КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 12 страница
Конечно, XVIII веке были мыслители, такие как Монтескье и Вольтер, готовые говорить о персах и китайцах как о цивилизациях, превосходящих Запад. Но это было, по сути, идеологическим ходом — способом укорить Запад, подобно тому, как Тацит в I веке н.э. аналогичным образом использовал германцев. Что касается человеческого прогресса, эти мыслители на деле не сомневались в превосходстве Запада и в его ведущем положении. Интересно также отметить, что по мере того, как западным мыслителям становилась доступна масса данных, касающихся остальной части мира, собранных миссионерами, путешественниками и прочими, их представление о центральной роли Запада приобретало все большую значимость. Артур Лавджой прекрасно описал связанный с этим парадокс: «И только после того, как Земля потеряла свою монополию, ее обитатели стали придавать такое исключительное значение ходу земных событий и так живо обсуждать дейст -вительные и потенциальные достижения рода человеческого... как если бы вся судьба Вселенной целиком зависела от них и обретала в них свое осуществление и завершение. И не в тринадцатом, а в девятнадцатом веке озаботился homo sapiens вопросом значительности и исключительного положения своего бесконечно малого уголка космической сцены». Но эти хлопоты уже в XVII веке были в полном разгаре. В XIX веке они просто стали более интенсивными в результате усиливавшегося в течение двух веков европоцентризма, основанного на идее прогресса. Все это довольно-таки удивительно. Наши стереотипы в отношении западной истории учат нас считать сознание человека Средневековья более ограниченным, чем сознание современного человека. Возможно, в некоторых отношениях это справедливо. Но в некоторых более важных отношениях это не так. С уменьшением влияния в западном мышлении христианских представлений — таких понятий, как единство человеческого рода, цепь бытия во Вселенной и относительная незначительность как этого мира, так и этой жизни
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановление в общей схеме вещей, — западный человек.постепенно стал более озабочен не просто предметами этого мира, но и, что важнее, той крошечной их частью, которая находится в Западной Европе. Я думаю, будет справедливым утверждение, что рассказы Марка Поло, написанные в XIII веке для других людей Запада, сыграли гораздо большую роль в прекращении фиксации западного человека на самом себе, чем обильная литература XVII—XVIII веков о народах и культурах мира. Ко времени последней магия идеи прогресса и вместе с ней европоцентричный взгляд на весь мир выросли в такой пропорции, что немногое в мире, если вообще хоть что-то, могло рассматриваться само по себе. Все должно было восприниматься через Запад и его ценности. СПОР О ДРЕВНИХ И НОВЫХ Какой бы абсурдной ни казалась сегодня эта полемика, она имела большое значение в умах ее участников в XVII веке, среди которых были писатели такого масштаба, как Буало, Свифт, Бентли и Перро. Более того, это была литературная баталия, из которой возникла современная идея прогресса, по крайней мере по мнению Огюста Конта в XIX веке и Дж. Б. Бэри в его «Идее прогресса» в XX веке. Бэри посвящает этому спору целых две главы и присуждает одному из его участников, французу Фонтенелю, честь быть «первым, кто сформулировал идею прогресса знаний как целостную доктрину». Сегодня, благодаря новым знаниям, мы бы этого не утверждали, и все же данное событие обладает полной мерой значимости в истории идеи прогресса. Полемика или дискуссия, о которой идет речь, велась вокруг следующего вопроса: что стоит выше — литературные, философские и научные работы классической Греции и Рима или, напротив, современные труды, т.е. созданные в XVI—XVII веках? Полемика началась в Италии в начале XVII века, когда блистательный Тассони в своих «Разнообразных мыслях» (Varieta di pensieri di Alessandro Tassoni, 1620) напал на Гомера за все погрешности в сюжете, характерах и языке, которые он смог найти. Сегодня ни один писатель, с пафосом говорил Тассони, не продержался бы в своем статусе и минуты, если бы использовал столь нелепые образы и неправдоподобные события, какие ветре- чаются в «Илиаде» и «Одиссее». Тассони зашел и дальше: современные писатели в целом выше всех тех, кто писал свои «классические» работы в древности. Хотя Тассони и начал баталию, настоящим ее полем стали Франция и Англия. Именно в этих двух странах защитники древних — Буало, Темпл и в значительной степени Свифт — вели яростное сражение с Перро, Фонтенелем и другими, кто настаивал, что ничего из того, что было сделано в древние времена, не могло быть такого же высокого качества, как в современную эпоху. В Англии сэр Уильям Темпл в своем «Эссе о древней и современной учености» (Sir William Temple, Essay Upon the Ancient and Modern Learning) заявил от имени древних и с прискорбной недооценкой современной науки: «Не было бы ничего нового в астрономии, что могло бы сравниться с древними, если бы не система Коперника; в медицине тоже — если бы не кровообращение Гарвея». На это мы можем только ответить: и правда, «если бы не»! За книгой Темпла последовали «Рассуждения о древней и современной учености» Уильяма Уоттона, которые превосходят работу Темпла хотя бы тем, что Уоттон справедливо настаивал на необходимости отличать науку от литературы и искусства. Науке присуще накопление знаний, утверждает Уоттон, и, к примеру, работы Ньютона неизбежно превосходят труды, скажем, Архимеда. Однако произведения литературы и искусства имеют совсем другой характер. Очень может быть, что никому все еще не удалось превзойти гений Эсхила или Праксителя или даже сравниться с ним. Но вершиной английской полемики по этой проблеме стала «Битва книг» Джонатана Свифта (Jonathan Swift, Battle of the Books), опубликованная в 1704 году, — в том же году, когда вышла другая его блестящая сатира, «Сказка бочки» (Jonathan Swift, A Tale of a Tub). Свифт служил секретарем у Темпла и был прекрасно знаком с педантами, эрудитами, выскочками и невеждами, которых встречал по обе стороны баррикад (и описывал их язвительными и полными презрения словами). Свифт в своей восхитительной «Битве книг» придерживается гомеровского стиля. По сей День доводы и контрдоводы, приводимые типичными книгами из соперничающих лагерей ночью в тихой библиотеке,
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Великое восстановление описываемые в этом классическом произведении Свифта, представляют собой увлекательное чтение, тем более уместное, если вспомнить сегодняшних модернистских «выскочек» и «невежд». Свифт, возможно, считал эту дискуссию пустой и скучной, но он старается поддержать древних и по-настоящему больно ударить по тем своим современникам, которые считали, что классики вышли из моды. Но, с точки зрения истории идеи прогресса, гораздо более важны французские, а не английские проявления этого спора, даже притом, что ни одна из соответствующих работ (за исключением произведений Буало, принявшего сторону древних) в полной мере не сравнится с гением тех же Уот-тона и Свифта. Кроме того, французы несколько раньше англичан опубликовали свои основные работы. Французская Академия, основанная в 1635 годуй позднее ставшая арбитром во всех литературных вопросах, не имела тогда ни лидеров, ни определенной политической ли -нии. Горячность, с которой велась баталия между защитниками древних и адвокатами новых, в значительной степени объяснялась борьбой за контроль над Академией. Величайшим из умов Академии был Буало, но неизменное предпочтение, которое он отдавал грекам и римлянам, дорого ему стоило в том, что касается влияния на дела Академии. Большинство ее членов всерьез считали таких бездарностей и писак, как Мейнар, Гомбо, Годо, Ракан, Сарразен и Вуа-тюр (имена, не говорящие никому практически ничего после краткого всплеска известности в свое время), ведомыми тем же гением, который проявлялся в величайшие эпохи Древней Греции и Рима. Буало быстро разглядел пустоту претензий тех, кто поддерживал «новых», и отреагировал с соответствующим презрением, а также высказав ученое и критическое осуждение. Но его дело было проиграно задолго до начала сражения. Солдаты современности держали в своих руках все главные полемические позиции. Они были решительно настроены доказать, что современные авторы — поэты, драматурги, эссеисты и прочие, — а также современные ученые, превзошли древних греков и римлян. Никто никогда не давал более проницательной и более презрительной оценки стратегии французских сторонников модерна времен этого спора, чем Жорж Сорель в сво- их «Иллюзиях прогресса» (Georges Sorel, Les Illusions du progres), опубликованных во Франции более чем двумя столетиями позже. Он раскрыл суть дела, показав, как новые с помощью порочного круга в рассуждениях «доказали», что они выше древних благодаря действию закона интеллектуального прогресса, и одновременно «доказали» действенность утверждаемого закона прогресса очевидным превосходством современных поэтов и драматургов над древними. Для Сореля, всегда настроенного наступательно, этот эпизод был примером лицемерия французских интеллектуалов XVII века, низводящих себя до уровня современной им богатой и властной буржуазии, которая ничего так сильно не хотела, как доказательств своей собственной значимости, полученных из сфер, о которых она не имела никакого представления — желание, подчеркивает Сорель, которое интеллектуалы того времени были рады удовлетворить в обмен на обещания покровительства. Двое из защитников «новых» отличались, по крайней мере, эффективностью полемики: Шарль Перро и Бернар де Фонтенель. Первый из двух был более творческим человеком. В то же время его представления о будущем не со дер -жали розовых тонов. В своем «Сравнении древних и новых» (Charles Perrault, Parallele des anciens et des modernes en ce qui regarde les arts et les sciences. Dialogues avec le роете du siecle de Louis-le - Grand et une epitre en vers sur le genie) он говорит нам, что его собственный век «достиг... высшего совершенства». Он сомневался, что у нас есть много такого, «о чем позавидуют те, кто придет после нас». По крайней мере в том, что касается идеи прогресса, Перро (который, безусловно, вошел в историю в первую очередь как автор «Золушки», «Спящей красавицы» и других сказок для детей) особенно интересен тем изобретательным способом, с помощью которого он разделывается с пугалом итальянских гуманистов, которым были Средние века. Как можно говорить о линейном непрерывном прогрессе из прошлого в настоящее, зная, что существовало Средневековье, период невежества, тирании и порока, длившийся тысячу лет? 1акой вопрос задавали гуманисты. Перро нашел на это остроумный ответ. Мы можем сравнивать прогресс искусства и науки, говорит он, с «реками, которые внезапно уходят
Часть 1. Происхождение и развитие идеи прогресса Лава 5. Великое восстановление под землю, а затем, после того, как пройдут определенную часть пути под землей, они, наконец, вытекают наружу... и их можно видеть вновь столь же полноводными, какими они были, когда исчезли из вида». Итак, во время ненавистного Средневековья знания продолжали развиваться, но в виде подводных течений, к примеру, в изолированных монастырях. Прогресс знаний время от времени замедлялся, но до сих пор ни разу не останавливался полностью. Впрочем Фонтенель в своей панораме прогресса хотел проследить весь путь в будущее. В своем «Отступлении о древних и новых» (Bernard de Fontenelle, Digression sur les anciens et les modernes) он говорит нам, что истинный вопрос о прогрессе человечества состоит в том, остается ли природа одной и той же на протяжении веков и тысячелетий. Фонтенель, твердый картезианец, считал, что природа неизменна: «Единожды проясненный, весь вопрос о превосходстве древних или новых сводится к тому, были ли деревья вчера выше, чем те, что растут сегодня. Если да, то с Гомером, Платоном и Демосфеном нельзя сегодня сравниться, но если наши деревья так же велики, как в прошедшие времена, то мы можем сравниться с Гомером, Платоном и Демосфеном». Короче говоря, если сегодня деревья такие же высокие, львы и тигры такие же свирепые, то мы, конечно, имеем право полагать, что человеческий ум и сегодня во всем все так же остр и восприимчив к гению, каким он был в эпоху Эсхила и Сократа: «Природа обладает своего рода глиной, которая всегда одинакова, которую она беспрерывно формирует и переформировывает тысячью различными способами и из которой она лепит людей, животных и растения. И, конечно, она не сформировала Платона, Демосфена или Гомера из более тонкой или лучше вымешанной глины, чем наших сегодняшних философов, ораторов и поэтов». Вот все о неизменности потенциала человеческого гения в истории. Как насчет различий физической географии и климата? Ими тоже можно пренебречь, заявляет Фонтенель, потому что их преимущества и недостатки в том, что касается обеспечения достаточного питания и приемлемых жизненных условий для людей, почти одинаковы по всему миру, за исключением «засушливого пояса и двух полярных областей». Но разве не следует похвалить древних и отдать им первое место за то, что они были первыми в изобретениях, творческих и иных достижениях? Никоим образом, настаивает фонтенель. При всем уважении к тем, кто был первым по времени, нужно учитывать два момента: во-первых, если бы мы, «новые», жили бы в начале времен, все говорит о том, что мы бы сделали именно то, что сделали древние; во-вторых, что еще более важно, зачастую гораздо труднее добавить к тому, что уже было сделано, чем осуществить самое первое достижение. Следует заметить, что Фонтенель не развивает этот сомнительный довод, ограничиваясь простым утверждением. Но он проявляет куда большее красноречие в своей защите «новых», когда подчеркивает тот факт, что мы имеем то, чего не имели древние, даже величайшие творцы и изобретатели из их числа, а именно — их собственные труды, на которые можно опираться и которыми можно вдохновляться. «Мы интеллектуально выиграли от открытий, сделанных до нас; мы черпаем вдохновение у других вдобавок к тому, которым обладаем сами; и если мы превосходим первооткрывателя, то именно он помогает нам превзойти себя самого...» И все же зададим вопрос: почему все века, прошедшие после древних греков и римлян, не стали великими эпохами, более великими, чем времена Эсхила и Платона, Цицерона и Ливия? В конце концов, природа дает такие же высокие деревья, такое же богатство человеческих способностей. Почему же тогда взялись, задает риторический вопрос Фонтенель, «темные века, которые последовали за веком Августа и предшествовали нашему времени?» Чем объяснить атмосферу невежества и предрассудков, которая нависала над всей Европой почти на пятнадцать столетий? Как мы уже видели на примере раннего периода эпохи Возрождения, гуманисты и интеллектуалы в целом считали само собой разумеющимся, что весь период примерно от 300 до 1400 годов был временем непрерывного варварства. Фонтенель никоим образом не свободен от приверженности к этому постулату. Но, как утверждает он, эта ситуация напоминает то, как если бы человек был подвержен некоей болезни, от которой все его знания и вся память оказались временно разрушены, стали бессильными. Со временем такой человек
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Великое восстановление обычно оправляется от болезни, и к нему возвращается память. Более того, продолжает Фонтенель, невзирая на болезнь, наш воображаемый индивид на протяжении всего времени болезни скорее всего продолжал бы расти, развивать свои естественные способности и даже, возможно, подсознательно наращивать свои знания. Так же происходит с нациями и с цивилизациями. Периодически они бывают подвержены регрессу в результате войн, религий, тирании; кажется, что знания увядают и даже исчезают. Но со временем цивилизации возрождаются, и вновь возобновляется процесс интеллектуального роста. Следующая цитата пространно иллюстрирует центральную позицию Фонтенеля в защите прогресса и утверждении превосходства «новых»: «Сравнение, которое мы хотим сейчас сделать между людьми всех времен и одним-единственным человеком, может быть распространено на всю эту проблему древних и новых. Хорошо развитый ум, если можно так сказать, складывается из всех умов предшествующих веков: его можно считать одним и тем же умом, воспитывающимся на протяжении всего этого времени. Итак, человек этот, живущий от начала мира до наших времен, имел свое детство, в течение которого он был занят только самыми насущными своими нуждами, и свою юность, во время которой он достаточно хорошо преуспел в области воображения, т.е. в поэзии и красноречии, и даже начал понемногу рассуждать, хотя и не очень солидно, но с жаром. Сейчас он находится в поре возмужалости, когда он рассуждает сильнее и просвещен больше, чем в прежние времена... Очень досадно не иметь возможности довести до конца хорошо начатое сравнение. Но я вынужден признать, что наш человек совсем лишен старости... Иначе говоря — мы оставим в стороне аллегорию, — люди никогда не выродятся, и здравые взгляды людей здравого ума будут, следуя друг за другом во времени, объединяться и взаимно друг друга поддерживать». На этом завершим наше обсуждение «спора о древних и новых», которому Бэри и другие историки придавали столь решающее значение в истории идеи прогресса. Разумеется, этот спор не был началом жизненного пути этой идеи — в поисках этого начала мы обращались к философам античности и раннего христианства. Неверным было бы также утверждать, что аргументы в пользу прогресса, т.е. превосходства настоящего над прошлым, а будущего над настоящим, были изложены участниками спора с той солидной обоснованностью и эрудицией, какую мы находим у других авторов этой эпохи, никак не связанных с упомянутым спором. Французские сторонники современности и прогресса были, как яростно подчеркивал Сорель, просто интеллектуалами, вовлеченными в словесные игры, и они ни в коей мере не могли сравниться с теми, кто защищал древних. И все же истории предстояло решить дело в пользу «новых»; именно они, а не Буало, проторили путь сторонникам прогресса в XVIII—XIX веках. Именно они, а не их ученые соперники, пусть даже очень слабо, но высказали ту идею, которой суждено было господствовать в сознании последующих двух с половиной веков. Нельзя удержаться от одного последнего замечания. Фонтенель представляет собой в этом эпизоде забавное зрелище — секретарь Французской Академии, популяризатор чудес науки, интеллектуал, настолько свободный от религии, насколько было возможно в то время, и использующий ради словесной демонстрации реальности человеческого прогресса аналогию, которую сделал популярной Св. Августин и которая была передана XVII веку исключительно по христианским каналам. И это зрелище становится еще забавнее благодаря его серьезности и явной уверенности в собственной оригинальности, сопровождавшей использование Фонтенелем этой аналогии. ЛЕЙБНИЦ Одним из главных событий XVIII века, пишет Лавджой в своей «Великой цепи бытия», стала «"темпорализация" цепи бытия». «Plenum formarum*, — продолжает он, — все больше стал восприниматься... как программа природы, постепенно и чрезвычайно неспешно совершающаяся в космической истории. Да, все возможности требуют своего осуществления, но такое осуществление не предоставляется сразу им всем». На самом деле, как мы отмечали, в средневековой мысли имелись намеки на эту темпорализацию, Множественность форм {лат.). — Прим. науч. ред.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса ■дикое восстановление а в некоторых трудах пуритан — больше чем намеки. Но ут -верждение Лавджоя может служить уместным комментарием к XVIII веку. И никто не имеет большего отношения к этой темпорализации, чем великий Лейбниц. Нет сомнений, один лишь его ум смог дать достаточную опору идее прогресса, чтобы обеспечить ее интеллектуальное восхождение на протяжение последних трех веков. Едва ли со времен Аристотеля появлялся человек, столь же широко, глубоко и разносторонне одаренный в философских и научных предметах, как Лейбниц. Б своем изобретении анализа бесконечно малых он опередил Ньютона. Похоже, что он шел на одной линии со всеми крупными открытиями, изобретениями или теоретическими формулировками в науке его времени. Считается, что Лейбниц был основателем символической логики. Он также был доктором пра -ва. Несмотря на огромное богатство и обилие его философских и научных работ, после студенческих лет Лейбниц так и не нашел времени на то, чтобы приобрести академический статус, который позволил бы ему полностью посвятить себя своим трудам. Он был слишком поглощен дипломатическими и политическими занятиями. Но наш интерес к Лейбницу больше связан не с тем, что он изобрел или открыл, а с тем, что он восстановил в европейском мышлении. Период его жизни приходится на самую середину того времени, которое я назвал Великим восстановлением, и Лейбниц, восстановив античные и средневековые идеи полноты и непрерывности, внес такой же большой вклад в идею прогресса, как те, кто возродил интерес к миллениуму, к практическим искусствам и наукам, как предвестникам тысячелетнего царства, и к «земным райским уголкам», открытым моряками и вписанным в линейную философию истории. Лейбниц находился под влиянием Спинозы и его веры в Великий План. Все, что произойдет в будущем, заложено в настоящем. Спиноза, подобно схоластам, выводил л из истины, принимаемой за аксиому: что бы ни создавал всемогущий, всеведущий Бог, оно непременно будет содержать все мыслимое. Так в этом божественном космическом порядке воплощается иерархия бытия, абсолютно непрерывная в своем восхождении от низшего к высшему. Артур Лавджой писал: «Но Спиноза (в отличие от Бруно) уделял не слишком много внимания принципу полноты, который суждено было принести самые богатые плоды в XVIII веке. В своей собственной доктрине его больше всего интересовало не то соображение, что все, что логически может существовать, должно и будет существовать, а то, что все, что есть, по извечной логической природе вещей должно было быть и было именно таким, каково оно есть». Такого ограничения (или предрешенной альтернативы) у Лейбница найти нельзя. В борьбе с доктринами Спинозы (среди прочих) Лейбниц преуспел в формулировании метафизики столь открытой и гибкой и столь гармонично сочетающейся с идеями роста, развития и эволюции, что он не мог не оказывать сильного влияния на формулирование теории прогресса не только в XVIII, но и в XIX веке. Конт, Маркс и даже Дарвин обнаруживали, что в ряде важных контекстов цитируют Лейбница. Здесь для нас особенно важно, во-первых, настойчивое утверждение Лейбница об абсолютной необходимости каждой вещи, которую можно встретить во Вселенной и в мире (даже крокодилов, о которых он говорит в одном из весьма пространных примеров!): не может быть иначе, чем есть, и все есть лишь результат непреложной необходимости, учитывая природу Бога и Его план; во-вторых, доктрина Лейбница о бесконечной потенциальности; и, в-третьих, и это, возможно, важнее всего, — его теория непрерывности (континуальности). Именно из своей доктрины необходимости Лейбниц вывел свое знаменитое заключение, что этот мир — наилучший из возможных, заключение, которое позднее осмеял Вольтер. Однако акцент в нем следует ставить на слово «возможный». Лейбниц ни секунды не верил, что все в мире — «благо» и что зла не существует, как уверял бы нас «Кандид». Вовсе нет! Он прекрасно осознавал существование зла, но его аргумент заключался лишь в том, что когда все «возможности» учтены (как только мог учесть всемогущий Бог), то следует заключить, что, действительно, был сотворен лучший из возможных миров, который затем развился до состояния зрелости. Но как бы ни трактовать Лейбница, нельзя усомниться в том, что его размышлениям
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Вел восстановление о завершенности и необходимости мирового порядка было суждено придать огромный импульс идее прогресса. Впрочем, монада Лейбница или, скорее, концепция динамической потенциальности, запечатленной в монаде, стала в некотором смысле куда более важной для идеи прогресса. В своей работе «О глубинном происхождении вещей» Лейбниц писал: «...К довершению красоты и общего совершенства божественных творений надо признать, что во всей Вселенной (Universi) совершается известный непрерывный и свободный прогресс, который все больше продвигает культуру (cultuin). Так, цивилизация (cultura) с каждым днем охватывает все большую и большую часть нашей земли... Что же касается возможного возражения, что в этом случае мир давно стал бы раем, то ответить на него легко. Хотя многие существа достигли уже совершенства, но из того, что непрерывное делимо до бесконечности, следует, что в бесконечной глубине вещей всегда остаются части как бы уснувшие, которые должны пробудиться, развиться, улучшиться и, так сказать, подняться на более высокую ступень совершенства и культуры. Нет, следовательно, какого-либо предела для прогресса» (курсив мой. -Р.Н.). Во всей западной философии лишь немногие положения нашли более громкий отклик или более широко проникли в разнообразные контексты философской и научной работы на протяжении двух последующих столетий, чем это утверждение Лейбница. Греческое по существу и аристотелевское по характеру, оно тем не менее обладало уникальной мощью и современностью. Рассмотрим следующий отрывок из «Новых опытов о человеческом разумении»: «Ничто не происходит сразу и одно из моих основных и достоверных положений — это то, что природа никогда не делает скачков. Я назвал это законом непрерывности... Все в природе идет постепенно и ничего — прыжками, и это правило в отношении изменений — часть моего закона непрерывности». То, что эти утверждения распространяются далеко за пределы абстрактного обобщения, вплоть до частных деталей природы, хорошо подтверждается следующим отрывком, также из «Новых опытов»: «Письмо, 1707. Я думаю теперь, что у меня есть хорошие основания полагать, что разные классы существ, разнообразие которых формирует Вселенную, в идеях Бога, который четко знает их основные градации, просто подобны множеству ординат одной и той же кривой, отношения, которые не позволяются другим, встающим между любыми двумя из них, потому что это означало бы беспорядок и несовершенство. Таким способом люди связаны с животными, животные — с растениями, а растения — с окаменелостями, которые в свою очередь связаны с теми телами с разумом и воображением, представляемые нами полностью как мертвые и неорганические... Поэтому любой порядок природных существ должен обязательно представлять собой только одну цепь, в которой разные классы, а также множество соединений так близко связаны друг с другом, что невозможно разуму или воображению точно определить точку, где любой из них начинается или заканчивается; все виды, которые граничат друг с другом или занимают, так сказать, спорную территорию, обязательно двойственны и наделены характеристиками, которые можно так же применить к соседствующему виду». Непрерывность присутствия в западной мысли центральных элементов «Письма» Лейбница такова, что мы легком можем представить себе Лукреция, который понимает его и восхищается им в свое время, так же, как Гераклита задолго до него. Но столь же красноречивым является и тот факт, что полтора века спустя все те же центральные элементы встречаются в «Происхождении видов» Дарвина. Никто не оценил лучше, чем Дарвин, фразу Лейбница Na-tura поп facit saltum*, (которую он цитирует в соответствующем контексте), поскольку Дарвин отстаивал естественный отбор как ключевой процесс биологической эволюции. Столь же высоко он должен был бы оценить (и, возможно, оценил) заключительные фразы «Письма», поскольку одной из общеизвестных целей Дарвина было освобождение биологии от неподвижного видового мышления и замена его таким пониманием природы, которое можно встретить в его теории естественного отбора, а также, в не столь определенной форме, в высказывании из Лейбница. Природа не делает скачков {лат.). — Прим. науч. ред.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса е восстановление Еще одну линию преемственности можно увидеть в следующем: «Отсюда легко вывести заключение, что совокупность всех духов должна составлять Град Божий, т.е. самое совершенное, какое только возможно, государство под властью самого совершенного Монарха.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |