Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Психологические аспекты командной работы в управлении 1 страница




Тема 10. Психологический анализ управленческих решений

Тема 9. Индивидуальные психологические особенности личности

План:

1. Понятие об индивидуальных психологических особенностях личности.

2. Темперамент как индивидуальная психологиче­ская особенность личности.

3. Психологическая устойчивость и психологиче­ская совместимость.

4. Темперамент и характер.

5. Учет индивидуальных особенностей личности в работе с подчиненными.

Литература

1. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — М.,2006.

2. Морозов А. В. Управленческая психология: Учеб. для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект, 2003.-288 с.

3. Оганян К.М. Психология управления: Учебное пособие. – Ставрополь, Изд-во СКИ БУПК, 2007.

4. Очерк теории темперамента / Под ред. В. С. Мерлина. — М., 1973.

5. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи интернет. – СПб.: Речь, 2004. - 216 с.

6. Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

7. Стреляу, А. Роль темперамента в психическом развитии / А. Стреляу.—М., 1961.

 

План:

1. Управленческие действия и управленческие реше­ния.

2. Типы управленческих решений.

3. Психологические критерии эффективности управленческих решений.

4. Принципы выработки и принятия управленче­ских решений.

Литература

1. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Фрэнсис.-М., 1991.

2. Голубев, Е. П. Какое принять решение? / Е. П. Голубев. — М., 1990.

3. Зигерт, В. Руководить без конфликтов / В. Зигерт, Л. Ланг. — М.,1990.

4. Козлецкий, Ю. Психологическая теория решений / Ю. Козлецкий. — М., 1979.

5. Науман, Э. Принять решение — но как? / Э. Науман. — М., 1987.

6. Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотермен. — М., 1986.

7. Планкетт, Л. Выработка и принятие управленческих реше­ний /Л. Планкетт, Г. Хейл. — М., 1984.

8. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 1999. – 432 с.

9. Деркач А.А., Калинин И.В., Синягин Ю.В. Стратегия подбора и формирования управленческой команды. – М.: РАГС, 1999. – 236 с.

10. Оганян К.М. Психология управления: Учебное пособие. – Ставрополь, Изд-во СКИ БУПК, 2007.

11. Розанова В.А. Психология управления: Учебное пособие. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 416 с.

12. Психологические основы управления: Учебное пособие для студентов вузов / Б.А. Райзберг Б.А., А.К.Тутунджян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 240 с.

13. Петрова Н.П. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи интернет. – СПб.: Речь, 2004. - 216 с.

 

План:

1. Типы и виды команд в менеджменте.

2. Роль руководителя в создании и развитии коман­ды.

3. Психологические аспекты эффективной работы команды.

Литература

1. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2004.

2. Бойетт, Дж. Г. Путеводитель по царству мудрости: Лучшие идеи мастеров управления / Дж. Г. Бойетт, Дж. Т. Бойетт. — М.: Олимп-Бизнес, 2001.

3. Добренькова, Е. В. Психология формирования команд в бизне­се / Е. В. Добренькова, В. Н. Никитин. — М., 2001.

4. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 584 с.

5. Льюис, Дж. Управление командой. Как заставить других де­лать то, что вам нужно / Дж. Льюис. — СПб., 2004.

6. Оганян К.М. Психология управления: Учебное пособие. – Ставрополь, Изд-во СКИ БУПК, 2007.

7. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении иих нейтрализация. М., 2000. – 254 с.

8. Паркер, Г. М. Формирование команды / Г. М. Паркер Р. П. Кропп. - М., 2002.

9. Психологические аспекты подбора и проверки персонала / Сост. Н.А. Литвинцева. – М., 2003. – 239 с.

10. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: Учебное пособие. – Изд-е 4, доп. и испр. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – 211 с.

11. Станкин М.И. Психология делового человека. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом». – 2003. – 280 с.

12. Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 342 с.

13. Фопель, К. Создание команды / К. Фопель. — М., 2003.

 

 

Словарь терминов

Автономные решения — решения, принимаемые руководителем индивидуально, без непосредственного взаимодействия с группой (ор­ганизацией), но при обязательном учете позиций ее членов.

Авторитарный стиль управления — стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Авторитет — влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, зна­ний, личностных достоинств.

Активность — одна из общих способностей личности, проявляю­щаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельно­сти и обусловливающая ее эффективность.

Альтернативы принятия управленческих решений — любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Анима и Анимус — архетипические образы женщины и мужчины в аналитической психологии К. Г. Юнга.

Антиципация — форма опережающего отражения действитель­ности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожида­емых событий.

Апперцепция (от лат. ad и perceptio — восприятие) — понятие, означа­ющее зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта и личност­ных особенностей его психики.

Архетипы (от греч. arche —начало и typos — образ) — предшествую­щие опыту индивида формы психики человеческого рода, возникающие спонтанно из коллективного бессознательного и передающиеся по на­следству вместе с мозговой структурой. На личностном уровне проявля­ются как некие знаки, символы, образы, мотивы, лежащие в основе об­щечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созда­ний фантазии, в том числе художественной.

Асимметричное решение — один из вариантов переговорного реше­ния, отличающийся тем, что уступки одной из сторон значительно пре­вышают уступки другой.

Атрибуция каузальная — интерпретация субъектом межличност­ного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аут-управленческие члены группы (организации) — индиви­ды, ни прямо, ни косвенно не привлеченные для партисипативного осуществления управленческих функций.

Аффект — максимально выраженное и относительно кратковре­менное эмоциональное состояние, связанное с резкими изменениями важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождающееся грубыми нарушениями психической и моторной деятельности.

Аффилиация — стремление человека к взаимодействию с други­ми людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Баланс властей — соотношение, устанавливающееся в процессе управления между властью руководителя и властью подчиненных.

Бессознательное — скрытая, неосознанная субъектом информация, действующая в контексте его скрытых представлений, составляющих глу­бинную сферу его психики. Согласно учению 3. Фрейда, бессознатель­ное есть «вытесненное», формирующееся без участия сознания. Оно — несловесное (невербальное), обладает значительной динамической си­лой и энергией, проявляется как внутренняя стихия психических про­цессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, врожденных эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмо­циональных переживаний и даже целостные их группы-комплексы.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — одно из направлений современной психологии, исследующее поведение людей. Выявляются их характерные реакции на те или иные воздействия внешней среды, которые называются стимулами. При этом, по сути, игнорируются про­цессы, протекающие в сознании людей. Бихевиористы считают, что, изу­чив характерные реакции людей на те или иные стимулы, можно управ­лять их поведением. К наиболее видным представителям бихевиоризма относятся Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер. Представители так называемого необихевиоризма Э.Ч. Толмен и К. Холл пытались объяс­нить с позиций бихевиоризма психическую деятельность человека, опи­сать психические процессы, происходящие между внешними воздействи­ями (стимулами) и реакцией на них человеческого организма Однако эти процессы, которые они назвали «незримыми медиаторами», исследова­лись с помощью тех же объективных показателей, какие используются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Это мало что дало для изучения собственно психических процессов. В результате возобладала позиция традиционного бихевиоризма, представ­ленного в настоящее время прежде всего в трудахБ.Ф. Скиннера.

Бюрократия — тип организации, для, которой характерно специа­лизированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, пра­вила и стандарты, показатели оценки работы.

Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) — словесное, рече­вое общение.

Вербальный — имеющий непосредственное отношение к знаково­му и, прежде всего, словесному (устному и письменному) материалу, а также к процессам оперирования с ним.

Вертикальное разделение труда — разделение и координация усилий выполнения составляющих работу компонентов (управления и производства). Вертикальное разделение создает уровни управления.

Власть — возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть, основанная на вознаграждении — власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.

Власть, основанная на принуждении — влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, за­труднить удовлетворение его потребностей.

Внешняя мотивация — совокупность побудительных причин дея­тельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании дея­тельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Внушение — процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реали­зации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понима­ния, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта.

Воля — динамическая направленность психической активности чело­века, диапазон которой — от слабого желания до непоколебимой реши­тельности в достижении поставленной цели. Воля проявляется как пси­хическое переживание человека типа «Я должен», «Надо» и т.п. Волевое поведение включает в себя такие факторы, как осознание своих интере­сов, постановку целей и принятие решений.

Восприятие (в деловом общении) — целостный образ партнера по общению, складывающийся на основе его внешнего вида и поведения. В такого рода восприятии особо выделяется информация, способствующая адекватной оценке личностных свойств деловых партнеров и существую­щих обстоятельств.

Выученная беспомощность — психическое состояние, а также фиксированная форма поведения человека, в основе которых лежит стойкое убеждение в предопределенности результатов поведения внеш­ними факторами, а не своими усилиями и действиями.

Гетерархия — принцип управления сверхсложными системами, при котором их функционирование регулируется двумя или более па­ритетными (равными по значимости) управляющими центрами,

Гештальт-психология (от нем. Gestalt — форма, организация, образ, струк­тура) - представители этого направления в современной психологии не­мецкие ученые М. Вертгеймер, В. Келлер и др., в отличие от бихевиористов, главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность че­ловека. Они обосновывают целостный характер психологического восприя­тия человеком явлений действительности. Как утверждают представители гештальт-психологии, любой образ человек видит как целостную фигуру. Если в данной фигуре он не видит каких-то частей, то достраивает их в своем воображении. Учение о целостном и организованном характере че­ловеческого мышления весьма важно для его понимания и уяснения его роли в практической деятельности людей, в том числе в деловом общении.

Глубина (высота) иерархии — число иерархически соподчинен­ных уровней управления в организационной системе.

Горизонтальное разделение труда — разделение работы в орга­низациях на составляющие компоненты, между которыми не устанав­ливаются отношения иерархической соподчиненности.

Группа — два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Группа руководителя — группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.

Групповое мышление (Groupthink) — тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную пробле­му, чтобы не нарушать гармонию группы.

Гуманистическом психология (от лат. humanus — человеческий, чело­вечный) — направление в современной психологии, в рамках которого исследуются возможности реализации личности в обществе, ее самоакту­ализации. Анализируются психические переживания личностью данного процесса. Один из основоположников данного направления американ­ский психолог А. Маслоу представил процесс самоактуализации личнос­ти как последовательное удовлетворение ее потребностей, представлен­ных в определенной иерархии, высшей точкой которой являются ее по­требности в самовыражении.

Действие — основной структурный компонент деятельности.

Делегирование — передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них.

Делегирование полномочий — управленческий прием, заключающийся в передаче подчиненным части обязанностей, прав и соответствующей ответственности из сферы действий руководителя.

Демократический стиль управления — стиль, характеризую­щийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и осно­ванный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Детерминизм (от лат. determine — определяю) как принцип психо­логической науки — подход к изучению психических явлений как нахо­дящихся в причинных и закономерных связях между собой и с условия­ми внешней среды. Обосновывается влияние на развитие психики людей объективных и субъективных условий их жизнедеятельности. Противо­положный подход к изучению психических и других явлений получил название индетерминизма.

Децентрализация — параметр организации, показывающий, в какой мере функции по ее управлению распределены по ее иерархи­ческим уровням,

Деятельностный подход (в психологии) — методологический прин­цип, согласно которому мышление человека представляет собой процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний идеальный план (интериоризация). При этом мышление предстает как единство от­ражения и творчества. Это значит, что в мышлении осуществляются твор­ческое воспроизведение человеком внешнего мира и творческое отноше­ние к нему через призму потребностей и интересов человека. Этот под­ход глубоко разработан в трудах российских психологов: С.Л. Рубинш­тейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действи­тельности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.

Диалог (от греч. dialogos) — форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. В деловом общении представляет собой взаимный об­мен информацией и учет каждым его участником психических состояний собеседников и их интересов.

Дивергентное мышление — тип мышления, основанный на раз­витой способности к поиску и нахождению множества вариантов ре­шения проблемы при четко заданных исходных посылках.

Дивизиональная структура — тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых линейно-функциональные структуры перестают быть эффективными. Включает в себя ряд скоординированных дивизионов, каждый из которых строится как функциональная структура.

Дистресс — дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, харак­теризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний, т.е. чрезмерное напряжение организма, понижающее его воз­можность адекватно реагировать на требования внешней среды

Дифференциация структуры — степень разделения организации на структурные звенья; включает горизонтальную и вертикальную диф­ференциацию.

Диффузия ответственности — явление распределения общей от­ветственности за результат между членами группы, в итоге чего личная ответственность каждого из них становится существенно меньше ис­ходной.

Доминанта (от лат. dominans — господствующий) — психофизиоло­гический фактор, определяющий в течение того или иного времени на­правленность мышления, поведения и деятельности человека. Учение о доминанте, базирующееся на данных физиологии, разработал и обосно­вал русский ученый А. А. Ухтомский. «Доминанта, — писал он, — есть очаг возбуждения, привлекающий к себе волны возбуждения из самых разных источников». И как таковая она «является физиологической ос­новой акта внимания и предметного мышления». А. А. Ухтомский харак­теризовал доминанту как «определитель поведения». Он показал, что до­минанта не только обусловливает направленность мышления человека, но и обеспечивает проявление его инстинктов. В конечном счете она опреде­ляет направление его деятельности.

Доминантность — свойство личности, состоящее в способности и потребности оказывать влияние на других, подчинять их себе, занимать лидерские позиции в группе.

Другой видный представитель данного направления американский психолог К. Роджерс утверждает, что любая личность обладает концеп­цией собственного «Я». Ее представления о том, как она может реализо­вать себя в общении с другими людьми, составляют ее «реальное Я». которое старается приблизиться к ее же «идеальному Я», то есть к ее представлениям о том, кем бы ей хотелось стать. Для того чтобы достичь своего «идеальногоЯ», личность использует соответствующие условия социальной среды. Усвоение положений гуманистической психологии способствует правильному нахождению личностью путей и способов ре­ализации своих способностей и своего утверждения в обществе.

Единоначалие — принцип построения организаций, согласно ко­торому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. Он в свою оче­редь несет всю полноту ответственности за функционирование системы в целом.

Законная власть — влияние, основанное на праве и традиции. Исполнитель знает, что руководитель имеет юридическое и норма­тивное право отдавать приказания и верит в необходимость подчине­ния им.

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, происходящий либо помимо смыслового воздействия, либо дополнительно к нему. Наиболее выражено в груп­повых взаимодействиях, где оно приобретает характер циркулярной реакции.

Зона неуправляемости — совокупность организационных задач, сфер деятельности организации, а также ее членов, находящихся вне возможностей руководителя оказывать на них управленческое воздейст­вие.

Идентификация — когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектом, группой, образцом.

Идиосинкразический кредит — разрешение группы на девиантное (отклоняющееся от групповых норм) поведение, предоставляемое отдельным ее членам. Он тем больше, чем выше групповой статус индивида и значимее его вклад в прошлые достижения группы.

Иерархические структуры — тип организаций, характеризую­щийся многоуровневым управлением, жестким соподчинением уровней и незначительным объемом управления на каждом из них.

Имидж организации — сложившийся во внешней среде органи­зации ее образ, основанный преимущественно на ее специфических и позитивных особенностях.

Индивидуальная управленческая концепция — система устой­чивых взглядов, складывающихся у руководителя под воздействием дея­тельности и носящая индивидуализированный характер относительно сути, приемов, методов и форм управления, а также его целей и задач, стиля и условий, требований к подчиненным и отношения к ним.

Индивидуальность — совокупность неповторимых, уникальных свойств данного человека, отличающих его от других людей. В социальной пси­хологии — противоположность уникальных психических характеристик человека групповым (коллективным).

Инновационная активность (от англ. innovation — нововведение) — управленческая деятельность, учитывающая потребность рыночной эко­номики в непрерывном обновлении товаров, услуг, технологий и т.д., проявляется в стремлении побеждать в конкурентной борьбе за счет но­визны, совершенства и качества продукции, в поддержке творческих, ини­циативных сотрудников, в готовности к организационным переменам, к ломке управленческих структур в ответ на колебания рынка и др.

Инновационная функция — одна из основных функций управ­ления, содержанием которой является обеспечение развития системы. Существует три основные сферы инновационных процессов: совершен­ствование технологии, кадровое развитие, организационные инновации.

Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность врожден­ных физиологических и психических реакций организма на внешние и внут­ренние раздражения. Проявляется как сложный безусловный рефлекс (пи­щевой, половой, хватательный, оборонительный и др.). Английский психо­лог Мак-Даугалл обосновал теорию инстинктов социального поведения людей. На роль врожденных инстинктов в социальном поведении людей указывали также немецкий психолог В. Вундт и американский психолог У. Джеймс, который отводил инстинктам руководящую роль в определении человеческого поведения и «душевных процессов». Американский социолог Ф.Г. Гиддингс указывал на существование групповых инстинктов, или «ин­стинктов ассоциации», формирующихся на сознательном и подсознатель­ном уровнях. Глубокая разработка теории инстинктов содержится в работах австрийского психолога 3. Фрейда и его последователей.

Интегральные способности — мезоуровень в структуре общих способностей личности: по степени обобщенности они расположены между общими и специальными способностями; включают в свой со­став способности к целеполаганию, прогнозированию, принятию реше­ний, самоконтролю, толерантность к неопределенности и др.

Интеллект (от лат. intellectus — рассудок, разум) — основная общая способность личности, представляю­щая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных спо­собностей субъекта, человеческая спо­собность мыслить, рационально познавать мир.

Интеракционизм — одно из направлений современной социальной психологии. В рамках этого направления, представленного больше аме­риканскими учеными, исследуется влияние на поведение и деятельность людей: 1) определенных символов или «знаковых систем», в качестве которых могут выступать вербальные и невербальные средства общения (Т. Мид, А. Роуз, Т. Шибутани и др.); 2) социальных ролей (Т. Сорбин, Р. Липтон, Э. Гоффман и др.); 3) референтных групп, т.е. групп, мне­ние и социальные установки которых значимы для того или иного че­ловека (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.);

Интерес (от лат. interest - быть между, иметь значение, важно) — эмоционально окрашенная установка, направленность на тот или иной вид деятельности или на какой-либо объект, вызван­ная положительным отношением к ним; форма проявления познава­тельной потребности. В современной науке термин «ин­терес» употребляется чаще всего в двух значениях: 1) направленность вни­мания субъекта на что-либо, его субъективная заинтересованность в чем-то; 2) выгода, польза, то есть то, что объективно в интересах того или иного субъекта (личности, социальной группы, класса, нации и т.д.), даже если он этого не осознает. Отсюда задача, стоящая перед любым субъектом: осоз­нать свои подлинные объективно данные интересы в той или иной соци­альной ситуации. В зависимости от глубины их осознания возникающая в сознании субъекта заинтересованность будет либо соответствовать его объек­тивным интересам (тому, что объективно выгодно ему), либо нет.

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — формирование ум­ственных действий человека путем усвоения им содержания и форм его предметной деятельности. Перевод внешней орудийной деятельности человека в его внутреннюю, мыслительную деятельность.

Интернальный тип руководителя — руководитель, предпочи­тающий брать на себя ответственность за события собственной жизни, а также за исполнение возложенных на него обязанностей.

Интерференция — снижение качества исполнения действий, функций управления в результате их совмещения во времени и нало­жения их друг на друга.

Интрапунитивная реакция — тип реагирования личности на со­стояние фрустрации, характеризующийся внутренней направленностью («уход в себя»), самообвинением и порождающий состояние депрес­сии.

Интроверсия (от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю) - психологическая характеристика установки личности на свой внутренний мир — мир своих чувств, переживаний, мыслей. Понятие ввел в психологию К. Юнг, описавший психологические установки интровертов.

Интуиция (от лат. intuitio — созерцание) — процесс порождения нового знания, протекающий без осознанного контроля за ним со стороны субъекта, в силу чего результат данного процесса носит характер непосредственного усмотре­ния. По определению видного теоретика интуиции, французского мыс­лителя А. Бергсона она проявляется как внутреннее познавательное чувство и как подсознательное мышление, способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Ин-управленческие члены группы (организации) — индиви­ды, прямо или косвенно привлеченные к партисипативному осущест­влению управленческих функций.

Канал связи — любое средство передачи информации: письмен­ной, устной, формальной, неформальной, электронной, экспрессивной.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attributio — приписы­вание) — психологическая теория о том, как люди объясняют поведение других; приписывают ли они причину действий личностным особенностям субъекта действия (устойчивым чертам характера, мотивам, установкам) или внешним обстоятельствам. Позволяет вскрывать многочисленные ошибки в обыденной интерпретации поведения. Фундаментальная ошибка атри­буции — тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоце­нивать личностные факторы, влияющие на поведение наблюдаемых.

Клиентурное поведение — поведение, характеризующееся актив­ными двусторонними коммуникациями работников с конечными по­требителями продукции организации на основе взаимной выгоды.

Клика — разновидность неформальных групп в рамках формаль­ной организации, характеризующаяся преобладанием либо внеорганизационных интересов, либо корпоративной замкнутостью. Может подразделяться на подклики меньшего объема.

Когнитивная психология (от лат. cognitio — познание) — направление в современной психологии. Его представители — Дж. Келли, Ж. Пиаже, И. Роттер и др. исходят из того, что главную роль в поведении людей играет их сознание, познавательная способность и мышление. Особое зна­чение придается воображению, понятиям, суждениям, умозаключениям.

Когнитивные психические процессы — один из классов психи­ческих процессов, обеспечивающих познание внешней и внутренней среды личности. Включает процессы ощущения, восприятия, представ­ления, внимания, воображения, памяти и мышления.

Когнитивные стили — индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.