КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 9 страница
Его «Метод легкого изучения истории» (Jean Bodin, Methodus ad facilem historiarum cognitionern), опубликованный в 1566 году, за десять лет до появления более знаменитых «Шести книг о государстве», возможно, самый лучший источник для нашего понимания теории прогресса человечества у Бодена, хотя нельзя сбрасывать со счетов «Шесть книг», особенно начальные части этой работы, а также «Беседу семерых». Боден дает нам панораму происхождения и развития человеческого общества. Он весьма критически подходит к мифу о Золотом веке — еще один признак его отличия от столь многих умов эпохи Возрождения — и говорит, что этот примитивный век «при сравнении с нашим показался бы по сути железным». Начальные этапы человечества отмечены невежеством, страхом перед неизвестным, угнетением и постоянной уязвимостью из-за незнания ремесел. И все же Боден показывает нам не абстрактное воображаемое «естественное состояние» — состояние, кото- рое стало отправной точкой для стольких политических работ в последующие два века и которого, согласно этим сочинениям, люди избежали лишь благодаря «общественному договору». Боден здесь гораздо больше походит на эволюциониста, чем будущие Гоббс или Локк: «Истоки всех гражданских обществ происходят из семьи, которая (как мы говорим) сама по себе есть естественное общество....Но когда разум, привитый нам самим Богом, породил в человеке желание сотрудничества, общества людей и участия в разговоре и общении, то же самое происходило, когда, выходя за пределы любви к своим близким и домашним, человек начинал получать удовлетворение от распространения и увеличения семей. Так же и семьи, понемногу отталкиваясь от своих начал, учились в гражданском обществе подражать естественному обществу семьи». Таким образом, человеческое общество происходит от родовых групп, и его развитие принимает форму образования других, более разнородных групп и союзов, которые, хотя и созданы по образцу семьи, позволяют гораздо более неоднородное существование. Стоит повторить, что для Бодена было бы абсолютной глупостью превозносить истоки вещей. Даже составляя семьи, «люди были рассеяны, как звери, по полям и лесам и имели лишь столько, сколько могли удержать силой и преступлениями, до тех пор, пока постепенно они не перешли от ярости и варварства к утонченности обычаев и к законопослушному обществу, которое мы видим вокруг себя». Именно прогресс, раскрывающийся, развивающийся, двигающийся вперед, а не регресс или вырождение, Боден считал главной характеристикой человеческого состояния, начиная с его примитивных истоков. Если бы дела людей «шли все хуже и хуже, мы должны были бы уже давно достичь крайней степени пороков и грехов, каковая, я думаю, и имела место в прошлые времена». Он противопоставляет то, как древние, включая греков и римлян, обращались с пленными народами (обращение в рабство, пытки и нанесение увечий ради развлечения толпы), гораздо более гуманным условиям существования всех людей при христианстве. Человеческие жертвы, отмечает он, широко практиковались во время так называемого золотого века
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса I лава 5. Великое восстанс человечества, в то время, как мы, люди-современности, полностью их отменили. Обращаясь к знаниям, Боден во всем соответствует новому времени; у него нет нелепых ренессансных фантазий по поводу достижений греков и римлян. Да, Боден уважает их, но не поклоняется им: «Кто-то скажет, что древние были изобретателями искусств, и за ними должна быть эта слава. Они, безусловно, открыли много вещей, особенно силу небесных тел, вычисления курса многих звезд, хотя и далеко не всех, поразительные орбиты неподвижных звезд и так называемых «планет»... И все же они оставили незаконченными многие из этих вещей, которые были закончены и переданы потомству людьми нашего времени... Хотя нет ничего более примечательного во всей природе вещей, чем магнит, все же древние не знали о его применении, очевидно, божественном, и, если они жили полностью в пределах Средиземноморского бассейна, наши люди, с другой стороны, пересекают всю Землю каждый год в ходе множества путешествий и заводят колонии, можно сказать, в другом мире, чтобы открыть самые отдаленные уголки Индии... Действительно, в географии, одном из самых превосходных искусств, можно понять, какой большой прогресс был достигнут благодаря тому факту, что информация об Индии, которая раньше казалась для многих сказочной... была нами подтверждена, так же, как и движение неподвижных звезд и дрожание великой сферы... Ежеднев -но появляются на свет дающие здоровье лекарства... я уж не говорю о методе эклиптикальной долготы вычисления при помощи механических часов, которую древние астрономы, проводившие перпендикуляр к эклиптике, могли определять лишь сочень невысокой точностью... Я опускаю, наконец, бессчетное число искусств, а также ремесло и ткачество, с которыми жизнь человека стала значительно проще. Одно книгопечатание может с легкостью соперничать со всеми открытиями древних». Касательно методологического подхода Бодена следует отметить два важных момента. Он настаивает, во-первых, на ответственности историка за использование только достоверных естественных причин (он приводит в качестве примера климат и географическое положение) и доку- ментов максимальной степени достоверности. Он убеждает историков, что «наша система хронологии от сотворения мира должна выводиться из исторических документов». Во-вторых, у Бодена нет явного интереса к тому или иному будущему концу света. Как мы увидим, ему знакомы явления вырождения и упадка в человеческой истории, но это всего лишь проявления цикличности, и каждый новый цикл повторяется на более высоком уровне. Что же касается какого бы то ни было конца света, то «даже ангелы ничего о нем не знают, и уж, конечно, ни один из нас, смертных». Вот и все о пророчествах Судного дня! Историк должен быть прежде всего спокоен и объективен, насколько это возможно. Боден ссылается на тех мнимых историков, которые вечно «противоречат сами себе, либо от рвения, либо от гнева, либо из-за ошибок». Говоря кратко, изучать прогресс человечества следует посредством разума, путем тщательного изучения и исследования, всегда учитывая слабые стороны, свойственные человеческому наблюдению. Но реальность долгосрочного прогресса человечества во всех сферах не вызывает у Бодена ни малейших сомнений. Поразительны его слова о французском короле Людовике Святом: «...какого правителя древности можно сравнить с королем Людови -ком Святым?.. Нам, конечно же, не известно ни одного государя, который был бы столь полон преданности Богу, ответственности перед своей страной, любви к своим подданным и справедливости ко всем. Не только добродетели людей нашего времени равны добродетелям древних, но и благочиние». И все же, как я уже упоминал, Боден не был слеп к фактам упадка, несмотря на свое понимание развития в большой исторической перспективе. Он, подобно Макиавелли, хорошо чувствовал recorsi, но если Макиавелли видел историю всего лишь как бесконечное повторение всего, без всеобщего продвижения вперед, то Боден видит следующие друг за другом циклы генезиса и упадка постоянно перехо -Дящими на все более высокий уровень. «Литература переживает перемены судьбы». В этом высказывании Боден проявляет свое осознание того, что искусства, как мы изучаем их в истории, «некоторое время
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановление находятся в состоянии стабильного расцвета, затем увядают от старости и, наконец, начинают умирать и уходят в небытие». Так происходит из - за слишком большого числа войн, из-за сильного интеллектуального упадка, принесенного изобилием, или оттого, что сам Бог время от времени навлекает на писателей, как и на других людей, справедливые наказания. Такие взлеты и падения, продолжает Боден, можно увидеть в истории Греции и Рима (и других более ранних или непохожих обществ). Греция со временем пришла в упадок, утверждает Боден, в силу убежденности древних греков в том, что они и их труды были вершиной возможных человеческих достижений. То же верно в отношении Рима, где «одаренных людей было так много, что почти одновременно они превзошли все народы в военной славе и в великолепии культуры». И все же они тоже в конечном итоге сдались силам упадка и распада. Но при более широком взгляде на историю человечества за падением следует подъем, за упадком — новый расцвет. В мир являются новые циклы. И каждый последующий цикл отражает более высокий уровень достижений, чем предыдущий: «Итак, те, кто говорит, что древние понимали все, ошибаются не меньше, чем те, кто отрицает их достижения во многих искусствах. Природа обладает бессчетными сокровищами знаний, которые не могут быть исчерпаны в течение какой -либо одной эпохи. Поскольку это так и поскольку по некоему вечному закону природы путь изменений, похоже, идет по кругу, так что пороки теснят достоинства, невежество — знания... и тьма — свет, ошибаются те, кто думает, что род людской всегда ухудшается. Когда старики делают эту ошибку, можно понять, почему с ними так бывает, — потому что они вздыхают о потере цветения своей юности, которая сама по себе дышит радостью и весельем... И, словно вернувшись из дальних странствий, они повествуют молодым людям о золотом веке — золотом возрасте юности» (курсив мой. — Р. Н.). Но сколь бы понятна ни была такая ностальгия, говорит нам Боден, ей не следует верить. На деле настоящее лучше прошлого, а будущее — лучше настоящего. Все это часть божественного плана, результат сил и причин, которые, бу- дучи естественными и действующими во времени, есть про -изводные божественной воли. Правда, Боден не уделяет будущему особого внимания: что можно сказать о грядущем, не впадая в бесплодный утопизм? Однако его полное отрицание любых доктрин упадка, бывших ключевым элементом эпохи Возрождения, его высокая оценка своей собственной исторической эпохи и, что, наверное, важнее всего, сам факт того, что он уделил столько старания написанию своего великого трактата о политике как средстве сделать государство более человечным и эффективным, — все это выдает в нем мыслителя, весьма чуткого к будущему. Практически из всех его значимых работ, включая «Шесть книг», «Исторический метод» и «Семь бесед», становится очевидным, что Боден живо интересовался миром в целом, всеми народами, жившими и живущими на Земле и в прошлом, и в настоящем. Он был горячим патриотом, членом группы французов, называвших себя Les Politiques*, и справедливо отмечал неспособность какого бы то ни было института, за исключением суверенного территориального государства, поддерживать порядок в условиях крушения единого христианства. Но каким бы Боден ни был патриотом, даже националистом, он оперировал понятием единства человечества, которое было августинианским, — понятием, легко совместимым с видением прогресса человечества сквозь века. В итоге можно сказать, что, невзирая на средневековые и ренессансные черты Бодена, есть все основания считать его утренней звездой века, который принесет Западу такой интерес к истории и прогрессу и даже поглощенность этими идеями, каких не видели античность и Средневековье. ПУРИТАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ •: ■ Я, конечно, имею в виду и политическую, и социальную революции, но в гораздо большей степени — интеллектуальную революцию, особенно в искусстве и науке, на которую столь существенное влияние оказали пуритане. Невозможно найти связь, более плодотворно способствовавшую появлению современной идеи прогресса, чем сочетание веры Политики {франц.). — Прим. науч. ред.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса кое восстановление в искусство и науку, с одной стороны, и, сдругой стороны, в грядущий миллениум, наступление которого сможет ускорить прогресс искусств и наук. Несмотря на то что фраза «Век Разума» по-прежнему популярна, куда вернее будет воспринимать XVII век как Век Веры, религиозной веры. Джон Редвуд (John Redwood) пишет в своем недавнем исследовании интеллектуальной ситуации, о которой идет речь: «Мысль XVII века одержима Богом». Именно так и обстояло дело. Исключая Томаса Гоббса и некоторых других, невозможно в те годы найти сколь-нибудь заметные имена в науке и искусстве, философии или теологии, которые не были бы глубоко религиозны. Этот список включает, как мы увидим, даже величайшего ученого того времени, Исаака Ньютона. Его искренняя религиозность не была ни аберрацией, ни старческой причудой. С детства и до самой смерти она господствовала в его жизни. Наш главный интерес здесь — вера пуритан и их достижения. Несомненно, при всей широте и многообразии научных исследований, проведенных пуританами в Англии за последние несколько десятилетий XVII века, здесь имеет место некоторое преувеличение. Очень может быть, как недавно заметил Кристофер Хилл (Christopher Hill), что все эти споры о действительной степени пуританского влияния на английскую науку, мысль и политическую деятельность постепенно начинают надоедать. Но даже если так, в конечно счете все то, что осталось от пуританства чисто как от интеллектуального феномена, без сомнений, производит огромное впечатление. Не будет преувеличением сказать, что подъем пуританства и распространение его в интеллектуальных кругах Ан -глии в XVII веке является главнейшим интеллектуальным событием того века. Макс Вебер первым, но не последним, показал, что среди других причин роста капиталистического духа в современном мире пуританство должно занять весьма высокую позицию. С тех пор во множестве работ нас также убеждали, что именно в рамках пуританской революции в современной Европе впервые отчетливо проявился социальный радикализм рабочих и низших классов. Другие же, начиная с появившейся сорок лет назад новаторской и классической работы Роберта К. Мертона (Robert К. Merton), показали с неоспоримой ясностью, насколько близки корни пуританской религиозной веры к науке того типа, который мы связываем с Ньютоном и его современниками. Эта близость, очевидно, гораздо больше, чем просто совпадение. Мы узнали, как страстно Ньютон и многие другие научные умы, пуританские или роялистские, относились к религии и ко всему, что они принимали за не -избежную связь между наукой и религией. И, как недавно показал Чарльз Уэбстер (Charles Webster), даже учение Бэкона попало в орбиту пуританства. И это еще не все. Очевидно (хотя всего лишь несколько десятилетий назад в основных европейских исторических трудах так не считали), что первой великой современной политической и социальной революцией была не Французская революция конца XVIII века, как долго считалось, а пуританская революция XVII века. Она начиналась не как социальная революция, нацеленная на захват верховной власти (хотя это относится и к более поздней Французской революции), но вскоре в пуританской Англии появились все ныне известные нам атрибуты политической, социальной и экономической революции. Якобинцы в начале 1790-х годов вполне правильно и обоснованно считали пуританских революционеров своими прямыми предшественниками. Наконец, и это наиболее важно для целей нашего исследования, было доказано существование теснейшей интеллектуальной связи между пуританским милленаризмом XVII века и расцветом в следующем веке «современной» светской идеи прогресса, которая, как мы увидим, в работах таких умов, как Кондорсе, Уильям Годвин, Сен-Симон и Конт, представляла собой оригинальную форму милленаризма. На самом деле, не все, что для нас здесь важно, происхо -дило от пуритан. Можно припомнить, что доктор Джозеф Мид, чьи удивительные пророчества миллениума, сделанные в самом начале XVII века, имели столь сильное влияние на поздних пуританских мыслителей, сам был ученым Кембриджского университета и, возможно, англиканцем (он также был учителем Ньютона). А Квентин Скиннер
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановление (Quentin Skinner) недавно подчеркнул, что колледж Гре-шем, основанный в 1597 году, один из самых знаменитых центров научных экспериментов того века, был отнюдь не пуританским. Тоже самое относится, отмечает Скиннер, к Королевскому колледжу врачей, где была осуществлена значительная часть наблюдений и экспериментов в области физиологии и медицины. Этот колледж был роялистским и враждебным к пуританству. И, как мы знаем, из множества ученых, работавших в Оксфорде под влиянием великого Уильяма Гарвея, ни один не был пуританином. Также следует упомянуть, что из дюжины ученых, сформировавших действующее ядро английской Королевской академии, половина была прямыми противниками пуритан. Наконец, как мы увидим в следующем разделе этой главы, одна из величайших формулировок христианской доктрины прогресса принадлежит католическому епископу Боссюэ в его «Рассуждении о всеобщей истории», опубликованной в 1681 году. Мы признали существование непуританских и антипуританских источников науки и философии истории и согласились с тем, что действительное влияние пуритан, возможно, преувеличено или искажено. Тем не менее невозможно справедливо оценить современную мысль, научную и иную, без явного признания заслуг множества пуритан, чей вклад в физическую науку (на уровне гения Ньютона), мощное утверждение милленаризма в духе Иоахима, его последователей, а также благоговейный интерес к прогрессивной философии истории в совокупности принадлежат к числу самых увлекательных и важных свершений XVII века. Обратимся теперь непосредственно к идее прогресса в том виде, в каком мы встречаем ее в пуританстве. Е. Л. Тувесон в своей основополагающей работе «Тысячелетнее царство и утопия» (Е. L. Tuveson, Millennium and Utopia) говорит об этом так: «Постепенно роль Провидения была передана «естественным законам», посредством которых, как предполагалось, действует Бог... Таким образом «эволюция» и «стадии развития» приобрели для современного человека такое же значение, как «благодать» для его предков... Понятие истории как процесса общего восходящего движения через ряд грандиозных стадий с неизбежной кульминацией в неком великом преобразующем событии, призванном разрешить дилеммы общества, стало концепцией, которой было суждено доминировать в «современной» мысли. Я полагаю, что ее предшественников можно видеть среди апокалипсически мыслящих теоретиков XVII века, а не среди историографов эпохи Возрождения с их представлениями о цикличности». Тувесон, несомненно, прав в своей оценке силы и влияния пуританских милленариев, а также в своей оценке эпохи Возрождения. И все же, как показала Марджори Ривс в своем исследовании средневековых пророчеств, к которому мы обращались ранее, здесь не хватает ссылки на действительные истоки пуританского апокалипсического мышления. Мы находим их, как документально подтверждает Ривс, в непрекращающемся бытовании пророчеств в духе пророчеств Иоахима XII века. «Нельзя изучать апока-липтиков XVI—XVII веков в отрыве от их средневековых предшественников». Как отмечает Ривз, книга Джеймса Максвелла «Замечательные и знаменитые пророчества» (James Maxwell, Admirable and Notable Prophesies), изданная в 1615 году, была лишь одним из большого числа пророческих произведений этого периода, в которых Иоахим признавался, по словам Максвелла, «чрезвычайно вдохновенным». Я несколько раз подчеркивал в этой книге значимость признания двух основных элементов прогресса: первый, введенный в оборот греками, сосредоточивается на развитии искусств и наук; второй же — продукт августини-анского смешения иудейского милленаризма с греческой идеей разворачивающегося роста в рамках христианской философии истории — делает акцент в первую очередь не на знаниях, но на духовном состоянии блаженства, которого достигнет человечество перед тем, как земная жизнь прекратится. Что является особенно поразительным в пуританской концепции прогресса, так это то, что она ясно и твердо объединяет два этих течения впервые в истории Запада. Прогресс в искусстве и науке считается одновременно знаком неминуемого приближения золотого века духа на Земле и причиной этого приближения. И этот союз знаний
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Вели кое восстановление и духовного совершенства не завершится и с приходом тысячелетнего царства. Кальвин уверенно отстаивал положение, что задолго до второго пришествия и Страшного суда произойдет распространение по всему миру знания, которое сможет полностью объединить во Христе все человечество, включая евреев. «Знание Бога распространится по всему миру, — предрекал Кальвин, — славу Божью узнают во всех уголках мира». Но Кальвин ограничивал это знание исключительно священным знанием, знанием Бога и его чудес. Именно в XVII веке мы видим расширение кальвинистского акцента со священного знания на знание в целом, и в том числе на то, которое содержится в светских искусствах и науках. Нигде в тот век не найти более глубокой веры в единство религии и науки, чем в трудах Исаака Ньютона. Давно прошло время, когда «Начала» (Principia) Ньютона могли восприниматься в отрыве от религиозных и библейских исследований, которыми он занимался почти всю свою жизнь. В 1713 году он написал «Схолию» {Scholium generale) ко второму изданию «Начал», и в ней были слова: «Эта прекраснейшая система, состоящая из Солнца, планет и комет, могла иметь своим началом лишь намерения и власть разумного и могущественного Существа». Историк науки И. Бернард Коэн (I. Bernard Cohen) подчеркнул тот факт, что Ньютон (и многие его современники, а также предшественники в XVI веке) стремился неопровержимо доказать, что коперниканский порядок есть «божественный порядок». Другому исследователю истории науки, П. М. Рат-танси (P. M. Rattansi), принадлежит ценное замечание об отношении Ньютона к традиции, которая «жила в ньютоновской Англии и гласила, что тысячелетнему царству будет предшествовать расцвет искусств и наук, и благодаря этому люди приблизятся к состоянию Адама до грехопадения». И Фрэнк Э. Мануэль в некоторых из своих блестящих и проницательных работ о Ньютоне, в частности в «Религии Исаака Ньютона» (Frank E. Manuel, The Religion of Isaac Newton), полностью документально подтвердил ньютоновское абсолютное и неколебимое убеждение, его законы движения и результаты его непрекращающегося изучения библейских пророчеств, особенно пророчеств, содержащихся в книге Даниила и в Апокалипсисе, проистекают из одного и того же метода. Мы узнаём, что результаты последних лет своих библейских исследований Ньютон считал равноценными утверждениям, сформулированным в «Началах». Библейские и другие религиозные исследования были, по словам самого Ньютона, которого цитирует Раттанси, «не пустыми спекуляциями и не незначительными вопросами, а долгом высшего порядка». Ньютон, разумеется, был в свой век лишь одним из многих, кто стремился показать, с одной стороны, необходимость религиозного служения для научных достижений и, с другой стороны, необходимость научных наблюдений и доказательств для истинного понимания божественного порядка. Очевидна глубокая значимость всего этого для идеи прогресса. Фундаментальную роль для этой идеи, как мы видели, играет вера в ценность человеческих знаний, того рода знаний, что содержатся в науках и ремеслах, и в способность таких знаний поднимать человечество на все бо -лее высокие уровни человеческой жизни. Для того, чтобы такая идея столь глубоко внедрилась в западное сознание, начав свое развитие с древних греков и римлян и получив дополнительную силу и импульс от христиан, было недостаточно обычных опыта, логики и разума. Едва ли столь всеобъемлющее утверждение, объявляющее прогресс необходимостью для человечества, может быть основано на обычных правилах логического доказательства. Требуются более глубокие кладези веры, и они неизменно ведут не столько к умозаключению, сколько к догме. И здесь на сцену выходит пуританство. Эта религия более любой другой из составляющих христианство наделяла знания (теоретические, практические и превыше всего — научные) эсхатологической значимостью. Лишь через культивирование исследований природы и человека, утверждали пуритане, может быть ускорено пришествие тысячелетнего царства на Землю. Пуритане вовсе не страдали недооценкой происходящего вокруг них в мире науки. Благодаря большому количеству ученых, а также центров, институтов и колледжей, где трудились ученые, благодаря публикации результатов научных исследований миллениум должен был наступить в самом ближайшем будущем. Так думали бес-
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Великое восст; численные пуритане, а также и представители других религиозных групп в Англии, в том числе англикане. И так же, как умыв Англии (ив Новой Англии) XVII века, опьяненные религией, были опьянены и верой в искусства и науки, они оказывались еще более охвачены уверенностью в прогрессе как универсальном законе человеческой истории — таком законе, который неизбежно должен привести к золотому веку на Земле в обозримом будущем. По мере того, как мы приближаемся к середине XVII века и движемся дальше, Бог перестает восприниматься как далекое, обособленное, направляюще Всемогущество. Он начинает воспринимяться, скорее, как своего рода процесс. Эрнест Тувесон цитирует на этот счет весьма уместные слова влиятельного Томаса Бернета (Thomas Burnet): «Вы обязаны всегда держать перед глазами и всегда иметь в виду прогресс Провидения в постепенном усилении благочестия в мире и в просвещении Человечества» (курсив мой. — Р. Н.). «Прогресс Провидения»! Фраза Бернета идеальным образом демонстрирует чрезвычайно важный исторический процесс, который мы рассматриваем в этой главе: тот процесс, в ходе которого вера в христианского Бога была замещена в умах интеллектуалов верой в некую естественную и детерминированную модель прогресса. Во фразе Бернета мы видим, как Бог-Существо заменяется Богом-Развертыванием, Богом-Развитием. Вера в постоянство и регулярность естественного закона, которую столько историков приписывали картезианским источникам, следовало бы приписать христианству, главным образом в его пуританском варианте. На самом деле, как просто было Тюрго, Кондорсе и многим другим в следующем веке позволить Богу совсем уйти. Этот путь был подготовлен тем типом мышления, распространенным среди пуритан, которое так хорошо представлено Бернетом. Другие эпохи — Возрождение и более ранние, вплоть до Древней Греции — считали знания, достигнутые в искусствах и науках, — важными и заслуживающими сбережения. Но выдающимся вкладом пуритан Англии XVII века было то, что они наделили искусства и науки чем - то гораздо более величественным, чем просто утилитарная полезность, а именно — спасительной ценностью. Так же, как религия сделалась главным оправданием непрестанного исследования природы и человека, так и само это изучение стало абсолютно необходимым для должного упрочения религии. Джон Эдварде, согласно цитате, приведенной Робертом Мертоном, в 1699 году писал: «Признаюсь, я не понимаю, отчего нельзя ожидать соответствующего улучшения знания о божественном, а также моральных и христианских даров. Может ли существовать причина, по которой Бог не сделает религию столь же процветающей, сколь искусства?» Невозможно не поразиться порядку, в котором Эдварде упоминает религию и искусства. И прямо перед процитированной выше фразой Эдварде говорит: «Таким образом, мы превосходим все времена, которые были до нас; и очень вероятно, что те, кто последует за нами, весьма превзойдут нас». Существует еще один крупный вклад в современную идею прогресса, который можно найти во множестве пуританских философских и научных произведений. Это касается способа или условий, с помощью которых человечество в конце концов войдет в тысячелетнее царство. Как мы видели, для Иоахима и многих других его последователей и продолжате -лей в последующие века достижение золотого века на Земле или, как называл его Иоахим, «Века духа», требовало высокой цены: периода времени, когда будет править анархия, умножатся страдания, воцарятся всякого рода раздоры. Имиллениум, когда он, наконец, придет, разразится внезапно, быстро, ослепляюще. Однако в пуританских текстах (не во всех, разумеется, но в значительной их части, особенно у великих теологов и ученых) мы встречаем миллениум, понятый лишь как этап, как конечная земная ступень прогресса человечества. Суть состоит в эволюции, а не в революции. И это — еще один из ингредиентов теорий прогресса XIX века, наряду с духом реформ и утилитарным акцентом на материальном счастье человечества. Ричард Ф. Джонс в своих «Древних и новых» (Richard F.Jones, Ancients and Moderns') предположил, что «наш современный утилитаризм — это потомок Бэкона, порожденный пуританством». Есть все основания полагать, что профессор Джонс прав. XVII век, несомненно, был
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |