КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая оценка петровской реформации
В XVIII в. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ НА ПУТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. ПЕРЕХОД ОТ ТРАДИЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ К РАЦИОНАЛЬНОЙ Глава 8. ПЕТРОВСКАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАТЕРНАЛИСТСКОГО ВОЕННО-БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. ♦ Общая оценка петровской реформации. ♦ Петровская модель «регулярного» государства и проблема ♦ Перестройка системы высших и центральных органов государ ♦ Преобразование местного управления и создание органов го ♦ Табель о рангах и создание новой системы государственной ♦ Итоги и последствия петровских реформ. ♦ Эпоха «дворцовых переворотов»: падение государственного на Правление Петра I — самый сложный с точки зрения оценки его содержания и последствий период в истории России. Большинство исследователей и тех, кто писал либо размышлял о Петре I и его реформах, по-разному оценивая значение петровских преобразований, обращали внимание как на сложность самой эпохи конца XVII — начала XVIII в., так и на неоднозначность и противоречивость фигуры преобразователя. Одни называли его великим реформатором, «диссидентом на троне», другие — беспощадным тираном и антихристом, «прячущим в немецких башмаках свои коровьи ноги». Однако, несмотря на эту полярность в оценках, все признавали грандиозность переворота, осуществленного Петром I, и связывали с его именем начало новой эпохи в истории России. При этом если одни авторы резко противопос- 170 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации тавляли петербургский период московскому, императорский — царскому и считали, что реформы Петра I нарушили естественный ход развития России, решительно разорвав со старыми традиционными ценностями и институтами, то другие, напротив, были убеждены, что петровские реформы проводились не на пустом месте, были исторически подготовлены. Если одни историки идеализировали петровские государственные реформы (С. М. Соловьев), то другие (В. О. Ключевский) отнеслись к ним весьма критически и ставили вопрос о цене петровских преобразований. Совершенно противоположными были и остаются мнения о том, имел ли Петр I какой-то продуманный взгляд на реформы государства и его современную модель. Большинство ученых считает, что реформы проводились спонтанно, стихийно, без какого-либо плана и были подчинены по большей части фискальным задачам государства, которое вело в то время продолжительную и изнурительную войну со Швецией и другими европейскими государствами за выход России к Балтийскому морю. Очевидно, что административные реформы Петра I действительно развивались без строгой системы. Свои преобразования он осуществлял не по строго определенному, заранее составленному плану, а отдельными мерами, путем частных нововведений в центральном и местном управлении. Подтверждением этому может служить тот факт, что первоначально внимание Петра I было занято преимущественно переустройством областных учреждений, а только затем он приступил к организации центрального управления. Из этого обстоятельства некоторые авторы делают вывод, что Петр I намеревался всю тяжесть управления перенести из центра государства в созданные им губернии, но, потерпев неудачу вследствие отсутствия на местах достаточного числа способных людей, обратился к устройству центральных органов администрации, которым подчинил местные учреждения и передал все области государственного управления. Однако нельзя не увидеть, что в относительно спокойное время, в последние годы царствования, когда война уже не требовала концентрации всех усилий, Петр I более последовательно и целенаправленно занимался внутренним устройством государства, стремясь привести в систему ряд разновременных отдельных преобразований. Можно предположить, что из войны со Швецией русский царь вынес следующее убеждение: с Россией воюет и побеждает ее не Карл XII, а более совершенная государственная организация, и Россия нуждается в коренной государственной реформе. Характерно, что кроме устройства коллегий (по шведскому образцу) Петр I осуществил в 20-е гг. реформу Сена-1 та, провел вторую областную и вторую городскую реформы. В ходе петровских реформ была преобразована на новых основаниях система центрального и местного управления, реорганизо- Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 171 вана армия, изменен принцип комплектования аппарата новых учреждений, перестроены отношения государства с Церковью, подверглись серьезной реорганизации сословные отношения, впервые в истории России создавались органы государственного контроля и надзора. Сказанное, однако, не дает оснований утверждать, что преобразования Петра I принципиально порывали со всей прежней системой общественного и государственного устройства. Безусловно, Петр I внес много нового как в систему государственных учреждений, так и в общественные отношения, культуру, быт русского человека. Новым было его стремление разграничить государственные ведомства, построить государственный аппарат на принципах рациональности и западноевропейского камерализма, создать систему действенного контроля за государственной бюрократией. Новой представлялась Петру I и коллегиальная система центрального управления, пришедшая на смену московской приказной. Но при внимательном рассмотрении всех этих нововведений нельзя не заметить, что их истоки в большинстве случаев корнями уходят в прошлую эпоху, о чем уже было сказано, и что новой здесь чаще была только форма, а не сущность явления. Мы видим, например, что реформы Петра I внесли много нового в господствовавшие до этого в Московском государстве сословный строй и сословные отношения. Однако изменения эти касались преимущественно внешней организации сословий, которая приобрела при Петре I большую определенность. Само же положение основных сословий русского общества (мы не касаемся боярского сословия, которое теперь окончательно ушло с исторической сцены) оставалось неизменным, они только получили новую организацию для выполнения государственных повинно-Дворянство сохранило свое высокое экономическое поло-и свою роль в управлении, которых оно добилось в предшествующую эпоху, и превратилось в господствующее сословие ого государства. Крестьянство, так же как и раньше, относилось к государству через землевладельцев, находилось под лич-иластью помещика и постепенно сливалось с холопством я тну податную категорию. Исключение составляло малочисленное городское сословие, получившее наибольшее число привиле-i совершенно новую организацию благодаря особой заботе Петра I о развитии национальной промышленности и торговли. Однако нам не составляет труда вспомнить, что эту заботу про-яаляли и предшественники Петра I, что нашло отражение в упоминаемом ранее Соборном уложении 1649 г. Сказанное в значительной мере относилось и к создаваемой Петром I новой административной системе, в которой коллегиальное начало соединялось с принципом единоначалия, как это было и раньше. Более того, личное начало еще больше усили- 172 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации лось при Петре I, поскольку он стремился вникать во все мелочи административной работы и управлял государством через систему личных поручений посредством лично подчиненного ему Сената с поставленным во главе этого высшего государственного учреждения генерал-прокурором. По сути своей прежней осталась и социальная основа государственного управления, находившегося исключительно в руках дворянского сословия, которое уже в XVII в. играло ведущую роль в системе государственной администрации. Наконец, так же как и раньше, государство в основе своей сохраняло земледельческий и военный характер. Далеко не одинаковы были последствия петровских реформ в различных сферах государственной и общественной жизни. Причем, как отмечают современные исследователи, некоторые изъяны петровского варианта ранней модернизации воспроизводились и на более поздних этапах отечественной истории. Петр I пытался заимствовать технику и технологию в отрыве от тех социальных и экономических институтов, в рамках которых они действовали на Западе. Поэтому часто использование зарубежных технологических образцов и институтов приводило к результатам, прямо противоположным тем, которые достигались в других странах. Как пример обычно приводят развитие мануфактурного производства при Петре I. Если в странах Западной Европы рост мануфактур сопровождался распадом феодальных структур, то в России насаждение мануфактур «сверху» лишь дало дополнительный импульс такому институту феодализма, как крепостное право. Поскольку многие нововведения, осуществленные Петром I, не были подготовлены предшествующим развитием страны, они нередко имели искусственный характер и, как справедливо заметил один из современных авторов, во многом явились продуктом «административного восторга» перед Европой, Хотя петровские преобразования в отличие от всех предшествующих и последующих предпринимавшихся в России реформ имели всеобъемлющий характер и касались практически всех сторон жизни русского общества, в целом предпринятая Петром I модернизация общества, как и все последующие модернизации России, не была полномасштабной (о политической модернизации в то время не могло быть и речи) и во многом оказалась незавершенной. Формирующаяся абсолютная монархия нуждалась в опоре на сильную армию и развитый бюрократический аппарат, поэтому заимствования производились в основном в тех областях, которые сегодня принято называть военно-промышленным комплексом и государственной бюрократией. С другой стороны, осуществляя модернизацию «вдогонку», власть была вынуждена делать ставку на активное использование мощи и рычагов государства, так как оно являлось основным орудием всех проводимых преобразований. Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 173 Петровская модель «регулярного» государства и проблема формирования рациональной бюрократии Отмеченные выше противоречия петровской модернизации России, связанные с особенностями и характером производимых заимствований, не должны приводить нас к ошибочной мысли о несамостоятельности и тем более подражательности государственных взглядов и государственной политики Петра I. Можно утверждать, что в своей преобразовательской деятельности Петр I опирался не только на заимствованный опыт и те знания, которые он вынес из личного знакомства с европейской практикой государственного строительства и управления, но и на собственные представления о правильном, с его точки зрения, устройстве государства. Его модель идеального {«регулярного», или «правомерного») государства строилась на убеждении, что государство может эффективно функционировать только на основе хорошо продуманных законов и только с помощью рационально устроенной системы государственной бюрократии, поставленной под контроль закона и свободной от произвола чиновников. Основными здесь были две фундаментальные идеи, которые Петр I со свойственным ему упорством, невзирая на средства, стремился привить русскому обществу: 1) идея общего блага как основная цель государственного управления и законодательства; 2) идея важности исполнения законов и наказаний за их неисполнение. Эти идеи охватывали все петровские преобразования, они лежали в основе каждого из царских указов. С точки зрения практической реализации модель «регулярного» государства нашла воплощение в законодательном регулировании всех сторон общественной жизни, активном государственном вмешательстве в общественные отношения, государственном протекционизме (активной государственной поддержке приоритетных отраслей народного хозяйства) вплоть до введения в России государственной монополии в ряде отраслей тогда еще молодой национальной промышленности. С этим же связано стремление Петра I создать действенную систему борьбы против коррупции и приказной волокиты. Возможность создания в России современной системы государственного управления Петр I связывал с европеизацией России как сознательном заимствовании европейских ценностей и адаптации их к условиям России. Если европеизация государственных и общественных отношений выступала важнейшим средством всех проводимых Петром I преобразований, то основным принципом его государственной политики был принцип пользы, государственной выгоды.
174 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации Ко всем государственным делам Петр I подходил сугубо прагматически с точки зрения государственного блага. В утверждаемой им новой системе ценностей государственные, державные интересы преобладали над идеологическими постулатами и догмами. Государство, ставшее в эпоху петровских преобразований предметом нового культа, воспринималось как самодостаточная сущность и, в конечном счете, как новая основа российской идентичности. Религиозные ценности также были поставлены на службу государству. Однако в этой политике были и негативные стороны, ибо подобный государственный максимализм неизбежно должен был вступить в противоречие с христианской идеей духовного суверенитета каждой личности. Как последовательный прагматик Петр I не мог воспринимать нравственные абстракции христианства. Он был захвачен идеей создания в России государства совершенной регулярности, в котором каждый человек имел бы точно обозначенное место и строго подчинялся регламенту. Можно сказать, что именно с реформ Петра I политика в Рост лишается всякого морального содержания. В то же время прагматизм власти создавал некоторый элемент веротерпимости в обществе. Петр I мог терпимо относиться и к протестантам, и к католикам, и к русскому старообрядчеству, если из этого можно было извлечь пользу для государства. Так, старообрядцев он заставил (очевидно, в качестве компенсации) платить двойную подушную подать. Петр 1 стремился регламентировать все стороны жизни с помощью писаного законодательства, которому он придавал исклю-1 чительное значение в управлении государственными делами. При | этом само отношение к законам у Петра I было своеобразным, [ Он относился к государственным учреждениям как к воинским | подразделениям, считая армию лучшим образцом для государст-1 венного устройства, законам придавал значение воинских уставов. Достаточно сказать, что основу законодательства, определяв-1 шего работу всех без исключения государственных учреждений! при Петре I, составлял принятый в 1716 г. Воинский устав, т. е. военное законодательство. Все чиновники, так же как и во-1 енные, должны были принимать присягу при занятии государст-1 венной должности. Петр I вообще был убежден, что только воинская дисциплина! способна воспитать уважение к порядку, трудолюбие, сознатель-1 ность и христианскую нравственность. Принем был создан стоящий культ государственных учреждений, административных инстанций, бесцеремонно вмешивающихся в частную и личную жизнь. Законы также реализовывались только через систему бюро-1 кратических учреждений. Тем самым государство приобретало во-1 енно-бюрократический и полицейско-патерналистский характер. I Одной из главных задач государственных реформ Петра I и| составной частью его модели «регулярного» государства являлся!, переход от традиционной модели управления к рациональной,! и 8. Петровская рационализация государственного управления в процессе которого в России должна была сформироваться соименная рациональная бюрократия. На языке социологии этот mi бюрократии тождественен формальной организации, про-проенной на авторитете писаных законодательно-правовых норм «формальных должностных инструкций. Ее особенности и преимущества представлены далее (рис. 1).
Рис. 1. Особенности и преимущества формальной рациональной бюрократии Исходя из сформулированных М. Вебером положений, можно выделить следующие признаки рациональной бюрократии: 1) разработанная по единому плану система норм и админи 2) формальная иерархия уровней управления, учреждений 3) высокая степень функциональной дифференциации адми 4) наличие определенных законом принципов, регулирующих 5) формирование устойчивой корпоративной психологии бю Основным достоинством такой организации является ее пред-жазуемость и эффективность, что обеспечивается четким распре-влением функций и полномочий между служащими аппарата. ) формализацией отношений меняется и положение самих чинов-[иков. Во-первых, чиновник здесь формально лично свободен, оскольку подчиняется только служебному долгу (главный при-иак- безличность). Во-вторых, чиновники имеют строгую устой -ивую служебную иерархию и в то же время власть каждого из их не безгранична, так как их полномочия зафиксишваны 176 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации нове контракта, свободного выбора занятий в соответствии с квалификацией. Разделение требований обусловливается высокой специализацией и квалификацией. В-четвертых, вознаграждение чиновников измеряется постоянным денежным окладом. Для чиновника служба — это вид его профессиональной деятельности. Данная модель бюрократии могла возникнуть только в Новое время при переходе от традиционного к индустриальному обществу. Во всех странах этот переход сопровождался глубокой трансформацией социальной структуры общества, резким возрастанием социальной мобильности, что, естественно, вело к разрушению сословных перегородок и, как следствие, к значительному ослаблению воздействия традиций на жизнь общества. Таким обществом уже нельзя управлять с помощью одних только традиций, возникает необходимость в правовом регулировании общественных отношений, перестройке всей системы управления, в том числе в изменении функций и статуса бюрократии. Модернизация государственного аппарата предполагала совершенно новые принципы его построения. В качестве основных из них можно выделить: 1) институционализацию управления, выразившуюся в широком распространении и внедрении в России принципов западноевропейского камерализма; 2) повышение эффективности управления, что достигалось за счет унификации (единообразия), централизации, дифференциации аппарата управления и его милитаризации; 3) должны были измениться и принципы комплектования аппарата новых учреждений (коллегии, губернии), Из перечисленных принципов, легших в основу проводимой Петром I перестройки государственного аппарата, особый интерес представляют принципы камерализма как нового для России явления. Получившая широкое распространение в Европе | в XVI—XVII вв. камералистика1 и связанное с ней развитие камеральных наук означали выделение административного управления в самостоятельную сферу, отделение ее от судопроизводства, что не было характерно для традиционной бюрократии. Как принцип и практика административного управления камерализм заключал в себе новые подходы к деятельности аппарата государственных учреждений, среди которых обычно выделяют: 1) функциональность в управлении учреждений; 2) специализацию учреждений го- Камералистика (от позднелат. camera — казна, учреждение) — специальный цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в средневековых (XVI—XVII вв.) университетах. Название получила от камеральных учреждений, которые создавались в Средние века в Европе князьями, герцогами и королями, имевшими значительное собственное хозяйство. Для подготовки чиновников и компетентных управляющих хозяйством крупных феодалов на особых факультетах университетов и в специальных учебных заведениях — камеральнш j школах стали преподаваться науки, получившие название камеральных. Глава 8. Петровская рационализация государственного управления 177 сударственной администрации и канцелярского труда в каждой из сфер государственного управления; 3) регламентацию обязанностей чиновников; 4) унификацию штатов и жалования чиновников. Предпринятая Петром I модернизация общества в условиях догоняющего развития могла быть осуществлена только с помощью серии радикальных реформ сверху, включающих коренную реорганизацию всей системы социальных отношений и управленческих структур. Однако сделать это было невозможно, опираясь на прежнюю систему государственного управления. Сформировавшиеся в московский период традиционно организованная власть и управление не могли обеспечить мобилизацию всех ресурсов — экономических, военных, технологических, что является характерным признаком любой модернизации. Для этого нужны были новые система и аппарат управления. Поэтому главнейшей задачей Петра I стала реорганизация самой власти (абсолютная монархия), перестройка бюрократии, создание новой элиты на месте традиционной.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |