КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3. Средства и методы спортивной тренировки
По отношению к действиям, выполняемым спортсме-
ном в состязаниях,средства его тренировки подразделяютсяна соревновательные, специально-подготовительные и общепод-готовительные [6]. Соревновательные упражнения. К ним относятся собствен-
но-соревновательные упражнения и их тренировочные формы. Первые выполняются в реальных условиях спортивного состя-зания, в полном соответствии с правилами соревнований, уста-новленными для данного вида спорта. Вторые выполняются в условиях тренировки и направлены непосредственно на реше-ние тренировочных задач. Они могут отличаться от первых про-
должительностью выполнения,допустимыми вариантами действий, особенностями режима усилий и др.
В процессе подготовки спортсмена соревновательные уп-ражнения являются единственным средством, позволяющим воссоздать всю совокупность специфических требований, предъявляемых избранным видом спорта к спортсмену. В то же время их удельный вес в тренировке сравнительно невелик, т.к. они предъявляют к спортсмену особенно высокие требова-ния и вместе с тем ограничены, как правило, по ширине воз-действия [6].
Специально-подготовительные упражнения. Они включа- ют элементы соревновательных действий, их варианты, а также действия, приближенные к ним по форме, структуре, по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональ-ных систем организма. Состав специально-подготовительных упражнений в реша- ющей мере определяется спецификой избранного вида спорта, и поэтому круг этих упражнений сравнительно ограничен. Спе-циально-подготовительные упражнения по сравнению с сорев-новательными позволяют осуществить более избирательное, а в определенном отношении и более эффективное воздействие на отдельные качества, способности и навыки спортсмена, необхо-димые в избранном виде спорта.
В зависимости от преимущественной направленности спе- циально-подготовительных упражнений среди них различают подводящие (направленные преимущественно на освоение формдвижений) и развивающие (направленные преимущественно на развитие физических качеств (способностей)). Такое деление носит условный характер, в то же время подводящие упражне-ния ближе по форме к технике избранного вида спорта, а раз-
5 2 вивающие сопряжены, как правило, с более значительными тренировочными нагрузками. Те и другие упражнения вводят-ся по ходу этапов тренировки в неодинаковых соотношениях.
Общеподготовительные упражнения. В эту группу входятупражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена. Их состав по сравне-нию с другими группами тренировочных упражнений наибо-лее широк и разнообразен. Сюда могут быть отнесены упраж-нения как отчасти совпадающие по особенностям своего воздействия со специально-подготовительными упражнениями, так и существенно отличающиеся от них (в том числе и проти-воположно направленные). Перечень этих средств на практике ограничивается затратами времени, которое может быть вы-делено на общефизическую подготовку без ущерба для других сторон подготовки.
При выборе общеподготовительных упражнений рекомен-дуется [6] соблюдать следующие требования.
Во-первых, общая подготовка спортсмена должна включатьсредства, эффективно воздействующие на развитие всех основ-ных физических качеств человека и обогащающие фонд жиз-ненно необходимых умений и навыков.
Во-вторых,необходимо специализировать состав средствтаким образом, чтобы содержание общей подготовки спортсме-на приобрело те или иные черты, обусловленные особенностя-ми спортивной специализации. Это позволит полнее использо-вать положительный «перенос» тренированности и по возможности исключит либо ослабит эффект отрицательного «переноса». В процессе тренировки общеподготовительные упражнения выполняют несколько функций [6].
1. Упражнениям отводится вспомогательно-содействующая роль при формировании, закреплении или восстановлении на-выков (умений). Они служат «строительным материалом» для технических и тактических навыков (умений) избранного для специализации вида спорта, содействуют их отшлифовке (по механизму положительного «переноса» навыков) или необхо-димы для рационального выполнения упражнений, направлен-ных на развитие физических способностей. Такие упражнения иногда называют вспомогательными [10].
2. Упражнения используются как средство воспитания спо-собностей, недостаточно развиваемых избранным видом спорта,
5 3
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |