КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 5 страница
экономических и торговых контекстов, в которых индивидуумы действовали с такой степенью самостоятельности и предприимчивости, которую мы обычно связываем с более поздними периодами европейской истории. Вальтер Ульман в своем труде «Индивидуум в средневековом обществе» (Walter Ullman, The Individual in Medieval Society) сделал по сути дела то же самое в отношении политических и юридических реалий Средних веков. Кроме того, как показывает наблюдение Этьена /Кильсона, тогда не было недостатка и в понимании физических аспектов индивидуума: «Один из сюрпризов, поджидающих историка [средневековой] христианской мысли, состоит в той интенсивности, с которой тогда говорилось о ценности, достоинстве и бессрочной при -надлежности человеческого тела. Христианская концепция человека почти всеми воспринимается как более или менее тотальный спиритуализм... Но к немалому стыду для большого числа историков и философов, факты говорят о прямо противоположном. Святой Бонавентура, Святой Фома Ак-винский, Дуне Скот и даже сам Святой Франциск Ассизс-кий — каждый из них и все они в совокупности были людьми, которые относились к этому вопросу с благожелательностью, уважали свои тела, превозносили достоинства тела и никогда не желали раздельных судеб для тела и души». Сошлемся еще раз на двухтомник выполненных Хелен Уэддел переводов средневековой поэзии, в который вошли произведения, написанные в период с начала IX и до конца XIV века. Во многих из этих стихотворений присутствует не только понимание природы и ее красоты, о чем говорилось выше, но также и осознание индивидуальности, красоты отдельного человека и понимание индивидуального характера личности. В этих стихотворениях можно найти также много любовно-романтического. Стиль и тематика некоторых из них позволяют поместить их в какой-нибудь сборник современной любовной лирики, причем найдется весьма мало читателей (если таковые найдутся вообще), которые почувствуют или увидят анахронизм. Подытожим сказанное. В культуре Средних веков мы находим все главные признаки, указывающие на присутствие веры в прогресс человечества на Земле. Уже тогда наличествует понимание процесса изменений и инноваций, Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса происходивших в тот период повсюду в Западной Европе (да и как его могло не быть, если принять во внимание события этой эпохи?). Кроме того, присутствовало ясное осознание греческого и римского прошлого. Как удачно вы -разился один историк, если целью Ренессанса (по крайней мере, в Италии) было подражание греко-римским светилам, то целью средневековой культуры было усвоение этих идей и затем использование их как основы для построения нового. Наконец, несмотря на очевидно неискоренимый миф о сосредоточенности исключительно на духовном и потустороннем, разделяемый даже профессиональными историками, тогда же мы видим глубочайший и широчайший интерес к экономическим, политическим и обществен -ным вопросам, касающимся жизни на этой Земле. Добавлю к этому — и к будущей жизни на Земле. Роджер Бэкон вXIII веке писал о будущем как о времени, в значительной мере сформированном наукой, когда корабли будут ходить без парусов и вёсел, когда повозки будут передвигаться с большой скоростью и без помощи тягловых живот -ных, когда даже небо будут рассекать «летающие машины». И Роджер Бэкон был далеко не одинок в подобных предсказаниях будущего. ПРОГРЕСС И ИСТОРИЯ Интерес, который средневековая культура питала к истории и прогрессу человечества, восходит к трудам Св. Августина и некоторых его последователей. Показав центральное место, которое в христианской вере занимает материальный и духовный прогресс человечества, Августин задал работу своим последователям и продолжателям, которым суждено было доработать, развить, продолжить во времени и, прежде всего, распространить открытую им философию истории. Особый интерес представляют собой двое последователей, принадлежавших к тому же времени, к которому принадлежал сам Августин. Их работы важны для понимания непрерывной преемственности, протянувшейся от Евсевия и Августина сквозь Темные века к началу Высокого Средневековья. Один из них — Проспер Аквитанский, оывший непосредственным учеником Августина, авто-рой — Иоанн Скот (Эригена). i лава 3. Средневековые течения \ШВ Как подчеркнул Джордж Боуз в своем" «Примитивизме и связанных с ним идеях в Средние века» (George Boas, Primitivism and Related Ideas in the Middle Ages), в работах этих двух авторов тема прогресса присутствует уже в полной мере. Проспер сравнивает всю историю человечества с разворачивающейся жизнью в органическом мире. Он пишет: «Не существует ни непрерывного продвижения вперед, ни единой меры. Поскольку труды и дары благодати разнообразны в стольких разных аспектах... Так же, как семена травы и деревьев, рождаемых землей, не имеют одинакового вида, так не имеют одного вида и они... так же семена Божественных даров и ростков добродетели не произрастают на всем поле человеческого сердца разом, потому что это должно будет произойти в будущем, и зрелость непросто найти в семени, и совершенства — в начале». Самое существенное в аргументации Проспера, конечно, может быть найдено уже в работе его учителя, «Граде Божьем», но Проспер, в соответствии с желаниями Августина, значительно расширил историографию. Второй из двух последователей Августина, Эригена (Ио -анн Скот), также поместил человеческую историю в контекст необходимого раскрытия добродетели в течение длительного периода времени. У Скота мы встречаем очень четкое деление человеческой истории на три великих стадии — временная триада, которой, как мы увидим, будет суждено стать постоянной частью европейской эволюционистской традиции мышления, вначале в религиозных, а затем в светских терминах. Иоанн Скот утверждает, что историю можно разделить на три великие эпохи: первая — это эпоха Закона (Ветхий Завет), вторая — эпоха Духа (Новый Завет) и третья, которая «будет прославлена в будущей жизни, где не будет символов, метафорическихнеяс-ностей, но лишь чистейшая истина в ее полноте». Вероятнее всего, Скот имел в виду преображенный мир, когда он говорил о «будущейжизни», но можно также вспомнить Св. Августина, намекавшего на Седьмую Эпоху, предсказанную в Откровении Иоанна Богослова, когда люди достигнут полного счастья на этой Земле. И ко времени Иоахима не было уже никаких сомнений, что именно жизнь на этой Земле будет составлять суть третьей стадии. Можно обнаружить непрерывный ряд подобных интер -претаций истории, начиная со времени Августина. Именно Августин призвал еще одного своего последователя, Орозия, к работе над всеобщей историей: «История против язычников» (Historia Contra Paganos). Христианская по образу мысли, эта книга, тем не менее, построена на материале, который можно было получить только в результате глубо -кого исследования греко-римской истории, как и истории других народов. Здесь история человечества также показана как развертывание последовательно сменяющих друг друга стадий или эпох. В VII веке Исидор, епископ Севиль-ский, написал свои «Хроники», еще одну всеобщую историю, основанную на работах предшественников, добавив туда множество идей и сведений. В книге «Хроника, или История о двух царствах», написанной Оттоном из Фрейзинга в XII веке, наряду с преемственностью в отношении вышеупомянутых авторов, имеется значительное приращение как с точки зрения исторической точности (изучены и использованы в качестве источников светские и церковные документы), так и в том, что касается изощренного использования концепции причинности и взаимосвязи. Нэнси Ф. Партнер в своей работе «Серьезные развлечения: сочинения по истории в Англии XII века» (Nancy F. Partner, Serious Entertainment: The Writing of History in Twelfth Century England) показала, насколько редко понятие причинности применялось хронистами той эпохи. Хотя события и действия даются в форме последовательно идущих эпизодов, в этих хрониках мало что сделано (если сделано вообще) для того, чтобы объяснить связь между ними путем обращения к мотиву, или другому событию, или контексту. Еще более поразительным является следующее наблюдение Н. Партнер: «...особенность средневековых историй не в том, что они очень сильно пронизаны христианством, а в том, что христианства там мало, и что те исключительно христианские элементы, которые в них присутствуют, очень часто поверхностны и избыточны». Я не могу не отметить, что это еще одна иллюстрация немалого, долгое время недооцененного светского содержания, наличествующего в средневековой мысли и письменных текстах того времени.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 3. Средневековые течения Но если средневековые хронисты уделяли недостаточно внимания Богу и механизмам причинной связи, то Оттон отличался от них в этом отношении. Как и почитаемый им Св. Августин, Оттон рассматривает мировую историю как цепь событий, развивающуюся и раскрывающуюся в соответствии с божественным планом, от которого Бог никогда не отступал. Он доводит всеобщую историю до 1146 года, затем она была продолжена другим монахом до 1209 года. Как и у Августина, в этом описании большую роль играет конфликт, трактуемый как перводвига-тель. Кроме того, Оттон гораздо более точно идентифицирует исторические эпохи. Крайне поучителен пролог к третьей книге «Хроники, или Истории о двух царствах», в котором Оттон демонстрирует свою веру в прогресс. Начало всему положил, разумеется, Бог, но то, чему Он положил начало, есть не что иное, как продвижение человечества вперед, которое потребует длительного времени для достижения полноты и совершенства. Его описание примитивного характера начальной фазы существования человечества напоминает то, что мы встречаем у Лукреция. Оттон говорит о жалкой и полной страданий жизни первых обитателей Земли, которые были людьми, «лишенными разума, не способными постичь истину, не знакомыми со справедливостью и законами...». Для них не существовало никакого золотого века, сменившегося затем упадком. Оттон пишет: «Затем, по мере того, как эта эпоха постепенно узнала и рост, и прогресс — отчасти вследствие того, что люди стали образовывать союзы, поселяясь совместно, отчасти благодаря объединению их мудрости для установления законов, отчасти посредством мудрости и учений философов — умы людей приобрели способность к постижению более возвышенных понятий о правильной жизни». Каждое из двух оттоновых царств — царство Зла и царе -тво Христа — проходит в своем развитии через три этапа. Для царства Зла первая эпоха характеризуется как «презренная», вторая эпоха — хуже первой, а третья — хуже второй. «С другой стороны, — уверяет нас Оттон, — первое состояние другого сообщества (народа царства Христа) жалко, второе — благополучно, а третье — совершенно». Восьмая, заключительная, книга «Хроники» содержит многочисленные утверждения о том, что человечество может ожидать золотого века, в котором состояние счастья и цивилизованный образ жизни продлятся в течение неопределенно долгого периода времени. Однако этот период все равно будет предшествовать гибели земного мира и обретения вечности. «Следовательно, не через разрушение субстанции, но через изменение формы появятся новые небеса и новая земля, с готовыми к новому использованию новой красотой и новыми телами, очищенными устранением всякого неравенства». Как будет показано в конце этой главы, такой же ответ с еще большей уверенностью и пророческой страстью формулировался другим религиоз -ным мыслителем XII века. Современник Оттона, Ансельм Хавельбергский, по сути дела, решительно утверждал, что духовный прогресс был основой христианской доктрины. Как написал об Ан-сельме Джон Манди (John Mundy): «Хотя он считал, что люди живут в последнюю из этих трех эпох — той, которая началась с первого пришествия Христа — он полагал, что прогресс есть и в пределах этой эпохи. Для нее было предначертано семь печатей, или периодов, причем сам он живет в четвертом из них, и, несмотря на гонения, каждый период представляет собой одну из вех на восходящем пути Церкви». Ансельм провозгласил нормальным тот факт, что неизменный Бог позволяет Церкви меняться к лучшему стечением времени, «...поскольку с течением времени знаки духовной благодати неизбежно должны множиться и все в большей степени возвещать истину. Таким образом, вместе с жаждой истины с течением времен будет расти знание о ней: вначале обнародовано хорошее, после — лучшее, а в конце концов, — наипревосходнейшее». И в следующем XIII столетии сохранял свою силу дух прогрессирующего продвижения во времени, медленного, но постоянного и явного. В своей, получившей большое распространение, работе «Краткослов» (Breviloquim) Св. Бонавентура писал: «Бог мог создать все это [мир и жизнь в нем] в одно мгновение. Вместо этого он предпочел действовать во времени, шаг за шагом, и сделал он это по трем
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 3. Средневековые течения * причинам. Во-первых, должно было иметь место очевидное и ясное проявление могущества, мудрости и добра, во-вторых, должно было иметь место должное соответствие между днями или временами и действиями, в-третьих, последовательность дней должна была стать прообразом для всех будущих веков, так же, как при сотворении были посеяны семена всех будущих существ. Таким образом, различение будущих времен (объясненное выше, когда мы говорили о семи исторических эпохах) произросло как бы из семени, из различения между первыми семью днями». Интерес к поступательному развертыванию священной истории, который мы наблюдаем в XII—XIII веках, проявлялся в контексте расцвета историографии как таковой. Джордж Каултон (George Coulton) (которого отнюдь нельзя заподозрить в восхищении Средними веками!) пишет оXI веке как о «подлинном возрождении». В своей недавно опубликованной, целиком основанной на документальных источниках и весьма тщательной работе «Исторические произведения в средневековой Англии» (Ап-tonia Grandsen, Historical Writing in Medieval England) Антония Грендсен с восхищением описывала обилие, разнообразие и самобытность этих исторических трудов. Едва ли существует такая сфера человеческого существования, которая не отразилась бы в этих текстах, включая политику, экономику, географию, литературу и архитектуру. То, что мы можем узнать об истинной широте и разнообразии земных интересов средневекового человека из поэтических переводов Хелен Уэдделл, полностью подтверждается детальным исследованием исторических трудов того же периода, проведенным Антонией Грендсен. Даже по стандартам исторической науки XX века, труды эпохи Высокого Средневековья оцениваются очень высоко. Внимание, воображение, объективность и усердие, с которыми Матвей Парижский (по общему признанию, один из величайших, если не величайший, историк своего времени) подошел к своим исследованиям, тщательное изучение им монастырских уставов и грамот о привилегиях, уставов городов и гильдий, папских посланий и писем от заинтересованных корреспондентов из других стран демонстрируют высокое качество исторического \ труда, обеспечившее ему место среди других достижений эпохи — в области архитектуры, физики, технологии, городского планирования и т. д. В следующем веке Фруассар, вдохновленный примером Фукидида, описал, исследовал и интерпретировал события великой войны, ставшей впоследствии известной как Столетняя война. Его хроника, пусть и не всегда точная в деталях, иногда слишком легко жертвующая фактом ради исторической драмы, тем не менее, рисует живую картину эпохи с блеском, редко встречающимся в любые времена. Принимая во внимание такое обилие исторических работ, появившихся в этот период, неудивителен факт наличия философского интереса к постижению смысла истории, ее цели и конечному итогу. И в подавляющем большинстве случаев такая философская оценка исторического процесса выражалась в риторике прогресса. С этой точки зрения, весьма поучительно то, что говорит нам Этьен Жильсон в своих Гиффордских лекциях «Дух средневековой философии» (Etienne Gilson, The Spirit of Medieval Philosophy). Для средневековых мыслителей, пишет Жильсон, было естественным глубокое осознание феномена прогресса, простирающегося далеко в будущее. Пессимизм и уныние Средневековья сильно преувеличены. В величайших трудах XII—XIII веков присутствует такой уровень оптимизма, который не уступает даже оптимизму XVIII века. Христианские средневековые мыслители, пишет Жильсон, «...естественным образом приходят к пониманию, вместе со Св. Августином и Паскалем, что весь род человеческий, жизнь которого напоминает жизнь отдельного человека, проходит от Адама до конца мира через ряд последователь-ных стадий, последовательно становится старше, по ходу дела накапливая запас знаний о естественном и сверхъестественном, пока не достигнет века совершенства, который станет веком его будущей славы». Необходимо добавить, что здесь имеется в виду будущая земная слава. Жильсон продолжает: «Если мы хотим понять историю человечества так, как ее понимали в Средние века, мы должны себе представлять ее следующим образом. Это не история постоянного упадка, так как, напротив, она подтверждает постоянный общественный прогресс
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 3. Средневековые течения человечества в целом... она подтверждает, что прогресс стремится к его [человечества] совершенству... история прогресса ориентирована на определенный срок». КАРЛИКИ И ГИГАНТЫ В Средние века существовала фигура речи, метафора, выражающая восхищенное отношение средневековых мыслителей к мыслителям прошлого. Она выражала также средневековое уважение к знаниям и ученым людям. Бернар Шартрский дал этой метафоре лаконичное выражение: «Мы карлики, стоящие на плечах гигантов». Было ли это выражение действительно придумано Бернаром (некоторые полагали, что оно принадлежит Роже из Блуа) и затем передано его учениками Иоанну Солсберийскому, который использовал ее в своем прославленном «Металогико-не» (Johannes de Saresberia, Metalogicus), или нет, для нас не так важно. Куда больший интерес представляет содержание и популярность этой формулы. Существуют исследователи, полагающие, что смысл этой метафоры состоит просто-напросто в самоуничижении средневековых мыслителей, считавших себя карликами по сравнению с великими умами прошлого, как языческими, так и христианскими. Если принять эту версию, то данную метафору можно использовать в качестве доказательства того факта, что мыслители Средневековья были убеждены не в историческом прогрессе, а в упадке и вырождении — от гигантов к карликам. Но я не думаю, что такой вывод из метафоры Бернара подтверждается ее внутренней логикой и внешними обстоятельствами. Необходимо учесть огромную тягу к знаниям, которая существовала во времена Бернара и Иоанна Солсберийского, и связанное с этим уважение, с которым к этим людям относились их современники — и с чего бы нам отказывать им в этом, учитывая их достижения и почет, который они имели у своих современников? Метафора Бернара говорит не только об уважении ученого к работам предшественников, но и о своего рода чувстве превосходства, основанном на способности видеть то, чего не мог видеть сам Платон. Эта способность, в свою очередь, определяется знакомством с более ранними великими и да- леко идущими открытиями, которые совершили платоны, аристотели и августины прошлого. «На плечах гигантов...» Разве это не говорит о возможности ученого видеть дальше, то есть знать больше, чем знали его предшественники, какими бы прославленными те ни были — даже если по срав -нению с длинной чередой могучих умов прошлого он может заслуженно считать себя карликом? Я полагаю, что значение этой фигуры речи подкреплялось присутствием в средневековой мысли другой связанной с ней метафорой, которую Августин позаимствовал от некоторых своих предшественников и которая применялась ко всему роду человеческому. Я говорю об аналогии, которую Августин проводил между прогрессом знаний человечества в целом и воспитанием отдельного человека, если вообразить, что этот отдельный человек жил на протяжении всего времени человечества. Фразе Августина «образование рода человеческого» было суждено, как я уже отмечал в предыдущей главе, прожить много веков. Она используется и в нашем веке — для визуального представления прогресса знаний, т.е. такого процесса, который связан с накоплением, имеет кумулятивную, медленную, распределенную во времени природу. Это сравнение Августина часто встречается в светской литературе XVII—XVTII веков. Оно занимало важное место в аргументах «новых» во время «спора о древних и новых» в XVII веке. Позже его же использовали Кондорсе и Конт с далеко идущими последствиями. Метафора карлика, стоящего на плечах гигантов, имела схожую судьбу. Мы узнаем, что ее хорошо знали в эпоху Ренессанса, она появляется в трудах Монтеня и Берто-на. Ее использовал Бэкон, а обширное рассуждение о ней есть у Паскаля в его «Фрагменте трактата о вакууме». Ее использовал также Исаак Ньютон. В действительности эта метафора стала ценным приобретением для ученых XVII века, пытавшихся дать характеристику себе и своим работам. Она прошла длинный путь, так же, как метафора Августина об «одном человеке, проживающем на протяжении всех веков» дошла до наших дней. Однако можно усомниться в том, что многие из тех, кто использовал эту фигуру речи с эпохи Возрождения до наших дней, имели хоть какое-то представление о ее происхождении.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса I лава 3. Средневековые течения Но важна здесь не метафора сама по себе и не ее исто -рия, а, скорее, тот факт, что эта метафора символизировала средневековую веру в накопление знаний на протяжении веков, прежде всего знаний светских. Как написал в своем впечатляющем исследовании о мысли Высокого Средневековья Джон Манди, «безропотная инертность не встречала всеобщего одобрения». Фома Аквинский, пишет Манди, «утверждал, что следующие друг за другом поколения человека все лучше понимали как умозрительные, так и практические науки — убеждение, встреченное с особым пониманием интеллектуалами с практическим и техническим уклоном». Далее Манди цитирует юриста Роландино Пассажере, писавшем в 1265 году на тему правовых контрактов: «И потому что истинно то, что более поздние люди более проницательны, и потому что наш век несет с собой новые и более утонченные обычаи в договорных и других ве -щах, уместной будет отмена древних ритуалов... мы должны подражать характеру (форме) нашего века в положениях и типах контрактов, так же, как мы делаем в других вещах, и мы должны придерживаться обычаев нашего собственного времени, чтобы качество нашей жизни улучшилось». Как приятно осознавать, что даже в далеком XIII веке размышляли о «качестве жизни». Параллель может быть продолжена, если вспомнить о восстановлении и облагораживании окружающей среды, которое осуществляли тысячи монастырей по всей Западной Европе. Никто лучше не выразил эту заинтересованность в кумулятивном приросте знаний во времени, чем знаменитый Роджер Бэкон в XIII веке. Все мы знаем о его поразительных изобретениях в области механики и о его работах по оптике и в других областях физики. Мы можем быть менее осведомленными о его интересе к совершенствованию с помощью прямых реформ законов, правил и обычаев, особенно тех, которые влияли на науку и исследования в университетах и вне их. Он посвятил значительную часть своего времени улучшению образования на всех уровнях. Слова из его труда «Большое сочинение» (Opus Ma jus) стоят того, чтобы быть процитированными здесь: «И потому, что отдельные лица, города и целые страны могут измениться к лучшему... жизнь должна быть продолжена, насколько это необходимо, все вещи должны управляться функционально, и можно сделать даже более великие вещи, чем те, что упомянуты в этой книге, не только в области естественных наук, но также и в духовных науках, что следует из Моисея и Аристотеля». РЕФОРМА ВРЕМЕНИ Вплоть до XII века время, как правило, считалось чем-то неотделимым от Бога, так как и оно было создано Им. Это, в частности, сформулировал Св. Августин, хотя, как мы видели, эта связь между временем и Богом не помешала Августину считать время линейным потоком, имеющим поступательный, прогрессистский характер, т.е. дать ему ту характеристику, которая сохранилась до наших дней. Процесс, который начался в конце XII и достиг кульминации в XIII веке, можно назвать своего рода реформой, затронувшей способы его измерения, его место в жизни, его умопостигаемой природы. ЖакАе Гофф в своей работе «Другое Средневековье» (которая далеко не исчерпывается проблематикой времени) блестяще обрисовал различные способы, которыми секулярный мир оказывал давление и стимулировал философскую переоценку времени и его функций. То, что Ле Гофф называет сдвигом от «средневековой социальной психологии времени к современной», предполагало, так сказать, высвобождение времени из чисто божественного и религиозного контекста, слияние времени с бурно развивающейся в XIII веке общественной, экономической и культурной активностью. Без аккуратного и одновременно уважительного отношения ко времени в мирских делах просто невозможно было развивать такие жизненно важные сферы финансов и бизнеса, как процент, ссуды, коммерческие контракты и инвестиции. В этот исторический период время было секуляризовано или, лучше сказать, «рационализовано». Это не означало отдаления купца и банкира от Церкви и Бога. Как полагает Ле Гофф, даже, если Церковь и была вынуждена под секу-лярным давлением уступить свое главенство над временем, бизнесмен все еще мог считать время в его религиозном аспекте «иным горизонтом своего существования». Как и его кальвинистские наследники XVII века, если речь заходила
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 3. Средневеков ые течения о времени, средневековый купец мог спокойно жить в двух различных мирах. Эрнст Канторович в «Двух телах короля» тоже пишет об огромном значении реформы времени, которая имела место в том веке: «...Новый подход ко Времени и новая концепция природы Времени должны восприниматься не только как философский, но также и исторический фактор великого момента. Возникшая тогда новая концепция Времени стала одним из самых действенных средств, с помощью которых преобразовалась и получила новую энергию западная мысль в конце Средних веков; и она сохраняет свое неослабное воздействие и на современную мысль. В конце концов... оптимистическая философия беспредельного прогресса, которую разделяли поколения, жившие до двух мировых войн, имела свои корни и предпосылки в тех интеллектуальных изменениях, которые потрясли XIII век...» Как показал Канторович и другие исследователи Средневековья, совершенно не очевидно, что новая концепция природы времени и новая оценка его значения утвердились бы только вследствие давления со стороны бизнеса и финансовой сферы, если бы не существовало трактовки соответствующих взглядов Аристотеля последователями Аверроэса. Аверроэс, философ из арабской Испании, живший в эпоху культурного расцвета этой страны и сам бывший элементом этого расцвета, оказал сильное влияние на христианскую философию Запада, а также на иудейскую ученость. Комментарии Аверроэса к Аристотелю почти немедленно были подхвачены учеными и философами, образовалась группа «экстремистов», в основном молодых людей, чьи восторги по адресу Аристотеля в изложении Аверроэса заставили задуматься и взволноваться иерархов Церкви. Попытки Церкви прекратить это бурление в кругу философов и теологов воплотились в создание длинного списка осуждаемых Церковью заблуждений {errors condemnati). Церковь, сплотившаяся на основе своей верности представлениям Св. Августина о времени, сделала все, что было в ее власти, чтобы прекратить распространение доктрин, имеющих аверроистское и аристотелианское происхождение, в которых Земля провозглашалась вечной, адвиже- ние, изменение и развитие — вневременным процессом. Не менее встревожена была Церковь другими аверроис-тскими «заблуждениями», в особенности теми, которые утверждали или настойчиво намекали, что воскрешения из мертвых не будет, что не может быть никакого «первого человека» или «последнего человека» на Земле, что род человеческий будет всегда и новые поколения будут приходить и уходить бесконечно, находясь внутри линейного потока времени. Однако, несмотря на это сопротивление, новая, пересмотренная концепция времени, человека и истории широко распространилась в интеллектуальных кругах. Как пишет Канторович: «Время стало бесконечным — континуумом последовательных моментов, вечно бегущих вперед из бесконечности в бесконечность. Tempus, ограниченный промежуток земного Времени, тем самым потерял свою эфемерную хрупкость и ограниченность, и его моральный характер так же изменился: Время больше не являло себя главным образом в качестве символа недостаточности, Смерти; Время для аверроистов стало животворящим элементом, символом бесконечной протяженности, Жизни». Канторович, как и Жак Ле Гофф, указывает на почти немедленные практические последствия нового видения времени. «Фактор Времени... начал проникать... в ежедневную технику общественной, финансовой и правовой администрации». Так, если в прошлом налогообложение было привязано не к установленным периодам времени, а, скорее, к примечательным событиям, разрывавшим рутину жизни, то сейчас возникла и быстро распространилась идея ежегодного сбора налогов, «зависимого не от событий, но от Времени». Концепция неотчуждаемости королевских владений и обезличенной казны, «которые никогда не умирают», хотя, конечно, и имела корни в практике, нуждах и обычаях, тем не менее, обрела дополнительную энергию в новой радикальной философии времени.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |