Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Психологические аспекты командной работы в управлении 2 страница




Когнитивные структуры — индивидуально-своеобразные формы организации личностью своего интеллектуального (ментального) опыта.

Коллегиальные решения — тип решений, реализуемых в непо­средственном контакте членов группы друг с другом, а также в услови­ях ее иерархической организации.

«Контроль страха» — стратегия поведения в критических ситуа­циях, при которой теряется контроль за событиями и внимание пол­ностью переключается на стремление обезопасить себя.

Коллективная рефлексология — наука о коллективной психике людей, ее естественных и социальных основах. Создатель данной науки русский ученый В.М. Бехтерев подробно проанализировал влияние «социальной психики» на поведение людей и отношения между ними. Он исследовал такие проявления коллективной психики, как взаимовнушение, взаимо­подражание и взаимоиндукция, развитие коллективных движений по типу сочетания рефлексов, коллективные наследственно-ограниченные рефлексы и др. По Бехтереву, «коллективные рефлексы» проявляются в коллектив­ных наблюдениях, коллективных инстинктах, коллективных эмоциях, кол­лективном сосредоточении и т.д. Указывается на «энергетическое психо­логическое поле», в котором люди воспринимают друг друга и реагируют на те или иные явления. Эти и другие положения коллективной рефлексо­логии существенно углубили и конкретизировали научные представления о функционировании коллективной (групповой) психики людей.

Коллективное бессознательное — в учении К. Юнга это такая психичес­кая система, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов». По Юнгу, коллективное бессозна­тельное обязано своим существованием исключительно механизму наслед­ственности, оно не основано на личном опыте и не развивается индивиду­ально, а его содержание представлено в основном архетипами, буквально — предшествующими формами психической деятельности, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми. Коллективное бессознатель­ное присуще психике различных групп людей, в том числе этнических общностей, составляет глубинный пласт «психологии народов». Оно так или иначе проявляется в психике людей как общее в отдельном.

Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуни­кативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного об­щения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспечиваю­щих функционирование коммуникативной подсистемы психики и ле­жащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаи­модействие и др.

Коммуникативный цикл — завершенный процесс коммуника­тивного обмена, начиная от возникновения намерения (интенции) к высказыванию и кончая получением обратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.

Коммуникация — (от лат. communico — соединяю, сообщаю) — обще­ние, передача информации: 1) обмен информацией и смыслом инфор­мации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функ­ций управления («связующая функция»), обеспечивающая коорди­нацию совместной деятельности в процессе деятельности организа­ций на основе обмена информацией между ее членами.

Компетентность — интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессио­нальных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать.

Комплекс Эдипа (Эдипов комплекс) — представление о нем восходит к античному мифу о царе Эдипе, который, не ведая того, убил отца и женился на матери. В учении 3. Фрейда Эдипов комплекс означает вы­тесненное из детской жизни половое влечение к матери и связанное с ним агрессивное отношение к отцу.

Конвергентное мышление — тип мышления, основанный на развитой способности к быстрому и правильному нахождению единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных усло­виях деятельности.

Конгломератная структура — тип организационных структур, характеризующийся сочетанием в одной организации одновременно двух или более видов их построения (иерархических, органических, свободных).

Конгруэнтность (от лат. congruens — совпадающий) — понятие, иг­рающее важную роль в гуманистической психологии К. Роджерса, в трак­товке которого оно означает «соответствие опыта, осознания и сообще­ния». Чем больше люди убеждаются в том, что сообщения каждого из них соответствуют имеющемуся опыту и его правильному осознанию, тем больше будет их доверие друг другу и удовлетворение общением между собой. В более узком понимании понятие «конгруэнтность» означает со­ответствие невербального поведения партнеров их речевым высказыва­ниям. Несоответствие в этом является сигналом лжи.

Контагиозность — феномен межличностной перцепции, при ко­тором, в частности, управляемая группа склонна к сходному воспри­ятию руководителя и к сходным ответным реакциям на управленче­ские воздействия.

Континуум управления — иерархия основных типов руководя­щих должностей, включающая три основных уровня управления — руководителей высшего, среднего и низового звена.

Контроль — 1) процесс, обеспечивающий достижение организа­цией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных)

Контроль опасности — стратегия поведения в критических си­туациях, основанная на стремлении обеспечить личную безопасность посредством объективного преодоления ситуации.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных, не­совместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодей­ствиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным пережива­нием. Высшая степень разви­тия социальных противоречий, острое столкновение противоположно на­правленных мнений, позиций, сил. В деловом общении конфликты возни­кают, как правило, на уровне межличностного общения партнеров. Выделя­ют объективную и субъективную стороны конфликтов. Первая представляет собой те объективные обстоятельства, в связи с которыми и по поводу кото­рых возник конфликт, вторая — сознание и воля участников конфликта. Существуют разные виды конфликтов и способы их разрешения.

Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и их стереотипам поведения. Фиксируется в соответст­вующем личностном свойстве — конформизме.

Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожидаемых ре­зультатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов,

Креативность — одна из общих способностей личности, состоя­щая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также — в потребности личности в этом.

Кристаллизованный интеллект — совокупность знаний и интел­лектуальных навыков личности, приобретенных в ходе социализации, являющаяся мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит личность.

Кружок качества — группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить пробле­мы качества и выработать идеи, направленные на его повышение. Является также одним из средств партисипативного управления, спосо­бом мотивационного обогащения труда.

Либеральный стиль руководства (попустительский) — стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной сво­боды в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организацион­ного влияния руководителя.

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — человек, обладаю­щий наибольшим авторитетом и влиянием в группе, организации, поли­тической партии, государстве. Выделяют формальных и неформальных ли­деров. Деятельность первых регламентируется определенными формаль­ными актами — законодательными, программными, уставными и т.д. — в соответствии с их государственным, партийным и другим статусом. Де­ятельность неформальных лидеров официально не регламентируется. Их влияние на людей основывается на их личных качествах, авторитете, уме­нии убеждать своих сторонников, завоевывать их доверие и симпатии, вести их за собой. В деловом общении могут действовать как формаль­ные, так и неформальные лидеры.

Лидер организации — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Лидерство — отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (органи­зации).

Линейные полномочия — полномочия, которые передаются от начальника непосредственно к подчиненному и далее к другим подчи­ненным.

Личностные инвестиции — мера вложения личностью в процесс и результаты труда своих индивидуальных ресурсов — усилий, способ­ностей, мотивации, ответственности.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение дейст­вительного отношения личности к тем объектам, ради которых развер­тывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Личностных конструктов теория — речь идет о теории личности пред­ставителя когнитивной психологии Дж. Келли. Он рассматривает чело­века как ученого-исследователя, который судит о своем окружении и о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных схем — моделей интерпретации действительности. «Личностный конструкт» пред­ставлен как набор идей, понятий, суждений, который использует чело­век, чтобы осознать и истолковать свой опыт и на этой основе пред­сказать результаты своей деятельности. Если такого рода конструкт по­могает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если нет, то будет подвергнут критическому пересмотру или отброшен. По Келли, у каждого человека складывается своя уникальная система конструктов, которая отличает его от других людей.

Личность — характеристика социальной природы и сущности чело­века, совокупность его социальных качеств как субъекта деятельности, мышления, общественных отношений и межличностного общения.

Макросреда — совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных соци­альных групп. В конечном счете — это условия жизни всего человечества, тот природный и мировой культурно-исторический фон, который прямо или косвенно влияет на жизнедеятельность любого социального субъекта.

Максимизационное поведение — поведение руководителя, связанное с тенденцией включать в деятельность наднормативные ситуации принятия решения в целях поддержания или повышения своего профессионально-организационного статуса.

Маргинальность — характеристика статуса личности и ее поведе­ния, обусловленная ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам.

Маркетинговая функция — одна из основных функций руково­дителя, состоящая в обеспечении сбыта конечных продуктов деятель­ности организации.

Матричная организация — тип адаптивной структуры, в кото­рой члены сформированной проектной группы несут ответственность за свою деятельность и перед своим линейным руководителем, и перед руководителем самой этой группы.

Медиаторная модель разрешения конфликта — стратегия по­ведения руководителя при разрешении межличностных конфликтов, при которой он принимает на себя роль посредника между конфликту­ющими сторонами и содействует сближению их позиций.

Межличностное общение — общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей. Межличностное общение, как правило, эмоционально окрашено. Оно касается всех сторон жизни людей. В их межличностном общении так или иначе проявляется вся система су­ществующих общественных отношений, в том числе экономических, поли­тических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.

Межличностный стиль разрешения конфликтов руководите­лем — пятизвенная классификация подходов к разрешению конфлик­тов: недопущение конфликтных ситуаций; сглаживание конфликтов.

Менеджерские характеристики — совокупность основных и наиболее типичных особенностей (личностных и социальных) «эффек­тивного менеджера», выступающих в функции способностей к управ­ленческой деятельности.

Менеджмент-аудит — исследование всех аспектов деятельности организации в целях разработки рекомендаций по изменению прак­тики управления и выявлению сфер деятельности, в которых имеют­ся наибольшие возможности сокращения расходов издержек производ­ства.

Механизмы психологической защиты — в современной психологии трактуются как способы сохранения человеком своего душевного рав­новесия. Они проявляются, в частности, как тенденция человека сохра­нить привычное мнение о себе, отторгая или искажая неблагоприятную информацию, разрушающую это мнение. Ряд механизмов психологичес­кой защиты глубоко проанализирован в работах 3. Фрейда. В современ­ной психологии описаны такие механизмы психологической защиты, как отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, за­мещение, включение, изоляция и др. В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно.

Микросреда — та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в про­цессе своей жизнедеятельности.

Миссия — основная, глобальная цель организации, в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения.

Многомерные модели стилей руководства — способы теоретической реконструкции действий руководителя, пытающиеся учесть одновремен­но ряд критериев оценки его поведения; при этом каждый критерий дол­жен измеряться независимо от других (ориентация на производственную задачу или на человека, системы ценностей, способы принятия решений, разрешения конфликтных ситуаций и т.д.). Общим итогом построения таких моделей стал вывод о том, что эффективность руководства зависит от множеств переменных, и, следовательно, совершенствовать его мож­но, меняя любую из них.

Мобилизационная готовность памяти — интегральное свойство оперативной памяти руководителя, обеспечивающее быструю, точную и полную актуализацию информации прошлого профессионального опыта, адекватную содержанию управленческой ситуации.

Мотивационная система личности — целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов; по­требности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Мотивационное обогащение труда — система методов и проце­дур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятель­ности исполнителей, насыщение ее мотивами различных типов и уров­ней.

Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетворении всех иных по­требностей. Рассматривается как метамотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов.

Мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к возможно более полной реализации своего потенциала, в потребности самореали­зовать себя.

Мотивирование — одна из основных функций управления, состо­ящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.

Мотивы поведения (от лат. moveo — двигаю) — побуждения к дея­тельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; опреде­ляют активность субъекта и направленность его деятельности.

Наилучшая альтернатива переговорному соглашению — мера, которая способна защитить участников переговоров от принятия нежелательного соглашения и одновременно предотвратить отказ от договоренности, на которую можно было бы пойти.

Невербальное общение — несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д.

Нерефлексивное слушание —умение внимательно молчать, не вмеши­ваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыс­лей, либо слишком эмоционален, или же не проявляет интереса к заме­чаниям слушающего его партнера

Неформальные организации — 1) спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействия для достижения определенных целей; 2) общая структура таких групп в пределах всей формальной организации.

Новаторско-аналитический стиль управления — стиль, харак­теризующийся открытостью и чувствительностью к новой информации и идеям, склонностью к инновациям, генерированием большого числа собственных идей и альтернатив, хорошей интеграцией коллективных действий, готовностью привлечь подчиненных к реализации управлен­ческих функций,

Нормативно-одобренный способ деятельности — обобщенный и закрепленный должностными инструкциями, рассчитанный на аб­страктного субъекта и усредненные условия регламентированный спо­соб выполнения деятельности.

Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, понята ли передан­ная им информация; 2) средство обеспечения сличения реально достиг­нутого результата с идеально сформулированной целью.

Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) вос­приимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; 2) спо­собность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Общение — определяется в психологии как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоци­онально-оценочного или другого характера,

Общение деловое — вид общения, определяющим содержанием которо­го выступает совместная деятельность людей, их общее дело. Основные особенности делового общения: 1) партнер выступает как личность, зна­чимая для других партнеров; 2) общающихся отличает достаточное пони­мание в вопросах дела; 3) основная задача — деловое сотрудничество.

Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высокой эффективности во многих видах деятельности. Включают интеллект, обучаемость, креа­тивность, рефлексивность, активность, саморегуляцию.

Объем управления — число людей, находящихся в непосредст­венном подчинении руководителя.

Оперативная единица (восприятия, памяти) — форма органи­зации и структурирования перцептивной информации и мнемического опыта; комплекс информационных признаков системы управления, ха­рактеризующийся целостностью и осмысленностью. Воспринимается, сохраняется и вспоминается как нечто единое («многое, мыслимое как единое»).

Оперативный образ управляемой системы — целостное схема­тизированное представление об основных параметрах организации во всем комплексе их взаимосвязей и зависимостей. Характеризуется свойст­вами обобщенности, осмысленности, схематизированности, лаконич­ности, прагматичности, функциональной деформации и адекватности.

Операционная система организации — общая система произ­водственных функций, состоящая из трех подсистем: перерабатываю­щей, обеспечения и планово-контрольной.

Организационная культура — наличие у всех членов организа­ции общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих ко­нечных результатов организации.

Организационная структура — логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким обра­зом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Органическая структура — тип организационной структуры, по­зволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (меха­нистической) структуры.

Ответственность — принимаемые субъектом обязательства выпол­нять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также быть подвергнутым санкциям в случае их невыполнения.

Партисипативный стиль управления — стиль, характеризую­щийся привлечением исполнителей к реализации собственно управлен­ческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализа­ции.

Переговорное пространство — это область, в рамках которой возмож­но достижение соглашения.

Переговоры — это процесс взаимодействия сторон с целью достиже­ния согласованного и устраивающего их решения.

Переговоры на основе взаимного учета интересов — одна из стратегий ведения переговоров, при которой характерно взаимное стремление сто­рон в выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каж­дой из них.

Персонификация — процесс трансформации групповых (органи­зационных) целей, ценностей, интересов, мнений в индивидуальные.

Планирование — 1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.

Плановые предположения — результаты процесса прогнозирова­ния в виде определенных прогнозов будущего развития событий во внешней и внутренней среде организации.

Плоская структура — структура управления, имеющая малое число уровней управления и широкий объем управления на каждом из них.

Поведение, ориентированное на контроль — стремление под­чиненных вкладывать больше усилий в те области деятельности, кото­рые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать дея­тельностью в тех областях, которые не являются объектом пристально­го контроля.

Позиционный торг — одна из стратегий ведения переговоров, при ко­торой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкрет­ных позициях.

Политика — общие ориентиры для действий и принятия решений организацией, регулирующие выработку и реализацию ее планов.

Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и разви­тия, и выступающее источником его активности.

Практически-социальный интеллект — специфический симптомокомплекс интеллектуальных качеств, наиболее соответствующих тре­бованиям управленческой деятельности. Характеризуется доминирова­нием свойств практического мышления, его конвергентного типа, а также функций вербального и кристаллизованного интеллекта.

Предприниматель — человек, который идет на риск при созда­нии новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

Представительская функция — одна из функций руководителя, при осуществлении которой он наделяется правом выступать от имени организации в целом при осуществлении внешних коммуникаций.

Принципиально новое решение — один из вариантов переговорного реше­ния, при котором интересы каждой из сторон максимально удовлетворяются.

Принципы психологии — основополагающие положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него. Важнейшими принципами психологии являются: 1) принцип причиннос­ти, то есть причинной обусловленности психических явлений объектив­ными и субъективными факторами; 2) принцип системности, согласно которому психика людей представляет собой более или менее устойчивую систему психических элементов; 3) принцип развития или признание того, что психика людей постоянно развивается под влиянием соответ­ствующих условий социальной жизнедеятельности людей.

Принятие управленческого решения — любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.

Прогнозирование — 1) одна из управленческих функций, направ­ленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа — результат планирования, представляющий целост­ную и согласованную последовательность действий и процедур дости­жения целей, их распределение по подразделениям и отдельным испол­нителям, а также синхронизированную между ними по времени.

Проектная структура — временная организационная структура, формирующаяся для достижения конкретной, четко очерченной цели.

Производственно-технологические функции — совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной под­системой организации.

Профессиограмма управленческой деятельности — подробная и систематизированная характеристика содержания, условий, требований деятельности, а также тех психологических условий, которые необходи­мы для ее эффективного осуществления.

Псевдоавторитет — собирательное понятие для обозначения ряда неадекватных личностных установок при реализации руководителем своих властных полномочий.

Психика человека (от греч. psychikos — душевный) — совокупность всех присущих человеку психических процессов, так или иначе отражающих объек­тивную природную и социальную действительность. 3. Фрейд обосновал наличие таких областей психики человека, как сознательное, бессознатель­ное и предсознательное. Сознательное — это, прежде всего, отражение чело­веком действительности в системе осознанных представлений и логических понятий. Бессознательное — это, например, скрытые представления, при­сутствие которых человек не осознает, а также разного рода инстинкты и другие неконтролируемые сознанием проявления психики, которые в той или иной степени воздействуют на поведение человека. Предсознательное находится как бы между сознательным и бессознательным, выступает как связывающий их посредник, цензор, который на основе принципа реально­сти оценивает уместность и возможность выполнения того или иного дей­ствия, мотивированного потребностями бессознательного. Пройдя такого рода цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) офор­мление, и только после этого они могут перейти в сознание.

Психические (психологические) отношения. По характеристике русско­го психолога В.Н. Мясищева, они представляют собой «внутреннюю сто­рону связи человека с действительностью», прежде всего с другими людь­ми, а также с природой и предметами материальной и духовной культу­ры. В них выражены интеллектуальные, эмоциональные и волевые отно­шения человека к предметам внешнего мира. Они характеризуют челове­ка как активного субъекта деятельности, избирательный характер его внут­ренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности.

Психические состояния — понятие, использующееся для услов­ного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего дина­мические моменты психики, и понятия «психические свойства», указы­вающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.

Психоанализ — концепция австрийского ученого 3, Фрейда и его пос­ледователей. Обосновывается положение о том, что на поведение челове­ка оказывают влияние не только его рациональное, логическое мышле­ние, но и иррациональные проявления его психики, в том числе разного рода психические импульсы и влечения человека, а также инстинкты, прежде всего инстинкт самосохранения и половой инстинкт. По Фрейду, психосексуальная энергия человека (libido) определяет основные мотивы поведения людей — женщин и мужчин. Большое значение он придавал так называемой сублимации — процессу превращения libido в энергию деятельности, в том числе творческой. «Работать и любить» — таковы, по Фрейду, основные стремления здорового взрослого человека. Последова­тели Фрейда — А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие, не отрицая основных положений психоанализа, гораз­до большую роль отводят социальным факторам в обосновании мотивов поведения и деятельности людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.