Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления качеством продукции




Методы оценки качества продукции общественного питания.

Основные понятия и термины в области качества

НТД, категории и виды.

НТД делится по категориям и видам. Категория определяет значимость НТД, а вид – ее содержание.

НТД по категориям делятся на группы: ГОСТ, ОСТ, РСТ, стандарты предприятий (СТП), технические условия.

В свою очередь стандарты всех категорий по содержанию подразделяют на виды: стандарты технических условий, стандарты методов контроля (испытаний, анализа, измерений, определений), стандарты приемки, маркировки, упаковки, хранения и др.

Качество продукции ОП – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность обеспечивать нормальную жизнедеятельность человеческого организма, т.е. удовлетворять физиологические потребности человека в пищевых веществах и энергии с учетом принципов рационального питания.

Свойство продукции – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации и потреблении.

Показатель качества продукции – это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям создания или потребления. Может выражаться в в различных единицах (ккал, процентах, баллах и т.д.).

Продукция может иметь качественные и количественные показатели. К качественным признакам относятся: цвет, форма изделия, способ соединения отдельных компонентов изделия. Показатели бывают единичные, комплексные.

- органолептический;

- физико-химический;

- микробиологический;

- показатели пищевой ценности;

- содержание нитратов, радионуклидов.

Характеристика продукции ОП по всем показателям даёт общий или обобщённый показатель качества. Зачастую определяют его один показатель.

Органолептический метод оценки качества кулинарной продукции позволяет определить: внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция. Эти показатели должны соответствовать требованиям, установленным в нормативно-технологических документах на конкретные виды продукции.

Физико-химический методоценки качествакулинарной продукциипозволяет определить (в зависимости от вида продукции): массовую долю влаги или сухих веществ, сахара, жира, поваренной соли, наполнителя; общую кислотность; свежесть.

Микробиологический метод оценки качества кулинарной продукции позволяет получить информацию о наличии и уровне в кулинарной продукции или сырье токсичных элементов.

Существует целая система управления качеством – это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов. В основе управления системой качества лежат стандарты, разработанные Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (Госстандартом), на основе международных стандартов ИСО 9001, которые представляют собой набор предписаний по повышению эффективности происходящих в компании процессов с целью улучшения выпускаемой продукции и услуг.

Успех управления качеством может быть достигнут, если соблюдать следующие принципы, притом на всех стадиях технологического процесса:

1. Ориентация на потребителя.
Организация зависит от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.
2.Лидерство руководителя.
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
3.Вовлечение работников.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессинговый подход.
Желаемый результат достигается эффективней, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.
5. Системный подход к менеджменту.
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют в результативности и эффективности организации при достижении ее целей.
6. Постоянное улучшение.
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
7. Принятие решений, основанных на фактах.
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.
8.Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимоной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Эти 8 принципов образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9001

Литература

1. Курс лекцийпо дисциплине «Технологический контроль продовольственных продуктов».- Казахстан, «Астана», 2007

2. Нечаев А. Технология пищевых производств

3. Методические указания к выполнению лабораторных работ по специальности «Пищевая инженерия малых предприятий», Управлением качества пищевых производств.- Мурманск, 2008.

Вопросы для самоконтроля

  1. Раскройте сущность принципов управления качеством продукции.
  2. Перечислите виды контроля качества продукции и дайте им характеристику.
  3. Перечислите методы оценки качества продукции.
  4. Перечислите показатели органолептического метода оценки качества продукции.
  5. Объясните взаимосвязь показателей качества с качественными и количественными признаками продукции.

Раздел 4. Контроль качества продукции общественного питания

Тема 4.1. Организация контроля качества продукции общественного питания

В результате изучения данной темы учащийся должен знать:

Ø Значение контроля качества продукции.

Ø Объект контроля на торговых объектах общественного питания.

Ø Виды контроля качества: входной, оперативный, выходной (контроль качества кулинарной продукции), их организация.

Ø Формы контроля в общественн6ом питании.

Ø Государственный контроль Государственный санитарный надзор за работой торговых объектов общественного питания.

 

На объектах общественного питания осуществляется контроль качества за выпуском продукции на всех этапах её производства.

Контроль производства продукции является неотъемлемой частью технологического процесса. Предприятие обязано обеспечить строгое соблюдение технологических параметров процессов путем их систематического контроля, что позволит выпускать высококачественную продукцию.

Объектами контроля на объектах общественного питания являются:

- выпускаемая продукция;

- технологический процесс;

- нормативная технологическая документация;

- условия труда (санитарно-гигиенические, микроклимат производственных помещений, соблюдение требований охраны труда);

- услуги, предоставляемые в торговом зале; и т.д.

Цель производственного контроля – достижение стабильного уровня качества выпускаемой продукции.

Задачи производственного контроля:

- выявление несовершенства технологического процесса;

- своевременное улучшение и предотвращение повторного появления отступлений от требований нормативной документации;

- исключение попадания недоброкачественного сырья в производство, на последующие операции и на реализацию;

- выявление причин возникновения брака, понижения качества и количества выпускаемой продукции;

- оформление и анализ результатов проверки;

- повышение ответственности непосредственных исполнителей и должностных лиц, осуществляющих непосредственный контроль.

В зависимости от места, которое занимает в технологическом процессе производственный контроль, он может быть входным, операционным, выходным (приёмочным). По объему проверяемой массы – сплошным и выборочным, а по частоте проведения – летучим, периодическим и непрерывным.

Служба входного контроля: зав. складом, зам директора по снабжению, товаровед. На предприятиях, не имеющих складского хозяйства, приемку продукции по качеству производят начальник цеха, зав производством, инженер-технолог, повар-бригадир. Операционный и выходной контроль: начальник цеха, инженер-технолог, зав. производством, повар-бригадир.

 

Входной контроль проводят с целью обеспечения поступления в производство только доброкачественного сырья, материалов.

Операционный контроль направлен на предотвращение передачи брака на следующие технологические операции производства, обеспечение соблюдения требований технологических инструкций.

Операционный контроль – контроль за соблюдением правильности выполнения технологических операций, их последовательности, режимов тепловой обработки, рецептур, правил оформления и отпуска блюд. Проводится путем органолептической оценки на отдельных этапах технологического процесса, проверки соответствия сырьевого набора технологическим картам, выхода продукции.

 

Выходной (приемочный) контроль осуществляют с целью предотвращения отгрузки некачественной готовой продукции потребителю. По мере формирования партии готовой продукции начальник цеха (заведующий производством) дает заявку на оформление качественного удостоверения или проводится бракераж. Если на предприятии нет лаборатории, то выдача качественного удостоверения поручается начальнику цеха и выписывается на основании анализов, полученных на аккредитованной испытательной лаборатории.

Выходной контроль – контроль качества выпускаемой продукции – организуется в зависимости от типа предприятия. В заготовочных предприятиях осуществляют по мере изготовления каждой партии продукции по органолептическим показателям, изложенным в НТД, а также по выходу изделий, соблюдению требований по упаковке и маркировке. На партию должно быть заполнено удостоверение качества.

Общее руководство за организацией производственного контроля осуществляет техник-технолог. Ответственность за организацию контроля несут руководители технологической службы предприятия.

Каждый объект общественного питания (в лице заведующего производством) разрабатывает:

- программу производственного контроля, которую утверждает директор ОП и которая согласуется с санитарной службой района города;

- график доставки проб готовых изделий и сырья, воды, смывов с оборудования, тары, спецодежды и рук персонала в центр гигиены и эпидемиологии для проведения органолептического, физико-химического, микробиологического исследования.

Программа производственного контроля включает в себя следующие объекты контроля:

- вводный контроль качества и безопасности поступающих пищевых продуктов (сертификат, ветеринарное свидетельство, товарно-транспортная накладная и т.д.);

- производственный контроль на этапах технологического процесса;

- контроль качества и безопасности готовой продукции;

- контроль на этапе хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья;

- контроль санитарно-технического состояния помещений и оборудования;

- контроль санитарного содержания помещений и оборудования;

- контроль содержания производственной и окружающей среды;

- контроль личной гигиены и обучения персонала объекта общественного питания.

На предприятиях, реализующих блюда массового спроса, проводится бракераж. Бракеражная комиссия (зав. производством, инженер-технолог, повар-бригадир, повара 5 и 6 разрядов) проводит органолептическую оценку качества пищи, определяет фактическую массу штучных изделий и полуфабрикатов, проверяет температуру отпускаемых блюд, правильность хранения пищи на раздаче.

На объектах общественного питания с целью обеспечения ежедневного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции создаются бракеражные комиссии в количества не менее 3 человек. В состав бракеражной комиссии могут входить: директор предприятия, его заместитель, заведующий производством, инженер-технолог, повара, кондитеры, медицинские и профсоюзные работники. Председатель назначается из числа выбранных, а состав утверждается приказом директора предприятия. Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется требованиями, определёнными нормативно-технической документацией к качеству сырья и готовых блюд и изделий и осуществляет ежедневный контроль качества каждой выпускаемой партии продукции. Органолептическая оценка качества каждой партии выпускаемой продукции осуществляется по пятибалльной системе: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - плохо. На основании оценок блюда по каждому показателю определяется оценка блюда в баллах (как средняя арифметическая, результат вычисляется с точностью до одного знака после запятой). Оценки 5 и 4 дают возможность быть блюду реализованному, 3 – реализация блюда допускается только после его переработки, 2 – блюдо снимается с реализации. Результаты органолептической оценки вносятся в бракеражный журнал, где отмечается: порядковый номер партии блюда, наименование блюда имеющего замечания, время изготовления и проведения бракеража, конкретные замечания, оценка блюда, фамилия, имя, отчества повара, приготовившего это блюдо. Остальные изделия и блюда, не имеющие замечаний, соответствуют заключению «Остальные партии блюд и изделий согласно меню, ассортиментному перечню имеются в наличии, проварены, соответствуют технологическим требованиям и рецептуре и оценены в 5 баллов».

Формы контроля:

- бракераж;

- экран качества;

- право личного бракеража;

- талон качества;

- лабораторный контроль;

- санитарный контроль;

- потребительские и технологические конференции;

- день оценки качества;

- отчёт торгового объекта общественного питания по качеству.

Право личного бракеража – предоставляется работнику, который сам себя хорошо зарекомендовал, который имеет высокий уровень квалификации и у которого в течение года не было нарушений в технологии приготовления пищи, не было отрицательных лабораторных анализов и других грубых нарушений.

Талон качества – вводится для усиления личной ответственности, для повышения качества выпускаемой продукции.

Экран качества – используют для наглядного отражения работ отдельных исполнителей, цехов.

День оценки качества – оперативное совещание, проводимое 1 раз в месяц на ТООП, на котором оценивается качество продукции предприятия в целом. В цехах в дни оценки качества проводят еженедельный анализ положительного опыта работы, нарушений и т.д.

В Беларуси ряд служб осуществляют Государственный контроль и санитарный надзор за работой объектов общественного питания.

Государственный контроль осуществляют:

- городские и районные исполнительные комитеты,

- санитарно-эпидемиологическая служба,

- пожарная служба и т.д.

Санитарно-эпидемиологическая служба г. Минска представляет единую систему, в которую входят:

- государственное учреждение "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии",

- центры гигиены и эпидемиологии районов города,

- городской Центр здоровья,

- городской центр дезинфекции и стерилизации,

- санитарно-профилактическое коммунальное унитарное предприятие "Центр профилактической дезинфекции".

Санитарно-эпидемиологическая служба г. Минска осуществляет государственный санитарный надзор в форме предупредительного и текущего надзора за выполнением организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемического благополучия населения.

Деятельность ГУ "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии" осуществляет в соответствии с лицензией № 02040/0313710 от 25 февраля 2004г. с изменениями и дополнениями от 5 декабря 2007г.

Основной целью деятельности Центра является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения города Минска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.