КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самоуправления
Жалованная грамота городам». Развитие городского сословного Наряду с губернской реформой важное место в преобразовательской деятельности Екатерины II принадлежало организации городского управления и самоуправления. Как отмечалось ранее, Екатерина II в своих преобразовательских планах придавала исключительное значение развитию русских городов, в духе западноевропейских идей стремилась покровительствовать русской торговле и промышленности. Необходимость городской реформы диктовалась неустроенностью русских городов, слабостью городской организации и городского управления, отстающих от растущих потребностей торгово-промышленного класса, наметившихся новых тенденций в экономическом развитии страны. Начиная с реформ Петра I, формы городского управления многократно менялись, в управлении городами отсутствовало единообразие, оно не имело самостоятельного статуса. Первые реформы Екатерины II ничего принципиально не изменили в административном управлении городов, они лишь внесли некоторый порядок в городское управление, усилив его централизацию и наделив города статусом самостоятельной админи- 220 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации стративной единицы. Так же как и раньше, города управлялись городничими и комендантами, назначаемыми из дворян. Администрацию столичных городов возглавляли назначаемые центральной властью полицмейстеры. В ходе выборов Уложенной комиссии и позже, в рамках проведенной губернской реформы 1775 г., появились новые выборные органы городского общественного управления. Вводилась новая выборная должность городского головы, возглавлявшего городской магистрат, были созданы совестный и сиротский суды. 21 апреля 1785 г. была обнародована «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (так называемая «Жалованная грамота городам»), положившая начало широкой городской реформе, в ходе которой города впервые получили самостоятельный статус, юридически закрепленное общественное городское управление, закладывались основы ремесленного, цехового устройства. Являясь первым в истории России законодательным актом, закреплявшим организацию городского управления, Жалованная грамота городам признавала за городскими выборными органами право на самостоятельную сферу деятельности. По Жалованной грамоте городам население города подразделялось на шесть сословных групп (разрядов), различавшихся по имущественному положению и роду деятельности. К ним относились: 1) «настоящие городовые обыватели», к которым принадлежали владельцы городской недвижимости (домов и земель и т. д.); 2) купцы всех трех гильдий; 3) цеховые ремесленники; 4) «иногородние и иностранные гости» (так называли русских и иноземных купцов и специалистов, которые занимались торговой и промышленной деятельностью в городах, но не проживали в них); 5) именитые граждане: выборные должностные лица, ученые, архитекторы, живописцы, скульпторы, представители зарождающейся буржуазии (банкиры, оптовые торговцы, кораблем-дельцы и др.); 6) посадские-цеховые люди, занятые ремеслом и имеющие собственный капитал. Каждая из сословных гррп наделялась определенными правами, привилегиями и обязанностями. Жалованная грамота городам устанавливала принцип всесо-словности городского самоуправления. Формировавшееся на основе Жалованной грамоты градское общество наделялось правом} юридического лица, имело право владеть собственностью, получать доходы с имуществ, собирать с городского населения специальные сборы. Первичным органом городского сословного самоуправления являлось городское собрание, состоявшее из всех I родских жителей и избиравшее выборных должностных лвд городского голову, бурмистров и ратманов в городской магистрат, старост, судей совестных судов, заседателей от городского сослр-вия в общие и сословные учреждения. Раз в три года городское! Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 221 собрание по распоряжению губернатора избирало общую городскую думу, являвшуюся распорядительным органом городского самоуправления. Она состояла из гласных от всех шести сословных групп городского населения и возглавлялась городским головой. Исполнительным (постоянно действующим) органом городского сословного самоуправления являлась шестигласная дума, избираемая раз в три года общей городской думой на основе равного представительства от всех сословий (каждая из шести сословных групп города имела в шестигласной думе по одному гласному). Ею также руководил городской голова. В компетенцию городского самоуправления входили вопросы городского хозяйства и благоустройства, развитие торговли и промыслов, продовольственное дело и т. п. В то же время возможности органов городского самоуправления были ограничены из-за нехватки необходимых финансовых средств, постоянного дефицита бюджета городских дум, который формировался за счет различных сборов с населения города. Помимо этих объективных трудностей были и другие, не менее существенные. В условиях сохранявшейся самодержавной формы правления деятельность органов городского самоуправления была изначально поставлена в строго определенные рамки, находилась под постоянной опекой бюрократических учреждений. Городские собрания созывались только с разрешения губернатора, который контролировал бюджет шестигласной думы, правильное расходование средств городским обществом; дума должна была представлять отчеты по доходам и расходам губернатору и казенной палате. Деятельность городских дум была ограничена полицейскими учреждениями, действовавшими в городах и наделенными правом вмешиваться в частную жизнь городского населения. По сути дела реальная власть в городе принадлежала не шестигласной городской думе, которую современники иронично называли «безгласной думой», а городничему или полицмейстеру. 8 апреля 1782 г. Екатерина II подписала специальный «Устав благочиния, ии полицейский», согласно которому в городах создавались городские административно-полицейские органы — управы благочиния (полицейские управы). Во главе управ благочиния стоял полицмейстер (в губернских городах) или городничий (в уездных городах), которым подчинялись приставы уголовных дел и приставы гражданских дел, а также два выборных чиновника (ратмана) от купечества. Тем самым была реорганизована городская полиция, а система полицейского надзора в городах приобретала более строгий характер. Управа благочиния выполняла кроме полицейских и широкие административно-хозяйственные функции (следила за исправностью городских сооружений, дорог, чистотой го- 222 Раздел III. Российская империя на пути национальной модернизации рода, осуществляла надзор за торговлей, правильностью мер и весов, принимала меры против пожаров). В соответствии с новой структурой городского полицейского аппарата города делились на самостоятельные административно-полицейские части (из 200—700 дворов) во главе с частным приставом, который назначался губернским правлением и имел в распоряжении двух полицейских сержантов. Части, в свою очередь, делились на кварталы (50—100 дворов) во главе с квартальным надзирателем, который назначался управой благочиния, подчинялся частному приставу и имел в своем подчинении квартальных поручиков, избираемых жителями на три года, а также сторожей и дворников. Таким образом, за редким исключением, все полицейские чины в городе назначались и в совокупности представляли собой, выражаясь современным языком, муниципальную полицию, жалованье которым назначалось из местного бюджета (сборов с городского населения). Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что именно при Екатерине II, а не при Николае I, как принято считать, было положено начало полицейскому государству в России и по функциям, и по источникам формирования администрации. Павел I своеобразно завершил этот процесс, упразднив в 1796 г. дворянское самоуправление, восстановив в городах должность обер-полицмейстера с широкими полномочиями, которому подчинялись все губернские чины, в том числе губернаторы. Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоит смысл и содержание нового этапа рационализации государственного управления в условиях «просвещенного абсолютизма» Екатерины II? 2. Какие основные идеи лежали в основе концепции европейского просвещенного абсолютизма и как они трансформировались в условиях России? 3. Почему Россию эпохи Екатерины II называют «дворянской империей»? 4. Какое значение имела губернская реформа 1775 г. для создания единой системы территориального управления? 5. Какая роль в системе управления империей отводилась институту генерал-губернаторства? 6. Назовите основные черты и особенности дворянского само 7. Назовите основные принципы и раскройте содержание реформы городского сословного самоуправления при Екатерине II. Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р Г Пи- f хои. М., 2003. Глава 9. Новый этап рационализации государственного управления 223 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия/ 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII в. М., 5. Дитятин И. Устройство и управление городов в России: в 2 т. СПб., 6. Ерошкин N. Л. История государственных учреждений дореволюционной 7. Исаев И. А. История государства и права в России. М. 1994. 8. Каменский А. Б. Российская империя в XVIII в.: традиция и модернизация. М., 1999. 9. Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России. IX —XIX вв. М.,
10. Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9 т. М., 1989. Т. 5. 11. Леонтович В. История либерализма в России. 1762—1914. М, 1994. 12. Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй: Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993. 13.Судьбы реформ и реформаторов в России: учеб. пособие. М., 1999. 14. Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке: формирование бюрократии. М., 1974. 15. Шепелев Л. Е. Чиновный мир России. XVIII — начало XX в. СПб., 1999. 16. Эйдельман Н. Я. Твой восемнадцатый век. М., 1991. РАЗДЕЛ IV
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |