КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 13 страница
Этот Град Божий, эта воистину Вселенская Монархия (Monarchie Universelle) есть мир нравственный в мире естественном и представляет собой наиболее возвышенное и самое божественное из дел Божиих; в нем и состоит истинная слава Божия, ибо ее не было бы, если бы духи не познали величия Бога и благости его и не поражались им. Именно в отношении к этому государству и обнаруживает -ся, собственно, его благость, так как его премудрость, его всемогущество проявляется повсюду». И это слова изобретателя исчисления, основателя Прусской академии наук и блестящего политического советника короля Пруссии! Св. Августин его бы одобрил. А также, возможно, одобрил бы и Исаак Ньютон. вико В «Автобиографии» (Giambattista Vico, Vita di Giovam-battista Vico scritta da se medesimo) Вико высказывается о своем выдающемся произведении «Новая наука» (Giambattista Vico, La Scienza Nuova) таким образом: «В этой работе, к славе католической религии, были открыты принципы всей божественной и человеческой мудрости иноверцев в наш век и в лоне истинной Церкви, и тем самым Вико принес нашей Италии пользу тем, что она больше не испытывает зависти к протестантской Голландии, Англии или Германии и трем князям этой науки [имеются в виду Гроций, Селден и Пуфендорф]». В этом состоит одна из причин того, что Вико, чья жизнь проходила в конце XVII и в начале XVIII века, так мало читали его современники, и того, что он при жизни обладал столь малым влиянием: при всей оригинальности и творческом характере его исторических, социологических, филологических и экономических работ он предпочел формулировать их в строгих рамках не просто Провидения, но веры в Церковь, интеллектуальное богатство которой во времена Вико быстро убывало. Второй основной причиной пренебрежения, с которым к нему относились на протяжении XVIII века, была его стойкая и временами резкая оппозиция картезианству. Декарт строго предписал ищущим истину избегать использования эмпирических, а тем более библиографических и архивных данных, и наказал им использовать чистый дедуктивный разум — тот, что лежит в основе геометрии — как единственно возможный способ отличить все истинное и реальное в человеке от простой видимости. В то же время у Вико все надежды на науку о человеке основывались ровно на противоположной точке зрения: без данных, извлекаемых из прямого наблюдения и из записей прошлого, такой науки просто не может быть. Хотя Вико почти полностью игнорировали при жизни, особенно как философа истории, награда пришла к нему век спустя после его смерти, когда французский историк Жюль Мишле во время путешествия в Италию в начале 1820-х годов наткнулся на «Новую науку» Вико. По-видимому, он сразу же пришел от нее в восторг. Мишле немедленно осуществил перевод книги на французский язык и в своей монументальной «Истории Франции» (Jules Mi-chelet, L'Histoire de France) заявил, что Вико был гением масштаба Ньютона. Есть некая ирония в том, что реабилитация Вико пришла в первую очередь от Мишле, поскольку последний был страстным врагом Римско-католической церкви и христианства в целом. Вико по всем признакам был правоверным католиком (хотя некоторые его комментаторы отметили, что Вико в своей «Новой науке» нигде не упоминает Иисуса) и почитателем Средних веков, периода, к которому Мишле относился с глубоким презрением, которое привело его к привнесению в европейскую историографию концепции Возрождения, позднее примененную Буркхардтом в ставших классическими работах. Провидение было для Вико так же реально, как и для любого пуританина XVII века. Ничто не случается, не случалось или не случится когда-либо в будущем без участия Провидения, непосредственного или по изначальному плану. Леон Помпа, один из самых проницательных современных исследователей Вико, утверждает, что можно убрать Провидение из «Новой науки» Вико без существенного
2S4 Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановление изменения его фундаментальных принципов истории. Мо -жет, это и так, но точно так же можно вычеркнуть «Схолию» из «Начал» Ньютона без изменения законов движения. Однако главное состоит в том, что ни Вико, ни Ньютон ни на секунду не представляли, что Вселенная, мир, человечество возможны без творящего и направляющего Провидения. Провидение, пишет Вико, позаботилось о том, чтобы не было двух наций, следующих в точности одним и тем же путем развития, хотя прослеживание параллелей в развитии различных стран входило в число его основных целей. По его мнению, хотя история каждого народа представляет собой один из повторяющихся циклов рождения и угасания, Провидение заботится о том, чтобы каждый новый цикл начинался на более высоком уровне культурного развития, чем предыдущий. Распад римской цивилизации и, следовательно, конец цикла, или corso*, не означал, что начало нового цикла, т.е. раннее Средневековье, должно было иметь место на том же уровне, с которого начался римский цикл. На последних страницах «Новой науки» Вико есть рассуждения (правда, несколько путаные) о вероятности того, что христианство не позволит варварству когда бы то ни было вновь повлиять на курс западной цивилизации. (Эдуард Гиббон позднее в том же веке придет к тому же заключению о варварстве, но по причинам, ни в коей мере не связанным с христианством.) Следующий отрывок, цитируемый Леоном Помпа в его замечательном исследовании Вико (Leon Pompa, Giambattista Vico), в достаточной мере свидетельствует о подчинении этого мыслителя Богу. Нашей целью, пишет Вико, «должна быть демонстрация того, как Провидение действовало в истории, поскольку это должна быть история институтов, с помощью которых Провидение, без участия человеческого понимания или совета, а часто и вопреки людским планам, упорядочило этот великий город человеческого рода. Поскольку, хотя мир был создан индивидуально и во времени, институты, установленные в нем Провидением, универсальны и вечны». Здесь: курс, путь {итал.). — Прим. науч. ред. Для Вико Провидение, очевидно, имеет тот же привкус, который «невидимая рука» рынка имела для экономической теории Адама Смита позднее в том же веке. И, как отметил Кроче (находившийся под сильным влиянием Вико и Гегеля), «Вико не меньше Гегеля использовал понятие хитрости разума и называл ее Божественным Провидением». В Элементе 7 «Новой науки» есть интересная отсылка к Провидению как единственному средству, с помощью которого естественные неистовые и алчные страс -ти людей преобразуются через институты в стабильность общества. Вико пишет: «Эта аксиома доказывает, что существует Божественное Провидение, и более того, что существует Божественный законодательный разум. Из-за страстей человеческих каждый стремится к личным преимуществам для себя, и потому люди жили бы, как дикие животные в дикой местности, но оно [Провидение] создало гражданские институты, благодаря которым они имеют возможность жить в человеческом обществе». Неудивительно, что Вико практически полностью игнорировали современники, несмотря на его почти неистовые и нередко полные отчаяния попытки представить себя и «Новую науку» на рассмотрение разуму своего века. То, что Вико настойчиво называл результатом действия Провидения — а именно, преобразование дисгармоничных, даже воинственных естественных импульсов человека в нечто вроде социального равновесия — другие мыслителя, чьи работы пользовались читательским вниманием в XVIII веке, транслировали Провидение в набор светских понятий. Для Френсиса Хатчесона, учителя Адама Смита, понятие альтруизма служило самодостаточной моральной силой в мире. В свою очередь, для Бернарда Мандевиля (которого Хатчесон терпеть не мог) секрет равновесия состоял просто в человеческих «я», соревнующихся друг с другом. [«Частные пороки — общественные выгоды» — таков подзаголовок его знаменитой «Басни о пчелах».] Адам Смит, который, как представляется, добрался до этой книги, несмотря на ненависть к ней своего учителя, результативно применил идеи и Хатчесона, и Мандевиля. Если в «Богатстве народов» больше Мандевиля, чем Хатчесона, то в более ранней «Теории нравственных чувств» больше Хатчесона. Но все
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Вели кое восстановление это, в сущности, лишь представление в светских терминах идеи Вико об «имманентном Провидении». Выше я упоминал враждебность Вико к картезианству, и потому будет интересно узнать из его «Автобиографии», что в молодости Вико был поклонником декартовского «царского пути» к знаниям любого рода, в любой области, — естественной, гуманитарной, исторической или социальной. Он довольно откровенно говорит об этом, как показывает следующее высказывание: «Всю свою жизнь я получал большее удовольствие от пользования разумом, чем памятью, и чем больше я узнавал в области филологии, тем большим невеждой я себя осознавал. Декарт и Маль-бранш, по-видимому, не слишком ошибались, когда говорили, что для философа чужды долгие и упорные занятия филологией». Но как бы ни был Вико вначале захвачен картезианским подходом, он полностью поменял свое мнение по мере продолжения своих исторических исследований. Он постепенно пришел к пониманию того, что картезианство подходит в качестве метода только для математики или логики, но не для понимания внешнего мира, физического или социального. Как выяснил и впоследствии постоянно подчеркивал Вико, существуют два типа знания: Verum* и Certum**. Первое — априори истинное, зависящее от аксиом или принципов, которые конструирует сам человек, и требующее лишь строгого следования дедукции для того, чтобы поледовательно приходить ко все более сложным заключениям. Verum — это абсолютное знание и, разумеется, единственный вид знания, которым заинтересовался Декарт. Прекрасным примером такого знания служит геометрия. Второй вид знания или истины, Certum, — приблизительное, неабсолютное знание, зависящее не от интуитивно полученных аксиом и строгих выводов из «ясных и простых идей», а от терпеливого наблюдения за вещами — прошлыми и настоящими. Как только Вико порвал с картезианством из - за полной его неприменимости к изучению человеческого общества, он тут же полностью отказался от Истинное {лат.). — Прим. науч. ред. Определенное {лат.). — Прим. науч. ред. Уегитп. Следующий отрывок из «Новой науки» показателен в том отношении: «Подобно тому, как геометрия, когда она строит мир количества из своих элементов или созер -цает этот мир, создает его для себя, так же и наша Наука [создает для себя мир народов], но с настолько же большей степенью реальности, насколько институты, имеющие отношение к деятельности людей, более реальны, чем точки, линии, поверхности и фигуры». Лишь в XIX веке, когда изучение истории в целом и социальной и институциональной истории в частности стало очень популярным и когда место идеи XVIII века о ecm.ec -твенных правах и естественном праве в общественных науках заняли действительные права, обязанности, традиции и кодексы людей, Вико пожал плоды своего инсти-туционализма. XVIII век был к этому, по большей части, не готов. Вико восхищался «Государством» Бодена и говорил о нем, как о «самом эрудированном юристе, равно как и политическом мыслителе». Он даже посвятил ему главу в «Новой науке», подробно высказав свое одобрение основным принципам политической теории Бодена. Однако Вико не упоминает труды Бодена по истории и историческому методу. Конечно, возможно, что он почему-то не смог прочесть эту ключевую работу философа, которым так сильно восхищался, но это представляется крайне маловероятным. Слишком много параллелей, примеров почти идентичного мышления по различным вопросам, чтобы предположить, что Вико не был хорошо знаком с «Методом» и не основывался на нем. Как отметил в своем важном исследовании Джироламо Котронео, теории происхождения человеческого общества, которые мы встречаем в работах Бодена и Вико, имеют почти совершенное сходство. Тоже самое относится к систематическому опровержению не только существования золотого века (которое, как мы видели, было очень распространенным представлением в мысли эпохи Возрождения), но также и пророчества Даниила о четырех монархиях, производившего, как говорилось выше, столь сильное впечатление на умы пуритан и других людей XVII века. Хотя опровержение Вико этого пророчества буквально дословно воспроизводит соответствующий текст
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановление Бодена, в его работе никак не упоминается глава 7 «Метода легкого изучения истории». Я, как и Котронео, не пытаюсь умалить оригинальность работы Вико. Мне гораздо важнее показать, что мышление Вико гораздо теснее связано с ученым, жившим веком ранее, — с Жаном Боденом, — чем с любым из своих современников. Подобно Бодену, вынужденному бороться не только с влиянием Макиавелли, но и с течениями мысли, возникшими из итальянского Ренессанса задолго до эпохи Макиавелли, Вико оказался затопленным потоками картезианства. Я говорил о желании Вико поместить историю в сферу истинной науки, а не оставлять ее там, где она находилась на протяжении стольких столетий, т.е. в сфере искусства повествования. Он прекрасно понимал необходимость сравнительной истории для самого существования исторической науки. Его «Новая наука» начинается, на самом деле, с того, что он называет «хронологической таблицей», где в параллельных колонках приводятся главные события и лица из семи разных историй: иудейской, халдейской, скифской, финикийской, египетской, греческой и римской. Заявленным намерением Вико было вывести (с помощью детального эмпирического и сравнительного изучения этих историй) принципы, которые были бы по своему характеру истинно научными. Вико искренне восхищался Френсисом Бэконом, подобно столь многим религиозным людям в Англии XVII века, к числу которых относились и католики, и англиканцы, и протестанты. Вико считал бесплодной какую-либо подчиненность якобы самоочевидным принципам при изучении человеческого общества. Все истинные принципы должны быть результатом терпеливого сравнительного изучения документов конкретных народов. В таком случае есть ли что-либо странное в том, что этот выдающийся мыслитель был предан забвению в XVIII веке, т.е. в период, когда считалось, что сама суть истинных знаний о человечестве состоит в аксиомах, которые должны пролить свет на развитие человечества (после того, как из них сделаны правильные и строгие логические заключения), подобно тому, как они пролили свет на геометрические утверждения? Когда в своем втором «Рассуждении» Руссо написал знаменитую и столь часто подвергавшуюся недоброжелательным толкованиям фразу: «Начнем с того что отложим факты в сторону, поскольку они не влияют на суть вопроса», — он следовал общепринятому картезианскому пути. Что пыльные документы действительной истории народов могут дать такого, что годилось бы для истинного и рационального понимания человечества? Именно такое умонастроение стремился поколебать Вико и потерпел неудачу. Вновь и вновь он говорит нам, что метод чистого разума, так хорошо подходящий для математики, при изучении человечества никак не может занять место серьезного эмпирического исследования действительного опыта народов. Даже когда мы обращаемся к знаменитому принципу Вико, к принципу «идеальной вечной истории», мы имеем дело с построением (безусловно, порожденным Провидением), которое хотя и имело на деле несколько более дедуктивный характер, чем предполагал Вико, тем не менее выводилось из конкретной, зафиксированной в документах, истории народов и стран, а не из абстракций, таких, как «человечество» или «человеческий род», и применялось именно к этой истории. «Путь национальных институтов был и должен быть, теперь и в будущем, таков, как показывает наша наука, даже если бесконечное число миров рождалось бы время от вре -мени на протяжении вечности, что, безусловно, не так. Наша наука, таким образом, описывает идеальную историю, проходящую во времени через историю каждой нации в ее рождении, развитии, зрелости, упадке и крушении. Действительно, мы имеем смелость утверждать, что тот, кто мыслит этой наукой, рассказывает сам себе эту идеальную вечную историю в той степени, в какой он тем самым доказывает себе, что "так и должно было быть в прошлом, должно быть и ныне и должно быть в будущем"». Учитывая природу человека, какой она всегда была и будет, говорит Вико, необходимо существует cor so, т.е. модель или цикл изменений, через который должны пройти все народы и каждый из них в отдельности. Эта «идеальная вечная история» имеет много общего с тем, что Макс Вебер назовет в начале XX века «идеальным типом». Отдельные общества, по мнению Вико, не следуют
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса i лава 5. Великое восстановление в своей истории какой-либо абсолютно фиксированной модели; но в том, что все народы (или, по крайней мере, те, о которых Вико говорит как о «благородных нациях»), про -ходя через три основные стадии, развиваются достаточно сходным образом, чтобы дать ему возможность для обобще -ния, выявления модели или идеального типа. Как указывает сэр Исайя Берлин, разъясняя текст Вико, причиной существования идеальной модели или фундаментального сходства исторических курсов разных народов является «структура "разума", одинаковая для всех людей и всех обществ... поскольку лишь она делает их человеческими». Вико задолго до Гегеля и Маркса, подчеркивает Берлин, описал человеческую природу и человеческий ум как деятельность или процессы, не отделимые от социального контекста, в котором они функционируют. Краткий обзор фактического, ментального, культурного и социального содержания закона исторического развития, сформулированного Вико, показывает, что тот автор не говорит о «естественном состоянии» в том смысле, в котором мы встречаем это понятие у Гоббса, Локка и Руссо. Человеческое общество появилось, утверждает Вико, когда люди, напуганные тем или иным аспектом окружающей среды, нашли убежища, вначале — в семье, затем — в религиозных и местных группах. Начальный этап человеческой истории у любого народа мы изучаем как «эпоху богов», в которой каждое действие и каждая мысль управлялись предписаниями богов, которые можно было найти в мифах и символах. Кровные узы освящены богами, так же, как и патриархальный характер общества и каждой его семьи или группы. Вико считает разрушение этой первой великой эпохи результатом неспособности общества, основанного на кровных узах, терпимо принимать тех участников (socii), кто приходил извне, как чужак, стремился получить защиту и волей-неволей оказывался внутри нового общества, но не принадлежал ему. Напряженность росла, выливаясь в кровавые конфликты, а затем, говорит Вико, пришла вторая великая эпоха — «эпоха героев». Вслед за изменениями в социальной и политической организации пришли изменения в руководящих символах. Религию постепенно заменила поэзия. Это воистину была эпоха человеческих чувств, эмоций и страстного желания сохранять верность в человеческих делах. Если первая эпоха была эпохой богов и царственных жрецов, то вторая была сродни тому, что мы обычно называем феодализмом. Третья эпоха, как и вторая, проистекла из недостатков, постепенно развивавшихся в предыдущей; эти недостатки породили новые конфликты, которые начали охватывать все большее число людей. Именно в третью эпоху народы, имеющие государство, становились все более сильными, первоначально при помощи могущественных монархов, чья поддержка, оказанная народу, вела их к смертельному конфликту с «героями» аристократии. Подобно тому, как религия была характерной символической моделью, в рамках которой люди жили в первую эпоху, и как поэзия с ее эпическими героями была моделью для второй эпохи, так и третья эпоха приобрела особый культурно - филологический характер, который можно выразить одним словом «проза». Поэзия теперь становится столь формализованной, столь классической по своей природе и столь лишенной героических эмоций, что по своей подлинной сущности она превращается в прозу. Но со временем придет к концу и эта эпоха. Ее опора на рационализм, технику, растущее число подданных или граждан, ширящуюся торговлю и символы, из которых все больше и больше изгоняются человеческие чувства, должна иметь непременными следствиями упадок и крах. Начнется новый цикл истории, обновление cor so, хотя, разумеется, он ни в коем случае не будет точным повторением прошло -го — детерминизм Вико вовсе не является железным. Многое здесь напоминает греческую и римскую доктрину циклов. Можно с основанием допустить, учитывая достаточное знакомство Вико с античными трудами, что его концепция ricorsi, т.е. повторений в истории, подобно концепциям его ренессансных предшественников, уходит корнями в античную доктрину. Но здесь имеется большое отличие: вера Вико в Провидение, которую он постоянно подчеркивает, ведет его к тому, чтобы рассматривать corso, по которому идет каждая нация, как индивидуальный по отношению к Богу (это в некоторой степени предвосхищает
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса икое восстановление видение истории и Бога у Ранке) и поэтому отличный в важных деталях от других corsi*. И, как уже отмечалось, та же вера в Провидение позволяла Вико, подобно столь же религиозному Бодену, видеть последовательные corsi на все более высоких уровнях цивилизации. Прежде чем закончить раздел, посвященный Вико, представляется важным подчеркнуть еще одну примечательную особенность его мышления, который распадается на несколько тесно связанных друг с другом частей. Для Вико существует отчетливая и ни к чему не сводимая модель, которая, если использовать обобщающее высказывание сэра Исайи Берлина, «характеризует всю деятельность в рамках данного общества, общий стиль, отраженный в мышлении, искусстве, общественных институтах, языке, образе жизни и деятельности всего общества». Таким образом, опять же следуя за сэром Исайей, мы можем увидеть во временной последовательности таких моделей динамический, изменяющийся, способный к переменам характер человеческого рода; мы также можем понять тот факт, что, как настаивал Вико, те, кто в действительности что-либо придумывает или создает, могут понимать истинную реальность создаваемого лучше, чем те, кто просто рассматривает все это с некоторого расстояния (во времени или в пространстве). Наконец, человеческие творения для Вико — не искусственные сущности, которые можно изменять или преобразовывать как угодно, а, по словам сэра Исайи, «естественные формы самовыражения, общения с другими людьми или с Богом». Многие во времена Вико были склонны видеть в сказках, легендах и мифах — и продолжают видеть спустя долгое время после него — нелепые, бессмысленные «пережитки». Вико задолго до Гердера, а затем Гегеля и его последователей, увидел в мифах абсолютно разумные, рациональные методы, с помощью которых примитивные люди упорядочивали и обосновывали для себя окружающий мир. Именно это качество делает Вико социологом знания. Независимо от того, считаем мы миф или суеверие произведением искусства, пережившим века, или философской теорией Вселенной и человечества, важно, что мы видим их не как противопоставление неким абстрактным и вневременным принципам, но как часть культуры, в пределах которой они возникли. Стоит ли в таком случае удивляться, что Вико, после того, как на него в XIX веке обратил внимание Мишле, вызвал столь широкое уважение среди тех мыслителей, кто (как, например, Конт и Маркс), имея иные идейные источники по данной проблеме, тем не менее высказывал ему свою похвалу? Уместно закончить наше изложение той данью, которую Кроче отдал Вико: «В своем видении исторического развития человечества он пролил новый свет на примитивный язык, состоящий из воображения, ритма и песни; на примитивное мышление, характеризуемое мифами; на примитивную и искреннюю поэзию Гомера в античности и Данте в христианские времена, отличную от интеллектуалистской поэзии непоэтических эпох и XVIII века... Несмотря на пессимизм, который оставил его в одиночестве в эпоху великого революционного движе -ния, суть и отдельные характеристики его мышления представляли собой ансамбль доктрин и исторических интерпретаций, которым суждено было интегрировать, исправить и преобразовать рационализм XVIII века». Все это верно и важно. Но если и есть ключевой элемент в его целостной, сложной и запутанной системе мысли, за который можно ухватиться при установлении значимости Вико для истории идеи прогресса, то это, я думаю, идея, содержащаяся в самом заглавии его величайшей работы — «Новая наука». Постхристианскую, современную идею прогресса лучше всего характеризует то, что она содержится в системах мышления, которые их авторы считали настолько же научными, насколько научными являются физика и биология. Вико признавал и подчеркивал ведущую роль Провидения. Но в рамках этой веры лежала вера в науку, которая для грядущих поколений будет становиться все бо -лее автономной и независимой. Множественное число от corso. — Прим. науч. ред. Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса ЧАСТЫ I ТРИУМф ИДЕИ ПРОГРЕССА ВЕДЕНИЕ За время с 1750 до 1900 года идея прогресса в западной мысли достигла своего зенита в западной мысли как в обще -ственных, так и в научных кругах. Она стала даже не одной из важных идей Запада, а доминирующей идеей, даже если принять во внимание растущую значимость других идей, — таких как равенство, социальная справедливость и суверенитет, народа — каждая из которых, бесспорно, в то время сама по себе служила сигнальным огнем. Однако особенность и ключевая роль понятия прогресса состоит в том, что именно оно становится контекстом для развития остальных идей. Свобода, равенство, суверенитет народа — все это становилось еще более желанным, побуждало к трудам и пробуждало надежды; но каждая из этих идей, будучи помещенной в контекст идеи прогресса, могла представать как нечто не просто желаемое, но и исторически необходимое, как неизбежное конечное достижение. Стало возможным продемонстрировать — как это сделали, в частности, Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Конт, Гегель, Маркс и Спенсер — что всю историю можно рассматривать как медленное и постепенное, но при этом непрерывное и необходимое восхождение к некоей определенной цели. Очевидно, что любая ценность, которую можно представить в качестве составной части исторической необходимости, имеет стратегическое преимущество в области политической и общественной деятельности. Значимость относительно мелких дел, которые можно совершить в течение одного поколения для осуществления некоей идеи или ценности, повышается, когда их воспринимают как шаги неумолимой поступи человечества. Вероятно, Маркс осознавал это лучше других мыслителей XIX века, но он был в этом далеко не одинок. В период, о котором сейчас речь, мы видим также начало и усиление секуляризации идеи прогресса, т.е. освобождения ее от долго поддерживавшейся взаимосвязи с Богом, в результате чего прогресс превратился в исторический процесс, приводимый в действие и поддерживаемый исключительно естественными причинами. От известных Введение 269 лекций и рассуждений Тюрго в 1750— 1751 годах, до Кон-дорсе, Конта, Маркса, Милля, Спенсера и других, — везде наблюдалось явное желание освободить прогресс от любых существенных взаимоотношений с активным, ведущим, главенствующим Провидением. На протяжении этого периода мы видим, что в философии и социальных науках одна система за другой были озабочены прежде всего демонстрацией научной реальности прогресса человечества, а также законов и принципов, делающих прогресс неизбежным. Философы прогресса рассматривали свои собственные произведения в том же свете, что и работы Дарвина и Уоллеса, или Фарадея и Максвелла. Для Кондорсе или Маркса были абсурдом построения, выдвигающие гипотезу о Боге в качестве средства объяснения того, что гораздо правдоподобнее и проще объяснить действием естественных и чисто человеческих сил. Этот процесс секуляризации идеи прогресса, который начался в значительной степени в XVIII веке, постепенно набирал силу в течение последующих двух веков и, без сомнения, достиг пика во второй половине XX века (о чем я буду говорить далее, в главе 9). Однако, отметив секуляризацию как основную силу в новых и современных формулировках веры в прогресс, тут же предупредим читателя, что секуляризация далеко не исчерпывает историю данной идеи в этот период. Даже в эпоху Просвещения, когда начался процесс секуляризации, весьма уважаемые и влиятельные мыслители продолжали настаивать на ключевой роли Провидения в прогрессе человечества. Едва ли кто-либо из умов того времени пользовался большим почтением у философов Просвещения в Западной Европе, чем Лессинг и Гердер в Германии и Джозеф Пристли в Англии. Все трое глубоко верили в прогресс и в то же время неоднократно демонстрировали свою веру в Бога и приверженность христианству. Христианская вера не исчезла из истории этой идеи и в XIX веке. Ученые масштаба Луи Агассиса в Америке и столь выдаю -щиеся философы, как Гегель, сочетали веру в научную доказуемость прогресса с благочестием и открыто выражае -мой верой в христианского Бога.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |