КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 197
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 195 Глава 5 Таблица 5.20 Форма матрицы для использования метода анализа проблем
Отбор группы для генерирования идей следует осуществлять с учетом того, что творческие способности участников могут быть различными. Известны три типа людей — генераторов идей: • активные, проявляющие интерес к решению проблемы, быстро откликающиеся на поиск идей по ее решению, конструктивно реагирующие на критику, стремящиеся к лидерству; • скрытые, т.е. латентные, проявляющие большой интерес к рассматриваемой проблеме, склонные к индивидуальному творчеству, высказывающие идеи с осторожностью, формулирующие идеи на основе определенных раздумий, предпочитающие высказывать идеи после неформальной апробации в кулуарной обстановке; • инертные, имеющие склонности к самоанализу и стремящиеся к анализу, не имеющие больших притязаний, но потенциально обладающие творческими способностями, вникающие в детали и глубину проблемы, высказывающие идеи после всестороннего обдумывания; им требуется значительное время для «втягивания» в процесс генерировании идей;. Для выбора участников групп генераторов идей можно использовать ряд тестов, определяя, в частности, следующие качества:
• оригинальность мышления (например, на основе любого предложенного текста кандидат должен дать как можно больше вариантов названий к нему, а для нескольких гипотетических ситуаций выявить все возможные их последствия); • семантическая спонтанная гибкость (кандидат должен классифицировать объекты, используя для этого максимально возможное число классификационных признаков; тестируемый должен предложить всевозможные способы применения известного объекта — газеты, гвоздя и т.п.); • семантическая гибкость (из шести объектов выбрать только один, с помощью которого можно решить поставленную проблему, пример: задание — разжечь огонь; объекты — авторучка, огурец, карманные часы, лампочка, шарик, клей; ответ: карманные часы, так как для достижения цели можно использовать их как увеличительное стекло); • образная адаптивная гибкость (использование головоломок со спичками, перемещая которые из исходной конфигурации надо получить фигуры заданной формы). В ходе применения метода генерирования идей осуществляется: • обсуждение исследуемой проблемы; • генерирование вариантов решения проблемы; • оценка вариантов; • отбор наиболее рационального решения проблемы. Для выявления проблем, идей и вариантов их реализации при исследовании СУ, а также при дальнейшем их совершенствовании следует привлекать внешних исследователей и специалистов различных отраслей знаний как своего предприятия, так и сторонних организаций. Рациональной формой работы выступает проведение непродолжительных творческих совещаний по обсуждению, как правило, одной из проблем. Предлагаемые варианты решения проблемы целесообразно фиксировать в письменном виде с описанием их сущности, указанием достоинств и недостатков (например, на карточках или в другой какой-либо форме). В последующем каждый из вариантов необходимо подвергнуть анализу, оценке и экспертизе, результатом чего должно стать заключение о рациональности их дальнейшей более детальной проработки в виде организационного проекта или ином виде.
Экспертиза предназначена для того, чтобы выбрать один наиболее целесообразный вариант решения проблемы. ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ Это эффективный метод исследования, выработки управленческих решений и обучения специалистов, основанный на имитационном моделировании и анализе (с использованием современных средств) одним человеком или группой людей различных игровых ситуаций при соблюдении ими определенных правил. Применительно к исследованиям СУ среди деловых игр можно выделить такой их вид как исследовательские деловые игры. В ходе игры моде Глава 5 лируются и имитируются реальные практические исследовательские процессы, что позволяет решать довольно сложные задачи исследования в области управления. При проведении деловой игры с участием группы людей всех их следует разделить на ролевые подгруппы. Участники игры должны четко знать свои роли, интересы, обязанности и т. п., чтобы активно обсуждать и принимать решения по однозначно поставленными перед ними целями и задачами. Всю работу по проведению деловой игры укрупненно можно разделить на два этапа: 1. Подготовительный — формулирование предварительной цели игры; подбор и подготовка игровой группы; описание ситуации; постановка целей и определение задач; формирование правил игры; разработка и анализ моделей исследуемого объекта и предмета; формирование ролевых подгрупп и организация их работы; 2. Творческий, предполагающий самостоятельную работу подгрупп — сбор информации; обработка информации; подгрупповая дискуссия и выработка предварительных решений (рекомендаций); организация и проведение групповой дискуссии; обобщение, анализ и выработка окончательных решений (рекомендаций); подведение итогов игры; передача игровых результатов организаторам игры. Проведение деловых игр требует обычно значительно большего времени, чем рассмотрение конкретных исследовательских ситуаций, схожих с ними методологией проведения. Следовательно, при дефиците времени организаторы исследования СУ могут прибегнуть к проведению работ по рассмотрению конкретных ситуаций.
Вопросы и задания для самопроверки 1. Перечислите основные логико-интуитивные методы исследования СУ. 2. Раскройте основные положения логики и ее применение при проведении исследований СУ с использованием логических методов. 3. Что такое интуиция и каковы основные положения ее использования при исследовании СУ? 4. Какую роль играет интуиция при проведении исследований СУ? 5. Раскройте сущность стратегий интуитивного поиска, используемых при проведении исследования СУ. 6. Какими положениями определяется выбор и использование различных стратегий интуитивного поиска? 7. В чем состоит сущность метода «мозгового штурма?
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |