Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 193




Глава 5

Для оценки можно воспользоваться балльным методом (0—10 или 0—1 балл) или более простым — стрелочным (положительно оцениваемые варианты — стрелка вверх, отрицательно — вниз, нейтрально — горизонтально, непригодные для оценки — крест, неподдающиеся оценке — вопросительный знак).

Отобранные варианты с помощью этой матрицы заносятся в морфологическую матрицу (см. рис. 5.18) для дальнейшей оценки, или решение принимается на основе оценок, проведенных ранее. Дальнейшая оценка в рамках морфологических матриц может осу­ществляться любым из перечисленных методов.

• Методом независимых критериев, который основывается на произвольном предположении, что фиксирующий в морфологиче­ской таблице наиболее важные значения классификационных призна­ков по каждой в отдельности строке морфологической матрицы вари­ант, является одним из лучших или, как минимум, не хуже других. Для этого следует ранжировать все значения классификационных при­знаков и выбирать те варианты, для которых сумма (или произведение) чисел, сопоставленных значениям признаков, максимальна.

• Многократных последовательных классификаций, который имеет много общего с методом независимых критериев, так как для выбора вариантов здесь также используется независимая оценка значений каждого из классификационных признаков. Отличие его в том, что после выбора варианта из морфологической матрицы каж­дое значение классификационного признака того или иного вари­анта следует рассматривать как самостоятельный классификацион­ный признак. Это позволяет получить новую более подробную морфологическую матрицу с описанием вариантов.

• Методом варьирования по одному из признаков, который обусловливает необходимый выбор из морфологической матрицы только наиболее интересных вариантов. Именно они служат исход­ной базой для последующих операций по отбору нужного варианта с помощью метода независимых критериев или другим способом, например логико-интуитивным с учетом пожеланий работников предприятия.

Таким образом, морфологический анализ позволяет более глу­боко рассмотреть проблему и найти наиболее рациональное ее ре­шение с учетом связей с внешней средой, причин возникновения противоречий, имеющихся средств, возможных методов и последст­вий рекомендуемого решения.

К разновидности метода морфологического анализа можно от­нести метод «букета проблем», основанный на специальном форму­лировании проблемы, способствующем в большей мере нахожде­ц

иию ее рационального решения. Действительно, от того, как по­ставлена и насколько корректно сформулирована проблема, зависит выбор метода исследования и путей ее разрешения. Сущность этого метода доходчиво раскрывается в порядке выполнения работ при его использовании, который сводится к следующим действиям:

1) обобщение, постановка и формулирование проблемы в кон­кретном и реальном виде в том числе и на различных иерархиче­ских уровнях, что позволяет выявить причины ее возникновения, пути решения;

2) поиск и определение аналогичной проблемы (из близких и ряда других отраслей и сфер деятельности);

3) определение значимости и взаимосвязи рассматриваемой проблемы с другими проблемами объекта исследования; особое внимание здесь уделяется возможности решения ее при разрешении других проблем;

4) определение обратной проблемы, позволяющей выявить не­достатки в ранее поставленной и сформулированной проблеме, вы­брать наиболее целесообразные критерии оценки вариантов ее ре­шения;

5) корректировка формулировки проблемы;

6) формирование вариантов решения проблемы, их оценка и выбор.

МЕТОД АНАЛИЗА ПРОБЛЕМ

Сущность метода анализа проблем заключается в том, что по соответствующим рассматриваемому объекту диагностики вопросам (например: что, кто, где, когда, в какой мере) определяют отклоне­ние того или иного признака и (или) параметра от базы (нормы, аналога и т.п.). По установленным отклонениям выявляют наличие противоречия и характер проблемы, а затем на основе логического анализа и умозаключений находят причины ее появления. Для ис­пользования этого метода в ряде случаев целесообразно применять матрицу, предоставленную в табл. 5.20.

Особое внимание следует обратить на определение отклонений объекта анализа от аналога, так как именно оклонение является следствием воздействия одной или нескольких причин. А самое главное — необходимо выявить причины, повлекшие за собой от­клонения объекта от нормативного состояния.

МЕТОД ГЕНЕРИРОВАНИЯ ИДЕЙ

Суть этого метода творческого мышления, являющегося разно­видностью метода мозговой атаки, состоит в коллективном реше­нии той или иной проблемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.