КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы работы с подчиненными
Стратегии работы с персоналом Специалисты выделяют следующие виды стратегий работы с персоналом. 1. Стратегия использования формальных полномочий. Для ее реализации необходимо, чтобы подчиненные признавали за менеджерами право применять соответствующие процедуры, а те имели средства для усиления их воздействия в виде санкций. 2. Стратегия подталкивания посредством наказаний и угроз («стратегия кнута»). Она обеспечивает вынужденное подчинение, а поэтому малоэффективна. 3. Стратегия приманивания («пряника») предполагает использование моральных и материальных стимулов с учетом знания потребностей людей. 4. Стратегия убеждения (проявляется в призыве к разуму). Ее эффект зависит от весомости аргументов, взаимоотношений руководителя и подчиненных, личных качеств тех и других. 5. Подготовительная стратегия состоит в создании условий для будущего влияния на сотрудников и предупреждения тех или иных их действий. 6. Стратегия совместного выполнения заданий. Руководитель помогает определить главное, подбадривает сотрудников. 7. Стратегия формирования у подчиненных чувства отождествления себя с фирмой. 8. Стратегия неформального лидерства, когда руководитель увлекает подчиненных своим личным примером. Успех любого руководителя зависит от успехов сотрудников, поэтому он должен хорошо знать и неукоснительно соблюдать принципы взаимоотношений с подчиненными. Остановимся вкратце на некоторых из них. 1) Руководитель должен понимать, что происходит в коллективе организации или подразделения, контролировать в целом ситуацию и знать возможности людей, чтобы уметь оценить их действия и помочь им при необходимости. В то же время, ему следует помнить, что мелочная опека, проверки, вмешательство в детали расхолаживают исполнителей, убивают интерес к работе. 2) Руководителю нужно помнить, что в управлении людьми нет абсолютных истин, так как каждый человек уникален, имеет свой неповторимый характер, навыки, умения, достоинства и недостатки. Управлять людьми труднее всего, потому что они - самый трудный объект для этого, и руководителю необходимо постоянно помнить, что «правильное» их поведение может быть вызвано только «правильным» его поведением. Поэтому руководитель не может требовать от других, что не требует от себя сам. 3) Руководитель должен знать имена и должности своих сотрудников, их достоинства и недостатки, личные проблемы. 4) Руководитель должен быть выдержанным в отношениях с каждым, уметь ладить с людьми, не демонстрировать своего превосходства. 5) Хороший руководитель не плывет по течению. Он обязан управлять ситуацией, знать, кода и до какой степени нужно предпринять те или иные действия, быть требовательным, контролировать подчиненных, и, в то же время, не понукать их. Поэтому необходимо выработать четкую направленность поведения, в наибольшей степени соответствующую особенностям личности его и подчиненных. В любом случае поведение должно быть независимым, естественным, последовательным, принципиальным, взвешенным, одинаковым в служебной и неслужебной обстановке. Люди уважают руководителей за надежность, внимательное отношение, способность принимать трудные решения. 6) Между руководителем и подчиненными должна быть определенная дистанция (но не стена), определяемая различием их положений в производственном процессе, решаемыми задачами. 7) Руководитель должен учитывать свое влияние на подчиненных и социально-психологический климат в коллективе. Ему необходимо целенаправленно формировать общее благожелательное отношение к себе со стороны подчиненных. Это обусловлено тем, что они сравнительно редко вступают с ним в непосредственный контакт и не всегда могут оценить его положительные качества. Общий психологический настрой в значительной степени предопределен тем, будут ли они видеть в руководителе только недостатки или же положительные стороны, а недостатки воспринимать как второстепенные моменты. Причем, здесь в ход идет не столько логика, сколько симпатия. Такой настрой во многом создается мимолетными встречами, восприятием внешнего облика, случайно услышанными разговорами. Именно по этим мелочам подчиненные и судят о руководителях. 8) Руководитель должен демонстрировать свою силу и уверенность и одновременно спокойствие и дружелюбие; он не имеет права выходить из себя по любому, а тем более незначительному поводу, а, наоборот, проявлять вежливость и тактичность, (грубость подрывает авторитет); рассматривать сотрудников как равных себе и не стремиться подчинять их своей воле, уважать их право на личное мнение, личный опыт. Но уважение без требовательности столь же не допустимо, сколь требовательность без уважения. Нужно немедленно реагировать на серьезные проступки подчиненных, не обращая, в то же время, внимания их на мелкие фокусы. От подчиненных можно многого добиться, дав их почувствовать себя не пешками, а нужными для организации сотрудниками. Для этого нужно возложить на них ответственность, оказывать доверие (например, попросить доработать свои идеи - люди любят, когда с ними консультируются, просят помощи), своевременно поощрять. 9) Руководителю никого не следует постоянно ставить в пример другим, заводить любимчиков, особенно в разнородном коллективе, создавать группу «своих» людей - это подрывает его авторитет. 10) Руководителю необходимо следить, чтобы люди постоянно занимались делом, не давать расслабляться, иначе развивается расхлябанность, небрежность, невнимательность. 11) Руководитель должен терпимо относиться к ошибкам подчиненных. Когда что-то идет не так, нельзя набрасываться на них, а выяснить причины и оказывать помощь. На ошибки и промахи нужно смотреть как на уроки для будущего. 12) Руководитель должен доверять подчиненным, быть терпимым к инакомыслию, обеспечивать всей необходимой (но не излишней) информацией, даже если вопрос не касается их непосредственно. Люди хотят больше знать и ценят откровенность. В секрете держится только самое необходимое. 13) Руководитель должен обучать подчиненных и передавать им максимум полномочий, всегда искать исполнителя, который справился бы с задачей лучше его самого. 14) Руководителю необходимо время от времени беседовать со своими сотрудниками, в том числе и на их рабочем месте, узнавать, о чем они думают. Это сплачивает коллектив. Создает доверие между ними. 15) Руководителю не нужно бояться признания в собственных ошибках, компромиссов, при необходимости извинений. Из трех зол руководителя, которыми являются ошибка, перестраховка, безынициативность самое безопасное первое, ибо его можно исправить. 16) Работа должна распределяться среди подчиненных с учетом верхней границы их возможностей, иначе либо будет иметь место перегрузка, либо потери, либо демотивация. В то же время, исполнителям нужно гарантировать необходимую помощь и поддержку. 17) Руководитель должен своевременно вознаграждать подчиненных за любые успехи, в том числе и тех, кто по тем или иным причинам оказался незаслуженно забытым. Это повысит трудовую активность, сократит текучесть. 18) Руководителю не следует вмешиваться по пустякам в работу подчиненных. Поощрять творческий рост и инициативу, участие во внешних контактах. К человеку, проявляющему инициативу, нужно отнестись с вниманием, симпатией, подбодрить вне зависимости ни от чего. 19) Руководитель должен уметь пробуждать энтузиазм у подчиненных, быть для них примером для подражания во всем, ибо подчиненные часто перенимают его привычки и наклонности, как хорошие, так и плохие. 20) Руководитель должен стремиться знать мнение подчиненных о себе и своей работе, допускать критику в свой адрес, стараться лично ее выслушивать, не высказывать недовольство. 21) Руководителю требуется, с одной стороны, следить за выполнением формальных норм и предписаний, в том числе, и установленных им самим, демонстрируя в этом и личный пример, а, с другой стороны - действовать с учетом реальной ситуации, ориентироваться на мнение всех, кто его окружает. 22) Руководителю необходимо избегать в отношении с подчиненным следующих основных ошибок: - быть непоследовательным, забывать свои обещания; - проявлять недоверие, предвзятость; - заставлять людей себя ждать; - нарушать рабочий ритм, отвлекать по пустякам; - быть «сухим» и невнимательным, игнорировать их мнения и чувства; - стремиться показать свое Я; - игнорировать объяснения подчиненных и принимать скоропалительные (без осмысления ситуации) или стереотипные решения; - лишать их психологической и организационной поддержки и т.п. Если негативное поведение руководителя будет продолжаться достаточно долго, подчиненные начнут терять интерес к работе. Выделяют следующие стадии этого процесса. 1. Растерянность, проявление симптомов стресса (продолжительность меньше недели). 2. Демонстративное, импульсивное поведение, стремление показать себя, что-то доказать руководителю (продолжительность меньше недели). 3. Подсознательная надежда. Подчиненный пытается «подставить» руководителя, но еще не снижает производительность(продолжительность до 1 месяца). 4. Разочарование. Интерес к работе подавлен, производительность снижается до минимально допустимого уровня (продолжительность определяется личностными факторами). 5. Потеря готовности к сотрудничеству. Работа в границах своих обязанностей, подчеркнуто вызывающее поведение, ухудшение взаимоотношений с целью сохранить самоуважение. 6. Уход или открытый конфликт.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |