КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 11 страница
Здесь нас будет занимать исключительно его «Рассуждение о всеобщей истории». Эту работу европейские ученые практически сразу же признали мастерским синтезом мировой истории. Полтора века спустя Огюст Конт в своем «Духе позитивной философии» (Auguste Comte, Cours de philosophie positive) воздал должное этому труду, несмотря на его католическую и провиденциалистскую ориентацию. Конт писал: «Нет спора, Боссюэ был первым, кто предложил полный обзор общества с точки зрения сто -роннего взгляда. Мы не можем принять его объяснений,
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса l лава 5. Великое восстановление с легкостью выводимых из теологических источников, но дух универсальности, столь полно воспринятый и в тех обстоятельствах так чудесно выдержанный, навсегда сохранит эту выдающуюся работу как образец, предлагающий нам истинный результат исторического анализа, рациональную согласованность большой череды событий в соответствии с единой композицией...» То, что Конт выбрал, как мы увидим, иную композицию, никоим образом не уменьшает его почтения по отношению к Боссюэ. Подобное же уважение едва ли не со дня публикации ожидало его работу со стороны и протестантов, и католиков, а позднее — светских ученых и философов. К числу последних относятся Тюрго и Кондорсе в XVIII веке. Даже сегодня поражает в высшей степени современная форма работы Боссюэ, хотя очевидно ее прямое происхождение от более ранних попыток создать всеобщую историю, предпринятых Евсевием и Св. Августином. Как мы уже видели, в эпоху Боссюэ существовало множество работ, преимущественно протестантских, в которых авторы при помощи библейских пророчеств пытались придать целост -ность прошлому и настоящему, а также осветить будущее. Но практически без единого исключения это были работы в жанре священной истории, в которых почти не предпринималось попыток объединить божественное с расцве -тающим мирским, выраженным в науке, философии, искусстве и в важных политических событиях. Поучительны слова историка Леонарда Кригера (Leonard Krieger) о Боссюэ: «...Предпринятое Боссюэ соединение христианской основы, которую он позаимствовал у Августина и Евсевия, с гуманистическими мотивами классической риторики и гражданской морали... придало современный оттенок его провиденциальной структуре истории и подготовило ее для преобразования в светскую рациональную схему, которая так сильно разрастется в работах по всеобщей истории, созданных в последующие два века. Согласованность, которую замыслы трансцендентного божества придали человеческой истории, перейдет в схемы мировой истории, из которых будет вообще исключено всякое вмешательство божественного, и, однажды появившись, эта всеобщая взаимосвязь станет существенной чертой, конфликт которой с идеалом покрытия всей совокупности мультикультурного человеческого прошлого с тех пор будет составлять основ -ную проблему изучения мировой истории». Так оно и было. Я отмечал несколько раз в этой книге, что без использования вездесущего и всемогущего Прови -дения, понимаемого как создателя и исполнителя плана, в который четко вписываются все человеческие культуры, сколь широко они ни были бы разбросаны во времени и пространстве, нет никакой возможности подходить к «мировой истории» нарративным, линейным образом. Эта невозможность, конечно, не смогла помешать таким светским мыслителям, как Кондорсе и Маркс, пробовать совершать этот подвиг, но в каждом из этих случаев очевидный и неизбежный modus operandi становился некоей метафизической заменой Провидению. Для Боссюэ, впрочем, в его мировой истории такой проблемы вообще не существовало. Он совершенно явным образом утверждает, что та всеобщая история, вроде той, которую он излагает в своем «Рассуждении», не имеет смысла без ее всеохватного и первоначального присутствия Бога. Ему хорошо известна проблема, которую ставит существование внешне различных народов в прошлом и настоящем. Для своего ученика королевской крови, которому было предназначено «Рассуждение», Боссюэ пишет во вводной главе, озаглавленной «Общий план настоящей работы»: «Тот, кто не научился из истории различать разные эпохи, будет представлять людей, живущих по закону Природы или по писаному закону, как если бы они жили по закону Евангелия. Он будет говорить о персах, покоренных Александром, так же, как говорит о победоносных персах при Кире; он сделает греков эпохи Филиппа такими же свободными, как и во времена Фемистокла или Мильтиада, римский народ — столь же гордым при Диоклетиане, как и при Константине, а Францию в смутное время гражданских войн при Карле IX и Генрихе III такой же могучей, как во времена Людовика XIV, когда Франция, объединенная под властью великого короля, одна торжествовала над всей Европой» (курсив мой. — Р. Н.). Одним словом, Боссюэ говорит своему ученику и всем читателям, что мы потеряемся в исторических частностях,
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса кое восстановление не поймем смысла великих событий и, главное, их места в более крупной композиции, каковой является всеобщая истории. Необходима панорама целого, «в сжатой форме — весь путь эпох». Боссюэ продолжает: «Всеобщая история такого рода представляет собой для истории каждой страны и каждого народа то же самое, что и карта мира для карт отдельных территорий. На частной карте мы видим все детали какого-нибудь королевства или провинции. Но общая карта учит нас помещать эти части мира в соответствующий контекст; вы видите, какое место Париж или Иль-де-Франс занимает в королевстве, какое место занимает королевство в Европе, а Европа — в мире. Таким же образом частные истории показывают череду событий, происходивших в рамках отдельной нации, со всей полнотой деталей. Но, чтобы понять все, мы должны знать, как эта история связана с другими; и это можно сделать, уплотнив всю последовательность времен так, чтобы мы могли охватить все словно бы единым взглядом. Такое сжатие... позволит вам увидеть грандиозную панораму. Перед вашими глазами за несколько часов словно бы пройдут все предыдущие столетия в их развитии; вы увидите, как империи сменяли друг друга, как религия в ее различных формах обеспечивала свою устойчивость с начала мира до нашего времени... Именно поступательное движение этих двух предметов, а именно религии и империй, вы должны отпечатать в своей памяти. А поскольку религия и политическое правительство есть два центра, вокруг которых вращаются человеческие дела, то из этого следует, что получить все сведения о них в сжатой форме и таким образом обнаружить их порядок и последствия означает понять единым умом все, что есть великого в человечестве и, в некотором смысле, удерживать в уме общую направленность всего, происходящего в мире» (курсив мой. — Р. Н.). Как часто в последующие десятилетия и столетия люди будут писать почти те же самые слова! Поместить мельчайшие детали, касающиеся дат, мест, событий и лиц, в один великий план, который придаст значение всем и каждому, — именно это, начиная с Боссюэ, стало обоснованием для создания многочисленных всеобщих и мировых исто- рий. Никто не сказал об этом лучше Боссюэ, поэтому я и процитировал его столь подробно. Боссюэ понимал, что лишь Провидение может стать истинным автором любого сжатия исторического многообразия в единое, спрессованное, линейное повествование. Невозможно переоценить значение этого понимания. И Боссюэ неустанно настаивает на огромной важности Провидения. Боссюэ вводит понятие эпох. Подобно тому, как мы держим в уме ориентиры на местности или определенные центральные города, по отношению к которым мы располагаем остальные объекты в соответствии с их удаленностью, «...у нас должны быть определенные временные периоды, отмеченные некими великими событиями, относительно которых мы можем расположить остальные. Это то, что мы называем эпохой, от греческого слова, означающего «остановку», потому что мы останавливаемся там, чтобы рассмотреть, словно из точки покоя, все, что произошло до и после, тем самым избегая анахронизмов, т.е. ошибок, состоящих в смешении времен». Боссюэ различал двенадцать великих эпох прошлого. Я не буду здесь приводить конкретные характеристики каждой, поскольку на самом деле важна не природа каждой эпо -хи, но идея разделения мировой истории на эпохи, независимо от их содержания. Именно эта идея оказала мощное влияние на более поздних светских мыслителей, таких как Тюрго, Кондорсе, Конт и др. Достаточно сказать, что для верного христианина Боссюэ первой великой эпохой было само Сотворение мира и все, что сопровождало его. Мы про -ходим через такие эпохи, как потоп, деятельность Моисея, падение Трои, построение Рима, пришествие Христа и далее, вплоть до Карла Великого и Священной Римской Империи. По Боссюэ, каждая из этих эпох имеет точно определенный смысл по отношению последовательности всех прочих. Он приносит извинения за завершение этого раздела своей книги Карлом Великим и говорит нам, что в следующей работе (к которой Боссюэ, кажется, так никогда и не приступил или не закончил) он доведет ряд эпох вплоть до его собственного блестящего времени, века Людовика XIV. Нет совершенно никаких сомнений, что для Боссюэ прогресс есть характеристика всеобщей истории в целом.
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Вели кое восстановление Часть вторая «Рассуждения» озаглавлена «Преемственность религии», и здесь точно так же восприятие прогресса безошибочно определяется в трактовке Боссюэ христианства и особенно католической церкви. Он не оставляет в наших умах никаких сомнений, что сама суть прогресса человечества на протяжении веков носит религиозный характер и что Иисус Христос и основание христианства имеют все то же величие в век Людовика XTV, что и прежде. Заключительная часть книги в некотором роде наиболее интересна для современного читателя. Озаглавленная просто «Империи», она представляет собой ряд проницательных размышлений о росте, падении и других исторических изменениях, происходивших с великими империями прошлого. Боссюэ дает нам обзор скифов, эфиопов, египтян, персов, греков и римлян. Вторая глава этого раздела называется «Изменения в империях имеют особые причины, которые следует изучать правителям». Следующий отрывок дает представление об особенностях этой главы: «Но это зрелище будет более полезным и интересным, если вы поразмыслите не только о подъеме и падении им -перий, но и о причинах их прогресса и упадка. Бог, который сделал вселенную внутренне взаимосвязанной, который, будучи всемогущим сам по себе, пожелал ради порядка, чтобы части великого целого были зависимы друг от друга — и тот же Бог пожелал, чтобы ходу человеческих дел была присуща непрерывность и пропорциональность. Под этим я разумею то, что люди и нации были наделены качествами, соответствующими тем высотам, которых им суждено было достичь, а также то, что за исключением некоторых значимых примеров смены направления движения на обратное, с помощью которых Бог хотел продемонстрировать свою власть, никогда не происходило изменений без причин, уходящих корнями в предшествующие века. И поскольку в каждом событии есть нечто, подготавливающее его, мотивирующее его начало и определяющее его успех, истинная наука истории состоит в раскрытии для каждой эпохи скрытых тенденций, которые пролагают путь для больших изменений и важных стечений обстоятельств, которые приводят к ним. На самом деле недостаточно видеть лишь то, что находится перед нашими глазами, т.е. рассматривать только масштабные события, которые неожиданно решают судьбу империй. Если мы искренне желаем понять дела человеческие, мы должны начинать с предыстории; мы также должны исследовать предпочтения и пути или, говоря короче, характер господствующих наций в целом, их правителей — в частности, а также выдающихся людей, которые, ввиду своей важной роли, коей они наделены в этом мире, внесли свой вклад, будь то к лучшему или к худшему, в изменения, происходившие с империями, и в судьбы наций». Примечательный аспект этого третьего заключительно -го раздела «Рассуждений» заключается в его на удивление светском характере. Автор, разумеется, не дает нам никаких поводов для сомнений в том, что начальная и конечная причина всему — Провидение, но при этом он представляет нам ряд социальных, экономических, культурологических и политических объяснений подъема и падения империй. Аве главы о Риме, его величии и последующем упадке столь же лишены упоминаний о Боге и его вмешательстве, как и большинство многочисленных трактовок подъема и падения Рима, написанных в XVIII веке. Это не значит, что Боссюэ отрицал Провидение, но он здесь занят тем, чтобы показать и проиллюстрировать те «светские» способы, посредством которых Провидение действует в истории. Милленаристское пуританство середины XVII века сыграло большую роль в распространении среди неграмотных, равно как и грамотных, масс хилиастического воодушевления, которое было связано с представлениями об истории, основанными на видении прогресса в прошлом, настоящем и будущем; я также утверждаю, что основанное на широкой эрудиции и элегантно выстроенное «Рассуждение о всеобщей истории» епископа Боссюэ придало идее прогресса столь же мощное влияние на умы ученых и философов, — тех, кому были отвратительны или чужды всплески религиозного энтузиазма, свойственные пуританам. Справедливо будет сказать о «Рассуждении» (и вряд ли можно сделать этой работе более высокий комплимент), что его роль и для XVII, и для XVIII веков соответствует той, которую книга «О Граде Божьем» сыграла для периода,
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса Глава 5. Великое восстановление начавшегося после крушения Римской империи, да и для всего Средневековья. ОСВОЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЙ И ОТКРЫТИЙ Джон Эдварде в работе, на которую мы ссылались ранее в этой главе, написал в 1699 году: «Прилежные исследования, проводимые дома, и путешествия в дальние страны произвели новые наблюдения и сведения, ранее неслыханные открытия и изобретения. Таким образом, мы превосходим все времена, которые были до нас, и очень вероятно, что те, кто придет за нами, далеко превзойдут нас...» Слова Эдвардса позволяют нам понять, как могли использоваться и как использовались многочисленные материалы великих путешествий и исследований, доступные всем образованным европейцам в XVII веке. Увлечение земным раем, которое мы обнаружили в Высоком Средневековье и которое привело к общему интересу ко всему, что могло быть время от времени сообщено или сделано сюжетом легенды, в конце XVI века пережило поразительное возрождение, захватило умы общества и продлилось вплоть до XVIII века. Публикация книги Хаклюйта «Важнейшие плавания, путешествия и открытия английской нации» (Richard Hakluyt, The Principal Navigations, Voyages, Traffiques and Discoveries of the English Nation) в самом концеXVI века, за которыми последовало «Паломничество Перчеса» (Samuel Purchas, Purchas, His Pilgrimage) Сэ-мюэля Перчеса в 1613 году и затем его более крупная работа, основанная на неопубликованных бумагах Хаклюйта и записях Ост - Индской кампании, «Хаклюйт Посмертный, или Паломничество Перчеса» (Hakluytus Post-humus, or Purchas His Pilgrims) в 1625 году, гарантировала увлекательное чтение для большой непрофессиональной аудитории в Западной Европе, жадной до такого рода литературы. Эти материалы к тому же предоставляли информацию ученым, желавшим поместить западноевропейскую цивилизацию в правильную географическую и временную перспективу. Как показывает цитата, с которой начинается этот раздел, для европейцев оказалось легким делом отождествить культуры, которые открывали и о которых рассказывали навигаторы и исследователи, с более ранними стадиями их собственной, милой их сердцу и, на их взгляд, передовой цивилизации Запада. Христианство упростило людям Запада поиск определенного родства или сходства между их собственной культурой и экзотическими обществами, обнаруженными в других частях света. В конце концов, Св. Августин придал идее единства человечества поистине канонический статус. С самого начала христианской миссионерской деятельно -сти, начиная, по крайней мере, с Григория Великого и с его наставлений другому Августину, обратившему в христианство Британию, имела место удивительная симпатия и терпимость к обычаям незападных, нехристианских народов. Этим объясняется практически постоянная готовность христианских исследователей к принятию большей части верований и обычаев, с которыми они встречались и в которые они лишь желали привнести как можно больше христианского смысла. Вероятно, величайшим примером тому является работа Жозефа-Франсуа Лафито «Обычаи примитивных американцев в сравнении с обычаями древ -них времен» (Joseph-Francois Lafitau, Moeurs des Sauuag-es amiricains comparees aux mceurs des premiers temps), опубликованная в 1724 году. Эта книга — примечательный пример той толерантности, понимания и огромного уважения, какие только можно встретить у образованного французского католика-миссионера, который провел многие годы среди американских индейцев. Еще более поразительно временное измерение этой работы. Христианская теория прогресса человечества облегчила Лафито поиск параллелей между верованиями и обычаями американских индейцев и теми, что существовали в более ранние времена в Западной Европе. Он смог сделать из этого факта вывод, что более развитая цивилизация Запада когда-то тоже была знакома с такими верованиями и обычаями, но за длительный период исторического времени ушла далеко вперед. Но, как подчеркнул Дж. X. Эллиотт в своей важной работе «Старый и Новый Свет: 1422—1650» (J. H. Elliott, The Old World and the New: 1422-1650), тот тип мышления, который мы встречаем в работе Лафито начала
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановление XVTII века, проявлялся в XVII веке и даже" раньше. Несомненно, именно Америка вызвала величайший интерес среди европейцев, после того как Колумб должным образом представил отчеты о своих великих путешествиях. Эллиотт пишет: «Наблюдение за процессом, в ходе которого Европа в XVI веке приспособилась к реалиям Америки, дает возможность увидеть нечто в самом характере европейской ци -вилизации XVI века, его сильные и слабые стороны. Определенные элементы европейского культурного наследия осложнили усвоение новых фактов и новых впечатлений, но другие, как представляется, дали определенные преимущества при столкновении с вызовом такого масштаба». Здесь, конечно, оказалась крайне полезной идея прогресса, причем именно экуменическая идея прогресса. Как разрешить огромную проблему размещения народов Америки и других частей света, где люди жили абсолютно иной жизнью, во многом «варварски» иной, чем европейцы, в моральном, экономическом и социальном пространстве? Для европейцев XVI века, как и для древних греков и римлян, существовало, как минимум, два доступных объяснения: первое — все эти народы когда-то представляли собой цивилизованные расы, находящиеся теперь в состоянии упадка и разложения; второе — все эти народы отличаются преимущественно примитивностью, дикостью или варварством, оттого что они еще не развились до уровня Европы. И именно второе объяснение оказалось более популярным. Как отмечает Эллиотт: «Таким образом, в изменении и усовершенствовании европейской концепции варварства и цивилизованности, так же, как и во многих других сферах мысли, открытие Америки было важно не столько потому, что оно породило абсолютно новые идеи, сколько потому что заставило европейцев столкнуться лицом к лицу с идеями и проблемами, которые уже наличествовали в рамках их собственных культурных традиций». /\ля рефлективного и христианизированного мышления Европы оказалось просто невозможно не разглядеть классификационную проблему, которую ставило существование этих народов по отношению к христианам Запада. Эти народы были иными. Означало ли это, что они стояли ниже? Следовало ли считать их истинными частями того же че- ловеческого рода, к которому принадлежали европейцы? Были ли народы Америки иными из-за того, что сделаны из другого физического и духовного материала? Это лишь некоторые из вопросов, поднятых в многочисленных центрах европейской мысли, когда исследователи вернулись для того, чтобы написать книги об экзотических народах, которых они встретили и среди которых зачастую прожили значительные периоды времени. Здесь снова будет полезно процитировать Дж. X. Эллиотта: «Таким образом, к концу XVI века опыт познания Америки дал Европе, по крайней мере, слабые наброски теории общественного развития. Но эта теория была помещена в общую канву исторической мысли, которая была европейской в своих исходных посылках, но также христианской и провиденциалистской в своих интерпретациях исторического процесса. Критерии оценки развития неевропейских народов оставались жестко европоцентричными... Если открытие Нового Света таким образом подкрепило христианскую провиденциалистскую интерпретацию истории как прогрессивного движения, кульминацией которого станет евангелизация всего человечества, то оно в равной мере придало новую силу и более ярко выраженной светской интерпретации истории как прогрессивного движения, высшей точкой которого станет приобщение всего человечества к цивилизации. Недавние события показали превосходство современных европейцев над людьми античной эпохи, по крайней мере, в некоторых отношениях. Но они также показали их превосходство над варварскими народами значительной части земного шара». Однако Эллиотт не говорит о том, что метод включения неевропейских народов в прогрессистскую интерпретацию истории (когда недавно обнаруженные варвары, которым суждено было стать живыми примерами того, какими когда-то были европейцы в своих привычках и обычаях, и когда всеобщая панорама подается в европоцентричных терминах) был именно тем методом, который, как мы видели, применяли древние греки и римляне, когда они встречались с дикими, варварскими народами. Как мы уже отмечали, Фукидид начинает свою «Историю» с рассуждений о том, как греки, самый цивилизованный из всех народов,
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса 1 лава 5. Великое восстановле когда-то сами были такими же, как те народы, что сейчас живут на окраинах. Более того, метод, который описывает Эллиотт, сохранится на протяжении последующих трех веков как основной метод сравнения людей Запада с другими народами. Если эти народы Америки и другие варвары действительно находились тогда на низших, ранних стадиях развития, через которые европейцы уже давно прошли, то возникает интересный вопрос: как должна обращаться с ними Европа? Они могли считаться сделанными из такой же плоти и крови, пусть даже отличными по цвету кожи и таким образом принадлежащими к единой человеческой расе, о которой говорил Августин; но их грубые, даже дикие культуры делали их законной добычей для порабощения, эксплуатации и колонизации западными нациями — разумеется, ради прибыли, но в конечном счете также с намерением обучить и христианизировать эти народы, чтобы ускорить их развитие. Многое из того, что ярко проявилось в политической и военной истории XVIII—XIX веков, имело очевидные интеллектуальные корни в различных способах восприятия народов Африки, Азии, Океании и Западного полушария, а также в том, как эти народы были, так сказать, втиснуты в западную идею прогресса, которая столько прочно утвердилась в XVI—XVII веках. Правда, Монтень в своем знаменитом эссе «О каннибалах» (Michel de Montaigne, Essais, I, XXXI. Des Cannibales) с толерантностью и снисходительностью, даже с восхищением относится к так называемым диким народам, которые убивали друг друга ради еды. Монтень противопоставил их народам Западной Европы, которые, как он едко замечает, убивают, пытают, опустошают и избивают безо всяких причин, за исключением религиозных и политических догм. В XVIII веке среди некоторых интеллектуалов появится также «культ благородного дикаря», вера в экзотику. Но такая идеализация неевропейского мира была редкостью на фоне заявлений, согласно которым не-западный мир состоял преимущественно из дикарей и варваров. Западная идея прогресса с самого начала была, как мы видели, европоцентрич-ной. Философы XVII—XVIII веков, в точности как Гомер и, гораздо позднее, Фукидид, смотрели на окружавшие их примитивные народы (циклопы Гомера, «пираты» Фу-кидида) как на примеры того, какими когда-то были сами греки. Нигде использование литературы о дальних путешествиях не нашло более широкого и разностороннего выражения, чем в политической теории. Утверждалось, что, если мы хотим знать, какой вид государства возможен и необходим, мы также должны знать и то, каков человек по своей природе. Мы привыкли к интерпретациям, в конечном итоге утверждающим, что разные гоббсы, локки и руссо вначале решали, какой вид государства они желают построить, а затем начинали искать, какие примитивные народы могли бы лучше всего послужить их целям. Но, как отметил полвека назад Джон Линтон Майерс в своей работе «Влияние антропологии на развитие политической науки» (John Linton Myers, The Influence of Anthropology on the Course of Political Science), есть не меньше оснований полагать — учи -тывая широко распространенное пристрастие к чтению ли -тературы о примитивных народах мира — что способы, которыми тот или иной политический философ предпочитал описывать естественное состояние, в котором жил первобытный европейский человек, во многом зависели от того, с какими именно книгами и рассказами о диких народах он был больше всего знаком или какие из них решил принять как наиболее авторитетные. Как получилось, что Гоббс мог с таким содроганием говорить о естественном состоянии, объявляя его состоянием без собственности, безопасности и практических ремесел, ареной насилия и страха, где жизнь человека была «одинокой, бедной, жалкой, животной и краткой»? Как могло получиться, что Локк, полвека спустя, напротив, полагал естественное состояние совершенно иным, где собственность существовала и была защищена и где правилом была естественная собственность на сельскохозяйственные земли? Каким образом Монтескье через полвека после Лок-ка пришел к заключению, что первобытный человек жил в вечном страхе? Как Руссо еще позднее дошел до своих прославленных взглядов на первоначальное, природное со -стояние человечества?
Часть I. Происхождение и развитие идеи прогресса i лава 5. Великое восстанс Яне пытаюсь отрицать, что прямое воздействие практических современных условий и событий (Гражданская война в Англии, революция 1688 года, упадок ancien regime*} в значительной степени сформировало типы государства, которые Гоббс, Локк, Монтескье и Руссо представили нам в своих текстах. Разумеется, это так. Но слишком мало и редко замечается тот факт, что эти люди, особенно Локк, были погружены в антропологическую литературу своего времени и, без сомнений, находились под глубоким воздействием того, что прочитали. Гоббс, как показывает знаменитый отрывок из «Левиафана», был весьма восприимчив к тому, что он читал и слышал о воинственных племенах Северо-Восточной Америки. Еще больше упоминаний примитивных народов в работах Локка. В действитель -ности, как показал Майрс (Myres), мы сможем подойти очень близко к тому, чтобы проследить развитие Локка как политического философа, если используем сохранившиеся записи о его чтении в области путешествий и этнографии. Мы сможем увидеть, как его читательские интересы смещаются, например, от тех самых воинственных северо - амери -канских индейцев, которые в свое время поразили Гоббса, к гораздо более мирным земледельцам — юго-восточным индейцам. На Монтескье, которого нельзя назвать несведущим в трудах по дикарям, гораздо больше влияло то, что он читал о персах, русских, японцах, турках и других народах, стоявших по шкале прогресса выше американских индейцев. Политическое внимание Руссо было направлено на индейцев Центральной Америки, но ему были известны и другие дописьменные народы. Здесь важно, впрочем, не отношение между этнографией и политической теорией или влияние первой на вторую. Главное — это степень, в которой вера в человеческий прогресс стала средством включения всех не - западных наро -дов в единую последовательность прогресса, достигающую апогея в Западной цивилизации. Почерпнутая из христианства вера в прогресс и в лежащую в его основе предпосылку единства человечества позволила обратить воспринимаемую гетерогенность в концептуальную гомогенность: Старый порядок {франц.). — Прим. науч. ред. гомогенность единой, ориентированной во времени, последовательности, включающей все народы мира, от примитивнейших до самых развитых (под которыми, конечно, народы Западной Европы разумели самих себя).
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |