КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Брянск 2011 18 страница
Как я уже сказал, сам Мальтус в итоге пришел к заключению, не слишком сильно отличающемуся от этого. Но прежде чем заняться Мальтусом, нам стоит узнать о философе, который вместе с Кондорсе побудил Мальтуса к написанию первого варианта «Опыта о законе народонаселения».
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода УИЛЬЯМ ГОДВИН Философский анархист, радикальный либерал, утопист, верящий в возможность совершенства — вот лишь некоторые из ярлыков, которые наклеили на Годвина. Даже фанатичный Кондорсе не превзошел его в силе приверженности личной свободе: не только свободе от государства и церкви, прежде всего, но и от любой формы социальной зависимости, включая семью, которая ограничивает личную свободу мысли и действия. Его «Исследование о политической справедливости и ее влиянии на нравственность и счастье» (William Godwin, Enquiry Concerning Political Justice and its Influence on Morals and Happiness) было опубликовано в 1793 году, когда ему было тридцать семь лет. Он родился в глубоко кальвинистской семье, и отпечаток кальвинистской доктрины благодати и спасении человека постоянно будет лежать на мышлении Годвина, несмотря на то, что с тридцати двух лет он провозгласил себя полностью освобожденным от всякой религии. Но, сколь бы он ни был освобожденным, в самом сердце философии прогресса Годвина находилась та разновидность милленаристского совершенства и счастья, которую пуритане поведали человечеству в качестве неизбежного результата раскрытия Божественного плана, хотя, разумеется, Божественный план был им отброшен. Годвин непререкаемо верил в присущую человечеству спо -собность к развитию знания, нравственности и, в первую очередь, уважения к отдельному человеку. «Индивидуальность — это сама суть разумного существования». Это высказывание есть лейтмотив «Исследования о политической справедливости» Годвина, а также всех остальных его работ. Должно быть осуждено все, что ограничивает индивидуальность в ее естественном разви -тии. Это относится и к сотрудничеству, которое для большинства анархистов XIX века было краеугольным камнем их веры. Годвин пишет (в связи со своими принципами индивидуального развития свободы и добродетели): «Из этих принципов вытекает, что все, что обычно понимается под термином «сотрудничество» [cooperation], в некоторой степени есть зло. Человек, находящийся в одино- честве, вынужден жертвовать или откладывать воплощение своих лучших идей в соответствии со своими нуждами или своими недостатками. Как много восхитительных планов погибло в результате такого представления из-за этих обстоятельств... Отсюда следует, что необходимо тщательно избегать любого излишнего сотрудничества, общего труда и общего питания». Насколько непреклонен был Годвин в своем стремлении к индивидуальности и к освобождению от всех ограничений, можно понять из его предписания избегать даже оркестров и других «кооперативных» представлений личного мастерства, поскольку истинные музыкальные способности наилучшим образом развиваются и выражаются при сольном исполнении. Как я уже упоминал, не получила пощады и семья, которую Годвин называл «сожительством». «Зло, сопровождающее такой образ жизни, очевидно... Нелепо ожидать, что намерения и желания двух человек будут совпадать на протяжении длительного времени. Обязывать их действовать и жить вместе — это значит подвергать их неизбежной участи, приносящей взаимные помехи, ссоры и несчастье». Идея прогресса составляет основу размышлений Годвина о достижении совершенной, освобожденной индивидуальности. Годвин не сомневался, что с самого начала существовала сильная тенденция к улучшению. Существует «...степень реального, наблюдаемого в мире улучшения. Это особенно проявляется в истории цивилизованной части человечества на протяжении последних трех столетий... Оно [совершенствование человечества] глубоко укоренено, и нет никакой возможности, что оно когда-либо будет подорвано. Когда-то моралисты имели обыкновение превозносить прошлые времена и беспрестанно разглагольствовать о вырождении человечества. Но эта мода сейчас практически уничтожена... И, поскольку совершенствование давно уже стало непрерывным, нет никаких шансов на то, что оно не будут продолжатся. Никакая, даже самая всеобъемлющая философия не может предписать ему ограничений, и никакое, даже самое живое воображение не может адекватно представить себе будущие перспективы».
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода Годвин в последнем предложении проявляет излишнюю умеренность. Очарование его местами скучной книги состоит отчасти в безграничном полете его воображения, когда дело доходит до описания будущего, которого люди могут ожидать, если раз и навсегда расстанутся со всеми ограничениями индивидуальной свободы. Рассмотрим следующее размышление о будущем состоянии человека (нам пришлось бы возвратиться к Иоахиму Флорскому или к ко -му-нибудь из наиболее вдохновенных пуританских апокалиптических писателей Англии XVII века, чтобы найти что-либо подобное): «Сумма доказательств, которые были здесь предложены, означает по сути дела допущение, что срок человеческой жизни может быть продлен путем непо -средственной работы интеллекта за всякие пределы, какие только мы можем себе представить». Годвин не позволяет себе предсказать личное бессмертие на Земле в будущем; т.е. уничтожение смерти. Но он очень близко подходит к такому предсказанию. Он не верит, что смерть с необходимостью присуща человеческому циклу. Подобно тем христианам, которые, начиная с Иоахима, предвидели длительную стадию, входе которой человеческий дух займет место человеческого тела на Земле, в результате чего придет абсолютное счастье, истинное духовное счастье, Уильям Годвин предвидит упадок современных удовольствий человека, состоящих в удовлетворении телесных ощущений, особенно сексуальных. По мере того как личная свобода и добродетель будет брать верх, влияние всего чисто чувственного уменьшится. «Потому люди, которые будут существовать к тому времени, когда земли станет недостаточно для более многочисленного населения, вероятно, перестанут плодиться....В целом это будет народ, состоящий из зрелых людей, а не из детей. Поколения не будут сменять поколения, и истина не должна будет на исходе каждых тридцати лет возобновляться. Можно ожидать, что ход других улучшений не будет отставать от улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни. Не будет войн и преступлений, ни отправления правосудия, как то теперь называется, не будет правительства....Но помимо того, не будет болезней, страданий, печали, злопамятства. Каждый человек будет ревностно стремиться к общему благу. Ум будет активен и энергичен и никогда не будет знать разочарований. Люди будут наблюдать постепенные успехи добра и блага и будут знать, что если порой их надежды не осуществляются, то сама эта неудача составляет необходимую часть прогресса». Годвин проявляет достаточную умеренность, завершая главу, в которой появляются эти строки, предостережением читателю, что его идея основывается на догадках и является всего лишь утверждением о возможности. Но это предостережение, как мы можем обоснованно полагать, не принимали слишком всерьез ни он сам, ни бессчетное число читателей, чье видение будущего совершенного состояния возбуждалось чтением «правдоподобной догадки» Годвина. Следующий отрывок показывает, что в глубинной основе его видения лежит более широкое понятие исторической необходимости: «...доктрина необходимости учит нас, что все во вселенной связано друг с другом. Ничто не могло бы случиться по-другому, чем оно случилось. Поздравляем ли мы себя с восходящим гением свободы? Глядим ли мы с гордостью на улучшение человечества и сравниваем ли с удивлением человека в том состоянии, в каком он когда-то был, голым, невежественным и жестоким, с человеком, как мы иногда его видим, обогащенного безграничны -ми запасами знаний и пропитанным чувствами чистейшей филантропии? Все это не могло бы существовать в своем современном виде, если бы не было подготовлено предшествующими событиями». И снова мы встречаемся с аналогией между индивидуальным разумом и историей всего человечества: «человеческий разум — это принцип, имеющий простейшую природу, просто способность чувствовать или воспринимать. Должно быть, он начался с полного невежества, скорее всего, он совершенствовался медленными шагами, наверняка, он проходил различные стадии глупостей и ошибок. Такова история человечества, и она не могла быть иной». И все же Годвин при всей своей временами почти слепой вере в историческую необходимость не позволяет забыть, что и условия, и конечная цель прогресса — это максималь -но возможная степень свободы индивидуума.
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода «Кто может остановить прогресс пытливого ума? Если кто и может, то разве что наиабсолютнейший деспотизм. Интеллект постоянно стремится продвигаться вперед. Его нельзя задержать, кроме как силой, которая в каждый момент его существования противостоит присущему ему стремлению. Средства, используемые для этого, будут тираническими и кровопролитными». Поэтому политика государства должна неизменно поощрять все возможные формы мысли и обсуждения. Более того, должна прекратиться ожесточенная борьба между группировками, должны исчезнуть организованные движения за незамедлительнное спасение людей и т.п., которые, заявляет Годвин, существуют сейчас. «Истинный прогресс политического усовершенствования внимателен и доброжелателен к чувствам всех. Он меняет мнения людей неощутимыми шагами, не делает ничего шокирующего и резкого и далек от того, чтобы требовать бедствий для кого-либо. Конфискации и объявления людей вне закона не имеют с этим ничего общего». Далеко же от этих человеколюбивых, великодушных и мирных чувств Годвина-утописта, преданного индивидуальной свободе и равенству, которое никогда не позволит уравнивать умы, до утопий того рода, который мы будем рассматривать в этой книге дальше, утопий, не отделимых от неограниченного применения власти. В раннем черновике «Политической справедливости» есть раздел, озаглавленный «Рассмотрение трех главных причин морального совершенствования». Он называет в их числе изучение литературы, беспрестанное и всеобщее образование и политическую справедливость — последняя означает свободу индивида. «Таковы три главных причины, благодаря которым человеческий ум движется вперед, к состоянию совершенства...» Годвину отвратительна даже мысль об ис -пользовании любого рода абсолютной власти над людьми, вроде той, которую, например, у Конта символизирует Высшее Существо (GrandEire), ay Маркса — «диктатура пролетариата». Это был мыслитель, если угодно, предельно наивный, но при этом преданный принципу, согласно которому человечество движется в направлении наибольшего освобождения индивида, а окончательное и полное осво- бождение является целью, к которой история шла с самого начала и продолжит стремиться, пока совершенная свобода не установится на всей Земле. ТОМАС МАЛЬТУС Многим читателям, возможно, покажется странным, что Мальтус помещен в контекст этой главы, т.е. в контекст оптимизма и человеческого прогресса. Разве это не тот самый Мальтус, который в своем знаменитом «Опыте о законе народонаселения» (с его железным законом роста населения в геометрической пропорции и увеличения производства продовольствия в арифметической прогрессии) по сути дела провозгласил невозможность даже просто хорошего общества, не говоря уж о совершенном? Ответ на этот вопрос сильно расходится с тем, который обычно ассоциируется с этим выдающимся мыслителем. В последние годы, благодаря исследованиям Гертруды Гиммельфарб, Уильяма Петерсена и некоторых других ученых, возникла иная интерпретация Мальтуса и его «Опыта», которая, очевидно, отсутствовала на протяжении всех тех лет, пока Мальтус воспринимался только в контексте «мрачной науки». «Опыт о законе народонаселения» впервые появился в 1798 году. Он был написан Мальтусом как прямой ответ на идеи о возможности человеческого совершенства вроде тех, которые мы видели у Кондорсе и Годвина. Сам Мальтус характеризует свой «Опыт» как «замечания о рассуждениях мистера Годвина, месье Кондорсе и других писателей». Как мы видели, Годвин в явном виде рассматривал возможность перенаселения, но уверял, что прогресс разума уменьшит человеческое желание плодиться, добавляя, что «могут пройти бесчисленные века в условиях по-прежнему увеличивающегося населения, и земли все еще будет достаточно для обеспечения ее жителей». Именно это предположение Годвина Мальтус нашел полностью неприемлемым, по крайней мере, в то время, когда сочинял первое издание «Опыта». В своем обсуждении Годвина и Кондорсе Мальтус предельно уважительно отзывается об их желании реформировать состояние людей и их убежденности в том, что законы прогресса смогут гарантировать эту реформу, приведя в конечном итоге
Часть II. Триумф идеи прогресса ■Глава 6. Прогресс как свобода к совершенству и беспредельному счастью. Но его уважение к мотивам этих двух авторов не помешало ясно и резко высказаться о том, что, по его убеждению, было роковой ошибкой в их концепции прогресса и будущего. Здесь нет места для подробного рассмотрения знаменитого тезиса Мальтуса, сформулированного в «Опыте». Достаточно просто вспомнить, что, нападая на доктрины будущего совершенного человечества, Мальтус подчеркивал, что население всегда будет увеличиваться в геометрической прогрессии (2, 4, 8, 16 и т.д.) в силу постоянного потворства своей деятельности, направленной на продолжение рода; однако, утверждает Мальтус, количество продовольствия, доступного поколениям, умножающимся таким образом, следует считать растущим лишь в арифметической прогрессии, что неизбежно ведет к голоду и жалкому состоянию человечества вместо совершенства, предсказывавшегося Годвином и Кондорсе, достигаемого путем постоянного увеличения знаний и применения человеческого разума. Пока существует диктат сексуального влечения, тщетна любая мысль о совершенном или даже улучшенном общественном порядке. Тезис Мальтуса был веским и немедленно был признан таковым его читателями, в числе которых, естественно, был и сам Годвин. В письме Годвин поздравил Мальтуса с блестящим тезисом его «Опыта». Но здесь же Годвин вновь высказал свою веру в силу человеческого разума, способного служить моральным ограничителем процесса размно -жения. Мальтус, писал Годвин, не смог должным образом учесть «другой противовес росту населения, который очень успешно и широко действует в стране, в которой мы живем...» Этот позитивный ограничитель Годвин определял как «то чувство, будь то добродетель, благоразумие или гордость, которое постоянно ограничивает всеобщую распространенность и частое повторное заключение брачных контрактов... Чем больше людей поднимется над бедностью и жизнью на уровне простого выживания, тем больше будет благопристойности в их поведении и воздержанности в их чувствах». Неизвестно, приводил ли этот довод один лишь Годвин, но источники свидетельствуют, что эти взгляды Годвина серьезно повлияли на Мальтуса. Поскольку во втором и во всех последующих изданиях «Опыта» Мальтус полностью признает эффективность «разрушительных препятствий», налагаемых разумом, направленным на «нравственное обуздание». Факт состоит в том, что, как отметили и документально обосновали Гертруда Гиммельфарб и Уильям Петерсен, Мальтус за несколько лет перешел от пессимизма, коренящегося в биологии, к оптимизму, проистекающему от перехода к социологически-прогрессивному взгляду. Мы видим, как на смену Мальтусу-пессимисту пришел Мальтус — социальный демократ, верящий в будущее улучшение состояния человечества. Даже в своих «Принципах политической экономии» он демонстрирует свою веру в то, что с развитием экономического благосостояния, сростом и распространением заработной платы рабочий класс станет средним классом с изменившимися вкусами и впервые станет способен использовать продиктованное моралью или благоразумием ограничение на про -изводство потомства. А теперь мы переходим к вере Мальтуса в личную сво -боду. Он пишет в «Принципах политической экономии»: «Из всех причин, которые могут производить благоразумные привычки среди низших классов общества, важнейшей является гражданская свобода. Люди не могут по-настоящему привыкнуть к планированию будущего, если они не будут уверены в том, что их старательные усилия... получат свободу для реализации. [Более того,] гражданская свобода не может постоянно поддерживаться без политической свободы...» И в позднейших изданиях «Опытов о законе народонаселения» мы встречаем такие слова: «Почти во всех странах для низшего класса народа существует предел нищеты, за которым прекращаются браки и продолжение рода... Главнейшими условиями, повышающими этот предел и уменьшающими нищету наиболее нуждающихся классов населения, является свобода, обеспечение собственности, распространение среди народа знаний, стремление к приобретению преимуществ и наслаждений, доставляемых довольством. Деспотизм и невежество, наоборот, понижают этот предел».
Часть II. Триумф идеи прогресса 1 лава 6. Прогресс как свобода Адам Смит или Уильям Годвин могли бы поставить и на свой лад ставили обществу такой мальтузианский диагноз. Давайте взглянем еще на одно утверждение Мальтуса, которое должно шокировать тех, чье знание о Мальтусе ограничивается неумолимым соотношением населения и продовольствия, сформулированным в первом издании. Это утверждение также появляется во втором и во всех по -следующих изданиях «Опыта»: «Вообще, если относительно бедствий, производимых законом народонаселения, будущее и не представляется нам столь блестящим, как мы того желали бы, все же оно не настолько печально и безотрадно, чтобы нам не оставалось уже никакой надежды на медленные и постепенные улучшения в человеческом обществе; такая надежда нам казалась благоразумной до последнего времени, когда неосновательные преувеличения стали представлять нам будущее в ином свете... Мы не должны, правда, обольщать себя надеждой, что прогресс счастья и добродетели будет идти такими же быстрыми шагами, как естественные науки, успех которых постоянно возрастает, покрывая блеском нашу эпоху. Но мы смело можем надеяться, что эти науки прольют свой свет и на другие области знаний» (курсив мой. — Р. Н.). Почему же, несмотря на выраженную в таких словах веру в способность человечества двигать вперед знания, разум, мораль и удобства земной жизни, сохраняется и преобладает миф о Мальтусе — миф о том, что Мальтус якобы потратил жизнь, пытаясь показать, что прогресс невозможен и что положение бедняков всегда останется жалким, практически на уровне голодания и безо всякой надежды? Как показал и особо подчеркнул Уильям Петерсен в своем новейшем исследовании Мальтуса, ответ состоит в том, что до последнего времени единственный Мальтус, с которым когда-либо ознакомилось подавляющее большинство, это был Мальтус первого издания «Опыта». И, остро подмечает Петерсен, этот Мальтус немедленно стал популярен у радикальных критиков и противников капитализма. Мальтуса первого издания можно было успешно использовать, чтобы показать, что при капитализме неизбежно будет господствовать неумолимое соотношение между на- селением и источниками питания, оставляя рабочий класс в постоянной смирительной рубашке нищеты и безработицы в результате устойчивого воспроизведения себе подоб -ных. Так, подчеркивает Петерсен, Мальтус (первого издания «Опыта») стал для Маркса крайне полезной палкой, которой тот лупил буржуазию и всех других сторонников капиталистического свободного частного предпринимательства. Если Маркс и был знаком с более поздними изданиями «Опыта» и произошедшим в нем поразительным изменением содержания, то он никак этого не показывает. Он полностью ограничивается первым изданием и даже в отношении него допускает весьма вольную трактовку, делающую буквально карикатуру из работы Мальтуса. Итак, Мальтуса следует рассматривать в числе тех людей его столетия, кто действительно верил в прогресс. Даже в первом издании «Опыта» содержится то, что, по сути, является изложением естественной историей человечества, от ее примитивного начала через открытие одомашнивания животных, земледелия, торговли и до последовательного развития искусств, ремесел и наук, создавшего цивилизацию, по мнению Мальтуса, гораздо более высокую, при всех ее слабостях, чем все, существовавшие ранее. Есть много общего между подходом Мальтуса и подходом Кондорсе к историческому прогрессу человечества от прошлого к настоящему. Даже в первом издании было довольно много такого, на чем Мальтус, Годвин и Кондорсе могли бы легко сойтись. Различия, разумеется, тоже были разительными. Эпидемии, катастрофы и другие естественные механизмы контроля роста населения, существование которых в прошлом и настоящем признавали все трое, первоначально были для Мальтуса ограничителем, который всегда присутствовал и который должен присутствовать, чтобы уберечь Землю от громадных масс населения, которые могут привести лишь к бедствиям и регрессу, худшим, чем что-либо известное в прошлом. Именно это раннее убеждение Мальтуса, и только оно сформировало основной барьер на пути согласия между Мальтусом и Годвином, хотя, несомненно, даже более поздний, зрелый Мальтус отверг бы (и на самом деле отвергал) самые крайние выражения уверенности Годвина в счастливом будущем.
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода даже у Тюрго. Тем не менее Кант столь же известен своим интересом к прогрессу человечества и его исследованиями, как и другие его современники. Первое предложение «Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» гласит: «Какое бы понятие мы ни составили себе с метафизической точки зрения о сво -боде воли, необходимо, однако, признать, что проявления воли, человеческие поступки, подобно всякому другому явлению природы, определяются общими законами природы». И далее: «если бы [история] рассматривала действия свободы человеческой воли в совокупности, то могла бы открыть ее закономерный ход». То, что на первый взгляд кажется спутанными зарослями, состоящими их людей и действий, направленных на достижение несовпадающих целей, без плана иди упорядоченной последовательности, превращается в «неизменно поступательное, хотя и медленное, развитие... первичных задатков». Он говорит, разумеется, о человеческом роде. Согласно Канту, Бог играет определяющую роль в прогрессе, и здесь в его теории очевидно влияние идей Августина. И снова приходится вспомнить, что в XVIII веке, куда бы мы ни обратились, под «светской» идеей прогресса можно разглядеть религиозное происхождение. По Канту, всем задаткам и способностям индивида или человеческого рода, данным природой, суждено, по его словам, «когда-нибудь... полностью развиться, и его [человеческого рода] назначение на земле будет исполнено». В человеке, единственном организме или существе на Земле, обладающем разумом, направление прогресса, охватывающего всю историю человечества, задано в сторону совершенства и все более свободного использования разума индивида. «Природа не делает ничего лишнего и не расточительна в применении средств для своих целей. Так как она дала человеку разум и основывающуюся на нем свободную волю, то уже это было ясным свидетельством ее намерения наделить его [способностями]. Она не хотела, чтобы он руководствовался инстинктом или был обеспечен прирожденными знаниями и обучен им, она хотела, чтобы он все произвел из себя». Подобно тому, как Августин рассматривал конфликт в качестве действенной причины восхождения человечества ко все более высоким уровням, которые были изначально запланированы Богом, так и Кант рассматривает то, что он называет «антагонизмом». Человек обладает «недоброжелательной общительностью», утверждает он, и, хотя природа упорно побуждает его вести общественную жизнь, жить с другими людьми, та же природа наделяет человека сопротивлением общению, защитой своего «я» и своей воли от других, которая приводит к антагонизму, к недоброжелательной общительности. Без этого конфликта человеческая раса осталась бы пассивной, не совершила бы того, что совершила, и никогда не смогла бы достичь высших уровней достижений в будущем. «Без этих самих по себе непривлекательных свойств необщительности, порождающих сопротивление, на которое каждый неизбежно должен натолкнуться в своих корыстолюбивых притязаниях, все таланты в условиях жизни аркадских пастухов, [т.е.] в условиях полного единодушия, умеренности и взаимной любви, навсегда остались бы скрытыми в зародыше». Как мы видели, объектом, движущей целью развития человечества было и будет достижение все более совершенных условий для реализации индивидуальной свободы. Эти условия, по Канту, носят политический характер. «Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы — осуществить... совершенное государственное устройство как единственное состояние, в котором она может полностью развить все задатки, вложенные ею в человечество». Так, Кант оказывается среди тех людей своего века и своей страны, которые способствовали наделению идеи политического государства привлекательностью для современных интеллектуалов Запада. Будут и другие (к их числу относится Фихте), кто, беря за основу воззрения Канта, наделит его идеальное либеральное государство все более коллективистским, властным характером, который мы в изобилии встречаем в немецкой, преимущественно идеалистической философии XIX—XX веков. Но, признав все это, нельзя усомниться в весьма либеральной природе взгляда самого Канта на государство. На самом деле, тип государства, которое Кант
Часть II. Триумф идеи прогресса Глава 6. Прогресс как свобода характеризует как справедливое, мало чем отличается от того, что мы встречали в размышлениях Тюрго и Адама Смита. Любое серьезное ограничение того, что Кант называет «гражданской свободой» индивида, объясняет он в точных терминах, может повлечь за собой вредные последствия для экономического благосостояния. Исходя из любых предпосылок — моральных, политических, а также экономических — индивиду должна быть предоставлена максимальная автономия личности во всех сферах жизни. «...Когда препятствуют гражданину строить свое благополучие выбранным им способом, совместимым со свободой других, то лишают жизнеспособности все производство и тем самым опять-таки уменьшают силы целого. Вот почему все более решительно упраздняется ограничение личности в ее деятельности, а всеобщая свобода вероисповедания все более расширяется». Кант очень уважал Руссо и с благодарностью позаимствовал у него формулировку общественного договора, который должен лежать в основе справедливого общественного порядка. Но там, где Руссо стремился сделать заключения, главным образом, касающиеся природы и абсолютного характера «общей воли», а также, разумеется, равенства, Кант делает выводы, касающиеся автономии и свободы индивида. Ни в одной из существующих форм национального государства Кант не видит предшественника или модели для идеальной формы общественного строя. По Канту, восхождение, которое началось с примитивной стадии дикости, будучи порожденным лишь «недоброжелательной общительностью», которое прошло этап столь могущественных цивилизаций, как Греция и Рим, а ныне достигло высшей точки в лице современная западная циви -лизация, — это восхождение продолжится до тех пор, пока не появится «Федерация наций». Это видение становится основой столь же знаменитого кантовского труда «К вечному миру» — проекта или предложения по объединению всех наций в одно великую и высшую ассоциацию, которая сделает невозможными войны между народами. Насколько глубоким могло быть влияние перспективы прогресса на Канта, несмотря на встречающиеся время от времени сомнения и двусмысленности, можно понять из следующих слов, почти французских по своему характеру: «...осмелюсь допустить, что так как род человеческий постоянно идет вперед в отношении культуры как своей есте -ственной цели, то это подразумевает, что он идет к лучшему и в отношении моральной цели своего существования; и хотя это движение иногда прерывается, но никогда не прекратится». Мне видится определенная доля иронии в том, что эти слова взяты из небольшой работы, озаглавленной Кантом, «О поговорке "может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"». ГЕНРИХ ГЕЙНЕ Космополит, хотя и принужденный к этому событиями в Германии, насквозь пропитанный культурой Парижа, в котором он проживал с 1831 года, и который помог ему интеллектуально воспрянуть, Гейне все же остается немцем — одним из величайших немецких лирических поэтов. В Париже он некоторое время участвовал в движении сен-симонистов, и нет никаких свидетельств того, что обида и ощущение предательства со стороны отдельных интеллектуалов и современного ему хода событий лишили Гейне чувства оптимизма и веры в прогресс человечества, к которым столь сильно побуждало наследие Французской революции. Следующий краткий фрагмент в сжатом виде представляет убежденность Гейне в прогрессе: «Когда человечество вновь обретет полное здравие, когда будет восстановлен мир между телом и душой и они снова сольются в первоначальной гармонии, мы едва ли сможем понять неестественную вражду между ними, которую посеяло христианство. Более счастливые и утонченные поколения, которые, будучи зачатыми в объятиях свободного выбора, расцветут в религии радости, грустно улыбнутся вслед своим предкам, которые угрюмо отказывали себе во всех удовольствиях этого мира... Да, я говорю это с уверенностью: наши потомки будут прекраснее и счастливее, чем мы. Потому что я верю в прогресс, я верю, что человечеству суждено счастье, и поэтому я лелею более великое понятие Божества, чем те набожные люди, которые воображают, будто человек рожден исключительно для страданий. Даже здесь,
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |