Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для практических занятий. Тема: Введение в валеологию




Тема: Введение в валеологию. Предмет, цель и задачи. Гигиена - основа здоровья. Экология здоровья. Биоритмы и здоровье.

Курс: II

 

Специальность: «Общая медицина»

 

Составители: и.о. профессора, к.м.н. Сливкина Н.В.

 

Астана, 2010

Обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол № ____от «____» __________2010 г.

Утверждена зав. кафедрой, д.м.н., проф. ____________ Даленов Е.Д.

 

Обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол № ____от «____» __________20__ г.

Утверждена зав. кафедрой, д.м.н., проф. ____________ Даленов Е.Д.

 

Обсуждена на заседании кафедры

 

Протокол № ____от «____» __________20__ г.

Утверждена зав. кафедрой, д.м.н., проф. ____________ Даленов Е.Д.

 

 

1. Тема: Введение в валеологию. Предмет, цель и задачи. Гигиена - основа здоровья. Экология здоровья. Биоритмы и здоровье.

2. Цель занятия: научить студентовосновным категориям и понятиям валеологии: здоровье, болезнь, норма, третье состояние, здоровый образ жизни, валеостаз, валеокинез, валеогенез; основам экологической валеологии; ознакомить студентов с показателями, используемыми для диагностики уровня здоровья: энергетическими, пластическими, с правительственной программой здорового образа жизни. Закрепить у студентов навыкиопределения показателей, характеризующих "уровень здоровья" (по методикам Апанасенко Г.Л., Пироговой Е.Л.): веса, роста, силы кистей, жизненной емкости легких, частоты сердечных сокращений, артериального давления, функционального тестирования; заполнения паспорта здоровья студентов; ознакомить студентов с состоянием здоровья населения Казахстана, здоровьем школьников и студентов вузов, основными направлениями и путями формирования здорового образа жизни, основными факторами риска здоровья; Посланием Президента страны народу Казахстана – 2030, Посланием и Указом Президента «Государственная Программа «Здоровье народа»; «Государственной Программой реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 г.г.».

 

3. Задачи обучения:

- дать представление о валеологии, гигиене, экологии здоровья и биоритмах;

- научить оценивать критерии индивидуального здоровья;

- обучить методикам оценки функционального состояния организма и ряда его систем;

- дать представление о физиологических нормах здоровья.

 

4. Основные вопросы темы:

  1. Определение валеологии. Основоположники валеологии.
  2. Цели, задачи валеологии. Междисциплинарный характер валеологии. Методологические основы валеологии.
  3. Понятие здоровый образ жизни. Его составляющие. Основные направления и пути формирования здорового образа жизни
  4. Определение понятий: здоровье, норма, болезнь, третье состояние (предболезнь).
  5. Факторы риска заболеваний.
  6. Экологическая валеология.
  7. Паспорт здоровья населения РК.
  8. Законодательные основы здорового образа жизни.
  9. Показатели, используемые для диагностики уровня здоровья: энергетические, пластические.

10. Правила ухода за телом.

11. Гипергидратация ее физиологическое значение, меры устранения.

12. Типы кожи.

13. Правила ухода за кожей лица (ванны, маски, кремы).

14. Уход за полостью рта.

15. Гигиена одежды, обуви.

16. Экология и здоровье.

17. Учение Вернадского о биосфере.

18. Влияние неблагоприятных физических и химических факторов окружающей среды на организм человека (шум, инфразвук, магнитные бури, вибрация, электромагнитные поля, тяжелые металлы).

19. Влияние вредных факторов производства и ионизирующего излучения на здоровье. Профессиональные болезни.

20. Техногенные и биогеохимические провинции Казахстана и здоровье населения.

21. Определение понятия – биоритмы. Виды биоритмов, их физиологическая сущность. Хронобиология.

22. Типы работоспособности.

23. Понятие о десинхронозе.

5. Методы обучения и преподавания: теоретический опрос, работа в парах, тестирование.

6. Литература

Основная:

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону "Феникс", Киев "Здоровье", 2000. - С. 6 - 49.

2. Валеология наука о здоровье /под ред. А.Д. Соколова, З.С. Абишевой/, Алматы "Гылым", 1999.

Дополнительная:

1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.

2. Тель Л.З. Валеология - философия жизни. Астана, 1999, I том.

3. Амосов Н. Раздумья о здоровье. М., 1987, 63 с.

 

7. Контроль: вопросы, тесты.

1. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это:

1. Нормальное функционирование всех органов и физиологических систем организма.

2. Состояние полного и физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

3. Динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

4. Филогенетически обусловленная жизнестойкость организма.

5. Сумма резервных мощностей организма.

2. Предболезнь – это:

1. Продромальный период заболевания.

2. Скрытое течение болезни.

3. Перенапряжение или резкое ослабление защитных и приспособительных сил организма с возможностью развития болезни.

4. Легкое течение болезни, не ограничивающее трудоспособности.

5. Снижение саногенетических механизмов организма.

3. Санитарно-статистические показатели здоровья:

1. Рождаемость, смертность, детская смертность, заболеваемость средняя продолжительность жизни.

2. Субъективные ощущения человека в совокупности с данными клинического обследования, с учетом пола, возраста социальных, климатических, географических и метеорологических условий.

3. Индивидуальное и общественное здоровье

4. Наличие или отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность.

5. Социально-экологические показатели.

4. Здоровый образ жизни – это:

1. Комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие, сохранение и укрепление здоровья.

2. Охрана и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности, оптимальное сочетание физических, духовных интересов, возможностей человека, рациональное использование его резервов.

3. Оптимальное функционирование с окружающей средой.

4. Психоэмоциональный настрой на оптимизм, добро.

5. Стратегия и тактика устранения первичных причин болезни.

5. Болезнь-это:

1. Нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возникающее при действии на него повреждающих факторов или обусловленное пороками развития, а также генетическими дефектами.

2. Процесс превращения нормального состояния в патологическое, связанный с изменением компенсаторно-приспособительной саморегуляции.

3. Реакция организма на болевое раздражение, в основе которого лежит нарушение функции органа и его структуры.

4. Отсутствие здоровья и отклонения от нормы.

5. Своеобразный жизненный процесс, развивающийся под действием болезнетворных факторов вследствие снижения защитно-приспособительных, компенсаторных механизмов, проявляющийся развитием структурно-функциональных, биохимических изменений и нарушением привычного взаимодействия организма с окружающей средой и снижению социально-полезной деятельности.

6. Факторы, в наибольшей степени определяющие уровень здоровья, по данным ВОЗ:

1. Образ жизни.

2. Состояние здравоохранения, практической медицины.

3. Окружающая среда.

4. Наследственность.

5. Отсутвие патологических факторов и болезней.

7. Норма – это:

1. Мера жизнедеятельности организма в данных конкретных условиях среды, в пределах которой изменения физиологических процессов удерживаются на оптимальном уровне функционирования.

2. Среднестатистические анатомические, функциональные, биохимические и другие показатели.

3. Физиологическая мера здоровья

4. Интервал функционирования живой системы в оптимальном режиме.

5. Согласованное сосуществование организма с окружающей средой.

8. Здоровье человека зависит от образа жизни на:

1: 50%

2: 8-10%

3: 75%

4: 4%

5: 100 %.

9. Валеология – это:

1. Система научных знаний и практических навыков, целью которых является укрепление и сохранение здоровья, предупреждение болезней, а так же их лечение.

2. Наука, изучающая исходные параметры организма, обеспечивающие его гомеостатические функции

3. Системное изучение организма человека о предупреждении и лечении болезней.

4. Наука, характеризующая образ жизни, без которого невозможно полноценное профессиональное развитие.

5. Наука, изучающая количественные и качественные параметры организма в современных социально-экологических условиях.

10. Основные задачи валеологии:

А: сохранение состояния здоровья организма, восстановление его при нарушениях и предупреждение болезней.

Б изучение здорового человека и его окружение

В: изучение причин и механизмов развития патологических процессов

Г: профилактика болезней

Д: изучение факторов риска

1. А,В,Д

2. Б,Г,Д

3. А,Б,Г,Д

4. В,Г

5. Все вышеперечисленное

11. Валеология в отличие от физиологии человека изучает:

1. Как должен функционировать организм, чтобы сохранить состояние здоровья или нормы.

2. Как организм функционирует.

3. Механизмы сохранения постоянства внутренней среды организма.

4. Софункционирование организма с окружающей средой.

5. Основы функциональных систем.

12. По структуре смертности в Республике Казахстан лидируют:

Онкозаболевания;

Травмы, отравления и несчастные случаи;

Осложнения беременности и родов;

Заболевания сердечно-сосудистой системы;

Туберкулез.

13. По структуре заболеваемости преобладают:

1. Заболевания сердечно-сосудистой системы.

2. Заболевания органов дыхания.

3. Осложнения беременности и родов;

4. Травмы, отравления и несчастные случаи;

5. Болезни, передающиеся половым путем.

14. Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко (1988) включает следующие показатели:

А. Индекс Брока;

Б. силовой индекс;

В. "двойное произведение";

Г. пробу Штанге;

Д. пробу Мартине;

Е. индекс Кетле;

Ж. пробу Купера;

З. показатель становой силы;

И. пробу Мастера;

К. пробу Генче,

Л. относительную жизненную емкость легких.

1. А, Б, В, И,К;

2. А, Г, Д, З, М;

3. Б, В, Д, Е, Л.

4. В, Е, Ж, З, К.

5. Б, Г, Е, И, К.

15. Жизненный индекс отражает:

1. абсолютную жизненную емкость легких;

2. продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха;

3. относительную жизненную емкость легких;

4. продолжительность задержки дыхания после глубокого выдоха;

5. объем форсированного выдоха.

 


АО: «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

КАФЕДРА ПИТАНИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.