КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 15 страница
«Если язык, слишком рано закрепленный, может замедлить прогресс народа, говорящего на нем, то нация, получившая слишком быструю устойчивость, может... быть как бы остановленной в научном прогрессе. Китайцы были слишком рано закреплены в своей цивилизации. Они уподобились тем деревьям, у которых подрезали ствол и ветви которых вырастают близко к земле. Они никогда не выходят из состояния посредственности». В XVIII веке многие (как, например, Монтескье) искали естественные причины и естественные законы для объяснения разных типов культур и общественного строя, которые можно встретить в мире. Однако Тюрго был первым, кто заговорил об этих различиях в терминах прогресса, т.е. описывал их как различия в уровне развития. Он был очарован географией, но, в отличие от интереса Монтескье к этому предмету, интерес Тюрго (который он выразил в черновой рукописи, озаглавленной «План для работы по политической географии», написанной примерно в тоже время, что его «Всеобщая история») выражался в эволюционистских и исторических терминах. Так, он дает нам загадочно краткие сообщения о том, что должно стать «политическими картами мира», первая из которых должна будет отражать расположение и передвижения человеческих рас, вторая — создание наций, рассмотренных в их множестве, и другие, последовательно, эволюционно организованные «политические карты», отражающие рост могущества каждого великого народа, которые составляют историю Запада. В своем наброске Тюрго представляет настоящую историческую географию. Он неоднократно подчеркивает опасность приписывания причинного воздействия одним только географическим данным, без указания их места в человеческой истории и в стадиях развития человечества. Вновь и вновь Тюрго использует трехстадийную типологию, которую мы уже встречали в качестве важнейшей составляющей истории идеи прогресса с самого ее начала. Но для Тюрго стадии неизменно коренятся в сущности всего, что он в данный момент описывает. Человечество в целом можно рассматривать как проходящее путь прогресса через три стадии — охотничье-пастушескую, земледельческую, торогово-городскую. Но каждый из его основных институтов — язык, математика, живопись и т.д. — может точно так же рассматриваться как проходящий через три стадии, и у каждого института есть своя собственная модель развития, вытекающая из его природы. Даже если бы Тюрго никогда не написал или не сделал ничего, кроме рассуждений о прогрессе, которые я вкратце пересказал, он бы, несомненно, стал одной из знаковых фигур XVIII века. Именно восхищение работами Тюрго, причем главным образом теми, которые были посвящены прогрессу, подтолкнуло его современника Кондорсе к написанию его биографии. Когда читаешь зачастую обрывочные, составленные в телеграфном стиле фрагменты и фразы его «Всеобщей истории» и думаешь о том, во что они могли развиться и, без сомнений, развились бы, если бы Тюрго остался в Сорбонне до конца своей жизни, то понимаешь, что перед тобой намеки на монументальный труд, посвященный прогрессу, который, по всей вероятности, не мог бы быть и не будет написан никем другим. Но, как нам известно, Тюрго ушел из Сорбонны, оставил свою цель стать ученым в рамках Церкви и занялся карьерой, которой он, по-видимому, в основном обязан своей известностью, т.е. стал правительственным чиновником, добиваясь все более высоких уровней успеха и признания прежде, чем он в конце концов впал в политическую немилость. Ив рамках этой карьеры, направленной почти полностью на финансовые и налоговые дела, Тюрго находил время писать эссе по экономике, лучшие из которых по качеству не превзошел, и с которыми даже не сравнился сам Адам Смит. Покойный Йозеф Шумпетер в своей «Истории экономического анализа» писал о Тюрго: «Не будет
Часть II. Триумф идеи прогресса лава 6. Прогресс как свобода преувеличением сказать, что аналитическая экономическая наука потратила целое столетие, чтобы подняться до того уровня, которого она могла достичь за двадцать лет после опубликования трактата Тюрго, если бы его содержание было надлежащим образом понято и усвоено внимательными профессионалами». Шумпетер утверждает также, что столь же хорошей работы по вопросам заработной платы, цен и капитала среди европейских экономистов не было вплоть до второй половины XIX века. Экономический шедевр Тюрго — его длинное эссе «Размышления о создании и распределении богатств» (Anne Robert Jacques Turgot, Reflexions sur la forma -tion et la distribution des richesses). Написанная в 1766 и опубликованная в 1769 году, т.е. за несколько лет до появления «Богатства народов» Адама Смита, работа Тюрго предварила работу Смита в нескольких важных аспектах. Ее тезис, как и у Смита, состоит в абсолютной необходимости экономической системы, основанной на личной свободе, на автономии от правительственных декретов и капризов, и главное — на свободном частном предпринимательстве. С нашей точки зрения, величайшая значимость «Размышлений» Тюрго заключается в соотношении этой работы с текстами Тюрго о прогрессе. Во «Всеобщей истории», особенно в ее первой части, он очертил естественный прогресс экономического предпринимательства от «охотничьего» к «пастушескому», затем к «земледельческому», со следующей естественной стадией прогресса, которой должно было стать свободное коммерческое предпринимательство. По Тюрго, каждая стадия возникает из предшествовавшей ей во времени как прогрессивное изменение, и это в не меньшей степени, чем к какой-либо из предыдущих стадий экономического прогресса, относится кмануфак-турно - коммерческой системе, становление которой Тюрго мог наблюдать в свое время. Как отмечает в своем издании основных работ Тюрго английский экономист Рональд Мик (Ronald Meek): «Основной целью "Рассуждений" Тюрго было исследование способа работы экономической «машины» в обществе, в котором существует три основных класса, или «сословия» экономических деятелей, — землевладель- цы, наемные работники и капиталистические предприниматели... Но еще более примечателен путь, которым, по его оценке,... можно было прийти к глубокому пониманию этого общества, начиная с анализа работы «машины» в том типе общества, который исторически ему предшествовал, а затем, задав себе вопрос, какие изменения в ее работе произошли с приходом на историческую сцену нового класса капиталистических предпринимателей». Словом, почти за целое столетие до того, как Карл Маркс стал трактовать капитализм как исторически и эволюцион -но возникшего из предшествующей ему стадии экономики, Тюрго рассматривает новую экономическую систему точно в тех же терминах прогресса и движения вперед во времени. По Тюрго, квинтэссенцией успешной системы предпринимательства является свобода: освобождение личности из дебрей обычаев, привилегий, статусов и законов, которые везде в Европе, как представлялось, угрожали остановить прогресс новой системы еще до того, как он наберет силу. В своей первой речи в Сорбонне в июле 1750 года Тюрго восхвалял христианство превыше всего за его роль в предоставлении свободы рабам и прочим людям, лишенным свободы в языческом обществе, в том числе женщинам. В своей следующей и куда более знаменитой речи в декаб -ре 1750 года Тюрго сделал своим основным предметом естественный прогресс искусств и наук на протяжении истории, и, как я уж отмечал, он часто упоминал необходимость индивидуальной свободы и автономии для подъема искусств и наук. В своем черновом «Плане двух рассуждений о всеобщей истории» Тюрго стремился показать, каким образом прогресс общественных институтов и политических законов происходил в направлении все большей степени свободы. Отсюда оставался всего один небольшой шаг к «Рассуждениям», написанным спустя пятнадцать лет после «Всеобщей истории». «Рассуждения» можно воспринимать как детальное изложение именно той формы экономической свободы, которая была для Тюрго основой прогресса человечества. Мы можем считать Тюрго самым первым в современном мире философом экономического роста и защитником этого роста. И в своей
Часть II. Триумф идеи прогресса лава 6. Прогресс как свобода «Всеобщей истории», и в «Размышлениях» он старательно подчеркивает зависимость всех форм прогресса в искусствах, науках и других сферах от экономического роста и «экономического избытка». Будучи молодым человеком двадцати трех лет от роду, Тюрго характеризовал искусства и науки как истинную меру прогресса. Ко времени написания «Размышлений» он полностью осознал взаимоотношения интеллектуального и экономического прогресса, а также зависимость и того, и другого от личной свободы. Приверженность Тюрго личной свободе предпринимательства была столь сильна, что он (будучи принужденным подать в отставку с поста министра финансов) критиковал в письме к Ричарду Прайсу двухпалатное законодательное собрание и независимую исполнительную власть в американских штатах. Такое умножение властей, утверждал Тюрго, ограничивает индивидуальную свободу мысли и действия гораздо больше, чем ограничивало бы правительство, состоящее просто из однопалатной законодательной власти и очень строго ограниченной исполнительной власти. После смерти Тюрго в 1781 году Прайс опубликовал его письмо, дошедшее в итоге до Джона Адамса, которого решительное несогласие с позицией Тюрго побудило к написанию знаменитой трехтомной работы «В защиту устройства правительственной власти Соединенных Штатов» {Defense of the Constitutions of the United States). Я вернусь к этой книге, когда мы займемся философией прогресса у отцов-основателей Америки. ЭДУАРД ГИББОН Примерно посередине работы «История упадка и разрушения Римской империи» (Edward Gibbon, History of the decline and fall of the Roman empire) Гиббон, размышляя о способности германских варваров разрушить целую цивилизацию, задается вопросом о том, может ли когда-нибудь погибнуть западная цивилизация, к которой принадлежит он сам. Результат его размышлений в целом оптимистичен. Будут взлеты и падения отдельных государств, но они «не в состоянии уничтожить тех искусств, законов и нравов, которые так возвышают европейцев и их колонии над остальным человечеством». Но, продолжает он, не могут ли те части Земли, все еще населенные «варварскими народами», исторгнуть завоевателей, как поступили Азия и Восточная Европа с Римом? Гиббон спокоен и безмятежен, если не сказать большего. Во-первых, прогресс военного искусства Запада делает его неуязвимым для варварских народов, которые неизбежно лишены этого искусства. Более важен, впрочем, тот факт, что эти самые дикари тоже пройдут путем прогресса в искусствах и науках, и этот прогресс будет проходить под руководством Запада. Европа, уверяет нас Гиббон, «...не может опасаться нового нашествия варваров, поскольку, чтобы победить, им пришлось бы перестать быть варварами. Их успехи в военном искусстве непременно сопровождались бы, — как то видно на примере России, — соответствующими улучшениями в мирных занятиях и в делах гражданского управления, а тогда они сами сделались бы достойными занимать место наряду место наряду с теми образованными народами, которых они подчинили бы своей власти». Пугающая возможность того, что новые и более ужасные формы варварства могут возникнуть изнутри, под властью своих Сталиных и гитлеров, невзирая на прогресс искусств и наук, по-видимому, нимало не тревожила Гиббона. Мы не можем знать, пишет он, «какой высоты может достигнуть человечество в своем стремлении к совершенствованию, но можно основательно предполагать, что если внешний вид природы не изменится, то ни один народ не возвратится в свое первобытное варварство... Потому мы можем прийти к тому приятному заключению, что с каждым веком увеличивались и до сих пор увеличиваются материальные богатства, благосостояние, знания и, быть может, добродетели человеческого рода». Какие бы то ни было параллели между Западной цивилизацией и Римом — это не для Гиббона! АДАМ СМИТ В том же 1776 году, когда увидел свет первый том работы Гиббона о Римской империи, было издано «Богатство народов» Адама Смита. Нет сомнений, что именно Адам Смит ярче всех своих современников, включая Тюрго и физиократов, представляет идею личной экономической
Часть II. Триумф идеи прогресса лава 6. Прогресс как свобода свободы — систему «естественной свободы», говоря словами Смита. Воздействие этой книги проявилось почти сразу, и оно постоянно расширялось на протяжении полувека после ее публикации, дойдя до высочайших правительственных сфер по обе стороны Атлантики. «Исследование о природе и причинах богатства народов» (Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth о Nations) не было первой книгой Смита. За семнадцать лет до этого, все еще находясь под сильным (хотя и не абсолютным) влиянием Френсиса Хатчесона, своего великого учителя из Глазго, Смит написал «Теорию нравственных чувств» (Adam Smith, The Theory of Moral Sentiments). Хатчесон, преданный последователь Шафтсбери, все внимание уделил «страсти» к альтруизму и сотрудниче -ству, которые, по его утверждению, и были главным источником существования общества и способности людей жить вместе дружно и плодотворно. Значительная часть «Теории нравственных чувств» Смита лучше всего может быть понята в свете учений Хатчесона, хотя внимательный читатель различит то тут, то там интерес к человеческому своекорыстию, который станет главенствующим в «Богатстве народов». Я не знаю, насколько внимательно Смит читал «Басню о пчелах» Мандевиля, впервые опубликованную в 1714 году, а затем в виде дополненных изданий в 1723 и 1728 годах. Очевидно, он знал эту книгу и ее доводы, столь хорошо выраженные подзаголовком «Пороки частных лиц — блага для общества», хотя бы потому, что его учитель Хатчесон непрестанно нападал на тезис Мандевиля, гласящий, что из сложного взаимодействия эгоизма и своекорыстия отдельных людей возникают и стабильность, и благоденствие общества. Такие нападки должны были направить Смита к этой книге и к ее легко понимаемым и запоминаемым аргументам. В некоторой минимальной степени тезис Мандевиля можно встретить и в «Теории нравственных чувств» Смита, но большая часть этой книги представляет собой разработку делавшегося Хатчесоном акцента на альтруизм и со -трудничество как строительные блоки социального порядка. За доказательствами влияния мандевилевской темы личного интереса как единственной надежной движущей силы человеческого поведения и общества в целом мы должны обратиться к «Богатству народов». Это влияние очевидно в самом, наверное, знаменитом отрывке из «Богатства народов»: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах». Итак, «пороки частных лиц — блага для общества». И все же, как заключают многочисленные последующие исследователи классической работы Адама Смита (начиная, по крайней мере, по моим сведениям, с глубокой интерпретации, данной в работе Эли Гинзберга «Дом Адама Смита» (Eli Ginsberg, The House of Adam Smith), опубликованной примерно полвека назад), пришествие Мандевиля ни в ко -ей мере не изгнало полностью Хатчесона из ума Смита. Конечно, приходится более внимательно всматриваться в содержание «Богатства народов», чем в предыдущую книгу, чтобы обнаружить признание альтруизма и сотрудничества, и нигде Смит не возводит эти два качества в ранг принципов для объяснения экономики и наилучшего способа ее функционирования. Но вполне обоснованно можно сказать, что Смит развивал индивидуалистические аргументы поздней -шей своей книги в свете более ранней или в рамках содер -жащихся в ней посылок. Мы по праву можем сказать, что именно потому, что социальный порядок надежно сцементирован ценностями и институтами, проистекающими из альтруизма и сотрудничества, в рамках этого порядка становится возможной экономическая система, направляемая просвещенным личным интересом. Что касается знаменито -го смитовского рецепта «естественной свободы» или laissez faire*, — т.е. исключения прямого управления частной жиз -нью людей со стороны политического правительства — то можно столь же легко обосновать его ссылкой на до - полити -ческие социальные узы, как и на «невидимую руку» рынка. Конечно, «Богатство народов» по тематике неизбежно попадает в категорию экономических работ и, более того, Здесь: невмешательство государства в экономику. — Прим. науч. ред.
Часть П. Триумф идеи прогресса лава 6. Прогресс как свобода считается основным источником того, что со временем будет названо экономической теорией или политической экономией. Но это еще и текст, сыгравший роль в истории идеи прогресса. Я бы позволил себе утверждать, что главной целью книги было не только описание человеческого прогресса, особенно экономического прогресса, но и стремление продемонстрировать модель этого прогресса, и прежде всего — коренные причины экономического прогресса. Книга насыщена такими фразами, как «прогресс институтов» и «прогресс изобилия», и простой подсчет употребления слова «прогресс» даст довольно большое число. Смит был восхищен той разновидностью истории, которая в его век называлась по-разному: «гипотетическая», «естественная», «предположительная» или «умозрительная», т.е. тем видом исторического повествования, который имеет целью не пересказ действительного, конкретного опыта определенного народа или государства, событие за событием и личность за личностью, но той разновидностью истории, которая через комбинацию исторических, этнографических и физиологических средств пытается показать реальную историю человека на протяжении веков. Этот вид исторического описания предполагал надежду на вы -явление действия универсальных сил и стадий социального и культурного развития, через которые в действительности проходило человечество или через которые оно пройдет, если не будет происходить задержек в прогрессе, бывшем для Смита, как и для многих его современников, естественным свойством человечества. Многое в книге Смита, говоря в сегодняшних терминах, относится к теме «экономического роста», и излишне говорить, что Смит всем сердцем его поддерживал. Разнообразие работ Смита свидетельствует о его глубоком интересе к прогрессивному развитию: это и труды о происхождении языка, и история астрономии, и развитие юриспруденции, и другие. Рональд Мик в недавней работе подчеркнул, что Адам Смит так же, как Тюрго в своей «Всеобщей истории», использует в своих лекциях по юриспруденции способы получения средств к существованию в развитии человечества для выделения стадий прогресса, указывая четыре пройденных человечеством основных Часть П. Триумф идеи прогресса стадии. И Эндрю Скиннер (Andrew Skinner) предоставил нам значительное количество текстуальных доказательств того, что работы Смита могут рассматриваться как выполненные в рамках того же прогрессистско-эволюционистского взгляда на типы хозяйства, как и работы Маркса, а также многих других авторов следующего века. Но решающим доказательством приверженности Адама Смита идее прогресса в экономической и других сферах служат красноречивые слова его современника, друга и поклонника, профессора политической экономии Дугалда Стюарта. Он писал в своей работе «Жизнь и труды Адама Смита» (Dugald Stewart, The Life and Writings of Adam Smith): «В своих трудах мистер Смит, какой бы ни была природа его предмета, редко упускает возможность удовлетворить свое любопытство, прослеживая в принципах человеческой природы или в общественных обстоятельствах происхождение описываемых им мнений и институтов... ... Огромная и центральная тема его рассуждений — это демонстрация условий, заложенных природой в принципах человеческого мышления в обстоятельствах внешней среды для постепенного и прогрессирующего наращивания предметов национального богатства; и показ того, что самый действенный план восхождения народа к величию состоит в том, чтобы поддерживать указанный природой порядок вещей, позволяя каждому человеку, до тех пор, пока он соблюдает правила справедливости, преследовать свои собственные интересы по-своему разумению и применять как свое мастерство, так и свой капитал в максимально сво -бодной конкуренции со своими согражданами» (курсив мой. -Р.Н.). Когда сторонники или противники Адама Смита упоми -нают его приверженность конкуренции и свободному предпринимательству, они слишком часто опускают важнейшее положение: «Эо тех пор, пока он соблюдает, правила справедливости». Возвращаясь к моему предыдущему рассмотрению так называемой «проблемы Адама Смита», можно легко установить преемственность между «Богатством народов» и более ранней «Теорией нравственных чувств». Как отмечалось, можно рассматривать раннюю работу как изложение социологии Смита, рассматривающей лава 6. Прогресс как свобода те силы, которые скрепляют социальный порядок, тем самым делая возможным специализацию и другие выражения частного предпринимательства в сочетании с конкуренцией, которая без до-экономических социальных скре-пов привела бы просто к анархии. Конкуренция — да, но лишь в пределах «правил справедливости». Несмотря на сохраняющееся в наше время убеждение в обратном, Адам Смит глубоко сочувствовал нуждам бедняков и рабочего класса. Один из сильнейших доводов, который он приводит относительно экономической конкуренции, состоит в том, что от нее выиграют рабочие, «трудящиеся бедняки». Смит пишет: «Следует, пожалуй, отметить, что положение рабочих, этой главной массы народа, становится, по-видимому, наиболее счастливым и благоприятным скорее при прогрессирующем состоянии общества, когда оно идет вперед в направлении дальнейшего обогащения, чем когда оно приобрело уже всевозможные богатства. Положение рабочих тяжело при стационарном состоянии об -щества и плачевно при упадке его. Прогрессирующее состояние общества означает в действительности радость и изобилие для всех его классов, неподвижное состояние лишено радости, а регрессирующее его состояние полно печали». Ничто не представлялось ему более неблагоприятным как для экономической эффективности в стране, так и для свободы граждан во всех сферах, чем попытки правительства управлять экономическими процессами или направлять их. Вновь и вновь Смит показывает нам примеры вреда, причиненного не только классу бизнесменов или богатых людей, но особенно бедным — политическим вмешательством, которое, сколь бы ни были добрыми намерения осуществлявших его людей, разрушают равновесие экономической машины. Правительство, настроенное таким образом, «задерживает вместо того, чтобы ускорять прогресс общества в направлении к действительному богатству и величию, и уменьшает вместо того, чтобы увеличивать, суммарную ценность годовой продукции его земли и труда». Отсюда бесконечные просьбы Адама Смита к правительствам Запада полностью снять или хотя бы уменьшить существующие ограничения личной свободы. Он утверждает: «Таким образом, поскольку совершенно отпадают все системы пред- почтения или стеснений, очевидно, остается и утверждается простая и незамысловатая система естественной свободы. Каждому человеку, пока он не нарушает законов справедливости, предоставляется совершено свободно преследовать по собственному разумению свои интересы и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого другого лица и целого класса». В системе истинной «естественной» свободы, по мнению Смита, нет места вмешательству правительства в дела, где оно «всегда будет подвергаться бесчисленным заблуждениям и надлежащее исполнение которых недоступно никакой человеческой мудрости и знанию»; правительство должно быть освобождено «от обязанности руководить деятельностью частных лиц и направлять ее к занятиям, наиболее соответствующим интересам общества». Для Адама Смита существовало лишь три законные функции государственного управления: защита страны от вторжения извне, отправление правосудия и поддержание некоторых жизненно важных общественных сооружений. Главное, по крайней мере с нашей точки зрения, заключается в том, что Адам Смит выдвигает свою «систему естественной свободы», основываясь не на личных предпочтени -ях и даже не на разуме индивида, хотя и то и другое, конечно, играло роль в рассуждениях Смита. Для него существенной и бесспорной основой являлась природа прогресса — нор -мального, необходимого «прогресса благосостояния». Отсюда его знаменитая глава, названная «Естественный прогресс благосостояния», и отсюда его настойчивое подчеркивание того, что в то время, как «при естественном ходе вещей большая часть капитала всякого развивающегося общества направляется прежде всего на земледелие, а затем в мануфактуры и, в последнюю очередь, на внешнюю торговлю». То, что на самом деле происходило во всех современных государствах Европы, означало, что естественный ход прогресса во многих отношений был «перевернут на голову». Он продолжает: «Обычаи и нравы, привитые этим народам характером их первоначального правительства и сохранив -шиеся после того, как это правительство значительно изменилось, неизбежно толкали их на тот противоестественный и регрессивный путь».
Часть П. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода /\ля Адама Смита главной движущей силой прогресса человечества, нигде не выраженной более ярко, чем в экономической сфере, являлось «естественное стремление каждого человека улучшить свое положение». Когда этому естественному стремлению предоставлена возможность «свободно и беспрепятственно проявлять себя», оно способно «без всякого содействия со стороны вести общество к богатству и процветанию» и даже «преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумие человеческих законов так часто затрудняет его действие; хотя результат этих препятствий всегда состоит в том, чтобы в большей или меньшей степени ограничить свободу или беспрепятственность его проявления». Адам Смит настолько привержен к личной свободе и свободной игре личного своекорыстия, что он даже предостерегает против тех более или менее добровольных союзов или объединений людей, которые своим существованием неизбежно накладывают ограничения на личные склонности и действия. Смит с проницательностью распознает и порицает стремление людей, занимающихся одним и тем же видом экономической деятельность устанавливать или поднимать цены на основе сговора, жертвой чего становится общество. «Представители одного и того же вида торговли или ремесла редко собираются вместе даже для развлечений и веселья без того, чтобы их разговор не кончился заговором против публики или каким-либо соглашением о повышении цен». Он не менее враждебно относится к корпорациям, заявляя, что «мнение о необходимости цехов для лучшего управления торговлей или ремеслом лишено всякого основания». Всю необходимую дисциплину истинно свободная экономическая система обеспечит страхом либо потери работы, либо покупателей. Интересно отметить, что Смит усматривает ярко выраженное и повсеместное равенство талантов среди людей. «Различные люди отличаются друг от друга своими естественными способностями гораздо меньше, чем мы предполагаем». Основные различия определяются «привычкой, практикой и воспитанием». Более полезные и творческие различия среди людей (или, иначе говоря, социальную дифференциацию) привносит «склонность к торговле, бар- теру и обмену... Эта склонность не только создает различие в способностях, столь заметное у людей различных профессий, но и делает это различие полезным». Та же самая предрасположенность лежит в основе расширения и прогресса самого важного аспекта процветающего общества — разделения труда. Именно разделение труда и вместе с ним развитие личных способностей, которые иначе не появились бы, отмечает достижения самых прогрессивных народов. «Разделение труда, приводящее к таким выгодам, отнюдь не является результатом чьей-либо мудрости, предвидевшей и осознавшей то общее благосостояние, которое будет порождено им: оно представляет собой последствие — хотя очень медленно и постепенно развивающееся — определенной склонности человеческой природы, которая отнюдь не имела в виду такой цели, а именно склонности к мене, торговле, к обмену одного предмета на другой». Другие, например, французские физиократы, от которых Адам Смит научился столь многому в годы, последовавшие за публикацией «Теории нравственных чувств», предлагали отменить противоречащие законам природы гильдии, синдикаты и другие формы искусственного вмешательства в личную свободу. И после Смита многие, исходя из различных мотивов, выдвигали те же самые предложения. Но, как мне кажется, никто ни до, ни после Смита не сочетал столь изобретательно доктрину личной свободы с тем, что он без колебаний называл «естественным прогрессом благосостояния». Его знаменитое упоминание «невидимой руки», которая, как он доказывает, ведет индивидуума, преследующего собственные, частные интересы, к достижению максимума общественного блага, следует воспринимать в более широком контексте его философии прогресса человечества.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |