КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 16 страница
«Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им. Мне ни разу не приходилось слышать, чтобы много хорошего было сделано теми, которые делали вид, что они ведут торговлю ради блага общества. Впрочем, подобные претензии не очень обычны среди купцов, и немного надо слов, чтобы уговорить их отказаться от них».
Часть П. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода Помимо того, что Адам Смит был поборником свободы и пророком экономического прогресса, он был, очевидно, не чужд иронии. ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ США Если 1776 год отмечен классическими трудами Адама Смита и Эдуарда Гиббона (к которым следует также добавить содержащую плодотворные идеи работу Иеремии Бентама «Отрывоко правительстве»), то «Декларациянезависимости», провозглашенная в том же году в американских колониях, чтобы в буквальном смысле проложить себе путь во все части света, придала тому году всемирно-историческое значение. Строго говоря, «Декларация» — это не основополагающий текст в истории идеи прогресса, но продукт умов, которые, начиная с ее составителя, Джеф-ферсона, глубоко верили в прогресс человечества. Интересно отметить, что в 1748 году Тюрго незадолго до того, как его приняли студентом в Сорбонну, предсказал освобождение колоний от британского правления. Это предсказание мы находим в его «Исследованиях причин прогресса и упадка наук и искусств...» — несколько разбросанном, фрагментарном, но блестящем наборе заметок об исторических взлетах и падениях, который, несомненно, был непосредственным источником уже рассмотренных нами двух, гораздо лучше скомпонованных, более зрелых речей в Сорбонне. В «Исследованиях» Тюрго в одном месте размышляет о роли колоний в истории; они «подобны плодам, которые держатся на дереве до тех пор, пока не созреют в достаточной степени; затем они отрываются, прорастают и производят новые деревья». Тюрго пишет: «Карфаген осуществил тоже самое, что сделали Фивы и что однажды сделает Америка». Мы знаем, что Тюрго на протяжении своей жизни искренне восхищался американскими достижениями в Новом Свете. Даже в последние годы жизни, после того, как он был вынужден покинуть политическое поприще и оказался практически под домашним арестом, он сохранил интерес и уважение к Америке. В письме к Ричарду Прайсу, которое я уже упоминал, Тюрго зашел настолько далеко, что заявил, что «Америка — это надежда человеческого рода». Тюрго не был одинок в своих чувствах. Да, до него в том же веке находились люди (и в их числе великий Бюф-фон), объявлявшие Америку континентом, где невозможно основать истинную цивилизацию. Здесь, заявляли они, недостаточно природных ресурсов, и все формы животной и человеческой жизни, исконно существовавшие на этом кон -тиненте, являются более низкими по своей природе. Таковы были аргументы Бюффона и других против возможно -сти настоящего прогресса на континенте. Но американцы не замедлили с ответом. Франклин, Джефферсон, Джон Адаме и Бенджамин Раш встали в авангарде контратаки. Обладая огромным богатством соответствующих доказательств (геологических, ботанических, зоологических, физиологических и т.д.), американцы быстро показали, что Америка во всех отношениях молода, сильна и способна предоставить гораздо больше необходимых для прогресса цивилизации ресурсов, чем любая европейская страна. Франклин в своих «Наблюдениях по поводу роста человечества» (Benjamin Franklin, Observations Concerning the Increase of Mankind) в 1755 году использовал быстро растущее население Америки в качестве главного аргумента для своего предсказания того, что она станет великой и могущественной цивилизацией. Значительно позже, в 1785 году, Джефферсон в своих «Заметках о штате Виргиния» (Thomas Jefferson, Notes on the State of Virginia) все еще отвечал на утверждение Бюффона о том, что природа Америки беднее природы других частей мира. Он заявил, что американцы, включая туземных индейцев, по меньшей мере равны европейским физическим типам, а возможно, и превосходят их. Джефферсон безо всяких сомнений использовал победу Америки над английскими и другими войсками в революционной войне как доказательство того, что американцы не только физически превосходят англичан, но и что поражение последних свидетельствует об их вырождении в телесном и умственном отношении. К концу XVIII века в Европе стало встречаться гораздо меньше оценок, подобных той, что высказал Бюффон. Достижения американцев во многих областях были слишком очевидны, чтобы какие бы то ни было обвинения в регрессе могли иметь место. Гораздо более распространенными
Часть II. Триумф идеи прогресса 1 лава 6. Прогресс как свобода были замечания, подобные сделанным Tippro в 1748 году, которые были повторены такими мыслителями, как Вольтер и Кондорсе. В своих «Философских письмах» Вольтер объявил, что Америка является усовершенствованием всего, что было совершенным в Англии. Квакеры в Пенсильвании, утверждал Вольтер, уже создали «тот золотой век, око-тором говорят люди». Аббат де Рейналь (который раньше был в этом споре на стороне Бюффона) приветствовал Америку словами: «Новый Олимп, новая Аркадия, новые Афины, новая Греция». И Кондорсе в своем предсказании того, что принесет следующая стадия прогресса человечества, использовал Америку как пример, являющий все, что было, по его убеждению, лучшим и наиболее передовым на текущей стадии развития, и как образец того, каким должен со временем стать весь мир, если он дойдет до высочайших уровней цивилизации. Нет необходимости говорить, что в Америке такого рода оценки были чрезвычайно распространены. Великие отцы-основатели подчеркивали свою убежденность в прошлом прогрессе человечества, длившемся долгое время, и в будущий длительный прогресс, в авангарде которого будет стоять Америка, Эти люди, в большинстве своем глубоко погруженные в античную классику, время от времени могли высказывать нео-циклические взгляды о том или ином конкретном народе или о человеческой природе и ее постоянной подверженности ошибкам. Но все это вряд ли существенно перед лицом величественных утверждений прогресса цивилизации, которые мы находим у Джефферсона, Джона Адамса, Франклина, Пейнаидр. Отношения между пуританством в Америке и развитием философии светского прогресса очень похожи на те, которые мы встречаем в Европе. Здесь нет возможности дать полное описание пуританских воззрений XVII—XVIII веков, имеющих отношение к этому вопросу. Но все же кое-что необходимо сказать. Историк Дэвид Левин в своем недавнем исследовании молодого Коттона Метера (David Levin, Cotton Mather: The Young Life of the Lord's Remembrancer: 1663 — 1703) хорошо освещает эту тему. Он отмечает, что в 1669 году отец Коттона, Инкрис Метер, неоднократно публично выражал твердую уверенность в том, что тыся- челетнее царство уже на подходе, и свою личную веру в то, что Новая Англия, к тому времени уже вышедшая из-под британского владычества, станет Новым Иерусалимом. Левин свидетельствует, что сам Коттон Метер, еще будучи молодым человеком, сочетал в своем мышлении те же черты милленаристской страсти и интереса к практическим искусствам и наукам, которые, как мы видели, процветали в пуританской Англии. Коттон Метер считал, что тремя величайшими событиями современной эпохи являются открытие Америки, возрождение искусств и наук и Реформация. Как пишет Леви, Коттон «мог восхвалять Френсиса Бэкона, чтить Роберта Бойля, восхищаться Исааком Ньютоном и при этом продолжал бы писать о демонах, ангелах и ведьмах как о явлениях не менее реальных, чем люди или сила гравитации». В свои молодые годы Коттон Метер объявил о своей убежденности, основанной на усердном изучении библейских пророчеств и на наблюдениях за тем, что происходит в его собственное время, в том, что миллениум настанет в 1679 году. Интересно заметить, что задолго до Бенджамина Франклина Метер использовал темпы роста населения в Америке в сравнении с Европой в поддержку утверждения, что Новая Англия вскоре вступит в тысячелетнее царство. Пуританское мышление о прогрессе — в Новой Англии XVII века преимущественно духовное и направленное на миллениум, но постепенно утрачивающего эти черты с приближением XVIII века — постепенно и непрерывно двигалось в направлении позитивных суждений, которые мы встретим у отцов-основателей. Перри Миллер (Perry Miller) доказывает это, приводя множество примеров в исследовании о Джонатане Эдвардсе, который надолго останется в американской истории единственным философским умом, достойным сравнения с европейскими мыслителями. Эдварде, будучи глубоко религиозным человеком и пламенным пуританином (он, в конце концов, был ведущей фигурой «Великого пробуждения» Америки в 1730— 1760 годах), тем не менее в своих теологических работах явно выказывал глубокий интерес к вопросам психологического, философского, экономического и политического характера. Я признаю, что интерпретация, даваемая
Часть П. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода Эдвардсу Перри Миллером, подразумевающая «модернизацию» его возвышенного религиозного ума считается спорной среди исследователей пуританства, но любой заинтересованный наблюдатель не может не прийти к выводу, что у Эдвардса, несомненно, присутствовали явные признаки современности, — признаки, которые были восприняты и стали основой для дальнейших построений в годы, последовавшие за написанием его работ. И это в полной мере относится к идеям тысячелетнего царства и прогрес -са. Здесь очень уместно привести то, что впоследствии скажет Сакван Беркович в своей «Американской иеримиаде» (Sacvan Bercovitch, American Jeremiad); Беркович говорит о направленности мысли Эдвардса: «Она показывает, во-первых, что Эдварде обнаруживает протонационалис-тические тенденции "Пути Новой Англии". Он унаследовал концепцию нового избранного народа и расширил ее содержание, включив в состав этого народа, помимо пуританских теократов Новой Англии, нарождающийся американский народ Божий». Беркович усматривает у Эдвардса «акцентирование процесса». Хотя я не могу согласиться с его мнением об отсутствии такого акцентирования у английских пуритан (в большей степени интересовавшихся, как он пишет, конечным событием прихода миллениума, чем процессом, в результате которого оно наступит), у меня нет никаких сомнений в том, что американцам было свойственно то акцентирование процесса, о котором говорит Беркович. «Эдварде, —пишет он, —изменив сценарий для последнего акта пьесы, связал всю последовательность событий в органическое божественно-человеческое (и божественно - при-родное) целое». Вот именно. Корни мышления Эдвардса действительно пуританские; истоки его собственной «божественно-человеческой» философии истории с ее неизбежным милленаристским результатом нельзя отделить от взглядов американских пуритан XVII века, которые видели прогресс имеющим преимущественно божественное происхождение. Но тот вид представлений о прогрессе человечества, который содержится в уже цитировавшемся письме из «Вирджинской газеты» {Virginia Gazette) за 1737 год, и тот вид мировоззрения, который мы находим еще более ярко выраженным в пред- и пост-революционных работах отцов-основателей и их современников, не могут быть поняты без учета неосекулярного акцента на человеческом и и материальном в работах величайшего американского бого -слова своего времени. Как и в Европе, в Америке того времени для легитимации чего бы то ни было политического и социального требовалась санкция со стороны священного. Я надеюсь, что все вышесказанное не оставило впечатления, что в Америке никак не воспринимались те силы, которые проистекали непосредственно из западноевропей -ского Просвещения. Американцы, в том числе религиозные лидеры, с большим вниманием читали произведения Аок-ка, Юма, Монтескье, Пристли, Прайса, многих энциклопедистов и большого числа других европейских знаменитостей. Также не следует забывать, что в конце XVIII века Америка пережила собственное Просвещение, во многом похожее на европейское. Но, как убедительно показал Генри Мей в своем «Американском Просвещении» (Henry May, The American Enlightenment), практически невозможно разделить религиозные и светские составляющие американского расцвета или понять его без учета все еще сильной протестантской оболочки. В Европе было немало просветителей,которые могли сохранять, подобно Лессин-гу, Гердеру, Канту и Пристли, веру в христианские принципы наряду с верой в науку. Но в европейском (особенно во французском) Просвещении в невиданном для Америки количестве нашлись и те, кто предпринял мощную атаку на христианство. Эрнест Тувесон в своей работе «Нация-спаситель: идея о роли Америки в наступлении миллениума» (Ernest Tu-veson, Redeemer Nation: The Idea ofAmerica's Millennial Role) многое прояснил, сведя вместе религиозно-апокалиптические и рационально-политические влияния в американской мысли. Как я отмечал ранее, одной из первых жертв Великого Восстановления была августинианская догма единого неделимого человечества как истинного и единственного объекта, в рамках которого воплощается прогресс. Такая догма не могла выжить в условиях взрывного роста национализма, который пришел вместе с протестантской Реформацией, и, как мы видели, лютеране
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода и кальвинисты XVI века обладали весьма сильным национально-политическим чувством. Так, постепенно, пришло ощущение нации как своего рода спасителя в процессе исторического развития. Религиозные фанатики соперничали с политическими националистами в создании этого чувства. Как, впрочем, показывает Тувесон, нигде чувство единственной нации как спасителя человечества не было таким сильным и длительным, как в Америке. Он пишет: «...Когда сформировалась милленаристская теория протестантов, вместе с ней логически пришла необходимость отыскать новый избранный народ или народы. Если история — это теодицея, если спасение исторично, равно как и индивидуально, если зло должно быть окончательно и решительно побеждено входе грандиозных конфликтов, то Бог должен действовать через сплоченные группы людей; должны существовать дети света и дети тьмы, разделенные географически, и должна существовать возможность обозначить град Божий и город мира на картах». Положительные оценки прогресса, которые мы встречаем в Америке XVIII—XIX веков, едва ли могут быть отделены от глубокого убеждения, что Америка не только является избранной страной, но и страной-спасителем для огромной части человечества (Европы и других, более отдаленных частей света), которая все еще была скована устарелыми и рабскими идеями. Успех Войны за независимость только усилил ощущение наступившего миллениума или его приближения. Как писал Беркович, термины «политический миллениум» и более часто используемый термин «американский миллениум» был обычным в речах и письменных работах, изобиловавших в последние десятилетия XVIII века и весьма распространенных на протяжении заметной части XIX века. Беркович пишет: «Американский милленаризм пронизывал весь спектр общественной мысли. Деятели в области образования планировали "духовную революцию", которая должна привести человечество к совершенству. Политические и моральные реформаторы рекламировали свои программы как "революционное завершение Божественного плана". Выдающиеся мыслители настаивали, что технологии "революционизируют землю" и превратят ее в "божественно-человеческий рай", где «но- вый доступ к жизненной силе... художественной, утопической, трансцендентальной не будет уступать механической мощи; и дух приобретательства будет "служить прообразом" ["typify"] "бесконечного" размаха души. Профсоюзные лидеры находили в революции "пост -милленаристское оправдание профсоюзному движению"». Подобно тому, как ощущение миллениума, унаследованное от пуританства, было преобразовано в политику миллениума, вместилищем которой стало американское правительство, точно так же завещанное пуританами чувство движения человечества вперед к будущему тысячелет -нему царству было преобразовано в Америке во все более и более светский взгляд на природу этого продвижения. Тем не менее в рамках этого взгляда сохранялись навеянные ре -лигией атрибуты непреклонности и неизбежности. Многие американцы могли мыслить новую нацию как разновидность земного спасения, и идея расширения данного политического сообщества занимала видное место в их мышлении, и точно так же они могли полагать все прошлое человечества длительным периодом подготовки к созданию тех элементов материальной и духовной культуры, которые преобладали в американской жизни. Революция стала повивальной бабкой при рождении новой, священной республики, но не более того. Гораздо важнее было понять место новообразованных Соединенных Штатов Америки, (занимавших лишь малую часть обширного континента) в марше человечества к продвинутым стадиям знания и благоденствия. И, по мнению значительного числа американцев, это место было в авангарде марширующего человечества. В одном из самых захватывающих отрывков, которые можно встретить в литературе о прогрессе, Джефферсон, в возрасте восьмидесяти одного года, всего за два года до своей смерти, дал обзор достижений, которые он наблюдал на протяжении своей жизни. Особую пикантность его взгляду придает то, что весь американский континент он использует как живую картину, которая, будучи правильным образом представленной, может служить иллюстрацией прогресса всего человеческого рода. «Пусть философски настроенный наблюдатель начнет путешествие с дикарей, заселяющих земли от Скалистых
Часть II. Триумф идеи прогресса 1 лава 6. Прогресс как свобода гор на восток в сторону нашего морского.побережья. Он увидит тех, кто находится на самой ранней стадии общественного строя, живущих безо всякого закона, не считая естественного... Он затем встретит тех, кто живет на нашем фронтире в пастушеском состоянии, разводящих скот, чтобы возместить нехватку продуктов, доставляемых охотой... и так, продвигаясь вперед, он будет встречать постепенно возрастающие градации улучшения человека до тех пор, пока не достигнет своего собственного, на данный момент, самого совершенного состояния в наших приморских портовых городах. Фактически это равносильно обзору прогресса человека во времени, от детского состояния в момент сотворения и до сего дня. И где остановится этот прогресс, никто не может сказать. Варварство тем временем продолжает отступать перед мерными шагами усовершенствования и со временем, я уверен, вовсе исчезнет с лица Земли». Ни Тюрго, ни Кондорсе, ни кто-либо еще из европейских философов прогресса не смог бы лучше соединить антропологический метод с верой в неизбежное улучшение человеческой участи на Земле. Даже суровый, временами пессимистичный Джон Адаме мог в самых красноречивых выражениях дать высокую оценку человеческому прогрессу. Так, Адаме начинает «Предисловие» в своей знаменитой работе «В защиту устройства правительственной власти Соединенных Штатов» (John Adams, Defense of the Constitutions of Government of the United States) словами: «Искусства и науки в целом на протяжении трех или четырех последних веков двигались постоянным курсом прогрессивного улучшения. Изобретения в механических ремеслах, открытия в естественной философии, навигации и торговле, а также рост цивилизованности и человечности вызвали такие изменения в мире и в человеческом характере, которые поразили бы самые утонченные народы древности. Продолжение подобных усилий с каждым днем все больше и больше превращают Европу в одно сообщество или в единую семью. Даже в теории и практике государственного управления, во всех просто устроенных монархиях были осуществлены значительные усовершенствования». Но главной темой книги было обоснование еще более значительных улучшений, реализованных в Америке в результате принятия конституций отдельных штатов и обще -национальной конституции. Для Джона Адамса это означало ключевое разделение властей: исполнительной, законодательной и судебной. Здесь было бы неуместным давать подробное описание защиты Адамсом принципа разделения властей, выполненной с подлинным искусством и эрудицией. Я здесь хочу лишь подчеркнуть связь этой защиты с его верой в существование прогресса в прошлом, настоящем и будущем. Его уверенность в будущем, а также его чувство движения вперед во времени можно увидеть в еле -дующем отрывке: «Институты, созданные в настоящее время в Америке, не износятся полностью и за тысячи лет. Потому чрезвычайно важно, чтобы они с самого начала были учреждены правильно. Если начало было неправильным, то они никогда не смогут вернуться на верный путь, разве что случайно. Зная историю Европы, и, в особенности, Англии, было бы вершиной глупости возвращаться назад к институтам Вотана и Тора, как советуют сделать американцам...» Последнее предложение представляет собой довольно язвительный ответ на критику Тюрго в адрес американских конституций. Чтобы оценить степень серьезности симпатий Джона Адамса к прогрессизму, интересно отметить, что спустя годы в одном из многочисленных писем, которыми он обменивался с Джефферсоном, Адаме упоминал и даже цитировал отрывки из «Предисловия». Можно догадаться, что он был уязвлен высказываниями некоторых оппонен -тов, которые он воспринимал как несправедливые обвинения в «рекомендациях молодым "смотреть назад, а не вперед" в поисках наставлений и улучшений». По той же причине он цитирует отрывок из «Предисловия», начинающийся со слов «искусства и науки... двигались постоянным курсом прогрессивного улучшения», на сей раз добавляя курсив. Бенджамин Франклин не раз давал волю своим чувствам по поводу прогресса человечества. Письмо, напи-санноев 1788 году преподобному Джону Латропу, служит Достаточной иллюстрацией как мысли, так и силы эмоций: «...Я долгое время находился под воздействием того же
Часть П. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода чувства, которое Вы так хорошо выражаете, — чувства растущего счастья человечества от усовершенствований в философии, морали, политике и даже от улучшения обычных жизненных удобств, происходящего от изобретения и приобретения новых и полезных принадлежностей и инструментов, что иногда я почти мечтаю о том, чтобы мне было суждено родиться два или три века спустя. Ибо изобретения и усовершенствования имеются в изобилии и приводят к рождению все новых улучшений такого рода. Современный прогресс быстр». Франклин завершает свое письмо рассуждением, что, если «искусство медицины» будет совершенствоваться пропорционально тому, что наблюдается в других областях знания, то «мы сможем тогда избегать болезней и жить так же долго, как библейские патриархи». И в письме от 1780 года к Джозефу Пристли Франклин говорит: «Невозможно представить высоты, до каких может дойти через тысячу лет власть человека над материей». (Можно предположить, что «тысяча лет» естественным образом приходила на ум любому человеку, знакомому с пуританским милленаризмом, а такие люди, несомненно, были в роду Франклина). Не будет неуместным процитировать здесь самого При -стли, которому писал Франклин, поскольку этот великий ученый, хотя и родился в Англии и там осуществил свои самые знаменитые работы в области экспериментальной науки, был вынужден бежать в Америку после того, как бирмингемская толпа подвергла его истязаниям, сожгла его дом, библиотеку и лабораторию из-за его симпатий к французским революционерам и из-за его критики Бер-ка. Стоит ли говорить, что Пристли радостно приветствовали — более того, фактически пригласили — высокопоставленные американцы. Его встретил в нью-йоркской гавани сам губернатор Клинтон, ему предоставили место профессора химии в Университете Пенсильвании, Джефферсон пригласил его помочь в создании и развитии Университета Вирджинии. Но Пристли предпочел жить на пенсильванском фронтире, не переставая надеяться, что его европейские друзья и студенты присоединятся к нему в деле построения либертарианской Утопии. Пристли — еще один из выдающихся представителей Просвещения, находивших возможным и необходимым сочетание экспериментальной научной работы с глубокой и непрекращающейся религиозной верой. Он мог разражаться беспощадными филиппиками в адрес Гиббона и Юма за их отступление от христианской веры. И он оставался верным унитарием до конца своей жизни. Вера Пристли в прогресс человечества оставалась очень сильной, что показывает следующий отрывок, процитированный Коммаджером (Commager): «Я зрю восторг на восхитительном лице природы и восхищаюсь ее чудесным устройством, законы которого ежедневно раскрываются нашему взгляду... Гражданское общество еще находится в младенчестве, мир как таковой очень мало известен его цивилизованным обитателям, и мы плохо знакомы с истинной ценностью тех немногих известных нам его плодов, которым мы лишь начинаем давать имена, упорядочивая их. Как же гражданин мира должен желать знать о будущем его прогрессе?» В Америке Пристли мог испытывать интеллектуальное поощрение, пришедшее с членством в Американском философском обществе (в Филадельфии, недалеко от которой он жил), основанном Бенджамином Франклином много лет назад для того, чтобы на его регулярных собраниях могли встречаться люди изо всех колоний, интересующиеся развитием науки и практических искусств и ремесел. Не может быть сомнений по поводу милленаристской при -роды веры Пристли в науку и прогресс, на что указывают следующие восторженные строки: «[Люди] сделают свое положение в этом мире гораздо более легким и удобным; они, вероятно, продлят свое пребывание в нем и с каждым днем будут становиться все более счастливыми, каждый в отдельности, а также смогут (и я верю, что они будут еще больше к тому склонны) передавать счастье другим. Таким образом, каким бы ни было начало этого мира, конец его будет столь славным и райским, что сейчас наше воображение не может этого представить». Только Уильям Годвин, живший в Англии, к которому мы вскоре перейдем в этой главе, превзошел в риторике эту уверенную надежду на будущее.
Часть II. Триумф идеи прогресса лава 6. Прогресс как свобода Джефферсон был одним из тех американцев, кто, веря в несомненность прогресса, не колеблясь предлагал социальные условия, при которых прогресс пойдет более легко. Его склонность к сельской жизни хорошо известна, и следующий отрывок свидетельствует об этом в той же мере, как и о его заинтересованности в прогрессу; отрывок взят из Вопроса XIX «Заметок» Джефферсона: «Случайные обстоятельства, возможно, иногда замедляли естественный прогресс и развитие ремесел, но, вообще говоря, в любом государстве соотношение численности земледельцев и всех других классов населения — это соотношение его здоровых и нездоровых частей, которое является довольно точным барометром для измерения степени его разложения». Интересно узнать, что Франсуа Жан Шатлю, автор «Путешествий в Северную Америку, 1780, 1781 и 1782» (Framois Jean Chastellux, Travels in North America, 1780, 1781, and 1782), основанных на его собственном опыте участия французского генерала в Войне за независимость, имел достаточно неоднозначное мнение о рецепте Джефферсона. Шатлю за несколько лет до этого написал получившую широкую аудиторию, хотя и спорную, книгу о прогрессе человеческого счастья, в которой он связывал высшие достижения в развитии с установлением полной свободы. По просьбе президента Колледжа Вильгельма и Марии, где Шатлю встретил радушный и фактически вошел в число преподавателей, он письменно изложил свои взгляды на перспективы искусств и наук в Америке и объявил незадолго до возвращения во Францию о своей полной уверенности в том, что знания в Америке будут постоянно и прогрессивно развиваться так же, как, по его мнению, будут развиваться и изящные искусства. Но Шатлю посоветовал американцам уделять больше внимания развитию своих (пяти) городов, поскольку, утверждал он, искусства и науки могут развиваться только в городской атмосфере. Сельская местность тоже важна, но ее обитатели должны быть приближены к городам. Том Пейн, родившийся в Англии, но бывший до мозга костей американским патриотом, чья самая известная работа «Права человека» была написана с целью подробного опровержения пессимистических и крайне враждебных взглядов Берка на Французскую революцию, столь же восторженно относился к будущему американского общества. «Судя по быстрому прогрессу, который делает Америке во всех сферах, будет разумным заключить, что, если правительства Азии, Африки и Европы стали бы следовать принципу, подобному американскому, или если бы они не были столь давно испорчены, эти страны должны были к настоящему времени находиться в гораздо лучших уело -виях по сравнению с теми, которые есть сегодня».
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |