КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 19 страница
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода на Земле я бы хотел с помощью благодатного дара свободных политических и производственных институтов основать это благоденствие, которое, по мнению набожных людей, будет дано только в Судный день, на небесах». Не стоит сомневаться, что те «набожные люди», которых критикует Гейне, действительно существовали и существуют до сих пор. И все же жаль, что он не знал некоторых столь же набожных людей, вроде Лессинга, Шеллинга или Пристли, у которых искреннее религиозное — христиан -ское — благочестие сочеталось с ожиданием будущего всемирного счастья на Земле, которое столь созвучно Гейне. ДЖОН СТЮАРТМИЛЛЬ Милль больше всего известен сегодня своей работой «О сво -боде», вышедшей в 1859 году, и эта работа посвящена тому, что он называл «одним очень простым принципом» человеческой свободы. Милль пишет: «Принцип этот заключается в том, что люди, индивидуально или коллективно, могут справедливо вмешиваться в действия индивидуума только ради самосохранения, что каждый член цивилизованного общества только в таком случае может быть справедливо подвергнут какому-нибудь принуждению, если это нужно для того, чтобы предупредить с его стороны такие действия, которые вредны для других людей: личное же благо самого индивидуума, физическое или нравственное, не составляет достаточного основания для какого бы то ни было вмешательства в его действие». Гертруда Гиммельфарб в своем замечательном исследовании эволюции личного мышления Милля подчеркнула, что содержание абзаца, из которого взяты эти слова, разительно противоречит тому, что он писал в 1831 году в своем «Духе века». В этой работе Милль, оставаясь верным свободе, подчеркивал необходимость того рода ограничений свободы, который составляют в рамках социального порядка мораль, суждения мудрецов и людей, сведущих в вопросах общественного устройства.
Такие ограничения едва ли можно встретить в позднейшей работе «О свободе», хотя, если продолжить читать текст после абзаца, предписывающего «один очень простой принцип», мы увидим, что Милль не распространяет этот принцип свободы на слабоумных, на несовершеннолетних ("что по Миллю, среди прочих исключает его применение ко всем студентам университетов) и, что интереснее всего, на народы, которые еще не развились до того уровня цивилизации, примером которого является Западная Европа. Более того, когда мы переходим к главе 3 этой работы, то обнаруживаем дальнейшие ограничения, установленные на применение «одного очень простого принципа». Например: «...Никто не станет утверждать, чтобы действия должны были быть так же свободны, как и мнения, а напротив, даже сами мнения утрачивают свою неприкосновенность, если выражаются при таких обстоятельствах, что выражение их становится прямым подстрекательством к какому-нибудь вредному действию... Индивидуальная свобода должна быть ограничена следующим образом: ин - дивидуум не должен быть вреден для людей, но если он воздерживается от всего, что вредно другим, и действует сообразно своим наклонностям и своим мнениям только в тех случаях, когда его действия касаются непосредст -венно только ею самого, то при таких условиях по тем же причинам, по которым абсолютно необходима для людей полная свобода мнений, абсолютно необходима для них и полная свобода действий, т.е. полная свобода осуществлять свои мнения в действительной жизни на свой собственный страх» (курсив мой. — Р. Н.). Достаточно очевидно, что такие выражения означают значительно большие ограничения индивидуальной свобо -ды, чем можно предположить из простого прочтения абзаца, формулирующего знаменитый принцип. С нашей точки зрения, самым интересным из всех ограничений свободы у Милля, которые он рекомендует в работе «О свободе», является то, что относится к народам в «отсталых общественных условиях». Он откровенен и прям: «Свобода не применима как принцип при таком порядке вещей, когда люди еще не способны к саморазвитию путем свободы; в таком случае самое лучшее, что они могут сделать для Достижения прогресса, — это, безусловно, повиноваться какому-нибудь Акбару или Карлу Великому, если только так будут счастливы, что в среде их найдутся подобные личности.
Часть II. Триумф идеи прогресса лава 6. Прогресс как свобода Но как скоро люди достигают такого состояния, что становятся способны развиваться через свободу... тогда всякое принуждение, прямое или косвенное, посредством преследования или кары, может быть оправдано только как необходимое средство, чтобы оградить других людей от вредных действий индивидуума, но не как средство сделать добро самому тому индивидууму, которого свобода нарушается этим принуждением». С точки зрения, господствующей в наши дни, т.е. в последней части XX века, нам следует быть готовыми к исключению Миллем немощных и слабоумных, и, вероятно, хотя и не обязательно, молодежи до достижения юридического совершеннолетия. Но «расы», находящиеся в «отсталом состоянии»? Откровенный деспотизм применителен к ним? Для нас эти ограничения, которые Милль налагает на свой знаменитый принцип свободы (которые можно воспринять как противоречащие его страстному воспеванию культурного разнообразия), станут неожиданными, если мы не будет знать, какое глубокое влияние имела идея прогресса на мышление Милля. Дело в том, что принцип прогресса лежал в основе или подразумевался почти во всем, что писал Милль, хотя он, возможно, использует это слово куда реже, чем многие его современники. Знаменитая шестая книга «Системы логики» Милля, где он рассматривает метод, свойственный моральным и общественным наукам, не оставляет сомнений в его приверженности прогрессу. Он пишет: «Я убежден, что за эпизодическими и временными исключениями общей тенденцией была, есть и будет тенденция к улучшению, к лучшему и более счастливому состоянию... /^ля наших целей достаточно того, что имеют место прогрессивные изменения как в характере человеческого рода, так в его внешних обстоятельствах в той мере, в которой они формируются им самим; в каждую новую эпоху основные общественные явления отличны от тех, какими они были в предшествующую, и еще более отличны от всех более ранних эпох».
И немного дальше: «Прогрессивное развитие человеческого рода есть тот фундамент, на котором в последние годы был воздвигнут метод философствования в общественных науках, намного превосходящий два другие метода, доми- пировавших ранее, —химический, или экспериментальный, и геометрический методы». Насколько тесно уверенность Милля в прогрессе человечества была связана с его либерализмом, с его настойчивым требованием почти абсолютной свободы мысли и действия, можно понять из следующего высказывания, содержащегося в «Системе логики»: «На основании этих собранных доказательств мы оправданно можем заключить, что последовательность человеческого прогресса во всех отношениях в основном будет зависеть от последовательности прогресса в интеллектуальных убеждениях человечества, т.е. от закона последовательных трансформаций человеческих воззрений». Но в преданности Милля принципу прогрессивного раз -вития заключено гораздо большее: «С его помощью мы можем затем не только успешно заглянуть далеко в будущую историю человеческой расы, но и определить, какие искусственные средства и до какой степени могут применяться для ускорения естественного прогресса до тех пор, пока он благотворен...Такие практические указания, основанные на верхних ветвях спекулятивной социологии, сформируют самую благородную и благотворную часть политического искусства». Милль был щедр на похвалы «Позитивной философии» Конта, опубликованной во Франции вскоре после написания «Духа века». Он полностью принял закон трех стадий Конта и следствия из него и согласился с Контом, что «анархия», которую наблюдали оба философа в интеллектуальной жизни Запада в начале XIX века, может быть прекращена только признанием реальности общественных наук.
Милль был настолько привержен общим законам исторического прогресса вроде тех, который подробно обрисовал Конт, что объявил, будто гениев следует считать вторичными по отношению к не индивидуальным, социальным или коллективным процессам, действующим в направлении прогресса общества. Признавая огромный вклад Ньютона, Милль все же утверждает, что, если бы Ньютона никогда не было, со временем явился бы другой Ньютон; или, что столь же важно, вклад Ньютона был бы восполнен медленно, постепенно и непрерывно следующими друг за другом
Часть II. Триумф идеи прогресса •I лава 6. Прогресс как свобода мыслителями, каждый из которых стоял бы ниже Ньютона по интеллекту, но постоянная, кумулятивная последовательность неизбежно сравнялась бы с его достижениями. Мы нечасто думаем о Джоне Стюарте Милле (сыне Джеймса Милля и молодом ученике Бентама, которые оба полностью игнорировали историческое развитие и полагались исключительно на те причины и процессы, которые можно было вывести непосредственно из индивида, его разума и инстинктов) как о философе прогресса. Мы более склонны размышлять над дидактическими отрывками из его более знаменитых трудов, таких как «О представительном правлении», «О свободе» и «Утилитаризм», чем над длинными разделами «Логики», в которой Милль раскрывается как сторонник теории социальной эволюции и про -рок человеческого прогресса, идущего сквозь века, как и другие люди его столетия. Как я уже отмечал, Милль этим был глубоко обязан Конту так же, как другому французу, Алексису де Токвилю, он был обязан своим возрастающим интересом к добровольному объединению людей, уравновешивающему слишком жесткий индивидуализм, а также своим акцентом на общественное и культурное многообразие, местные традиции и децентрализацию как средство предотвращения политической централизации, стандартизации мышления и подъема усредненной массы. Как мы узнаем из его «Автобиографии», Милль обнаружил, что в свои зрелые годы все более и более интересуется социализмом, и среди читателей Милля были те, кто был готов заявить, будто для него результат прогресса перестал состоять в максимуме личной свободы и стал означать со -циализм. Но, если взглянуть на содержание «социализма» Милля и, что так же важно, на границы, которые он ставит социалистическому вмешательству в свободу любого рода (в сфере собственности, доходов, предпринимательства, а также философской и политической мысли), становится очевидным, что Милля от настоящих социалистов того времени разделяет глубокая пропасть. Даже в последнем издании «Принципов политической экономии» он строго разделяет принципы и процессы, которые должны лежать в основе производства, с одной стороны, и распределения, с другой. Только в области последнего может иметь место вмешательство в интересах бедных, говорит он, но ни в коей мере не в сфере производства. И даже в том, что касается распределения, хотя правительство может применять власть для создания соответствующих каналов или институтов, он «не может произвольно определять, как эти институты будут работать». Трудно серьезно воспринимать такой социализм, в рамках которого не может существовать прогрессивного подоходного налога, нет ограничений на производство и нет вмешательства в частную собственность любого вида или размеров, даже с помощью налога на наследство! Известно, что Милль, а также его жена Гарриет Тейлор надеялись, что огромное неравенство между индивидами, а также между странами, в конце концов, исчезнет с продвижением прогресса, и останется лишь то неравенство, которое естественно и созидательно. Но прямые и немедленные правительственные меры по достижению такого сокращения неравенства он счел бы абсолютно неприемлемым. Несомненно, существуют различия в подходах к социализму в первом издании «Основ политической экономии», опубликованного в 1848 году, и в третьем издании 1852 года. Милль в третьем издании гораздо более благосклонно относится к возможности совместного владения собственностью, в противоположность индивидуальному владению, и при этом к постоянной необходимости конструктивной работы. Он действительно хочет сказать, что, если бы выбор стоял между коммунизмом и текущим экономическим положением, когда во многих случаях отношение к трудящимся было слишком жестким, и у слишком многих вообще не было работы, он предпочел бы коммунизм. Но необходимо отметить и помнить это важнейшее «если». Милль, с его безграничной уверенностью в непрерывности и неизбежности прогресса и с абсолютной верой в свободу индивида как важнейший механизм прогресса, нина минуту не мог предположить, что отвратительные условия 1852 года будут длиться долго. Его человеческая реакция на нищенскую, жалкую и полную опасностей жизнь, которую вело множество людей его времени, подтолкнула его к размышлениям о преимуществах социализма. Но его убежденность в абсолютной необходимости
Часть И. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода индивидуальной свободы и страх перед-однородностью единообразием, полным уравниванием населения, которые принес бы насажденный сверху и направляемый правительством социализм, были таковы, что он на деле никогда не мог бы подумать о чем-то большем, чем экспериментирование с маленькими добровольными коммунами с общей собственностью. В экономическом мышлении Милля есть еще один элемент, который необходимо здесь упомянуть и который на первый взгляд может показаться противоречащим его приверженности и прогрессу, и индивидуальной свободе. Это его описание «стационарного состояния» в главе 6 книге 4 «Принципов». Необходимо учитывать, что это описание следует сразу после продолжительного рассмотрения «влияния общественного развития на производство и распределение», где Милль убедительно обосновывает гармонию полной свободы индивидов и прогрессивного развития об -щества. Тем не менее Милль находит возможным эмоционально и даже с энтузиазмом рассмотреть преимущества, которые люди могут однажды получить в обществе, которое не находится в постоянном расширении по критериям роста населения, приумножения экономических благ и т.п. «Без сомнения, в мире, даже в старых странах, существуют возможности для значительного увеличения численности населения, если предположить, что и в дальнейшем производство будет продолжать развиваться для улучшения жизненных условий, а капитал — расти. Однако, даже если подобное увеличение численности не принесет вреда, я не вижу достаточно причин, чтобы стремиться к нему... Такая плотность [населения] может оказаться чрезмерной, хотя все будут иметь в изобилии продукты питания и одежду. Нет ничего хорошего в том, что человек вынужден постоянно находиться в обществе себе подобных. Мир, в котором искоренили одиночество, никуда не годный идеал. Одиночество, означающее, что человек часто остается наедине с самим собой, имеет решающее значение для достижения глубины мышления или развития личности, а одиночество перед лицом красоты и величия природы есть не только источник мыслей и надежд, возвышающих отдельного человека, вряд ли без него обойдется и общество в целом. Если земля должна потерять ту огромную часть своего очарования, какую придает ей все то, что неизбежно должно исчезнуть в результате неограниченного роста богатства и населения, только ради того, чтобы прокормить возросшее число не лучших и не более счастливых людей, то я искренне надеюсь, что ради нашего будущего человечество удовлетворится своей неизменной численностью задолго до того, как необходимость заставит его сделать это». Этот отрывок шокировал многих во времена Милля и продолжает шокировать тех из нас, кто на основании свидетельств человеческой истории верит, что ничто так не способствует процессам политического, социального и морального упадка, как прекращение экономического роста. Тщетно пытаться примирить Милля стационарного состояния с Миллем экономического прогресса, но надо сказать следующее. Даже в его излюбленных размышлениях об остановке материального прогресса и о возникновении стационарного состояния, независимость, автономия и интеллектуальная свобода индивида остаются самым главным оправданием такому состоянию. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР Герберт Спенсер, бесспорно, — высшее воплощение либерального индивидуализма и идеи прогресса в конце XIX века. Ни до, ни после него никто не объединял так действенно философию свободы с философией прогресса и не скреплял так основательно первую с последней. Вся органическая эволюция для Спенсера должна рассматриваться как длительный процесс изменений, в котором «гомогенность» повсюду заменяется на «гетерогенность». Возведенная из царства живых организмов в царство социального, она превращается в эволюцию, или прогресс, движущуюся от монолитного, статичного и репрессивного типа к разнообразному, плюралистическому и индивидуалистическому типу социальной организации. Все формы авторитаризма — религиозного, кастового, расового, морального и политического — обречены на упадок и в конечном счете на исчезновение так же, как в физической и биологической сферах гомогенность неизбежно сменяется гетерогенностью. Такова в предельно сжатом виде философия прогресса и
ISO Часть II. Триумф идеи прогресса *■ лаза 6. Прогресс как свобода свободы, которую представил миру Спенсер во второй половине XIX века, — и не только западной цивилизации, но и всему миру, включая Дальний Восток, где его идеи были в числе влиятельнейших теорий, пошатнувших древние доктрины и порядки. Его приверженность личной свободе, рожденная из религиозного нонконформизма его семьи, возможно, предварила его интерес и преданность принципу космического прогресса. Мы знаем, что уже в 1842 году, в возрасте двадцати двух лет, Спенсер опубликовал в газете The Nonconformist серию статей в форме писем, которой он дал общее заглавие «Письма о надлежащей сфере деятельности правительства» ("Letters on the Proper Sphere of Government"). Из этих статей мы узнаем, что главная функция государства, независимо от формы правления — монархической, республиканской, демократической и т.д. — состоит в том, чтобы «не позволять одному человеку посягать на права другого». В этот период своей жизни Спенсер даже не позволил бы политическому государству в какой-либо степени надзирать за образованием, производством, религией, общественным здоровьем и санитарией и даже вести войну. Мало что отличает его философию государственного управления от более ранней философии Уильяма Годвина. В этих ранних статьях берут начало все зрелые взгляды Спенсера на свободу. Он говорит в своей «Автобиографии» (Autobiography), что все размышления, которым суждено было появиться в работах «Социальная статика» (5о- cial Statics) (1850) и «Личность и государство» (TheMan versus the State) (1884) и сделать имя Спенсера во всем образованном мире символом либерального индивидуализма, выросли из того, что он писал в газете The Nonconformist в 1842 году. «Моя цель, — писал он, — это свобода каждого, ограниченная только подобной же свободой всех». И далее: «Каждый человек обладает свободой делать все, что он хочет, если он не посягает тем самым на такую же свободу какого - либо другого человека». Эти слова были написаны за девять лет до того, как Милль опубликовал свою работу «О свободе». Но если Милль смягчал свою защиту личной свободы принятием социализма добровольного типа в определенных сферах и в какой - то степени по - терял веру в экономический рост и развитие общества, то Спенсер никогда, до самой смерти, не отступал ни на шаг. В работах Спенсера, посвященных человеческому поведению, упор везде делается на свободу отдельного человека, а все формы власти, соответственно, осуждаются. Мы видим это в его «Принципах морали» (The Principles of Morality), в «Образовании» (Education), «Социологических исследованиях» (The Study of Sociology), «Данных этики» (The Data of Ethics) ив самых знаменитых —в «Социальной статике» и в «Личности и государстве». Простого перечисления нескольких заголовков глав из последних двух работ достаточно, чтобы передать их общую тему: «Первоначальный источник основного начала» (свобода!), «Права на жизнь и личную свободу», «Право пользования землей», «Право собственности», «Право мены», «Право свободно-гослова», «Праваженщин», «Правадетей», «Правоигнорировать государство». Это главы из «Социальной статики», и вслед за ними идет длинный раздел, где Спенсер эффективно сводит сферу применения государственной власти почти исключительно к защите только что перечисленных прав. Точно так же в «Личности и государстве» есть следующие заголовки глав: «Новый торизм» («либеральное» и «социалистическое» принятие государства как главной силы, обеспечивающей «социальную справедливость»), «Грядущее рабство» (политическое, во имя демократии и свободы), «Грехи законодателей» и «Великое политическое суеверие». В последней главе Спенсер показывает, как прежние всеобщие религиозные предрассудки человечества сменились в новое время такой же одержимостью политическим государством, как причиной и условием социального прогресса. Если кому-нибудь захочется получить из единственной статьи точное и полное представление о либерализме Спен -сера, нет лучшей работы, к которой можно обратиться, чем его замечательное и вместе с тем провидческое эссе «За пределами законодательства» ("Over Legislation"), первоначально написанное для The Westminster Review в июле 1853 года и позднее включенное в сборники опубликованных им эссе и статей. Эта статья одновременно и мощное утверждение свободы индивида как единственной свободы,
Часть И. Триумф идеи прогресса 1 лава 6. Прогресс как свобода заслуживающей рассмотрения, и одновременно демонстрация присущей политическому государству неспособности эффективно или справедливо решать какие бы то ни было общественные или моральные проблемы. Именно второе он сделал главным предметом своего эссе, и основная его часть сегодня воспринимается как специально нацеленное на проблемы бюрократии уже в наше время. Он твердо верит, что правительство или правительственные учреждения неспособны планировать за всех жителей страны. «...Когда я вспоминаю, как много моих личных планов потерпело неудачу, как спекуляции оказались неверными... как то, против чего я отчаянно боролся, считая несчастьем, принесло мне огромную пользу, в то время как то, чего я страстно добивался, принесло мне так мало радости, когда я это получил... Я поражаюсь слишком большой некомпетентности своего интеллекта, чтобы выдавать рецепты всему обществу. Есть огромная нехватка этого практического смирения в нашем политическом поведении...Хотя мы больше не считаем, что наши религиозные верования безошибочны, и потому перестали их насаждать, мы не прекратили насаждать сонмы других верований столь же сомнительного рода. Хотя мы больше не прибегаем к принуждению людей ради их духовного блага, мы все еще считаем себя вправе принуждать их ради их же материальных благ, не видя, что одно так же бесполезно и неоправданно, как другое». Далее на более чем пятидесяти страницах следует детальный, логичный, пошаговый анализ каждой функции, которую современное государство приняло на себя в ходе создания его институтов, от военного дела и отправления правосудия до всевозможных видов социального обеспечения. И делается здраво сформулированный и обильно проиллюстрированный вывод, состоящий в том, что в каждом из этих случаев цель не только не была достигнута, но, что еще хуже, были порождены новые пороки, худшие, чем те, ради исправления которых изначально создавалось соответствующее государственное законодательство. «Это порок эмпирической школы политиков, которые никогда не заглядывают дальше, чем непосредственные причины и немедленные результаты... Они не учитывают, что каждое явление связано с бесконечным рядом явле-ний, — оно есть результат мириад предшествующих явлений и оно примет участие в порождении мириад последующих явлений. Потому они не обращают внимания на то, что, нарушая естественную последовательность событий, они не только изменяют следующий результат в последовательности, но и меняют все будущие результаты, на которые он повлияет как частичная причина. Происхождение явлений из последовательности предшествующих явлений и взаимодействие каждой серии со всеми другими порождает сложную систему, находящуюся полностью за пределами возможностей человеческого восприятия». Анализ, даваемый Спенсером правительственной администрации, которая со временем станет широко известна как бюрократия, безжалостен, но по всем стандартам рациональности, включая стандарты, установленные Максом Вебером, является проницательным и справедливым. «Чиновничья система», говорит он, медлительна, и тупа: «При естественном ходе вещей каждый гражданин стремится найти себе самую подходящую функцию... Но в государственных структурах фактически получается наоборот. Здесь, как всем известно, происхождение, возраст, закулисные интриги и лесть определяют отбор скорее, чем достоинства. «Семейный дурачок» легко находит себе место в церкви, если «семья» имеет хорошие связи. Молодежь, слишком плохо образованная для любой профессии, хорошо подходит на роль армейских офицеров. Седые волосы или титул — гораздо лучшая гарантия продвижения во флоте, чем любые способности...» Чиновничья система по ее неизменной природе финансово «расточительна», «неадаптивна» и «продажна». Последнее непременно следует, утверждает Спенсер, из всех остальных болезней, присущих государственной бюрократии. Наконец, как отмечает Спенсер, государство, вторгаясь в многочисленные области, где оно не имеет возможности преуспеть, тем самым препятствует своей способности честно и эффективно выполнять две вещи, в которых только оно компетентно и для которых оно представляет ценность: защита индивидов от потенциальных агрессоров и отправление правосудия.
Часть П. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода Вопреки расхожему представлению о-том, что результатом страсти Спенсера к свободе явилось попустительство богатым и сильным (он несет ответственность за фразу, примененную им в ранних работах по эволюции, — «выживание сильнейших», которую хвалит и принимает Дарвин в «Происхождении видов»), в его работах присутствует сильная и настойчивая гуманитарная жилка. Никто больше Спенсера не был осведомлен о пороках своего времени, о спекуляциях и грабеже, о низведении множества способных трудолюбивых людей в класс бедняков, об ужасном расточительстве нуворишей и типичном для них крайнем пренебрежении положением остальных людей. Эссе Спенсера «Торговая нравственность» ("The Morals of Trade"), впервые опубликованное в 1859 году, —превосходное раз-мышление над этими вопросами. Нельзя также сказать, что его приверженность личной свободе означала невнимание к социальным связям. В работе «От свободы к рабству» ("From Freedom to Bondage") (1891) он говорит, что великой целью, к которой следует стремиться, является «добровольное сотрудничество», и что единственным действительно важным различием между обществами является раз -ница между «теми, где человеку позволяется делать то, что он лучше всего умеет делать своими собственными усилия -ми, и его успех или неудача зависит от его собственной эффективности, и теми, где человек назначается на свое место, работает под принудительным руководством и получает назначенную ему долю еды, одежды и крова». Он завершает свою книгу «Введение в этику» (Inductions to Ethics) наблюдением, что тем, кто смотрит назад на те изменения, которые произошли на протяжении тысяч прошедших лет, и вперед на те изменения, которые будут иметь место в течение тысяч будущих лет, «принесет удовлетворение созерцание человечества, так приспособленному к гармоничной общественной жизни, что все нужды спонтанно и с удовольствием восполняются каждым без вреда для других». Настоящий ключ ко взглядам Спенсера на действительный источник общественных улучшений можно найти во фразе, которую он использует в эссе, которые мы упоминали выше, «За пределами законодательства»: общественная жизненная сила. Под этим он имеет в виду те разно- видности энергии, которые спонтанно проявляются в людях, либо по одиночке, либо в добровольном объединении ради сотрудничества. «Дело не просто в том, что общественной жизненной силе можно доверять... выполнение любого раздутого требования неким спокойным самопроизвольным образом, не просто в том, что, выполненное таким естественным образом, оно будет выполнено эффективно, а не небрежно, как при искусственных попытках, но в том, что, если оно не реализуется естественно, оно может не быть выполнено вовсе». Это, собственно, подводит нас ко второму великому принципу, содержащемуся в работах Герберта Спенсера: принципу адаптивной эволюции и прогресса. Его вера в индивидуальную свободу и ответственность, а также отрицание им всех искусственных форм принуждения и насилия (начиная с политического государства как такового, которое он считал не более, чем пережитком или продолжением существования примитивно-дикарской формы применения силы) не могли бы принять ту чистую форму пророчества, которую они приняли, не будь они связаны с верой в естественный прогресс и на самом деле основаны на ней. Есть свидетельства (подтвержденные в его «Автобиографии»), что открытие Спенсером того, что он называл «гипотезой развития», произошедшее задолго до публикации великой книги Дарвина, имело место примерно в то же время, когда он осознал необходимость свободы индивида и пагубность политического государства.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |