, подведомственным Поместному приказу. Наделенные широкими полномочиями воеводы должны были во всех случаях блюсти государственные интересы. Однако ши< рота их полномочий имела и отрицательные стороны. В отсутст* Глава7. Государственная власть и управление в России в XVII в. 161 вие необходимого контроля за их деятельностью воеводы очень часто злоупотребляли властью, используя свое положение в целях личной выгоды. С другой стороны, несмотря на то что власть воевод в подведомственных им городах была значительной, воеводы зависели от приказов, инструкциями которых они руководствовались в повседневной деятельности. Отсутствие у воевод юстаточно сильного аппарата, равно как и необходимых навыков административной работы (на должность воеводы обычно назначались вышедшие в отставку служилые люди) делало воеводское управление малоэффективным, не отвечающим сложным задачам, стоявшим в этот период перед страной. Начало формирования государственной службы в России и новые явления в системе государственного управления. Полицеистика и становление полицейского права Описанный выше процесс бюрократизации государственного управления во второй половине XVII в. был непосредственно свя- ian с происходившими изменениями в структуре «служилого сословия». Ранее нам уже приходилось говорить о существенных переменах в положении основных слоев русского общества, которые произошли под влиянием опричнины и особенно Смутного времени. Прямым следствием этих событий стали прежде всего кризис и разложение традиционной элиты — боярской аристократии. Если раньше Боярская дума являлась центром политических при зний знатных боярских (княжеских) родов, претендовавших на равную с царем долю власти, то теперь происходит своего рода •демократизация» правящей элиты. С. Ф. Платонов очень точно определил характер этих изменений, сравнивая влияние опричнины и Смуты на положение русской аристократии с тем, чем были, по его словам, войны Алой и Белой Розы для аристократии Англии: она понесла такие качественные потери, что должна была воспринять в себя новые, в какой-то мере демократические элементы, чтобы не истощиться совсем. Старые боярские фамилии были либо истреблены в годы опричного террора, либо «скудели» и разорялись, на их место выдвигалось новое боярство, обязанное своим положением службой царю и, в частности, новой династии Романовых. С другой стороны, годы опричнины и Смуты способ-iповали возвышению дворянства, которое со временем превращается в замкнутое привилегированное сословие и начинает играть руководящую роль в управлении. Важной вехой в укреплении позиций дворянского сословия Пало принятие Соборного уложения 1649 г. Новый свод законов принимался в условиях изменившейся расстановки сил на верхних пажах управления и по своей сути знаменовал окончатель- 162 Раздел II. Становление Российской государственности ный поворот в политике центральной власти в сторону усиления самодержавия и его главной опоры — дворянства и бюрократии, Ограничив права и привилегии боярства, правительство одновременно обеспечило дворянскому сословию условия для того, чтобы подниматься по службе и принимать все большее участие в делах государства. С другой стороны, в новом законодательстве юридически закреплялось приказное начало в системе государственного управления, что создавало правовую основу для дальнейшего развития государственной бюрократии. В XVII в. приказное начало внедряется во все сферы государственного управления. Исследователи обращают внимание на ряд новых явлений в системе государственной власти и управления, обозначившихся со второй половины XVII в.: наряду с сохранявшимися традициями вассальной (преимущественно военной) службы царю растет значение службы как «приказной работы», связанной с выполнением профессиональных обязанностей в го-сударственных учреждениях. Тем самым закладываются основы для формирования в России государственной гражданской служ-1 бы как особого вида профессиональной деятельности. В указанный период происходит дальнейшее усложнение структуры аппарата приказных ведомств, развивается процесс должностной дифференциации внутри дьяческой и подьяческой: среды (разделение дьяков в рамках одного учреждения на «больших» и «других», подьяческой группы — на подьячих с приписью и подьячих со справой и т. д.). Одновременно с этим постепенно начинает меняться взгляд на государственную службу, что нашло выражение сначала в сближении, а затем и слиянии (уже при Петре I) понятий «государь» и «государство». Характерно, что уже в Соборном уложении вполне определенно была сформули-; рована установка на приоритет государственных интересов и необходимость соблюдения, говоря современным языком, принципа беспристрастности в деятельности приказной бюрократии; («делати государевы дела, не стыдяся лица сильных»), т. е. теп принципов, которые составляют основу современной государем венной службы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |