Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности строительства асфальтобетонных покрытий из щебеночно-мастичных смесей 3 страница




Рецептуру смесей рекомендуется подбирать по специальной методике [42, 65].

К расчету содержания компонентов приступают после определения зернового (гранулометрического) состава всех минеральных материалов и построения кривой рассева. Если она вписывается в рекомендуемые пределы для конкретного типа смеси (табл. 15), материалы группируют на фракции в привязке к размерам отверстий сит грохота и числу отсеков горячего бункера на смесительном агрегате, например, 0-5, 5-10 (15) и 10-15(20) мм.

Таблица 15

Тип смеси Рекомендуемое содержание, % зерен минерального материала, мельче указанного размера, мм
          1,25 0,63 0,315 0,14 0,071
Тип I   95-100 70-90 45-55 40-53 35-50 30-45 25-42 21-35 18-22
Тип II   95-100 70-90 50-65 42-52 32-45 25-40 21-35 16-27 14-18
Тип III 95-100 72-95 50-70 35-55 24-45 16-40 15-35 12-30 11-22 12-16
Тип IV     - 70-100 52-90 39-78 30-65 22-50 17-33 16-24
Тип V   95-100 70-85 50-65 34-45 28-40 22-38 18-34 15-26 12-16
Тип V*     95-100 55-65 40-55 32-17 25-45 20-40 16-30 14-18

Примечания. 1. Тип V* - смесь для приготовления в термосе-миксере.

2. Жирным шрифтом выделены обязательные требования.

Если кривая рассева не вписывается в рекомендуемые пределы, производят корректировку содержания отдельных зерен, изменяя их количество в минеральной смеси.

При расчете количества минерального порошка необходимо вносить поправку на содержание в минеральной смеси пыли от песка и щебня. Поправку следует вносить также на разницу в насыпных плотностях щебня, песка и минерального порошка, умножая рассчитанное содержание каждого компонента на частное от деления его насыпной плотности на насыпную плотность всей минеральной смеси.

Насыпная плотность минеральной смеси рассчитывается по формуле

 

где γмс - насыпная плотность минеральной смеси щебня, песка и минерального порошка, т/м3;

γщ, γп, γмп - соответственно насыпные плотности щебня, песка и минерального порошка, т/м3;

qщ, qп, qмп - содержание соответственно щебня, песка, минерального порошка, рассчитанное по кривой рассева, масс.%.

Далее, руководствуясь численными значениями фазового состава асфальтового вяжущего вещества (Б/МП) и его количества (Б+МП) для соответствующего типа литой смеси (см.табл. 9), вводят дозу битума (полимербитума или другого битумного вяжущего) и определяют показатели свойств.

Основными показателями свойств образцов литой смеси и асфальтобетона, на заданные значения которых подбирают состав, являются для типов:

• I и V - подвижность, глубина вдавливания штампа и водонасыщение;

• II - подвижность, прочность при сжатии при +50 °С и глубина вдавливания штампа;

• III - подвижность и водонасыщение;

• IV - водонасыщение и прочность при сжатии при +50 °С.

Факультативно определяются прочность на растяжение при изгибе и модуль упругости при 0 °С [66], а также коэффициент трещиностойкости, как отношение величин указанных показателей.

При полном соответствии свойств смеси и асфальтобетона требуемым (табл. 16), подбор считается успешно выполненным.

Таблица 16

№ п/п Показатели свойств Нормы по типам
I II III IV V
1. Пористость минерального остова, об.%, не более          
2. Водонасыщение, об.%, не более 0,5 1,0 1,0   0,5
3. Подвижность смеси при 200 °С, мм, не менее       -  
4. Глубина вдавливания штампа при +40 °С, мм, не более     - -  
5. Прочность при сжатии при +50 °С, МПа, не ниже - 1,0 - 0,7 -
6. Прочность на растяжение при изгибе при 0 °С, МПа, не менее (факультативно) 6,5 6,0 5,5 - -
7. Модуль упругости при 0 °С, МПа, не более (факультативно)       - -
8. Коэффициент трещиностойкости, R/E·10-3, не менее (факультативно) 0,8 0,6 0,8 - -

Вопросы для самоконтроля по § 2.4. и § 2.5.

1. Какие нормативные документы регулируют требования к литым асфальтобетонным смесям и асфальтобетонам?

2. Какие виды минеральных материалов используются в литых смесях и чем отличаются требования к ним при использовании в литых смесях разных типов?

3. Почему в литом асфальтобетоне III типа допускается применение щебня размером до 35 (40) мм?

4. Какие битумы используют в литых смесях, и какие основные требования к ним предъявляют?

5. Какие добавки в битумы применяют и для чего?

6. С чем связано повышение требований к теплоустойчивости битумов по показателю «КиШ» и температуре вспышки?

7. Какие особенности методики подбора рецептуры литых смесей?

8. Какие основные показатели свойств литой смеси и асфальтобетона используют при подборе рецептуры?

9. Почему требования по глубине вдавливания штампа самые высокие для асфальтобетона II типа, а по подвижности для I и V типов?

10. Какие требования по водонасыщению предъявляют к иным асфальтобетонам разных типов?

§ 2.6. Приготовление смесей

Литые смеси I типа производят в асфальтосмесительной установке, имеющей следующее дополнительное оборудование:

• агрегат для подогрева минерального порошка до температуры 120...140 °С, что позволяет понизить температуру сушки и нагрева песка и щебня, уменьшить термическую нагрузку на сушильный барабан и повысить производительность асфальтосмесительной установки;

• агрегат для приготовления теплоустойчивого вяжущего на основе битума и добавок природных битуминозных пород или полимеров;

• сортировочное устройство (грохот) с размерами отверстий сит 3, 5, 10 и 15 мм;

• обогреваемый теплоизолированный накопительный варочный котел с мешалкой принудительного действия (рис. 31), с помощью которого поддерживается необходимая однородность и температура смеси до отгрузки потребителю.

Литые смеси других типов можно производить в обычных установках периодического действия.

Перед выходом на режим приготовления необходимо:

• проверить исправность термопары в лотке сушильного барабана и убедиться в правильности ее показаний; проверить сетки грохота, уплотнение на затворе мешалки;

 

Рис. 31. Накопительный варочный котел

• проверить дозаторы и весы;

• освободить сушильный барабан, ковши горячего элеватора, отсеки горячего бункера, весовой бункер и мешалку от остатков минеральных материалов, использовавшихся для выпуска смесей, имеющих более низкую температуру;

• подобрать рецептуру и передать ее оператору;

• установить требуемый режим нагрева и начать загружу каменного материала в сушильный барабан с точностью ± 5%, его сушку и нагрев.

Если централизованная поставка битума требуемой марки не предусмотрена, битум приготовляют по предварительно разработанному регламенту в специальной установке.

При централизованной поставке битум после выпаривания и нагрева до рабочей температуры перекачивают в расходную емкость и далее в дозатор смесительной установки. Битум нагревают до рабочей температуры: 160...180 °С при выпуске литой смеси I типа; 150...170 °С - литой смеси II типа; 140... 160 °С - литой смеси III, IV и V типов.

Минеральный порошок предпочтительно использован, горячий. Это возможно при его поставке в горячем состоянии от производителя, а также при наличии на АБЗ цеха по его производству или агрегата для подогрева.

С учетом реальной температуры порошка устанавливают температурный режим нагрева каменных материалов в сушильном барабане (табл. 17).

Таблица 17

Тип литой смеси Температура нагрева каменных материалов при использовании порошка с температурой воздуха в пределах, °С
ниже +5 от +5 до +10 выше +10
I - 330...350 320…340
II - - 280…300
III - - 270...290
IV не выше 230 190..210 180...200
V не выше 320 300... 320 290...310

Примечание. При вводе в мешалку горячего минерального порошка с температурой 120…140 °С температуру нагрева каменных материалов снижают на 12-14%.

Нагретые каменные материалы сортируют при приготовлении смеси:

• I типа на фракции 0-3; 3-5; 5-10 и 10-15 мм;

• II и V типов на - 0-5 и 5-15 (20) мм;

• III типа на - 0-5, 5-20 и 20-35(40) мм;

• IV типа на - 0-5 мм.

Каждую фракцию направляют в соответствующий отсек горячего бункера, дозируют и взвешивают отдельно, согласно заданной рецептуре. При выпуске литых смесей II, III, IV и V типов на обычной установке дозирование фракций каменных материалов должно производиться с точностью ±3%, минерального порошка ± 1,5% и битума ± 1%.

Компоненты перемешивают обязательно в две стадии: вначале минеральные насухо, а затем с битумом. Продолжительность перемешивания на каждой стадии устанавливают в зависимости от качества и пропорции материалов, а также технических характеристик мешалки.

Для типичных условий (стандартные материалы, отечественные мешалки) продолжительность перемешивания указана в табл. 18.

Таблица 18

Тип литой смеси Время перемешивания, с
сухое с битумом общее
I      
II      
III      
IV      
V      

Примечания. 1 При изготовлении литой смеси 1 типа в специализированных смесительных установках, оснащенных устройством для ввода битума под давлением 20 атм. и в распыленном виде, общее время перемешивания смеси сокращают до 75 с.

2. При использовании горячего минерального порошка с температурой 120...14 °С время сухого перемешивания снижают на 10-15%.

Литые смеси выгружают в транспортное средство прямо из мешалки или через промежуточный бункер-стрелку.

Хранить их в обычном накопительном бункере нельзя, так как они быстро остывают и теряют подвижность, а смеси I и V типов еще и расслаиваются.

Производство литых асфальтобетонных смесей требует строгого соблюдения заданного технологического режима, иначе неизбежны серьезные осложнения:

• переполнение горячих бункеров песчаной или щебеночной фракцией;

• недогрев или перегрев каменных материалов;

• получение малоподвижной или слишком жидкой смеси;

• выпуск слишком горячей смеси, ее воспламенение и пожар на асфальтосмесительной установке;

• выпуск холодной вязкой смеси, которая не поддается перемешиванию в термосе-миксере при транспортировке и выгрузке из него, а иногда приводит к остановке привода мешалки, скручиванию вала, поломке кронштейнов и лопастей;

• выпуск расслаивающейся смеси, что также может привести к поломке мешалки термоса-миксера при транспортировке смеси и низкому качеству работ.

При погрузке в транспортные средства литые смеси в зависимости от температуры воздуха должны иметь следующую температуру (табл. 19).

Таблица 19

Тип литой смеси Температура смеси в пределах, °С, при температуре воздуха, °С
ниже +5 от +5 до +10 выше +10
I - 220…240 220…240
II - 210…230 200…220
III - 210…230 190…210
IV не выше 210 175…185 170…180
V не выше 220 190…210 200…220

§ 2.7. Перевозка смесей

В зависимости от типа приготавливаемой смеси перевозку производят в термосах-миксерах (кохерах) или автомобилях- самосвалах.

Литые смеси вязкотекучей консистенции (типы I и V) перевозят в термосах-миксерах (рис. 32) [44, 45], а литые смеси вязкопластичной консистенции (типы II, III и IV) - в автомобилях-самосвалах [49].

 

Рис. 32. Термос-миксер для транспортирования литых асфальтобетонных смесей I и V типов

Необходимость использования термосов-миксеров для перевозки вязкосыпучих смесей обусловлена тем, что без принудительного перемешивания и компенсации тепловых потерь при транспортировании они расслаиваются и утрачивают подвижность.

При выборе термоса-миксера предпочтение отдают оборудованию, имеющему:

• полуцилиндрическое сечение емкости мешалки;

• дублированный привод мешалки (основной от автономного двигателя и вспомогательный от коробки отбора мощности автомобиля);

• мешалку реверсивного действия с изменяющимся числом оборотов в диапазоне от 4 до 10 об/мин;

• подъемное устройство, позволяющее наклонять и фиксировать, емкость под углом не менее 20°;

• устройство для непрерывной, порционной и направленной выдачи смеси;

• эффективную теплоизоляцию;

• автоматическую систему обогрева для компенсации тепловых потерь в процессе транспортирования.

Благодаря корытообразному сечению:

• оборудование можно загружать готовой смесью даже из низко расположенной мешалки АБЗ;

• обеспечивается легкое маневрирование машины и хороший обзор при разгрузке;

• рациональное соотношение длины и диаметра емкости создает большую площадь контакта с нагретой поверхностью и позволяет производить быстрый и равномерный нагрев литой смеси, не подвергая перегреву, дольше сохранять тепло, экономично расходовать топливо на нагрев.

Гидромеханические приводы (основной и вспомогательный):

• позволяют выбирать оптимальный режим работы оборудования к зависимости от конкретных дорожных условий. Например, на дорогах, где нет пробок, целесообразно использовать энергетический агрегат автомобиля, а на дорогах с затрудненным режимом движения - автономный энергетический агрегат. При этом достигается существенная экономия топлива и меньше загрязняется окружающая среда выхлопными газами;

• позволяют при выходе из строя одного энергетического агрегата вращать мешалку от другого;

• обеспечивают управление оборудованием всего двумя рычагами;

• создают плавный, без перегрузок, режим работы мешалки, исключают механические поломки (скручивание вала, поломку зубьев шестеренок редуктора, звездочек и обрыв цепи).

Реверс мешалки:

• помогает выйти из аварийной ситуации при остановке вала в результате заклинивании лопастей крупными частицами, случайно попавшими в смесь, расслоения или чрезмерной вязкости смеси, т.е. путем запуска вращения вала в обратную сторону;

• позволяет изменять направление движения смеси, что обеспечивает высокую фракционную и температурную однородность смеси.

Бесступенчатое изменение скорости вращения мешалки:

• позволяет ускорять или замедлять вращение лопастей;

• обеспечивает эффективное смешивание минеральных наполнителей с органическими вяжущими, вторичным асфальтобетоном, резиновым порошком, полимерами и т.д.

Регулируемые угол наклона емкости и размеры выгрузочного отверстия разрешают производить как ускоренную, так и порционную выдачу смеси, а устройство для распределения смеси - изменять направление потока смеси.

Технические характеристики термосов-миксеров приведены в прил. 10.

При подготовке термоса-миксера к использованию особое внимание уделяют исправной работе подогревателей, привода мешалки и гидроподъемника, поскольку их поломка может вызвать охлаждение и расслоение, а также затруднить выгрузку смеси.

Затем, водитель зажигает горелки и нагревает внутренние стенки термоса до температуры 140...160 °С, чтобы размягчить остатки смеси от предыдущей возки и, тем самым, предотвратить поломку лопастей мешалки при ее запуске в работу. Далее, водитель открывает верхний люк термоса-миксера, включает мешалку и устанавливает автомобиль под люк заводской мешалки, стараясь при этом точно совместить оба люка.

Погрузку литой асфальтобетонной смеси лучше вести непосредственно из мешалки, так как смесь при этом падает с небольшой высоты и меньше расслаивается. В случае, когда наасфальтосмесительной установке мешалка расположена слишком высоко, на ее выпускное отверстие следует установить направляющую юбку. Если же под мешалкой размещены рельсы скипового подъемника и места для установки автомобиля не предусмотрено, то выдачу смеси производят в ковш скипового подъемника, а затем, используя промежуточный бункер-стрелку, направляют в термос-миксер. В холодную погоду ковш скипового подъемника и горловину промежуточного бункера желательно обогревать, чтобы исключить прилипание смеси к их поверхности.

Погрузка литой смеси в термос-миксер должна производиться под контролем сигнальщика. При этом водителю следует находиться в машине с включенным двигателем и четко выполнять команды сигнальщика. Если погрузку выполнить небрежно, то при сливе литой смеси из мешалки она попадет на корпус термоса-миксера и прилипнет к нему. Очистка поверхностей корпуса - процесс опасный и трудоемкий.

Температуру литой асфальтобетонной смеси контролируют по показаниям термометра, вмонтированного в корпус мешалки термоса-миксера. Шкалу термометра устанавливают в удобном для наблюдения месте.

После наполнения емкости литой смесью крышки загрузочного отверстия закрывают и машину отправляют на объект.

В пути смесь «доваривается» и уже через 20-30 мин приобретает более высокую теплоустойчивость, т.е. глубина вдавливания штампа в образец смеси при испытании при +40°С уменьшается в среднем на 20-40%.

На объекте выгрузку производят через выпускное отверстие, расположенное сзади машины. Для ускорения этой операции емкость приподнимают на угол 15-20° при работающей мешалке.

Смеси II, III и IV типов, как правило, устойчивы к расслоению. Поэтому перевозить их можно в кузове автомобиля-самосвала.

При погрузке замесов их расположение в кузове значения не имеет. Смесь постепенно оседает, равномерно заполняет объем и приобретает форму кузова.

Автомобили используют большой грузоподъемности (более 10 т).

Чтобы исключить прилипание смеси к дну и стенкам кузова их смазывают водно-известковой эмульсией, мыльным раствором или посыпают минеральным порошком.

Независимо от температуры воздуха продолжительность транспортирования ограничивают одним часом, а смесь укрывают пологом.

Вопросы для самоконтроля по § 2.6. и § 2.7.

1. Какие асфальтосмесительные установки пригодны для выпуска литых смесей и каким оборудованием необходимо доукомплектовать асфальтосмесительную установку для производства литых смесей I типа?

2. До какой температуры нагревают каменные материалы для приготовления литых смесей различных типов, и как изменяется температура нагрева каменных материалов в зависимости от температуры минерального порошка и воздуха?

3. На какие фракции сортируют нагретые каменные материалы при приготовлении смесей различных типов?

4. Почему время перемешивания литых смесей различных типов неодинаковое?

5. Как изменяются требования к температуре выпускаемых смесей различных типов в зависимости от температуры воздуха?

6. Какие транспортные средства используют для перевозки литых смесей вязкотекучей консистенции (типы I и V) и какая требуется подготовка?

7. Каким термосам-миксерам и в каких случаях отдают предпочтение?

8. Какие транспортные средства используют для перевозки литых смесей вязкотекучей консистенции (типы II, III, IV) и как смеси приготовляют?

9. Как зависит время перевозки смеси от выбора транспортного средства, и с опасностью потери каких свойств смеси это связано?

§ 2.8. Строительство покрытий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.