Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможность оказать влияние на состояние здоровья (профилактика заболеваний, укрепление здоровья)




Главное направление борьбы с неинфекционными заболеваниями в России - профилактика и пропаганда здорового образа жизни.

В большинстве случаев неинфекционные заболевания обусловлены образом жизни и поведением. Факторы риска, обусловленные поведением, приводят к биологическим факторам риска: АГ, ожирению, гиперхолестеринемии.

В своей профессиональной деятельности медицинский работник решает следующие вопросы:

- диагностика состояния здоровья,

- прогнозирование изменений в состоянии здоровья,

Успешность решения поставленных задач определяется не только уровнем знаний по проблемам укрепления здоровья, но и собственной установкой медика на приоритетность задач укрепления здоровья, так как проблемы лечения заболеваний, оказания неотложной помощи, считаются более важными для профессиональной деятельности.

Но не следует забывать, что именно сохранение здоровья и его укрепление является основной задачей медицины. От отношения медиков к проблемам здоровья зависит и отношение самих пациентов к сохранению и укреплению собственного здоровья. И если выделяют приоритет – лечение заболеваний, то и население ориентируется в основном на лечение заболеваний, а не на поддержание и укрепление собственного здоровья. Для пациентов особенно важно ориентироваться в огромном разнообразии факторов, влияющих на здоровье, знать, как организм сам справляется с неблагоприятными воздействиями, и уметь помочь ему в этом. В связи с этим одна из основных задач профессиональных медицинских работников в области валеологии – повышение медицинской грамотности населения! Но наиболее слабым звеном в этом процессе является проблема диагностики и оценки здоровья, определение уровня здоровья.

Состояние здоровья человека в основном связано с его образом жизни.

Формирование поведения, направленного на поддержание необходимого уровня здоровья, является очень сложной задачей. Даже в тех случаях, когда сохранение здоровья выходит на первый план, никаких результативных действий для поддержания здоровья не предпринимается, и толчком для проведения оздоровительных мероприятий служит… болезнь.Это проблема не только пациентов, но и самих медиков.

Обучение пациентов здоровому образу жизни не должно превращаться в механизм убеждения, а тем более принуждения. Если сам пациент непосредственно не вовлечен в процесс принятия решений относительно собственного здоровья, то эта работа приобретает вид грубой пропаганды. Поэтому обучение в области здорового образа жизни является заведомо проблемной ситуацией, так как приобретенные знания не всегда соответствуют жизненному опыту. Жизненный опыт человека складывается из нескольких составляющих: знания и умения, особенности личности, вид деятельности. Знакомство с жизненным опытом пациента поможет понять его ценности в отношении здоровья, оценить уровень знаний по вопросам сохранения здоровья, подскажет, какие системы оздоровления можно рекомендовать, или пациент предпочтет сам разработать для себя систему оздоровления. Личностные особенности (темперамент, характер, ценности) существенно влияют на отношение пациента к собственному здоровью, его активность в участии в оздоровительных мероприятий. Опираясь на личностные особенности и вид деятельности, мы должны СФОРМИРОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗНАНИЯ И ПООЩРЯТЬ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЗАБОТУ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ.

Это основная задача формирования поведения человека, направленного на сохранение и укрепления собственного здоровья. Поэтому медицинскому работнику необходимо иметь достаточный запас знаний не только в области медицины, но и педагогики и психологии.

Существенным недостатком профилактических программ является недостаточное внимание к вопросам психологии вмешательства. Нельзя рассматривать человека как объект вмешательства, как пассивного носителя факторов риска. Информация о здоровье и конкретные программы – это информационный блок, который медики должны представлять пациенту. Обучить его диагностировать уровень собственного здоровья, рассказать о применяющихся профилактических и оздоровительных программах. Однако эта деятельность не гарантирует заботы о состоянии здоровья. Наиболее сложным является побуждение у человека ЖЕЛАНИЯ ДЕЙСТВОВАТЬ. Это определяется местом здоровья в структуре ценностей. Анализ этого вопроса показывает, что с каждым годом увеличивается число лиц, вносящих здоровье в основные ценности. Однако заботятся о своем здоровье (регулярное проведение оздоровительных мероприятий) все также мало людей. Пробудить это желание у пациента возможно, если только сам медик понимает важность активных действий для сохранения и укрепления здоровья.

Оценка затрат и выгод также является камнем преткновения. Не учитывать индивидуальные мотивы, индивидуальные условия жизни человека при решении этих вопросов нельзя. Медик должен опираться на информацию о том, что является наиболее важным для пациентов, какие у него трудности, проблемы. И только после этого, с учетом полученной информации давать рекомендации, т.е. адаптировать существующие программы оздоровления к конкретному пациенту с учетом его возможностей. Толчком к действию может послужить удачно выбранная и обоснованная рекомендация, не вызывающая негативных реакций у пациента, представленная ярко, доступно, побуждая интерес и повышая важность достижения цели, и возможность именно сейчас это сделать.

Существуют различные типы мотиваций у человека, и знание этих типов поможет так рассказать о важности заботы о собственном здоровье, что пациент будет готов следовать рекомендациям.

При ведущей ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ важно предоставить большой и интересный набор информации о здоровье, факторах риска, различных системах оздоровления, опыте других людей в области применения оздоровительных программ. Такие пациенты активно интересуются новыми разработками, достижениями и, при достаточном интересе, активно участвуют в программах и ведут за собой других. Такие пациенты обычно задают много вопросов, готовы сразу взяться за решение нескольких задач.

Если преобладает МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ, то акцент смещается на личные достижения в области самостоятельного построения своего образа жизни, а не пассивного следования за жизнью. Для таких пациентов важно подчеркнуть, что наличие здоровья поможет и в достижении личных целей, как продвижение по службе, решение личных проблем. Обычно важно выделить более важные и значимые для пациента цели и неукоснительно следовать к их достижению.

При преобладании МОТИВАЦИИ ДОЛГА пациенты, как правило, не проявляют инициативу. Только в том случае, если они четко понимают риск некоторых факторов для здоровья, важность регулярных занятий и проведения профилактических мероприятий, то они выполняют все представленные рекомендации. Для такого контингента пациентов должны быть сформулированы четкие, хорошо продуманные мероприятия в области сохранения здоровья, и необходимо последовательно наблюдать за эффектом проводимых мероприятий, при необходимости проводить их коррекцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.