КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культуральные теории
Активная аудитория Усиление акцента на активности аудитории было связано с преодолением ограниченности предыдущего подхода, где аудитории отводилась роль объектов влияния СМИ. В данном подходе аудитория рассматривалась в своей функции активного выбора и селекции информации с позиций пользы и удовлетворения личных потребностей. В 1974 году Е. Кац, Д. Блумлер и М. Гуревич выдвинули теорию полезности СМИ, суть которой можно представить в пяти основных положениях: • аудитория активно использует СМИ в соответствии со своими целями; • инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку; • отдельные СМИ конкурируют между собой за удовлетворение потребностей аудитории; • люди достаточно хорошо представляют, что и почему их интересует в СМИ и то, что они от них получают; • люди могут использовать одно и то же содержание различным образом. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями. В теории зависимости М. Дефлера и С. Белл-Рокич было показано, что СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее и влияют на них. Чем больше у людей потребность в СМИ и чем, следовательно, сильнее зависимость последних от первых, тем выше вероятность эффективности СМИ, с точки зрения их влияния на аудиторию. Эта связь ярко проявляется в кризисных ситуациях. Теория выбора повестки дня Б. Когена и других конкретизировала активное отношение к СМИ через выбор интересующих человека проблем, составляющих его «повестку дня». Между новостями в СМИ и «повесткой дня» конкретного человека существует определенная степень соответствия. Чем она больше, тем сильнее воздействие СМИ. Чем чаще и важнее соответствующая информация появлятся в СМИ, тем опять же сильнее их влияние. Этот эффект используется рекламистами, которые стремятся разместить свою информацию, например, в телепередачах, имеющих наибольший рейтинг, т. е. которую смотрит большее количество телезрителей. Аналогично и другими СМИ. Теневые стороны массовой коммуникации были вскрыты «спиралью умолчания» Э. Ноэль-Нойман. В Европе у многих было критическое отношение к американским эмпирическим исследованиям. Идеи о власти СМИ и после Второй мировой войны имели большое хождение и в левых и правых кругах. 1. Неомарксисты продолжали выступать с позиций связи СМИ с властными элитами, которые используют медиа в своих интересах. Массовые коммуникации — это арена сражения разных культур. Господствующей культуре противостоит оппозиционная. В Британии развивались исследования отношения социальных, групп к СМИ, которые выявили альтернативные интерпретации социального мира. В 1970-х годах в Европе и США возник культуральный критицизм, который выступил как альтернатива концепции ограниченного влияния. 2. Теории культурального анализа касаются влияния СМИ в повседневной жизни, отражения личных проблем в СМИ. В США превалировал микроподход, связанный с изучением влияния на уровне личности, а в Европе — на экономику и политику общества. СМИ вырабатывают и поддерживают господствующую культуру, в том числе через моду, вещи, одежду. 3. С позиций символического интеракционизма СМИ управляют представлениями людей о себе, своей роли в жизни, формируют ожидания от среды. Они конструируют социальную реальность. В частности, реламисты чаще рассказывают не о реальных качествах вещи, а создают имидж товара. Причем вещам придается социальный статус. Более высокие по статусу вещи становятся более престижными и дорогими, хотя по потребительским качествам они могут и не стоить такую цену. 4. Культивационная теория Г. Гербнера пытается соединить макро- и микроподходы в объяснении несоответствия того, что показывается на экране телевизора и что происходит в реальной жизни. Так, статистика преступности в жизни значительно меньше, чем в телевизионных фильмах. СМИ создают и культивируют «неточную» реальность, но в которую многие люди верят как в истину. Преступность на экране — символическая. Она частично отражает реальность, но и предупреждает, и возбуждает, и снимает агрессивные порывы. 5. Неомарксисты сделали, как известно, акцент на культуре, а не на экономике. СМИ — публичный форум борьбы разных культур, где большим влиянием пользуется доминирующая. Но у оппозиционных культур тоже есть силы и влияние, которое проявляется в социально-культурных движениях молодежи, феминизма, расовых и этничных меньшинств. СМИ должны большее внимание уделять живой культуре народа, различных групп. К примеру, М. Маклюэн в 1960-х годах способствовал исследованиям поп-культуры. 6. С развитием глобальных коммуникаций обострилось противоречие локальной и массовой культуры. СМИ выступают сегодня как система глобального производства и распространения культурного товара. Процесс производства включает в себя следующие элементы: • из массовой культуры отбираются некоторые экземпляры; • они переупаковываются, т. е. драматизируются для привлечения внимания с обязательным включением набора элементов секса, стрельбы, борьбы, гонок и т. п.; • предпринимаются все меры для того, чтобы эта продукция прорвалась в обычную жизнь и продавалась; • происходит в разных формах разрушение повседневной жизни людей, к последствиям которой элита культурной индустрии, прежде всего американская, не проявляет большого интереса. Литература 1. Андреева Г.М.. Социальная психология. М.: Наука, 1994. 2.Галумов Э. Основы PR. М.: «Летопись XXI», 2004. 3. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. М.:АСТ: Восток-3апад, 2007 4. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1997. 5. Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. 6. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. – М.: СмартБук, 2009. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. (1 – 4 гл.) 7. Яковлев И.П. Основы теории коммуникации. Изд-во: Институт управления и экономики. - СПб., 2001.
[1]Модель - упрощенное представление реального объекта (предмета, явления, процесса) в какой-либо знаковой форме (слова, числа, схемы, символы, физические предметы и т.д.). По способу отображения объекта (своих прототипов) выделяются вербальные, математические и предметные модели По количеству и степени важности учитываемых в модели свойств объекта выделяются функциональные, концептуальные,структурные и параметрические модели.
[2]Сложными видами деятельности, непосредственно связанными с языковым мышлением, являются дискурсы. Дискурс можно интерпретировать как взаимодействие речевой коммуникации и действия, деятельности, поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной коммуникативной среде, в определенной общественной сфере коммуникации Различаются типы дискурсов: политический дискурс, деловой дискурс, педагогический дискурс, научный дискурс, образовательный дискурс, медицинский и юридический дискурсы и т. д.Дискурсы совершаются в коммуникативной среде. Коммуникативная среда – это все, что окружает человека, что составляет среду его обитания, общения. При этом часть этой среды составляют предметы и явления, которые могут быть использованы в коммуникативной функции, а часть – собственно средства коммуникации, для которых передача сообщений является их основным назначением. В речевом общении участвуют двое и более людей, общение всегда предполагает партнера или партнеров это процесс взаимодействия, обмен информацией.
[3]это две стороны материально-идеального образования, которое ограничивает, вычленяет те или иные факты, события, явления, что позволяет, в свою очередь, воспринять и усвоить их нашим сознанием - рационально, и чувствами - эмоционально.
[4]В отличие от диадной концепции знака Соссюра, Пирс использует т.н. триадную знаковую модель. Знак, по Пирсу, может быть представлен триадой следующих ключевых элементов. "Репрезентамен" -- форма, которую принимает знак; "интерпретант" -- смысл, который порождает знак (более "развитый" знак); "референт" -- внешний объект, к которому знак относится. Таким образом, в триадной модели знака более акцентирована роль индивида, который этот знак воспринимает. Идея автора состоит в том, что ничто не является знаком до тех пор, пока оно не интерпретируется как знак. Т.е. знак существует в своем качестве только тогда, когда он "погружен" в контекст восприятия. [5]Миф – древнее народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле; оторванное от действительности, изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |