КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки коллективного управления
Советы подчиненным, как общаться с трудным руководителем Менеджеру на заметку По мнению Дж.М. Блейка, руководитель должен: 1. Проявлять интерес к любой инициативе, направлять ее на улучшение дела. 2. Благожелательно принимать инициативу, которая направлена на решение даже мелких вопросов. Пренебрежение гасит инициативу подчиненных, охлаждает интерес к работе. 3. Если предложение подчиненного слабо разработано и не доведено до практического воплощения, помочь с доработкой. 4. Если замысел подчиненного в целом непригоден, руководитель должен обстоятельно и добросовестно объяснить это. 5. Если неудачная идея подчиненного наталкивает на другую удачную идею, руководитель должен упомянуть о первоисточнике. 6. Предложение по усовершенствованию работы нельзя рассматривать как нечто само собой разумеющееся. Каждое такое предложение следует поощрять. - продолжать прежнюю работу; не подливать масла в огонь; - постараться понять руководителя, его цели и ценности, возможно, проблемы в его окружении; - пересмотреть собственное поведение; - попробовать переговорить с ним наедине или обратиться анонимно; - узнать, не нуждается ли руководитель в поддержке; - понять потребности руководителя и постараться сделать то, что он хочет.
Коллективное управление (принятия решений) происходит путем участия сотрудников в работе специальных органов - производственных советов, консультативных комитетов, «рабочих директоратов» в основном по вопросам организации и регламентации труда, вознаграждения, продолжительности рабочего времени, отпусков, научно-техническим проблемам. Современные специалисты полагают, что превосходство групповых решений над индивидуальными обусловлено: - наличием у группы большей информации; - значительным творческим потенциалом; - разумным риском; - применением более эффективной тактики выдвижения идей; - активизацией каждого в рамках дискуссии; - возможностью быстрого корректирования ошибок; - социальной поддержкой, облегчающей мышление; - духом соревнования. В то же время при творческих задачах, требующих нестандартного подхода, строгой логичности мышления, групповое решение может оказаться хуже отдельно взятых индивидуальных, ибо здесь теряются многие оригинальные идеи. Поэтому на практике нужно разумно сочетать ту и другую формы. Коллективное управление наиболее эффективно в том случае, когда: 1) Необходимо найти решение сложной многоаспектной задачи на основе совместных знаний и опыта специалистов разных отраслей деятельности. 2) Требуется привлечь к участию в решении проблем, особенно спорных, всех заинтересованных лиц, прежде всего будущих исполнителей, в том числе рядовых, что помогает им расширять свои знания и повышать квалификацию. 3) Нужно объединить усилия тех работников, для кого проблемы не является «своими», и они не желают брать на себя полностью ответственность за них, хотя и готовы разделить ее с другими. 4) Стоит задача укреплять взаимопонимание в организации, улучшить обмен информацией за счет привлечения работников разных ее подразделений. При коллективном управлении быстрее и квалифицированнее решаются сложные и противоречивые проблемы, снижается вероятность ошибок; принятому решению обеспечивается широкая поддержка и более активное исполнение; укрепляется моральный дух работников и их преданность организации. В то же время, коллективное управление себя не оправдывает в следующих случаях: 1) Проблема является частью должностных обязанностей руководителя или специально предназначенных для этого работников, и они должны работать над ней самостоятельно. 2) Решение уже принято руководителем, и он считает это решение единственно верным. 3) Имеется самоочевидное решение, и выносить его на общее обсуждение было бы пустой тратой времени. 4) Способности членов группы существенно различаются, или они не достаточно хорошо понимают свои задачи, а потому не в состоянии наладить эффективное сотрудничество. 5) Недопустимо совместное обсуждение проблемы, из-за опасности утечки коммерческой информации, необходимости принимать решения, касающиеся персонального положения кого-то из членов коллектива, отсутствия времени. Коллективное управление - процесс сложный и неоднозначный, а поэтому заключает в себе ряд опасностей, которые на практике необходимо учитывать. К ним относятся: 1. Повышенная рискованность решений, обусловленная разделением ответственности между его авторами и желанием каждого из них выделиться, продемонстрировать свои способности, и одновременно надеждой на остальных. 2. Игнорирование или сокрытия информации, не совпадающей, а тем более противоречащей общим установкам, боязнь отклоняться от стандартов, что в значительной мере затрудняет поиск новых вариантов. 3. Консерватизм, использование традиционных методов работы, нежелание лишний раз утруждать себя поиском оптимальных решений. 4. Ограничение числа обсуждаемых альтернатив. 5. Отказ от повторного обсуждения проблемы даже после появления новых обстоятельств. 6. Нежелание учитывать трудности реализации выбранного варианта. 7. Существование ряда проблем, которые не решаются группой, и индивидуальная работа с последующим комбинированием результатов оказывается более эффективной. 8. Опасность возникновения конфликтов и недовольства одних другими. Эти сложности можно в значительной мере преодолеть за счет правильного подбора членов группы с точки зрения их социального статуса, профессионального и образовательного уровня, взаимопонимания, психологической совместимости. В результате повышается сплоченность и улучшается морально-психологический климат в коллективе, взаимная поддержка и ответственность (правда, как показывает опыт, высокостатусные и сплоченные группы оказываются весьма уязвимыми в отношении различного рода неудач). Успех совместной работы определяется: - хорошим пониманием стоящих задач; - готовностью отказаться от своего решения в пользу лучшего чужого; - активным обменом информацией; - ответственностью каждого за свой участок работы; - своевременным поощрением. Принято считать, что наиболее эффективен в деле выработки решений коллектив, состоящий из пяти человек, поскольку ему присущи минимальная конфликтность и максимальная оперативность, хотя его творческий потенциал ограничен. Крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, ибо его участники обладают существенно большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией. Однако его действия сложно координировать, особенно при рассмотрении проблем, не имеющих однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты ее деятельности сокращается, а ее общая эффективность падает. Происходит это потому, что возникают «социальное безделье», «диффузия ответственности», попытки переложить свои обязанности на других, появляются противоречащие друг другу неформальные группировки. - эффективным руководством со стороны лица, которому группа в наибольшей степени доверяет (руководитель должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться и полностью «погрузиться» в работу, стимулировать творчество. Психологи выделяют следующие типы таких руководителей: - демократа, заботящегося в первую очередь об эмоциональной стороне процесса и межличностных отношениях и не придающего значения уровню интеллектуальности членов группы; считается, что принимаемые под его началом решения не будут оптимальными; - диктатора, ставящего на первое место профессиональную подготовку участников, в результате чего окончательные решения оказываются хотя и правильными, но «без полета»; - пессимиста, считающего, что работа в одиночку более эффективна, а поэтому применяющего метод формально; - организатора, дающего возможность проявить каждому свои индивидуальные способности даже в ущерб другим, что также приводит к неоптимальности решений; - манипулятора, примиряющего позиции и гасящего конфликты, который сочетает в себе черты предыдущих типов, что помогает ему наиболее успешно справляться с руководством процесса «мозговой атаки».
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |