КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 6 страница
Итак, концепция неограниченного, если не бесконечного, времени, хорошо известная грекам, но не ранним христианам, которые опирались только на Ветхий Завет и пророчества Нового Завета, получила, начиная с Высокого Средневековья, формулировку, которая будет принята в качестве аксиомы все большим и большим количеством
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 3. Средневековые течения мыслителей и после окончания Средних веков. Снова цитируем Канторовича: «Оно [время] приобрело благодаря своей связи с идеями религиозного и научного прогресса этическую ценность, когда было признано, что "Истина есть дочь времени"». Не последним в перечне преимуществ, полученных идеей прогресса вследствие реформирования концепции времени в XIII веке, было придание новой силы понятиям полноты, изобилия и непрерывности применительно к миру, человечеству и всему тому, чем управляет человек. ПОЛНОТА И НЕПРЕРЫВНОСТЬ И средневековая, и современная версии идеи прогресса базируются на допущении, во-первых, полнотыи, во-вторых, непрерывности. Под первым подразумевается присутствие в этом мире всего, что необходимо для блага человечества, и возможности достижения им совершенства, будь это «всё» действительным и полностью реализовавшимся или лишь потенциальным, реализации которого еще только предстоит свершиться. Из второго понятия, или идеи непрерывности, вытекает не менее важное следствие: каждое положение или состояние чего-либо, в чем мы заинтересованы, содержит в себе семена следующего, более совершенного положения или состояния. Идея непрерывности также содержала в себе посылку, согласно которой самые примитивные организмы на Земле и самые высокие проявления бытия, будь то человек или даже ангелы и сам всемогущий Господь, связаны тем, что Артур Лавджой назвал в одноименной книге «великой цепью бытия». Лавджой подчеркивает, что именно Платон привнес в европейскую философию грандиозную идею о том, что в «мире становления» наличествует полнота и содержится — в готовом виде или in potentia* — все, что необходимо для совершенства. Лавджой пишет: «Понятие самодовлеющего совершенства, посредством резкой логической инверсии (и притом не теряя ни одной из своих исходных импликаций) было превращено в понятие самотрансцендирующейся полноты». Иными словами, как ставит вопрос Платон в диало- Потенциально (лети.). — Прим. науч. ред. ге «Тимей»: «...он [демиург, или тот, кто устроил возникновение и эту Вселенную] пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому». Платон продолжает: «Усмотреть в этом вслед за разумными мужами подлинное и наиглавнейшее начало рождения и космоса было бы, пожалуй, вернее всего». Для Платона, как подчеркивает Лавджой, Абсолют не будет тем, чем он является, «бы создал нечто меньшее, нежели завершенный мир, в котором "модель" (т.е. всеобщность идеальных форм) перенесена в конкретную действительность». Короче говоря, для Платона принцип полноты требовал, «требует, чтобы каждое место было занято» либо тем, что уже свершилось, совершенным, либо тем, что самовоплощается. Идея полноты и вытекающая из нее концепция самопорождающейся и самосовершенствующейся полноты представляет собой одну из самых мощных и постоянных идей европейской мысли на протяжении всей ее истории. Мы встречаем ее у Лейбница и Спинозы, в трудах биологов-эволюционистов XVIII века и, не в последнюю очередь, хотя и в иной формулировке, в «Происхождении видов» Чарльза Дарвина. Тесно связана с этой идеей другая, скорее, аристотелевская, чем платоновская мысль. Аристотель писал: «Говорю же я о непрерывном в том случае, что когда граница каждой из двух вещей, по которой они соприкасаются и которая их связывает вместе, становится одной и той же». Лавджой абсолютно прав, утверждая, что именно Аристотель «ввел принцип непрерывности в естественную историю». В своей «Истории животных» Аристотель рассказывает нам, что природа «переходит от неживого к живому столь постепенно, что делает границу между ними неуловимой; и существуют виды, которые принадлежат и неживому и живому». Лавджой пишет: «Результатом [идей полноты и непрерывности] было возникновение определенного представления о замысле и структуре мира, представления, которое в Средние века и вплоть до конца XVIII века безоговорочно принималось многими философами, большинством людей науки и, более того, большинством образованных людей —представления о мире как "Великой цепи бытия" — Цепи, связывающей... бесконечное число звеньев, расположенных в иерархическом порядке: от ничтожных существ,
ISS Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 3. Средневековые i балансирующих на грани не-существования, по ''каждой возможной" ступени и вплоть до ens perfectissimum*...». Лавджой пишет «вплоть до конца XVIII века». Но в действительности те же принципы полноты и непрерывности ярко выражены в трудах таких известных мыслителей XIX века, как Огюст Конт, Карл Маркс, Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер. Дарвин был настолько привержен этим принципам, что в своем «Происхождении видов», строя систему доказательств на их основе и на эмпирическом материале полевых наблюдений, когда геологические данные не подтверждали какого-то из них, он объяснял эту неудачу «несовершенствами методов регистрации геологических данных». Обе идеи господствовали в период Высокого Средневековья. В XII веке Пьер Абеляр стремился подчеркнуть идеи полноты и непрерывности, поскольку их можно было вывести из утверждения о неизменной благости Божьей. Задолго до Лейбница Абеляр пришел к заключению, что в свете могущества Бога и наличия полноты этот мир должен быть наилучшим из всех возможных миров. «Надобно спросить, — пишет Абеляр, — было ли возможно для Бога сотворить большее количество вещей или лучшие вещи, по сравнению с сотворенным...» Ион отвечает, ссылаясь на Платона: «Поэтому не подлежит сомнению то рассуждение Платона, где он доказывает, что Бог никоим образом не мог создать мир более совершенный, чем тот, который он создал.... Все возникающее возникает по необходимости, ибо все, что существует, существует не иначе как вследствие присущих ему должной причины и разумного основания». Все эти построения, замечает Лавджой, образуют «доводы в пользу широко распространенного в семнадцатом и восемнадцатом столетии оптимизма, очень характерного для той эпохи: благость этого лучшего из миров состоит не в отсутствии зла, а скорее в его наличии». Этот аргумент, как мы будем иметь возможность подчеркнуть позже, был существенным для рационалистических доказательств, приводившихся в XVIII—XIX веках в пользу существования эволюционного прогресса. Совершеннейшая сущность (лат.). — Прим. перев. Как и идеи полноты и изобилия, идея непрерывности также оказывала свое воздействие на средневековые умы. В XIII веке Фома Аквинский писал о «чудесной связи вещей», цитируя Альберта Великого, который заявил, что «природа не переходит от крайних состояний к крайним иначе, чем посредством тонких градаций». Как и Аристотель, Фома Аквинский указывает на непрерывность в рядах организмов, от простейших до самого человека. Фома идет дальше Аристотеля, указывая на непрерывность, существующую между физическими и духовными «классами». Он пишет: «Человеку в равной степени присущи черты обоих классов, поскольку он относится к низшему члену в классе, который находится выше класса тел — речь идет о челове -ческой душе, которая находится на низшем уровне в ряду мыслящих существ и, таким образом, является разделительной и пограничной линией между сущностями телесными и бестелесными». Фома Аквинский утверждает, что всякая вещь действует для блага. «И если это действие заключается в преобразовании внешней материи, то очевидно, что тот, кто изменяет, стремится привести изменяемую вещь к большему совершенству, к каковому совершенству склонна стремиться и сама изменяемая вещь, если это преобразование естественно» (курсив мой. — Р. Н.). Нельзя не заметить в этой фразе влияния греческой философии. То, что достижение совершенства не только божественно по природе, но также и «естественно», говорит многое о философских корнях Фомы Аквинского. В своем следующем афоризме он предстает полнейшим греком: «Поэтому каждое природное действующее существо стремится к тому, что является наилучшим, это еще более очевидно в случае действующих существ, обладающих разумом». ЗЕМНЫЕ РАЙСКИЕ УГОЛКИ Мы все еще находимся во власти мифа, согласно которому средневековая мысль была сосредоточена исключительно на размышлениях о небесном — потустороннем — мире, пребывая в отчаянии или презирая предметы этого, посюстороннего мира. Этот миф настолько глубоко сидит в нас, что мы можем быть шокированы, когда поймем, до какой
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса J- лава 3. Средневековые течения степени жадным был интерес средневекового мира к раю на земле! Одни считали, будто райские кущи находятся в отдаленных, но достижимых местах на Земле, другие — что рай ожидает нас (как человечество в целом) лишь в отдаленном будущем. Джордж Боуз пишет в своем исследовании о первом случае — райских уголках, мыслимых как актуально существующих: «XII век —это великий век легендарных путешествий в Земной Рай. Иногда легенды пишутся с дидактическими целями и подаются в форме видений, в других случаях нравоучительный характер не акцентируется. Дополнительную силу этим описаниям до некоторой степени придавало то, что, по распространенному мнению, Земной Рай существует физически, а также то, что многочисленным отчетам о путешествиях в чудесные страны, написанным в апокалипсической терминологии, верили на полном серьезе». Самые известные рассказы о Земном Рае эпохи раннего Средневековья — это рассказы Гуго Викторинца, пресвитера Иоанна и Генри из Солтри. Последний — это автор «Ущелья Святого Патрика», работы, разные версии которой восхищали читателей долгое время после своего появления на свет. Авторами этих сказаний, как видно, прилагались все усилия к тому, чтобы изображаемые ими райские кущи были как можно более реальными не только в смысле их описания, но и с точки зрения реального пути туда. Боуз пишет об этом: «Атлантика продолжала восприниматься как море, полное чудесных островов, приближающихся по своей изумительности к Земному Раю, до тех пор, пока не закончился период географических открытий. В действительности эта вера была так сильна, что сами исследователи начинали описывать земли, которые они находили, в легендарных образах. Самый яркий пример тому — отчеты Колумба. В своем «Повествовании о третьем путешествии» он подчеркивает, что местоположение Земного Рая должно лежать рядом с осью Земли, имеющей форму груши». Средневековый спрос на земную экзотику подогревался не только легендами. Существовали, например, удивительные отчеты знаменитой семьи Поло — Николо, Маттео и Марко, в которых реальные сведения о таких отдаленных землях, как Китай, сочетались с красочными образами вы- мышленныхрайских мест. Подобно тому, как существовала линия преемственности между средневековыми путешественниками и исследователями XVI столетия, такая же преемственность имелась и между средневековыми хрониками и, например, «Путешествиями» Хаклюйта. В обеих линиях отражается притягательность образа Земного Рая. Однако, с точки зрения нашего исследования, более интересной и оказавшей большее влияние была концепция земного рая, помещавшегося во времени — в будущем. Без сомнения, наиболее известным средневековым пророчеством этого рода было предсказание Иоахима Флорского, жившего и писавшего в XII веке. Хотя этот выдающийся мыслитель был осужден на Латеранском Соборе в 1215 году, следует отметить, что до этого события три папы поддержали Иоахима с его вдохновенным описанием того, что было и что будет с человечеством. И, несмотря на издававшиеся во множестве папские декреты и обвинения в ереси, его доктрина оказала огромное влияние, пока он жил, и продолжала оказывать влияние (хотя и меньшее) на протяжении веков после его смерти. Как пишет Марджори Ривз, книга которой «Влияние пророчеств в позднее Средневековье» представляет собой самое полное и авторитетное исследование Иоахима: «Пророк предсказывает будущее, но он же может создать его. Для историка история пророчеств представляет собой трудную научную проблему взаимодействия между словом и действием. Если пророчество исполняется, это происходит вследствие точного предвидения, или причиной являются действия, совершенные вследствие самого факта предсказания? Историческое значение Иоахима Флорского заключается в динамических свойствах некоторых из его основных идей. В последующие века эти идеи образовывали нечто вроде подводного течения, время от времени воскресая к новой жизни в какой-либо группе или индивидууме. Их жизнеспособность была обусловлена тем, что они воздействовали на воображение, порождая надежду, которая вела к действию; то есть их воздействие было, скорее, эмоциональным, чем интеллектуальным». Я бы предпочел сказать «эмоциональным, а также интеллектуальным». Поскольку, как подчеркивает сама
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса дава 3. Средневековые течени. Марджори Ривз (и другие историки, такие как Карл Лё-вит, Франк Мануэль, Норман Кон и Мелвин Ласки), интеллектуальное содержание, в отличие от пророческого духа, который вмещал в себе это содержание, прошло через все века, от XII, когда жил Иоахим, до XIX столетия, хотя иногда в этом процессе были перерывы, когда на какой-то период это содержание как бы скрывалось под поверхностью общественной жизни. В XVIII веке Лессинг с огромным уважением ссылается на Иоахима: действительно, он в значительной мере использует его взгляд на историческое время. В XIX веке Иоахима цитирует Огюст Конт, основатель позитивизма, выдающийся толкователь науки прогресса. Последним периодом наиболее полного и непосредственного влияния Иоахима на европейскую мысль была, вероятно, эпоха пуританской революции XVII века — более подробно мы поговорим об этом позже. Весьма примечательно высказывание об этом Марджори Ривз: «В период с XIII по XVI век и даже позже существовали мыслители и деятели, которые разделяли эту концепцию будущего духовного порядка, найдя в ней понимание собственной миссии в мире». Иоахим широко (и совершенно обоснованно) признан как первый мыслитель, осуществивший разделение истории на три стадии в рамках выдвинутой им концепции золотого века, которому еще предстоит настать на Земле. Первая выделяемая им великая стадия человеческой истории характе -ризуется тем, что он называет «главенство плоти», со всеми порождаемыми ею непреодолимыми побуждениями, удерживающими, за небольшими исключениями, сознание человека на нижнем, материальном уровне. Эта первая эпоха длилась до пришествия Христа. На втором этапе истории, по выражению Иоахима, «люди живут между плотью и духом». Начавшись с первого пришествия Христа, вторая эпоха продолжается, по Иоахиму, до наших дней. Ее окончание будет периодом сильнейших общественных потрясений — насилия, ужаса, страха и страданий. Только через эти страдания и муки человечество получит возможность очиститься и быть готовым к третьей и величайшей эпохе, эпохе духа, когда люди (безусловно, все христиане, но и, как водном месте уверяет Иоахим, остальное человече- ство тоже, включая иудеев, которые к тому времени будут обращены) станут «созерцателями», проживающими свою жизнь исключительно посредством ума. Век созерцателей будет* пишет Иоахим, не чем иным, как небом, спустившимся на землю. Св. Троица всегда была в круге интеллектуального внимания Иоахима; можно сказать, что его философия проистекает из его замысла, которому он подчинил свою жизнь, — понять Св. Троицу и продемонстрировать, что земная история человечества может рассматриваться как «развертывание Троицы во времени». Как пишет Марджори Ривз: «Иоахим... основывал свою интерпретацию истории на вере в то, что последняя отражает природу Божественного, иногда в двусторонних отношениях Отца и Сына, иногда — в трехсторонних отношениях Отца, Сына и Святого Духа... Духовное стремление Иоахима приблизиться к тайне Триединства Бога было неотъемлемой частью его библейских и исторических исследований». Очевидно, что Иоахим заворожен картинами третьей эпохи, о которой он пророчествует, и тратит массу энергии на поиск фигур речи, способных дать этой эпохе конкретные образы: здесь и птицы, долетающие до самых небес, и яркое солнце, и всеобщее богатство, и радость вкушения пищи на библейских пастбищах, и многое другое. Он рисует даже смелую картину исчезновения церковнослужи -телей перед приходом третьей эпохи. Неудивительно, что именно это, среди прочих обвинений, стало причиной того, что в следующем веке он был объявлен еретиком и осужден католической церковью. Иоахим, будучи монахом, находился под глубоким влия -нием монастырского общинного идеала христианства так же, как четыре века спустя Томас Мор, «Утопия» которого во многом отражала восхищение Мора тем лучшим, что было в английской монастырской традиции. Иоахим предсказывал, что все люди будут жить в третью эпоху общиной во имя благотворительности, в атмосфере единства, разделяя все между собой. М. Ривз указывает, что лишь в одном месте своих сочинений Иоахим предлагает бедность как элемент одухотворенной общинной жизни. Гораздо в большей степени он интересовался описанием этой эпохи в терминах процветания и изобилия. Несмотря на сосредоточенность
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса i лава 3. Средневековые течения Иоахима на духовной и созерцательной жизни, он не выводит третью эпоху за земные пределы. Центральный момент построения Иоахима, имеющий потенциально революционный характер, состоит в том, что небеса должны сойти на Землю. Нет сомнений в том, что именно его проповедь духовного совершенства и блаженства, которое будет достигнуто в этом, а не в ином мире, в наибольшей степени захватила его последователей и читателей. Как пишет Джордж Боуз, «в начале XIII века мы видим в Европе не только распространение доктрин о трех исторических эпохах, подобных доктрине Иоахима, но и подъем мистических движений, участниками которых были мужчины и женщины, надеявшиеся на наступление царства любви и верившие в идеалы апостольской жизни. Помимо этого, они придерживались представления, что каждый человек является столь же надежным источником религиозной истины, как и иерархия, так что отпадала необходимость в священстве....Эти движения пропагандировали идею, согласно которой история может развиваться от худшего к лучшему, что существенно, если мы верим в прогресс; они также популяризовали идею индивидуальной интерпретации религиозных истин, что было существенно для вызревания и сохранения некоторых форм протестантизма». Во всем этом иоахимизм мог играть и играл значительную роль, даже притом, что сам Иоахим вполне мог отказаться от открытой пропаганды своих идей. Не нужно других причин, объясняющих обвинения и осуждения, которым подверглись он и его идеи в следующем веке — со стороны Фомы Аквинского, Св. Бонавентуры и других теологов, а также, как сказано выше, со стороны участников Лате-ранского Собора. То, что Иоахим воздержался от любого участия в движениях вышеописанного толка (так же, как в XVIII веке поступит Руссо в отношении бунтов крестьян и ремесленников), и тот факт, что он вообще избегал участия в каких бы то ни было непосредственных общественных действиях, не уменьшает революционного потенциала его работ и того воспламеняющего действия, которое его учение в последующем оказало на других людей. Дополнительный революционный подтекст его доктрине дало то, что Иоахим свято верил, что настоящее, т.е. вторая историческая эпоха, неотъемлемо от жизни во зле и страданиях. Более того, все станет еще хуже перед приходом треть -ей эпохи. Следовательно, тем более важной — как указывает Мелвин Ласки в своей «Утопии и революции» (Melvin Laski, Utopia and Revolution) относительно Иоахима и тех групп, что были вдохновлены его идеями — является миссия маленькой группы истинно верных. Спасение Земли не придет само по себе. Учение Иоахима подразумевает, что реализация «неизбежного» требует активного участия тех, кто является сердцем и умом сопротивления нынешним силам порока и зла. Текущий период можно рассматривать как переходный период, характеризуемый в настоящем и будущем борьбой, насилием и войнами между противоборствующими силами добра и зла. Третья эпоха всеобщего благоденствия и согласия проявит себя только тогда, когда завершится этот период. «Каждому, — пишет Иоахим, — будет дано так, что он меньше возрадуется за себя, чем за своего соседа, который тоже что-то получил. Он будет не столько считать вещь своей, сколько данной другим через него». Если покажется, что это звучит как-то слишком современно в том, что касается утопических идей и революционных действий, нужно вспомнить о присущих этим построениям августинианских корнях. Как мы уже видели, образ Града Небесного, который должен восторжествовать в конце времен, о котором писал Св. Августин, наполнен предметной образностью этою мира — в золоте и серебре, в бесконечном изобилии всего, в гармонии, свободе и справедливости. Действительно, нет ничего экстраординарного в том факте, что небесное блаженство Августина было со временем преобразовано в восторг, предметом которого является эта Земля, а не небеса. Плоды учения Иоахима проявились в политических и общественных действиях задолго до наступления современной эпохи, между прочим, у Данте. Как утверждает Мел-вин Ласки в своей «Утопии и революции», имеются безошибочно определяемые признаки влияния Иоахима на политическую мысль Данте. Может быть, он не был первой средневековой фигурой, порекомендовавшей предпринимать непосредственные действия ради ускорения прихода рая на Землю, но, без сомнения, он был среди них первой
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 3. Средневековые течения великой литературной фигурой. Следующие отрывки, цитируемые Ласки, говорят сами за себя: «Итак, поскольку предлагаемая здесь материя есть материя политическая, больше того, поскольку она является источником и началом правильных государственных устройств, а все политическое находится в нашей власти, очевидно, что предлагаемая материя предназначена не для созерцания, а для действия. Далее, поскольку в предметах действия началом и причиной всего является последняя цель... постольку, следовательно, все особенности предпринимаемого ради цели должны проистекать из самой этой цели. Когда корень этого чудовищного извращения [существующих правительства и общества] будет извлечен, на стволе завянут колючие ветви. К вашему горю, вы увидите свои дворцы... павшими под стенобитными орудиями или поглощенными пожаром. Вы увидите свой народ превратившимся в бушующую толпу, охваченный хаосом, расколотый на ваших сторонников и ваших противников, но вскоре целиком объединившийся против вас... Вы увидите с сожалением свои церкви, которые сейчас каждый день наводнены толпами ваших женщин, ограбленными, а ваших детей обреченными платить за грехи своих отцов путаницей и невежеством. Пробудитесь посему все вы и восстаньте». Именно в книге Данте «Монархия», которая по понятным причинам была сожжена по приказу папы на площади в Болонье, невзирая на знатное происхождение и литературную славу автора, мы находим прогрессистский утопический план лучшего политического устройства на этой Земле; план, который имеет немало сходства с тем, что предсказал Иоахим. Очевидно, Данте полностью разочаровался в папском правлении, по мере того, как оно все больше простиралось на светские дела. Очевидно также, что он предпочитал могущественного, вдохновленного мессианским духом светскою правителя, который разрушил бы старое и порочное и способствовал бы появлению нового. Степень восхищения Данте императором Генрихом VII, коронованном в Риме в 1312 году, была исключительно высока, что позволяет предположить — Данте мог думать об императоре в терминах земного спасения. Как мы видели, Иоахим (еретически) предвидел наступление времени, когда духовенство и другие видимые знаки церковного авторитета больше не потребуются, поскольку общество будет состоять из свободных, чистых и праведных созерцателей, не нуждающихся во внешней власти. Норман Кон в своей «Погоне за Тысячелетним Царством» (Norman Cohn, The Pursuit of Millenium) особо подчеркнул значение этого представления. В интерпретации Иоахима Христос больше не стоит в центре истории, а христианское откровение имеет лишь ограниченную и временную ценность. Отсюда постоянно возрождающаяся и все более захватывающая мечта о постхристианском обществе. Мы видим проявления этой мечты в одном из ответвлений Францисканского ордена. Профессор Кон пишет: «Эти люди, францисканские спиритуалы, сформировали партию меньшинства, в начале в пределах ордена, позже — вне его. К середине века они откопали пророчества Иоахима (которые до тех пор не привлекали серьезного внимания), стали редактировать их и писать к ним комментарии. Они также придумывали пророчества, которые с успехом приписывали Иоахиму и которые получили гораздо большую известность и влияние, чем тексты самого Иоахима. В этих работах спиритуалы приспособили эсхатологию Иоахима таким образом, что они сами могли считаться новым орденом, который, заменив собой Римскую Церковь, должен был повести человечество в Эпоху Духа». Затем — неизбежно и в полном соответствии с духом францисканской интерпретации Иоахима — начались поиски нового мессии, носящего светские регалии, обладающего земной властью, но, тем не менее, имеющего право повести человечество через последние дни ужаса второй стадии в благословенное существование уже в пределах третьей эпохи, эпохи Духа. Многие были потенциальными кандидатами на эту мессианскую роль в глазах тех, чье воображение было воспламенено иоахимовским пророчеством. Я уже упоминал притягательность, которую имел Генрих VII, для такого влиятельного и образованного мыслителя, как Данте. Однако даже раньше имел место культ Фридриха П. Почти сразу после того, как его дед, Фридрих I Барбаросса, умер в 1190 году, появились
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса i лава 3. Средневековые течения пророчества, из которых мы узнаем о последующем Фридрихе, который станет эсхатологическим спасителем, императором, которому суждено осуществить славное начало эпохи Духа. Кон продолжает: «Когда тридцать лет спустя императорская корона была возложена на Фридриха II... эти пророчества, конечно же, были перенесены на него. Так, впервые образ Императора Последних Дней был применен к действующему правителю сложного территориального образования, в центре которого находилась Германия, но в который также входила Бургундия и большая часть Италии...» Как подчеркивает Кон, многое во Фридрихе II возбуждало мессианские ожидания. Образованный, обладающий блестящим умом, красивый, бесстрашный в бою, вызывающий одновременно страх и почтение, он до мелочей соответствовал тому, что сегодня мы называем харизматической фигурой. Даже такие его негативные качества, как всем известные распутство и жестокость, кажется, больше привлекали, чем отталкивали. В доказательствах величия его поступков не было недостатка. В конце концов, участвуя в крестовом походе в 1229 году, он смог отвоевать Иерусалим и провозгласил себя королем этого города. Наконец (и, возможно, это было важнее всего), Фридрих, казалось, сам глубоко верил в свою мессианскую роль. Экстравагантные труды его интеллектуальных придворных относительно духовного и космического могущества Фредерика, а также его способностей превосходить обычные жизненные масштабы прочих смертных, кажется, не вызывали скепсиса по его адресу среди интеллектуальных и светских мыслителей. Культ Фридриха II держался еще долгое время. Существовали и другие примечательные последствия пророческих писаний Иоахима. Я упоминал выше о впечатлении, которое производили на моряков XV—XVI ввеков средневековые легенды о далеких райских уголках на Земле, настоящем рае, который ждет только того, чтобы его открыли. Колумб, мы видели, был одним из тех, кто вначале был убежден, как он писал в своем журнале, что заново открыл сад Эдема. Ласки пишет: «Когда Колумб пересек океан и отыскал otro mundo, Иной Мир, он был убежден... что переоткрыл сад Эдема». Но впоследствии, больной и столкнувшийся в «Индии» с массой неприятностей, Колумб, продолжает Ласки, обратил внимание на предсказание Иоахима, в соответствии с которым Спаситель придет из Испании, чтобы восстановить Иерусалим и открыть третью эпоху на Земле. «Колумб представил себя, — пишет Ласки, — провозвестником миллениума, с отголосками апокалипсических ноток Иоахима Флорского, которого Колумб цитировал в своей «Книге пророчеств», написанной как раз перед последним плаванием в Америку». Именно пророчества Иоахима и их тематику имели ввиду францисканцы, когда отправились из Испании в Мекси-кув 1520-хгодах. Как писал историк Дж. X. Элиот: «Эти первые миссионеры в материковой Америке считали себя божественными посланниками в провиденциально развертывающейся истории, в которой обращение всего человечества в христианскую веру станет прелюдией к концу света. Эта проекция хилиастических надежд ренессансной Европы на Америку означала, что империя Монтесумы была уничтожена и основана Новая Испания в атмосфере ожиданий, которая во многом повлияла на будущее развитие Мексики. Уникальная цепь событий, которая привела к сдаче Монтесумы и крушению ацтекской цивилизации перед лицом горстки солдат Кортеса, требовала объяснений как от завоевателей, так и от завоеванных».
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |