КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы официальных отношений в управлении персоналом
Основной формой официальных отношений между руководителем и подчиненными является отдача распоряжений. Под распоряжением понимается задание, передаваемое руководителем подчиненному относительно содержания и результатов его деятельности. Оно представляет собой организационно-правовую форму управленческого решения и содержит постановку обязательной для выполнения задачи (предписание) или запрещение чего-либо; перечень ограничений (определяют рамки действий и ответственности); иногда ориентиры и инструкции о порядке работы. Доведение заданий до исполнителей предполагает: проверку реальной возможности их выполнить, проверку обеспеченности ресурсами и условиями, установление четких, не допускающих двойного толкования, требований. Распоряжения должны соответствовать стратегии организации, компетенции и возможностям исполнителя; быть обоснованными и четко сформулированными, обеспеченными необходимыми материальными и информационными ресурсами; позволять проверять и оценивать (непрерывно, периодически, выборочно, по итогам и пр.) результаты предписанных действий. По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношений между руководителем и подчиненными, степени зрелости последних. Оно может содержаться в приказе, резолюции, письме, устном высказывании. Если распоряжение длинное - его всегда лучше отдавать в письменном виде, ибо человек плохо запоминает большой объем информации. Письменные распоряжения предпочтительны также в крупных коллективах. Устные не документируемые распоряжения отдаются при решении срочных задач малой и средней сложности и важности в небольших стабильных коллективах. Их недостатками являются: возможность неоднозначного толкования смысла как отдающим, так и получающим (на основе этого может возникнуть расхождение между тем, что руководитель хотел сказать, что сказал на самом деле; что подчиненный понял и что принял к исполнению). Поэтому сначала для оперативности можно отдать устное распоряжение (в том числе и по телефону), а затем сделается письменное подтверждение. В целом считается, что служебные распоряжения все же нужно отдавать в письменной форме, а личные проблемы решать в устной. В зависимости от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития сотрудников распоряжения по форме могут быть директивными (приказ, указание, поручение и пр.) и демократическим (совет, рекомендация, просьба, вызов добровольцев). От того, как отдаются распоряжения, во многом зависит качество исполнения, поэтому они могут усиливаться рядом дополнительных мер воздействия на исполнителя, например убеждением, апелляцией к логике (если он имеет одинаковые с руководителем взгляды); пожеланием или просьбой (если суть задания с моральной точки зрения выглядит сомнительной); обещанием вознаграждения; угрозами. Приказ обязывает подчиненных определенным способом, точно и в установленные сроки выполнить задание и по содержанию бывает предписывающим, запрещающим или инструктирующим. Приказ, отдаваемый устно, называется командой. Иногда приказы в качестве дополнительной информации могут содержать перечень санкций, следующих при нарушении сроков или порядка их выполнения. Поручение регламентируют только содержание задания, оставляя подчиненным свободу выбора способа действий, а иногда и сроков исполнения. Смысл поручения - информация о конкретных целях и задачах, на основании которой подчиненные могут самостоятельно работать. Эта информация должна быть четкой и понятной, поэтому неясные вопросы оговариваются сразу. В срочных случаях поручения могут носить предварительный характер. Если задание обычное, а отношения доверительные - распоряжение лучше облекать в форму просьбы; когда человека нужно активизировать - задать вопрос (но его могут воспринять либо буквально, либо как признак слабости). Просьба начальника не является приказом. Обычно просят, если не хотят связывать сроками и категоричностью. Если обстоятельства препятствуют выполнению просьбы, подчиненному нужно объяснить, но и попросить у него помощи. Совет также не является приказом, но руководитель надеется, что он будет учтен. Он оставляет определенную свободу и в отношении содержания, сохраняя незыблемой лишь его самую глубокую суть. Задачи, содержащиеся в распоряжении, должны отвечать следующим требованиям. 1) Соответствовать реальным возможностям исполнителей (хотя на практике допустимы некоторые отклонения). Это позволяет избежать пустой траты сил и средств, если работник не реализовывает полностью свои способности, или ограждает от появления неудовлетворенности, если он это задание не в состоянии выполнить. В то же время его возможности могут увеличиваться в связи с развитием личности. 2) Быть понятно изложенными. Исполнителю нужно объяснить, что и к какому сроку требуется сделать, какие средства при этом использовать; с кем нужно поддерживать контакты; каковы последствия в случае удачного или неудачного завершения работы. Следует иметь в виду, что большинство людей слабо воспринимает отда1 ленную перспективу и всегда начинает с того, что им ближе и понятнее, поэтому задание должно быть ясно сформулировано, а сроки его выполнения четко определены. В то же время, не стоит без необходимости представлять работу как срочную, ибо это приводит к нервозности, спешке, падению эффективности, а также не создавать соперничества среди исполнителей. Это позволит им правильно распределить время и силы, создать условия, позволяющие действовать в естественном ритме. 3) Логически вытекать из сложившейся ситуации, чтобы исполнитель хорошо понимал не только смысл задания, но его важность и обоснованность. Это обеспечивается всесторонним информированием о ситуации в большем объеме, чем это минимально необходимо, дающим исполнителю дополнительную возможность ориентации, улучшающим мотивацию, а поэтому облегчающим выполнение задания. В результате, если даже при формулировке задачи возникнут проблемы, подчиненный их сможет самостоятельно исправить. 4) Давать возможность проявлять инициативу и признавать право на ошибку. Организация деятельности по выполнению задания должна предполагать: Во-первых, четкую регламентацию, во многом обеспечивающую исполнительскую дисциплину. В то же время есть предел числа норм и предписаний, которые исполнитель в состоянии учитывать, после чего они начинают игнорироваться, не зависимо от степени важности. Кроме того, чрезмерное количество инструкций вызывает путаницу, ошибки, и как следствие - появление новых инструкций, еще более дезорганизующих работу. Противоречивость инструкций и заданий приводит к дополнительным затратам времени на поиск оптимальной линии поведения, невозможности возложить на кого-то персональную ответственность, без чего нормальный управленческий процесс затруднен. Считается, что противоречивые задания лучше давать одному лицу (что, правда, возможно далеко не всегда, в том числе и по принципиальным соображениям), и это лицо само должно искать компромисс между ними. Поэтому на практике должен существовать определенный минимум инструкций, по возможности полных, тщательно, но без излишней детализации составленных и не противоречащих друг другу. Во-вторых, обеспечение условий для мобилизации инициативы исполнителей на основе положительного отношения к заданию. Это достигается: - соответствием возможностям работников, их культуре, уровню образования, психологическим особенностям; - возможностью проявления личных способностей, самостоятельности, в том числе и в условиях состязательности; - пониманием важности, ответственности, полезности задания; - наличием сроков и формы отчетности; - формированием у исполнителей определенного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, обличения задания в форму вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица успешно его выполнить. Отдавая распоряжение, руководитель должен не только убедиться в хорошем понимании подчиненным его смысла, но и исключить возможность дополнительных несанкционированных поручений, осуществлять контроль за его деятельностью и результатами. Нужно иметь в виду, что своевременность выполнения задания могут нарушить многие факторы. В их числе: успокоенность работника, обусловленная тем, что впереди много времени; надежда на помощь руководителя и поиск путей снятия с себя ответственности; непонимание; незнание деталей; появление новых обстоятельств и пр. Поэтому руководитель должен проследить, чтобы исполнитель приступил к работе, не откладывая, придерживаться намеченных сроков, не перекладывал работу на других, не торопиться с выводами, при необходимости проконсультировался.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |