Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Огико-интуитивные методы исследования систем управления 185




К недостаткам матрицы ДЭМК можно отнести необходимость наличия более значительного объема информации.

Рассматриваемая матрица позволяет более точно определить ме­сто продукции на рынке за счет:

1) расширенной (по сравнению с матрицей БКГ) градации по вертикальной и горизонтальным осям матрицы;

2) учета более широкого круга показателей, на основе которых осуществляется оценка привлекательность/позиция;

3) более объективного определения приоритетных направлений развития конкурентного предпринимательства и соответственно правильного распределения ресурсов предприятия.

5.7. Методы творческих совещаний

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В исследовании СУ широко используются различные методы творческого характера типа творческих совещаний. Наиболее рас­пространенными, в частности, являются методы:

• творческого коллективного обсуждения;

• «мозговой» атаки;

• коллективного блокнота,

• контрольных вопросов,

• 6-3-5,

• морфологического анализа,

• анализа проблем;

• генерирования идей;

• деловые игры.

Особенность этих методов состоит в том, что в ходе совещания запрещается их критика. Оценка идей, выдвинутых во время совеща­ний, проводится обычно не на совещании, а в ходе их экспертизы. } Помимо указанных методов, в исследовании СУ могут использо-'ваться деловые игры, конференции идей (где допускается критика в доброжелательной форме, идеи реализуются в рамках специально про­водимой технологии их презентации), обмен мнениями, комиссии и др.

Методы творческих совещаний, как правило, предусматривают коллективное обсуждение поставленных задач группой специали­стов. При этом каждый из методов во многом предполагает исполь­зование творческого потенциала участников, включающих приме­нение различного рода фантазий, аналогий и т.п. Например, исполь­зуемые аналогии могут носить характер технических (т.е. находящих применение в технике, но возможных для реализации в рассматри­ваемых подсистемах социальных организационно-экономических

Глава 5,

систем), символических (метафор, сравнений), субъективных, фан­тастических. Вместе с тем при проведении сознательного целена­правленного исследования использование этих методов основыва­ется на соединении творческого коллективного и индивидуального потенциала с неосознанными интуитивными способностями участ­ников процесса. Основная цель методов творческих совещаний — выявление возможно большего числа вариантов решения постав­ленных задач.

Ряд методов творческих совещаний могут служить для выработ­ки каких-либо решений и идей, а некоторые орстаются только ис­ходной базой для дальнейшей их проработки. При использовании коллективных методов типа творческих совещаний или их разно­видностей внимание на авторстве идей, решений и т.п., как прави­ло, не акцентируют.

Методы творческих совещаний следует использовать для поиска новых решений выполнения тех или иных задач, особенно ориги­нальных, существенно отличающихся от известных в теории и практике. Для того чтобы используемые методы были эффектив­ными, их необходимо готовить и проводить в жизнь по специаль­ным правилам.

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Сущность данного метода заключается в коллективном обсуж­дении решаемой проблемы группой специалистов на совещании, где идеи, высказанные одним из участников, вызывают возникно­вение множества новых идей у других участников, которые, в свою очередь, порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей (т.е. чем больше идей — тем лучше). Несмотря на не­значительную продолжительность обсуждения (обычно это в преде­лах 1 ч) проведение таких совещаний требует серьезной подготовки.

В частности, на совещание приглашаются заранее отобранные специалисты в количестве 4—15 человек, знающие рассматривае­мую проблему. Они за несколько дней оповещаются о начале сове­щания и проблеме обсуждения. К совещанию готовят материалы и технические средства, необходимые для обсуждения идей.

Руководитель совещания обеспечивает максимально благопри­ятные условия для работы и организованное проведение обсужде­ния проблемы, следит за распорядком дня, поддерживает неприну­жденную творческую, доброжелательную атмосферу, направляя ра­боту на выявление новых идей решения проблемы. При этом он должен организовать фиксацию высказанных идей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.