Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логико-интуитивные методы исследования систем управления 197




Логико-интуитивные методы исследования систем управления 195

Глава 5

Таблица 5.20 Форма матрицы для использования метода анализа проблем

Вопрос Откло­нение анализи­руемого признака или па­раметра от базо­вого Форму­лирова­ние про­блемы (при наличии) Ана­лог, где про­блемы нет Анализ и форму­лирова­ние при­чины На­правле­ния устра­нения причины Вносимые изменения для устране­ния причины
Что или кто анализи­руется            
Где (ме­сто)            
Когда (время)            
В какой мере            

Отбор группы для генерирования идей следует осуществлять с учетом того, что творческие способности участников могут быть различными. Известны три типа людей — генераторов идей:

• активные, проявляющие интерес к решению проблемы, бы­стро откликающиеся на поиск идей по ее решению, конструктивно реагирующие на критику, стремящиеся к лидерству;

• скрытые, т.е. латентные, проявляющие большой интерес к рассматриваемой проблеме, склонные к индивидуальному творчест­ву, высказывающие идеи с осторожностью, формулирующие идеи на основе определенных раздумий, предпочитающие высказывать идеи после неформальной апробации в кулуарной обстановке;

• инертные, имеющие склонности к самоанализу и стремящие­ся к анализу, не имеющие больших притязаний, но потенциально обладающие творческими способностями, вникающие в детали и глубину проблемы, высказывающие идеи после всестороннего об­думывания; им требуется значительное время для «втягивания» в процесс генерировании идей;.

Для выбора участников групп генераторов идей можно исполь­зовать ряд тестов, определяя, в частности, следующие качества:

• оригинальность мышления (например, на основе любого пред­ложенного текста кандидат должен дать как можно больше вариан­тов названий к нему, а для нескольких гипотетических ситуаций вы­явить все возможные их последствия);

• семантическая спонтанная гибкость (кандидат должен клас­сифицировать объекты, используя для этого максимально возмож­ное число классификационных признаков; тестируемый должен

предложить всевозможные способы применения известного объекта — газеты, гвоздя и т.п.);

• семантическая гибкость (из шести объектов выбрать только один, с помощью которого можно решить поставленную проблему, пример: задание — разжечь огонь; объекты — авторучка, огурец, карманные часы, лампочка, шарик, клей; ответ: карманные часы, так как для достижения цели можно использовать их как увеличи­тельное стекло);

• образная адаптивная гибкость (использование головоломок со спичками, перемещая которые из исходной конфигурации надо по­лучить фигуры заданной формы).

В ходе применения метода генерирования идей осуществляется:

• обсуждение исследуемой проблемы;

• генерирование вариантов решения проблемы;

• оценка вариантов;

• отбор наиболее рационального решения проблемы.

Для выявления проблем, идей и вариантов их реализации при исследовании СУ, а также при дальнейшем их совершенствовании следует привлекать внешних исследователей и специалистов раз­личных отраслей знаний как своего предприятия, так и сторонних организаций. Рациональной формой работы выступает проведение непродолжительных творческих совещаний по обсуждению, как пра­вило, одной из проблем.

Предлагаемые варианты решения проблемы целесообразно фик­сировать в письменном виде с описанием их сущности, указанием достоинств и недостатков (например, на карточках или в другой ка­кой-либо форме). В последующем каждый из вариантов необходимо подвергнуть анализу, оценке и экспертизе, результатом чего должно стать заключение о рациональности их дальнейшей более детальной проработки в виде организационного проекта или ином виде.

Экспертиза предназначена для того, чтобы выбрать один наибо­лее целесообразный вариант решения проблемы.

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ

Это эффективный метод исследования, выработки управленче­ских решений и обучения специалистов, основанный на имитаци­онном моделировании и анализе (с использованием современных средств) одним человеком или группой людей различных игровых ситуаций при соблюдении ими определенных правил. Примени­тельно к исследованиям СУ среди деловых игр можно выделить такой их вид как исследовательские деловые игры. В ходе игры моде­

Глава 5

лируются и имитируются реальные практические исследовательские процессы, что позволяет решать довольно сложные задачи исследо­вания в области управления.

При проведении деловой игры с участием группы людей всех их следует разделить на ролевые подгруппы. Участники игры должны четко знать свои роли, интересы, обязанности и т. п., чтобы актив­но обсуждать и принимать решения по однозначно поставленными перед ними целями и задачами.

Всю работу по проведению деловой игры укрупненно можно разделить на два этапа:

1. Подготовительный — формулирование предварительной цели игры; подбор и подготовка игровой группы; описание ситуации; постановка целей и определение задач; формирование правил игры; разработка и анализ моделей исследуемого объекта и предмета; формирование ролевых подгрупп и организация их работы;

2. Творческий, предполагающий самостоятельную работу под­групп — сбор информации; обработка информации; подгрупповая дискуссия и выработка предварительных решений (рекомендаций); организация и проведение групповой дискуссии; обобщение, анализ и выработка окончательных решений (рекомендаций); подведение итогов игры; передача игровых результатов организаторам игры.

Проведение деловых игр требует обычно значительно большего времени, чем рассмотрение конкретных исследовательских ситуа­ций, схожих с ними методологией проведения. Следовательно, при дефиците времени организаторы исследования СУ могут прибегнуть к проведению работ по рассмотрению конкретных ситуаций.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислите основные логико-интуитивные методы исследо­вания СУ.

2. Раскройте основные положения логики и ее применение при проведении исследований СУ с использованием логических методов.

3. Что такое интуиция и каковы основные положения ее ис­пользования при исследовании СУ?

4. Какую роль играет интуиция при проведении исследований СУ?

5. Раскройте сущность стратегий интуитивного поиска, исполь­зуемых при проведении исследования СУ.

6. Какими положениями определяется выбор и использование различных стратегий интуитивного поиска?

7. В чем состоит сущность метода «мозгового штурма?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.