Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рнс. 2. Государственное устройство Российской империи по плану М. М. Сперанского





234 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в.

Из приведенного рисунка видно, что главной идеей проекта государственных преобразований Сперанского являлось разделе­ние функций законодательных, исполнительных и судебных орга­нов власти. Этот принцип последовательно проводился от цен­тральных учреждений до местных органов власти и управления. Высшая исполнительная власть (министерства) ставилась под контроль как со стороны Правительствующего сената, так и со стороны Государственной думы. При этом все законодательные и распорядительные органы избирались снизу вверх, выдвигая своих представителей в вышестоящие учреждения. Суд отделялся от администрации и также являлся выборным. Правительство лишь надзирало за соблюдением судопроизводства через предсе­дателей местных судов.

На нижнем уровне законодательной вертикали создавались распорядительные волостные думы, которые избирались на три года из всех земельных собственников и государственных кресть­ян. В свою очередь, волостные думы избирали гласных в окруж­ные думы и судей в волостные суды, окружные думы — гласных в губернские думы, советы окружных правлений и судей в ок­ружные суды, губернские думы выбирали гласных в Государст­венную думу, советы губернских правлений и судей в губернские суды.

Всю исполнительную власть от местных правлений до мини­стерств объединял и контролировал Правительствующий сенат. По проекту М. М. Сперанского Сенат предполагалось восстано­вить в правах как высший судебно-административный орган. В связи с этим предлагалось реформировать Сенат, отделив его административную функцию от судебной, и создать два само­стоятельных учреждения — Судебный сенат и Правительствую­щий сенат. Правительствующий сенат должен был контролиро­вать деятельность назначаемых императором министров, губерна­торов и проводить ревизии деятельности местных органов власти и управления.

Все части управления в проекте государственных преобразо­ваний М. М. Сперанского соединялись в Государственном совете и через него восходили к верховной власти. Все законопроекты подготавливались Государственным советом и после их одобре­ния императором направлялись в Государственную думу для об­суждения. Так же как и местные думы, Государственная дума | возглавлялась председателем, который избирался самой Думой и утверждался императором (в Государственной думе предполага- I лась еще и должность канцлера). Впервые в российской админи­стративной практике устанавливалось различие между законом и указом (распоряжением).

Верховная власть в государстве принадлежала монарху, являв- | шемуся главой государства, источником, носителем и выразите-


Глава 10. Проблема реформ в правительственной политике России 235

лем державной власти в полном ее объеме. Хотя ни один закон не должен был миновать Государственную думу, в ее функции входило лишь обсуждение поступавших из Государственного со­вета законопроектов, право же законодательной инициативы и окончательного утверждения законов принадлежало исключи­тельно императору. Кроме того, император мог не только в лю­бое время прервать заседание Думы, но и распустить ее, назна­чив новые выборы.

В то же время, оставаясь на почве признания незыблемости монархической государственности, М. М. Сперанский считал, что сама государственная власть должна строиться на прочных основаниях закона. Ибо к чему гражданские законы, писал он, «когда скрижали их каждый день могут быть разбиты о первый камень самовластия». Отсюда вывод: «правление, доселе самодер­жавное, постановить на непременном законе», обязательном не только для подданных, но и для государя.

Проект государственных преобразований М. М. Сперанского стал переворотом в понимании государственного устройства. Он предлагал стройную систему администрации, которая подчиня­лась закону и являлась ему подконтрольной. Так как эта система управления строилась снизу вверх и сочетала в себе бюрократи­ческие и выборные принципы, в перспективе она могла сущест­венным образом потеснить бюрократические структуры и подго­товить формирование в России эффективной и ответственной администрации.

1 января 1810 г. был торжественно открыт реформированный по плану М. М. Сперанского Государственный совет. В отличие от создаваемых до этого высших органов управления при импе­раторах (кабинетов и советов) Государственный совет обладал бо­лее определенными функциями и имел закрепленный в самом названии четко выраженный «государственный» характер, что уже само по себе предполагало «незыблемость дарованных ему прав независимо от личных вкусов того или иного обладателя трона»1. Госсовет состоял из 35 высших сановников, назначаемых императором, включая министров — «в их звании». Все члены Совета приносили присягу по установленной форме, председа­тельствовал в нем сам император, а в случае его отсутствия место председателя Совета занимал кто-либо из его членов по назначению императора. Для производства дел в структуре Госсо­вета существовала Государственная канцелярия, возглавляемая го­сударственным секретарем (первым госсекретарем был назначен сам М. М. Сперанский). Государственный совет состоял из четы­рех департаментов: департамента законов; военных дел; граждан­ских и духовных дел; государственной экономии (в 1831 г. был

История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 379.


236 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в.

создан пятый департамент — департамент Царства Польского). Все члены Госсовета составляли Общее собрание Совета.

Создание Государственного совета имело чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития и совершенствования системы государственного управления в России. Хотя Госсовет не получил функций, которые предусматривались проектом М. М. Сперанско­го, с его созданием были заложены основы формирования в Рос­сии отлаженного законодательного механизма, подготовки, приня­тия и отмены законов, рационализации всего законотворческого процесса. Вплоть до революции 1917 г. Госсовет являлся высшим органом в государстве, реальное значение которого часто было большим, нежели роль московской Боярской думы и петровского Сената.

Наряду с координацией всей законотворческой деятельности в ведении Госсовета находились многие важные вопросы внут­ренней и внешней политики государства, в том числе: ежегодные государственные сметы доходов и расходов, финансовые сметы, отчеты и штаты министерств, контроль за исполнением законов. Все проекты реформ XIX — начала XX в. (крестьянская 1861 г., земская, судебная, городская второй половины XIX в.) проходи­ли утверждение в Государственном совете. С учетом функций, которыми был наделен Государственный совет, его деятельность часто сравнивали с деятельностью западных парламентов (на са­мом деле это было далеко не так), и поэтому большинство кон­ституционных проектов второй половины XIX — начала XX в. связывали переход России к конституционному правлению имен­но с реформированием Госсовета, превращением его в выборный представительный орган государственной власти.

Следующим шагом в рамках подготовленного М. М. Сперан­ским проекта государственных преобразований стала реорганиза­ция министерств. В июне 1811 г. было издано «Общее учреждение министерств», которое принято называть «вторым учреждением министерств», завершившим министерскую реформу. На его ос­нове была перестроена и значительно улучшена организация ми­нистерств, особенно если учесть, что первая министерская ре­форма 1802 г. представляла собой не столько учреждение мини­стерств, сколько учреждение министров, поставленных во главе бывших коллегий. Согласно «Общему учреждению министерств» создавалось 12 министерств с четко определенными функциями и структурой: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, народного просвещения, финансов, юстиции, полиции, го­сударственного контроля, государственное Казначейство, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел.

Для координации деятельности министерств в 1812 г. был за? конодательно оформлен новый орган управления — Комитет ми­нистров. Формально и по существу он не являлся еще прави-


Глава 10. Проблема реформ в правительственной политике России 237

тельством в западном смысле слова (в России, как мы узнаем позже, полноценное правительство, возглавляемое самостоятель­ным председателем, возникло только в 1905 г. при подготовке выборов в Государственную думу). В отличие от западных прави­тельств, стоящих во главе исполнительной вертикали власти, Ко­митет министров представлял собой совещание министров, соби­равшееся по инициативе и под председательством императора для обсуждения сложных межведомственных вопросов.

Создание Госсовета и реформирование министерств явилось одним из главных результатов административных реформ первой половины правления Александра I. Параллельно с этим власть ставила целью поднятие уровня государственного управления, предприняла реальные шаги для создания в России грамотной и профессионально подготовленной бюрократии. Этому должны были служить подготовленные М. М. Сперанским проекты пер­вых в истории России законов о государственных экзаменах для высшего чиновничества, ставивших производство в чины в зави­симость от образовательного ценза. В 1809 г. были изданы два указа императора (3 апреля и 6 августа), определившие новый порядок и правила получения придворных званий камергера и камер-юнкера и чинов коллежского асессора и статского со­ветника (8-й и 5-й чины петровской Табели о рангах). Согласно этим правилам указанные чины и звания могли быть присвоены только при наличии у претендента высшего образования, универ­ситетского диплома, либо при условии сдачи государственного экзамена специально создаваемой государственной комиссии, со­ставленной из профессуры Московского университета и руковод­ства государственного учреждения (министра), в котором служил данный чиновник.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.