КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Попытки реформ административной системы. Развитиесистемы подготовки служащих государственного аппарата
При Николае I не проводилось широких административных реформ, и система управления в период его царствования в целом не претерпела больших изменений. Изменения в основном касались дальнейшей централизации и бюрократизации государственного управления. Объективная необходимость совершенствования механизма высшего и центрального государственного управления в такой огромной стране, как Россия, заставляла власть принимать соответствующие меры по рационализации государственного аппарата, дальнейшему развитию правовой базы его функционирования, повышению уровня кадрового состава государственной администрации. Сам император не раз подчеркивал, что с самого начала его царствования проблемы управления были для него не только важными, но и первостепенными, Одним из основных направлений совершенствования государственного аппарата при Николае I было дальнейшее развитие министерской системы, представленной в середине XIX в. девятью министерствами и тремя главными управлениями, подчиненными непосредственно императору, который координировал ш деятельность через Комитет министров. Были уточнены функции министерств, повышены требования к их персональной ответственности, принимались меры по совершенствованию внутриведомственных структур. Однако в большинстве случаев эти меры| не приводили к желаемому результату прежде всего в связи с i шествовавшим в николаевской системе управления дуализм управленческих структур (Собственная его императорского чества канцелярия и министерства) и связанным с этим пар лизмом в высшем центральном и местном управлении. Наделение Собственной его императорского величества целярии государственно-управленческими и законотворчесю функциями привело к усложнению механизма государственна управления. Государственный совет был понижен в статусе и ратил свое прежнее значение законосовещательного органа императоре. Резко возросла роль Комитета министров, постепа но приобретавшего характер репрессивного органа. В то же Глава 10. Проблема реформ в правительственной политике России 247 мя параллельное существование высших и центральных органов с дублирующими друг друга функциями создавало благоприятные условия для роста бюрократизма, волокиты, казнокрадства и взяточничества в органах власти и управления. Другой особенностью николаевской системы государственного травления следует считать усиление полицейского характера и дальнейшую милитаризацию аппарата управления. На посты глав многих министерств и ведомств при Николае I назначались военные люди. Подавляющее большинство губернаторов (в 41 губернии из 52) также были военными, в основном генералами. Выли военизированы управление горных и соляных дел, ведомства путей сообщения, строительство железных дорог. Наблюдается резкое усиление роли Министерства внутренних дел, развитие которого шло в направлении сокращения его хозяйственных отделов и расширения полицейско-карательных функций. Как свидетельство усиления личного начала в государственном управлении, роста абсолютистских тенденций можно рассматривать создание в 1826 г. на базе прежних дворцовых учреждений и ведомств самостоятельного Министерства двора. Усиление роли царской администрации непосредственно отразилось на эволюции городского сословного управления, которое было поставлено при Николае I под жесткую опеку губернаторов и городских полицейских органов (Управы благочиния). Органы городского самоуправления были либо упразднены (городские, депутатские собрания) либо превращались в придаток бюрократических и полицейских органов (шестигласные думы). Из наиболее значимых правительственных мероприятий Николая I, способствующих дальнейшему прогрессу страны, следует нажать проведенную Министерством финансов в конце 30-х гг. кнтную реформу, а также подготовленную и осуществленную Министерством государственных имуществ реформу государственных крестьян. Денежная реформа стала возможной благодаря усилиям нового министра финансов, ученого-финансиста генерала Е. Ф. Кан- мой распорядительности резко сократить государственные (ы, аккумулировать в государственном казначействе значи-ельный запас золота и серебра и укрепить заметно пошатнувшийся за время правления Александра I курс русского рубля. .ш реформы сводилась к замене обесценившихся ассигнации кредитными билетами из расчета 3 рубля 50 копеек за рубль серебром. Помимо введения серебряного обращения вводилась практика внутренних и внешних займов, стали выпускаться «де-пошшые билеты» и «серии», имевшие одинаковую ценность с серебряной монетой, что приучало население к новым видам Мнежных знаков. 248 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. Тогда же была проведена широкая реформа государственных крестьян, составлявших к середине XIX в. более 45% всего крестьянского населения. В ходе этой реформы, проведенной образованным в 1837 г. на базе V отделения Собственной его императорского величества канцелярии Министерством государственных имуществ, возглавляемым П. Д. Киселевым, государственные крестьяне получали широкое местное самоуправление, развивавшееся под контролем создаваемых во всех губерниях палат государственных имуществ. Государственные крестьяне объединялись в особые сельские общества, из нескольких таких обществ создавались волости, управляемые выборными волостными сходами. В деревнях сельские сходы избирали деревенских старост. Эта модель сельского самоуправления была сохранена после отмены крепостного права и распространена на бывших крепостных крестьян. Ряд мер был принят правительством Николая I с целью укрепления системы местной администрации. Так же как и в сфере высшего и центрального управления, основные усилия властей были направлены на дальнейшую централизацию местного управления, его военизацию и полицеизацию. В 1837 г. был издан «Общий наказ гражданским губернаторам», ставивший целью придать местному управлению характер отлаженного механизма, работающего в строгом соответствии с законом и предписаниями вышестоящих инстанций. Губернатор являлся полномочным хозяином губернии и должен был выступать в роли блюстителя неприкосновенности верховных прав самодержавия, обеспечивать точное исполнение указов императора и Сената, предписаний Министерства внутренних дел. В системе губернского управления помимо губернских правлений действовали под председательством губернатора различные отраслевые присутствия, комиссии, комитеты, приказы общественного призрения. Тем самым губернаторство окончательно приобретало характер строго централизованного, бюрократического института управления. Одновременно было принято решение об упразднении генерал-губернаторского поста для большинства областей центральной России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). В институте генерал-губернаторства центральная власть видела лишнее звено в бюрократической вертикали, делающее систему управления менее проницаемой для контроля. Решено было оставить генерал-губернаторов как органы чрезвычайной политической влас только в тех районах, интеграция которых в Российскую имп рию по тем или иным причинам была неполной, а также та где возникала угроза безопасности государству и требовались до полнительные средства бюрократического контроля для ее уст нения. Для остальных губерний признавался достаточным поли тический надзор со стороны губернаторов и их нового началь ва — министерства внутренних дел. Глава 10. Проблема реформ в правительственной политике России 249 Стремясь создать эффективно работающую администрацию, центральная власть проявляла заботу о создании и развитии системы подготовки кадров чиновной бюрократии. Еще при Александре I был открыт ряд высших учебных заведений с целью создания контингента служащих с высшим образованием. Это были университеты и лицеи: Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский, Петербургский, Царскосельский (с 1844 г. Александровский) лицей, Демидовский лицей (в г. Ярославле), Высшее училище правоведения, Институт путей сообщения и другие. Важным событием стало принятие в 1835 г. Университетского устава, который наряду с предоставлением университетам некоторых прав самоуправления и свободы преподавания предусматривал открытие на юридических факультетах университетов кафедр законов благоустройства и благочиния, позже в 60-х гг. переименованных в кафедры полицейского права. Кафедры законов благоустройства и благочиния включали в себя изучение законов о народонаселении, народном продовольствии, общественном призрении, благоустройстве в городах и селениях, о праве. Однако общий дух николаевского правления, опасения правительства в отношении того, что учебные заведения станут рассадниками вредных политических влияний, негативно сказывались на развитии образования. Университетская автономия на деле оставалась формальной: за университетами должны были наблюдать попечители учебных округов. После революционных событий 1848 г. в ряде стран Запада надзор за русскими университетами был ужесточен, введен ряд ограничений в их деятельности: упразднено преподавание философии, прекращена посылка за границу молодых ученых для подготовки к профессорскому званию, введены ограничительные квоты для приема студентов в высшие учебные заведения. Недоверие к обществу и связанное с ним стремление власти опираться исключительно на чиновную бюрократию являлось одним из главных недостатков николаевской системы управления, лишавшим ее возможности динамичного развития. Если начало правления Николая I было насыщено духом преобразований, готовностью к реформам, то к концу его царствования этот дух вовсе испарился. Система жесткого бюрократизма, отчуждавшая власть от общества, привела в конечном счете к господству канцелярии, способному породить только послушных исполнителей, чиновников-формалистов, далеких от действительной жизни и не желавших никаких изменений. Эта система бюрократического централизма, в которой можно было увидеть, по меткому замечанию М. Е. Салтыкова-Щедрина, только трех начальников — императора, губернатора и городового, стала главным препятствием на пути дальнейшего реформирования общества. Ее заложником оказался и сам император, вынужденный признать в конце своего правления, что государством управляет, увы, не он, а «столоначальники». 250 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. Контрольные вопросы и задания 1. Какие факторы определили государственные преобразования 2. Какое значение для успеха реформ имел временный консенсус 3. К чему сводился основной замысел плана государственного 4. Какой смысл и значение имела замена коллегиального управле 5. Определите значение создания Государственного совета дм 6. Назовите причины и последствия нового этапа бюрократиза 7. В чем вы видите возрождение патерналистской политики Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. R Г Пи- 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестоматия, 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. Валлотон А. Александр I. M., 1991. 5. Глазунова Н. И. Из истории профессиональной подготовки к государст- I 6. Государственный совет. 1801—1901. СПб., 1910. 7. Ерошкин Н. П. Крепостническое самодержавие и его политические иней- 8. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной [ 9. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России
10. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России/подгот. текста I 11. Ключевский В. О. Курс русской истории: в 9 т. М., 1989. Т. 6. 12. Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политичеси 13. Омельченко Н. А. Н. М. Карамзин против М. М. Сперанского, или к во- | 14.Реформы в России XV-XIX в. М., 1992. 15. Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике Роса» 16.Судьбы реформ и реформаторов в России: учеб. пособие. М., 1999. 17. Томсинов В. А. Светило российской бюрократии: исторический портрет Глава 11. ВЛАСТЬ, БЮРОКРАТИЯ И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ♦ Сущность и значение «великих реформ» второй половины XIX в. ♦ Земская реформа 1864 г.: достижения и противоречия земско ♦ Подготовка и проведение судебной реформы. Особенности пре ♦ Власть и управление в эпоху контрреформ. Неоабсолютизм ♦ Сущность политики контрреформ. Особенности земской и су ♦ Модели капиталистической модернизации России в конце XIX в.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |