КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 181
Логико-интуитивные методы исследования систем управления 179 І Глава 5 видом продукции, услуги), к доле рынка, контролируемой конкурентом. Например, доля рынка товара А предприятия равна 20% общей емкости всего рынка, а доля рынка товара А самого крупного конкурента равна 40% общей емкости всего рынка, то относительная доля рынка равна 0,5. Очевидно, что при относительной доле рынка более 1 предприятие по рассматриваемому виду продукции является лидером среди всех конкурентов. Это своего рода показатель уровня конкурентности.
(больше 1) (меньше 1) доля рынка Рис. 5.6. Вид матрицы БКГ: площадь каждого из кругов показывает место и примерную долю занимаемого рынка подразделением с определенным видом деятельности или предприятием в целом в том или пространстве матрицы В каждом из квадрантов матрицы можно отразить соответствующего вида подразделения или предприятия, характеризующие их стратегические позиции. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ЗАНИМАЕМЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОЗИЦИЯМ «Вопросительные знаки (трудные дети, дикие кошки)» — подразделение с определенным видом деятельности или предприятие в целом, попадающее в правый верхний квадрант и которому присущи низкая доля рынка, но высокие темпы роста спроса на их продукцию. Они привлекательны с точки зрения развития, но из-за низкой доли рынка (т.е. низких доходов) возможности перехода «трудных детей» в другой квадрант — к «звездам» ограничены, так как быстрый рост в отрасли требует для этого существенных ресурсов, в частности, финансовых. Следовательно, для данной позиции нужно или реализовывать агрессивное вложение инвестиций в данный вид деятельности и расширить долю рынка, т.е. завоевать существенную относительную долю рынка (этому может способствовать наличие большого опыта, знаний и квалификации по данному виду деятельности), или свертывать его из-за отсутствия соответствующих ресурсов.
«Звезды» — подразделение с определенным видом деятельности или предприятие в целом, попадающее в левый верхний квадрант и которому присущи высокая доля рынка и высокие темпы роста спроса на их продукцию. Такие подразделения дают большие доходы, но требуют также существенных инвестиций для расширения производства и увеличения оборотного капитала. Следовательно здесь надо закреплять позиции лидерства. Слабеющие «звезды могут переходить в «вопросительные знаки» или в «дойных коров», а затем в «собак». «Дойные коровы» — самое ценное подразделение с определенным видом деятельности или предприятие в целом (с точки зрения объема получаемого дохода), попадающее в левый нижний квадрант, которому присущи высокая доля рынка, но низкие темпы роста спроса на их продукцию. В связи с этим такие подразделения приносят доходы, превышающие их потребности для сохранения лидирующего положения в отрасли и в реинвестициях в конкретной сложившейся ситуации. По существу, это бывшие «звезды», поэтому они несколько менее привлекательны с точки зрения перспективы дальнейшего роста, но их необходимо поддерживать, чтобы они могли существовать в таком стабильном состоянии как можно дольше. Особенно это касается тех, которые еще далеки от перемещения в правый нижний квадрант матрицы. В последующем, при потере позиций, они превращают в «собак». «Собаки» («мертвый груз», «хромые утки») — подразделение с определенным видом деятельности или предприятие в целом, попадающее в правый нижний квадрант, которому присущи низкая доля рынка и медленные, низкие темпы роста спроса на продукцию. Как правило, это бывшие «дойные коровы», не имеющие перспектив развития, так как не могут приносить доходы в долгосрочном периоде. Для таких структур при соответствующем обосновании применима стратегия «сбора урожая», сокращения или ликвидации.
Глава 5 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТРИЧНОГО МЕТОДА Использование матрицы БКГ позволяет: • провести оценку каждого как своего вида деятельности шродукции, услуг), так и главного и других конкурентов, определив им место в соответствующих квадрантах матрицы; • то же самое осуществить по периодам работы на рынке; • оценить состояние диверсифицированных видов деятельности в отдельности и предприятия в целом в сравнении с главным и другими конкурентами. Один из недостатков данной матрицы — ее маловариантность (всего четыре варианта). Это связано с ограниченным числом градаций координат матрицы, и при близких позициях к вертикальным и горизонтальным границам матрицы трудно сделать однозначные выводы. Достоинство данного метода — простота, четкость определения позиции и объективность используемых показателей матрицы. РАЗВИТИЕ МАТРИЦЫ БКГ Специалисты «Дженерал электрик» и консультативной фирмы «МакКинзи» усовершенствовали матрицу БКГ. Новая, модифицированная, матрица получила в 1979 г. название «Матрица "Дженерал электрик" — "Мак Кинзи"» (ДЭМК). Она также предназначена для анализа привлекательности и позиции подразделения с определенным видом деятельности (продукцией, услугами) или предприятия на рынке в целом. Общий вид модернизированной матрицы приведен на рис. 5.7. Матрица ДЭМК основана на использовании двух комплексных показателей: показатель по вертикальной оси координат— долгосрочная привлекательность отрасли (или привлекательность на рынке стратегических зон хозяйствования — СЗХ по определенному виду деятельности — продукции, услуги), а показатель по горизонтали — позиция в конкуренции, т.е. конкурентный статус фирмы (или преимущества по отношению к конкурентам, т.е. конкурентные преимущества), отражающие состояние внутренней среды предприятия, его конкурентоспособность. При этом они могут использоваться как для анализа текущего, так и будущего состояния предприятия.
Привлекательность отрасли (или СЗХ на рынке) формируется на основе единичных показателей рынка, включая: емкость, темпы роста; характер и уровень напряженности конкуренции; сезонность и цикличность спроса и предложения; угрозы и возможности развития отрасли; прибыльность, социальные и экологические харак 'Іогико-интуитивньїе методы исследования систем управления 183 эристики, воздействия окружающей среды, социальных, правовых, миографических и профессиональных факторов, регулируемость рынка, требования к технологиям и инвестициям, ограничения входа и выхода из отрасли и т.п. со о. О Долгосрочная привлекательность отрасли (или стратегических зон хозяйствования) Привлекательность для инвестирования' О высокая средняя =) низкая Сильная Средняя Слабая Конкурентная позиция Рис. 5.7. Вид модернизированной матрицы БКГ — матрицы «Дженерал электрик» и консультационной фирмы «МакКинзи» Конкурентная позиция определяются относительным преимуществом предприятия на рынке, включая относительную долю рынка, способность ценовой конкуренции, знание потребителя и рынка, конкурентные силы и слабости, границы прибыли относительно конкурентов, технические возможности, уровень управления и др. Для получения количественной оценки долгосрочной привлекательности рынка каждому показателю, характеризующему ее, следует определить нормированный весовой коэффициент (коэффициент значимости показателя среди других используемых менеджерами-исследователями при проведении анализа и выборе стратегии диверсификации). Сумма этих коэффициентов должна быть равна 1,0. Влияние каждого анализируемого показателя определяется как произведение коэффициента весомости на его балльную оценку, например на основе шкалы 1—5 баллов (табл. 5.17).
184 _ Глава 5| Таблица 5.17 Пример определения суммарной взвешенной оценки _ отраслевой привлекательности рынка __
Аналогично определяется место в матрице (см. рис. 5.7) позиции в конкуренции по горизонтальной оси, что совместно с найденным ранее местом по вертикали (привлекательности сильной, средней либо слабой) позволяет сделать вывод о позиции предприятия по конкретному продукту, услуге в одном из девяти прямоугольников. При этом площадь того или иного круга, относящегося к конкретному продукту, услуге, показывает его долю на рынке. Наиболее предпочтительным представляется использование • данного вида матриц для оценки инвестиционных приоритетов по каждому виду предпринимательства (продукции, услуге). Очевидно, что инвестирование продукции, попавшей в три верхних левых прямоугольника, более целесообразно и приоритетно, чем продукции, находящейся в трех нижних правых прямоугольниках, где риск вложения инвестиций более высок (см. рис. 5.7). Особенно приоритетно инвестирование продукции, находящейся в левом верхнем углу матрицы, где привлекательность/позиция — соответственно высокая/сильная. Суммарные взвешенные оценки привлекательности рассчитываются отдельно для каждого вида деятельности (продукции, услуги), осуществляемого предприятием, как это показано в табл. 5.17. Оценки определяют положение каждого вида деятельности в матрице по вертикальной оси координат (см. рис. 5.7).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |