Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 9 страница. Рис. 4. Схема целевой комплексной программы




 

Рис. 4. Схема целевой комплексной программы

«Развитие Одинцовского района на 1998—2005 годы»

А сейчас предстоит осмыслить еще одну важнейшую стратегию развития местного сообщества — инновирование самого муниципального управления, без которого вся работа в области стратегического управления, его организации и доведения до практического результата невозможна.

Следует подчеркнуть, что важнейшей стратегией развития местного сообщества является инновирование системы муниципального управления, ее организации в свете концепции управления по результату1 [1 См. подробнее в работе: Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П.,

Ниссинен Й.Х. Управление результатом. М., 1993.], где особое внимание уделяется вопросам совершенствования муниципальной кадровой политики, работе с руководящими кадрами, оценке их работы по повышению профессионализма, улучшению системы мотивации и обучения инновационным технологиям развития2 [2 Там же. С. 70, 71, 214 и др.].

Без постоянной системы обучения и инновирования самой команды управления и местного самоуправления нет развития. Есть функционирование «на старых оборотах», нарастание рутинных функций, перекладывание бумаг, подмена творческой работы канцелярской, бюрократической.

Поэтому контакт с наукой носит постоянный, а не эпизодический характер. В развивающихся местных сообществах обычно проводятся инновационные обучающие семинары, где ставятся и решаются серьезные управленческие задачи, систематически обучается весь аппарат управления, формируется здоровая потребность в знаниях — многие люди в аппарате получают второе высшее образование, с удовлетворением работают над своими дипломными проектами, которые, обычно, тесно связаны с решением тех вопросов, которые стоят перед местным сообществом. Но это только одна, хотя и важная, сторона взаимодействия науки и практики управления. Вторая, не менее важная, заключается в том, что сама наука должна быть готова ответить на вопросы практики, максимально приближена к ее запросам — такая наука рождается в тесном взаимодействии с жизнью, она носит характер не только концептуально-стратегического ориентирования, что, несомненно, очень важно и представляет начало любого исследования, но и практического решения возникающих проблем на основе разработки и внедрения социальных технологий развития муниципального сообщества. Поэтому социально-технологический метод исследования и решения муниципальных проблем представляется наиболее продуктивным: именно на муниципальном уровне управления возможно преодоление извечного разрыва между теорией и практикой, что привело к гибели не одну цивилизацию, не один общественный строй, политический режим и сегодня порождает искусственные трудности для самопроявления народных сил.

Неоднократно случалось так, что наука, призванная выполнять функции выражения народного разума, интеллекта и информационно-аналитическую и экспертную функции в обществе, оказывалась выключенной из осмысления процессов общественного развития, в том числе и муниципального, что пагубно для развития как самой науки, так и практики.

При таком порядке вещей процесс управления перестал носить инновационный и адекватный требованиям жизни характер, превратился в «раздачу команд» на разных уровнях, что не только не делает систему управляемой, не стимулирует саморазвитие, а, напротив, дезорганизует ее структуры, порождает разбалансированность.

Вот почему опора на науку, в том числе и муниципальную, становится необходимым условием правильного и рационального использования имеющихся ресурсов местного сообщества. Это тем более важно в условиях экономических и политических реформ, когда происходит делегирование ряда важных функций управления от центра к муниципальным органам власти. Отсутствие, например, четкого представления о разделении функций управления между центром, регионами и местными сообществами ведет к их конфронтации, усиливает социальное напряжение и мешает осуществлению экономических реформ, сдерживает переход территорий к цивилизованным рыночным отношениям.

Поэтому одним из основополагающих принципов совершенствования муниципального управления является создание самой муниципальной науки, с помощью которой возможна разработка концепций и стратегий регионального развития, обеспечение их живым механизмом воплощения в жизнь, социально-экономическими технологиями в первую очередь, затем технологическими решениями — в каком направлении должна сегодня развиваться муниципальная экономика, муниципальная культура, образование, народный быт, социальное здоровье граждан, муниципальный образ жизни в целом.

Ответы на эти вопросы не просты, но общая методология их решения давно известна на Западе. Ею воспользовались многие страны, в том числе, Германия, где она и родилась. В основе ее лежит программа «Прорыв», которая направлена на инновирование общей, прежде всего, управленческой культуры как общества, так и всех его территориальных образований, местных сообществ.

Механизмы, составляющие суть инновационного прорыва — система взаимодействующих экономических, социальных, политических и духовных явлений, их интегральные зоны, обладающие огромным инновационным эффектом — организационно-целостным. Он возникает под воздействием начального импульса инновационного управления.

Теоретически механизмов может быть столько, сколько существует различных мотиваторов — импульсов развития в каждой системе взаимосвязанных явлений при заданных условиях. В программе заложены инновационные механизмы, где импульсами являются новые явления (открытия, изобретения, управленческие новации, ноу-хау). Как результат их взаимодействия возникает иное, отличное от исходного состояния, явление. Поскольку возникает новый импульс-результат, то весь механизм будет иным: инновационным, который не воспроизводит исходное явление, а кладет начало новой серии явлений.

Программа «Прорыв» — универсальная технология выхода местного сообщества из кризиса. Ее реализация предполагает выделение приоритетных ресурсов, их концентрацию на главных направлениях, создание потенциала стабилизации и развития, принятие неординарных управленческих решений, прежде всего в области инновирования управленческой и организационной культуры местного сообщества, в том числе в сфере обучения и выдвижения кадров управления, что является важнейшим условием

создания современной системы муниципального управления.

В программе принимают участие прежде всего лидеры управления, руководящие кадры, обладающие стратегическим мышлением, современными профессиональными знаниями в области управления и способные принимать творческие неординарные решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Именно они своим инновационным поведением, способностями творчески мыслить создают в местных сообществах атмосферу инновационной активности и инновационной деятельности, о чем подробнее будет сказано ниже.

Консерватизм мышления, отторжение неординарных идей, предложений, особенно в сфере управления, - это тот груз прошлого, который тянет местное сообщество назад. Здесь должна сформироваться, во всяком случае не погибнуть, такая «я-концепция», которая мотивирует к развитию. Имеется глубокое противоречие между тем интеллектуальным инновационным потенциалом, которым располагает каждое местное сообщество, и уровнем его использования в разных видах деятельности, особенно управленческой, которая по своей природе не терпит рутины, застоя, а требует постоянного обновления, принятия неординарных решений. Эта проблема имеет огромное теоретическое и практическое значение, и многое в этом отношении зависит от местного сообщества, которое сегодня, чтобы стать системой, открытой к восприятию инноваций внешней среды, а не суррогатов культуры, вчерашних стереотипов, должно всемерно поддерживать дух творческой атмосферы сообщества, совместного восприятия и поиска новых идей собственного развития. Это важнейший элемент формирования управленческой корпоративной культуры и основанного на ней подлинного местного самоуправления, освобожденного от пороков верхнего управления, бюрократизма, бумаготворчества, безрезультативной суеты и т. п.

В этой связи представляется, что в научном отношении на Уровне муниципального управления и муниципальной науки очень важно научиться измерять и развивать творческий потенциал личности, правильно использовать его в различных сферах муниципальной деятельности. Это может стать самостоятельным научным направлением — муниципальной социологией личности, которая изучает использование и развитие творческого потенциала человека и организации в различных сферах деятельности, прежде всего в муниципальном управлении, где от наличия творческих людей как нигде зависит успех управления по результату на основе использования инновационных технологий.

Таким образом, в центре концептуально-стратегического управления в местном сообществе обычно стоят такие приоритеты:

повышение качества жизни населения, укрепление его физического и нравственного здоровья (социального);

оздоровление окружающей экологической среды, обустройство территории и всего образа жизни, определяющего во многом уровень раскрытия жизненных сил человека, реализацию его творческих сил;

развитие духовной среды, культурных центров, сохранение прогрессивных традиций предков, памятников культуры, всего того исторического прошлого, что лежит в основе настоящей культуры местного сообщества и его будущего культурного развития;

повышение качества образования и воспитания людей, что является важным фактором инновирования муниципального сознания, эффективной социализации личности на ранних этапах ее развития.

Реализация этих приоритетов невозможна без еще одного стратегического направления местного сообщества, в первую очередь обеспечивающего его развитие, а не стагнацию — инновирования всей системы муниципального управления, духовно-культурной микросреды, которые являются главными (первыми вводятся в «Прорыв») и определяют успех всех остальных, опираясь на расширяющиеся возможности всей ресурсной базы местных сообществ.

В целом инновирование культуры управления и самоуправления на местном уровне сегодня должно базироваться на методологии устойчивого развития, которая предлагает целостное развитие муниципального образования при одновременном решении сложного комплекса проблем: ресурсосбережение и рациональное использование нетрадиционных источников энергии; создание здоровой среды проживания; улучшение качества питания и питьевой воды, развитие системы природных комплексов рекреационного и культурно-оздоровительного значения; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных бассейнов и т. п. Словом, речь идет о системе мер, направленных на повышение качества жизни граждан, улучшение их социального здоровья и самочувствия, тех непреходящих ценностей, которые объединяют на концептуальной основе всех жителей территории, делают активной и целесообразной работу всех субъектов муниципального управления, местного самоуправления прежде всего.

 

Вопросы для повторения

 

1. В чем сущность инновационной методологии развития местных сообществ, каковы ее структурные элементы?

2. Концепция устойчивого развития местного сообщества, ее сущность и содержание.

3. Жизненные силы местного сообщества и личности. Как они взаимосвязаны между собой?

4. Стратегии развития местного сообщества, их разработка и реализация.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Почему концептуально-стратегическое управление на местном уровне сегодня приобретает первостепенное значение?

2. Каковы технологии концептуально-стратегического управления на местном уровне? Как они работают в Одинцовском районе Московской области? В какой мере востребованы в других местных сообществах? Если недостаточно, то почему?

3. Программа «Прорыв». Возможности ее применения в практике муниципального управления в России.

4. Приоритеты концептуально-стратегического управления на местном уровне.

 

РАЗДЕЛ II.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Глава 7. Достижение высокого качества

жизни населения - главная функция

муниципального управления

 

Высокое качество жизни граждан — залог устойчивого развития местного сообщества, основа ликвидации социальных болезней: терроризма, преступности, экологических катастроф и т. п.

На саммите ООН «РИО-99» приняты принципы устойчивого развития.

Принцип 1. В центре внимания устойчивого развития должны находиться люди. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2. Все государства обладают суверенным правом использовать свои природные богатства, проводить собственную политику по окружающей среде и развитию, но они несут ответственность перед мировым сообществом за деятельность на своей территории, наносящую ущерб окружающей среде в других странах.

Принцип 3. Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений.

Принцип 4. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна стать неотъемлемой частью проекта развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5. Уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты, как необходимое условие устойчивого развития. Все государства и все люди должны уменьшать различия в уровне жизни, полнее удовлетворять потребности большей части человечества.

Это основные условия устойчивого развития, определяющие его суть.

Сегодня регионы, местные сообщества, гражданские институты общества включаются в поиск механизмов реализации концепции устойчивого развития России, которая указом первого Президента РФ закреплена как перспективная доктрина развития России.

В этом документе сформулирована генеральная цель развития России — «формирование среды разума (ноосферы), когда мерилом наукоемких и индивидуальных богатств станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой».

В своем докладе на конференции «Россия в XXI веке» Президент РФ В. В. Путин поддержал эту перспективную доктрину, еще до избрания его президентом. Он сказал: «Создание рыночной экономики и переход к политической демократии оказались непредвиденно трудными. Общество вступило в очень сложный период неустойчивости, связанный с изменением системы ценностей и ориентиров. Но, несмотря на все проблемы, мы можем и должны сохранить в XXI веке позиции мировой державы и обеспечить высокое качество жизни нашего народа».

Для решения этих задач России предстоит выбрать, по сути, новую стратегию реформ, утверждающую приоритеты социальной, духовной и интеллектуальной сферы, развития науки, культуры образования, связанных с технологиями их реализации: внедрением наукоемких, энергоресурсо-сберегающих, информационных технологий.

Сегодня стало очевидным, что выбор осуществляемого курса произошел не на основе научных разработок, а вопреки им. «Страна вошла в реформы, — пишет академик Д.С. Львов, — с высоко поднятым знаменем, на котором были начертаны не совсем понятные, но возбуждающие воображение слова: либерализация, приватизация... В результате, теперь на стенах нашего дома пламенеют другие письмена: инфляция, спад производства, безработица, неплатежи, банкротство, резкое снижение жизненного уровня народа, социальная деградация, криминализация экономики и всей общественной жизни, развал научного, трудового, технологического и производственного потенциала страны».1 [1 Львов Д.С. Развитие экономики и задачи экономической науки. М., 1999. С.4. 144.]

И главное, чего не поняли наши политики, капитаны осуществляемого курса, это приоритет социального над экономическим,

с чего и должно начинаться всякое крупное реформирование общества. Об этом свидетельствует немецкий и японский опыт, красноречиво говорит и китайский путь реформ. Именно включение «человеческого фактора» в сферу производства, формирование его иной мотивационной среды обеспечили стремительное вхождение Японии в состав самых высоко развитых стран мира2 [2 См.: Волгин И.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998.].

Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что не только идея приоритета социального над экономическим, но и технологии его реализации уже десятки лет разрабатывались российской наукой и нередко просто заимствовались Западом.

В российской экономической науке давно доказано, что экономические условия жизнедеятельности населения выражают процесс труда, жизни, отдыха людей и их воспроизводство.

Поэтому разрабатывались такие категории, как «образ жизни», «жизнеобеспечение населения», которые отражали процесс становления и развития реальных экономических условий в единстве производительных сил труда и производственных отношений общества.

Экономические условия жизнеобеспечения населения всегда приобретают социальную форму, каждый раз воспроизводятся в виде определенного образа жизни, традиций людей. Еще К. Маркс писал, что «жизнедеятельность людей и есть процесс производства их жизни, а элементами и способами производства выступают способ деятельности, вид жизнеобеспечения, образ жизни»3 [3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174.]. Условия жизнеобеспечения населения — это и условия труда, отдыха, уровень развития образования, культуры, занятость населения, обеспечение его постоянно растущих материальных и духовных потребностей, непрерывного расширенного воспроизводства. В обществоведении было давно доказано, что экономическая модель общества функционирует в определенной системе жизнеобеспечения населения. Она зависит не только от формы собственности, но и от состояния экономики, социальной, национальной и духовной сферы, воспроизводства самого человека.

Ломка экономических отношений и преобразование форм собственности не могут быть осуществлены без соблюдения социальных приоритетов, без обеспечения человеку труда реальных прав хозяина производства через механизмы социального государства и регулирование рынка. А эффективное решение экономических проблем невозможно без продуманной социальной политики государства в целом, региональной и муниципальной в частности.

В этой связи муниципальные образования — сфера совместного существования людей, характеризующаяся тем, что гуманитарные, культурные, политические, социальные, экономические отношения составляют единую систему, целью которой является повышение качества жизни каждого из жителей. По мнению ряда исследователей, муниципальные образования можно также рассматривать как корпорацию людей, реализующую свои корпоративные интересы, обладающую правами и обязанностями, промышленно-финансовыми структурами, которые при определенных условиях могут быть самодостаточными.

В любом случае основным содержанием существования муниципальных образований является сообщество людей, проживающих на одной территории, будь то город, поселок, деревня и т. п., где в той или иной степени удовлетворяются потребности как сообщества в целом, так и отдельно взятой личности.

Цель управления муниципальным сообществом — налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением, предпринимателями в целях повышения качества жизни своих членов. Организация защиты социально-экономических интересов населения, привлечение средств граждан, выступающих в этом случае в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий, является важнейшей функцией муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества жизни людей.

Когда этот коренной принцип нарушается, страдает не только отдельный человек, местное сообщество, но и общество в целом. Об этом говорит и мировой опыт. Например, английские ученые отмечают, что за последние несколько десятилетий структура организации британского общества изменилась не в лучшую сторону, а это привело к росту преступности, снижению уважения к традиционным авторитетам, к моральным ценностям и т. п.

В чем же основная причина этих явлений? Оказывается, в том, что разрушениям подверглась местная община, территориальные сообщества, где нарушилось сочетание индивидуальных способностей и взаимопомощи, утратилось чувство добрососедства, что требует развития общественного сектора не только в сельской общине, но и в каждом городе. Многие люди в Англии сегодня обеспокоены ослаблением чувства коллективизма, социальных связей.

Если это явление ущербно даже для европейских стран, где основным принципом организации общественных связей является не общность, не коллективизм, не соборность, а индивидуализм, то понятно, какие разрушающие последствия получены Россией в экономической и социальной жизни в результате игнорирования социальной природы экономической жизни, основополагающих принципов социальной организации общества в целом. В результате финиш, к которому привели реформы, удручающий. Его результат во многом объясняется тем, что в осуществлении курса реформ был полностью проигнорирован принцип организации всей общественной жизни российского общества — опоры на местное сообщество, которое, являясь основной ячейкой общества, объединяет социальные усилия трудовых ассоциаций, семейных, религиозных, общественных объединений в процессе социализации личности. Без развития социальной жизни муниципальных образований в России не может быть ни экономики, ни социальной политики.

Материалы исследований, проведенных ведущими российскими научными центрами, свидетельствуют, что неблагоприятная динамика в социальной сфере представляет уже реальную угрозу национальной безопасности России, предопределяет снижение современного и будущего трудового и оборонного потенциала общества. Деградирует среда обитания и жизнедеятельности населения, подрываются механизмы воспроизводства человека и снижается уровень социального здоровья, критически падает рождаемость. В целом наблюдается:

деформация социальной структуры, резкое увеличение разрыва в соотношении доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения;

усиление люмпенизации населения;

нарастание деквалификации и пауперизации рабочей силы;

резкий рост социально обездоленных категорий населения, скрытой безработицы и безработицы в целом;

интенсивная депопуляция (вымирание населения страны);

ухудшение здоровья населения (смертность превышает рождаемость).

В сфере общественных отношений резко выросли криминализация, преступность, физическая и психическая деградация населения (например, потребление алкоголя на человека в год достигло 14—18 л при допустимой норме 8 л).

Доходы населения крайне низкие (до 80% бюджета семьи — затраты на питание); условия комфортности жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития. У подрастающего поколения отсутствует будущее - нет благоприятной стартовой площадки для самостоятельной жизни. Собственность большой части населения сведена к наличию приватизированной квартиры.

Обобщая сказанное, можно сделать однозначный вывод: попытка осуществить реформирование России в интересах общества зашла в тупик. Стало очевидным, что в результате осуществляемой политики страна развивается не в направлении более полной демократии и социальной справедливости, а в сторону анархического становления социально напряженного, криминального и взрывоопасного общества1 [1 См. работы: Системные проблемы России. Путь в XXI век. М., 1999; Афонин Ю.А., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Россия. Объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. Москва — Самара, 1997 и др.].

Очевидно, что необходим поиск выхода из создавшегося положения.

Решение этой проблемы предполагает разработку и реализацию целого комплекса мер (финансово-экономических, правовых, организационно-управленческих) на всех уровнях управления: федерального, регионального и муниципального.

Качество жизни граждан — измеряемая величина. Социологическая наука давно выполнила свою функцию, разработав социальные показатели и индикаторы, способные измерить количественные и качественные параметры жизни. К их числу относятся, например, душевой доход, семейный доход, минимальный прожиточный уровень, потребительская корзина, процент увольняющихся, родившихся и умерших, процент разводов, случаи травматизма, катастроф, стихийных бедствий, отравлений, размер заработной платы, удовлетворенность жильем, бытовыми услугами, условиями труда, образованием и состоянием экологической обстановки и др. На основе статистических данных, выборочных обследований бюджетов населения и социологических исследований по оценке социально-экономической ситуации создается специальная карта, для чего разрабатывается исследовательская программа; инструментарий исследования — бланк опроса экспертов, анкета для населения, логическая схема сбора и анализа статистической информации. Для выборочных обследований бюджетов населения используется анкета Института комплексных социальных исследований, которая позволяет получить данные с учетом имеющихся социально-демографических и социально-профессиональных групп.

Разумеется, исследовательская методика модифицируется в соответствии с конкретным типом, с разными уровнями социальной организации: страны в целом, региона, муниципального образования. Видимо, эти вопросы нуждаются в дополнительной социологической проработке.

Но проблема состоит в другом: если эти показатели в реальной социальной практике не исполняются, а это становится нормой нашей жизни, плохой традицией, то теряется смысл в их дальнейшей разработке и уточнении.

В жизнь постепенно входит другой механизм, отличный от научных нормативов, — социальный беспредел, социальная

безответственность всех органов управления перед гражданами, защищать социальные интересы которых они призваны.

Очевидно, что весь механизм социальной защиты граждан, который сегодня во многом сведен только к социальной поддержке наиболее незащищенных слоев населения, разрушен на всех уровнях управления, в том числе и муниципальном, который интересует нас в первую очередь, а новый пока не создан. Что касается первых двух (федеральный и региональный), то по этому поводу существует много литературы, проблема эта обозначена, хотя функции социальной защиты явно недостаточно распределены, упорядочены, что требует дополнительных исследований.

На федеральном и региональном уровнях обеспечения социальной защиты граждан необходима выверенная социальная политика государства (федеральная и региональная), которая опиралась бы на ряд принципов, закрепленных в социальных нормативах и юридических нормах. Только тогда возможен контроль гражданского общества за деятельностью государства в социальной области.

Каковы же эти принципы?

Создание рыночного хозяйства — не цель, а средство обеспечения достойной жизни каждому гражданину, поэтому, вводя рыночные механизмы, государство в первую очередь должно обеспечивать меры социальной защиты населения, выделять социальные приоритеты.

Необходимы возрождение и поддержка отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и культуры, а не «проедание» международной помощи и не продажа ресурсов за рубеж. Совокупные ресурсы страны (экономические, научно-технические, интеллектуальные, природные и т. д.) - одни из самых значительных в мире и должны быть поставлены на службу граждан.

Важно, чтобы социальные приоритеты составляли базовую основу бюджетной, налоговой, инвестиционной политики. Следует обеспечить определенный контроль за системой формирования фондов заработной платы, в том числе руководителей субъектов хозяйствования. Политика коммерциализации здравоохранения, науки, культуры, образования лишает миллионы людей цивилизованного социального быта. Обеспечение прожиточного минимума, потребительской корзины — одно из главных направлений в муниципальной политике. Через систему развития городского и коммунального хозяйства и транспорта необходимо формировать новые рабочие места, одновременно повышая уровень обслуживания населения, добиваться эффекта в борьбе с преступностью, коррупцией, наркобизнесом, обеспечивать безопасность и защищенность граждан. Одним из направлений в муниципальной политике должно быть создание системы занятости населения и переквалификации работников, формирование новых рабочих мест. Требуется разработать и реализовать ряд социальных программ по поддержке семьи, молодежи, защите материнства и детства, укреплению здоровья людей и др.

Система социальной защиты на муниципальном уровне, которая, конечно, во многом зависит от федерального и регионального, может и должна быть рассмотрена как относительно самостоятельная.

Это тем более актуально, что сейчас ситуация в обществе принципиально меняется в отношении как социальной защиты, так и местной власти.

Что касается социальной защиты, то эти изменения выражаются в:

ее децентрализации и демонополизации;

увеличении численности нуждающихся в социальной защите;

расширении спектра потребностей в социальной защите и необходимости специализации форм социальной защиты и обслуживания населения;

актуализации потребности в социальной самозащите;

развитии и повышении роли «малых форм» социальной защиты (системной, общинной и т. п.).

Меняется и статус местной власти. Принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Разрабатываются и вводятся региональные законы о местном самоуправлении, уставы местного самоуправления в муниципальных образованиях. Система местного управления как «передаточного звена»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.