Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От переводчика 3 страница. Для того чтобы этот комок можно было хорошо обработать, возьми льняного масла и всегда хорошо смазывай им руки




Для того чтобы этот комок можно было хорошо обработать, возьми льняного масла и всегда хорошо смазывай им руки. Но нужно, чтобы ты дал пролежать этой краске не меньше трёх дней и ночей, каждый день, промешивая по одному куску. Имей в виду, что ты можешь держать этот комок 15 дней, месяц или сколько захочешь. Когда же ты захочешь извлечь из него лазурь, сделай из не слишком грубого и не слишком тонкого дерева две палочки, каждую примерно с фут длины, хорошо закругли их на концах и как следует сгладь; затем добавь в глазированный сосуд, в котором ты держал комок, примерно с миску умеренно тёплого щелока и этими двумя палочками, по одной в каждой руке, переворачивай, мни и перебалтывай этот комок так, как рукой месят тесто для хлеба. Когда ты это сделаешь и увидишь, что щелок стал совсем синим, вылей его в глазированную миску, затем возьми опять столько же щелока, влей на пасту и мешай её прежним способом, палочками. Когда щелок хорошо посинеет, перелей его в другую глазированную миску, вновь налей на пасту столько же щелока и обращайся с ним тем же способом. Когда щелок станет вполне синим, вылей егов другую глазированную миску и поступай так несколько дней, до тех пор, пока останется паста, которая больше не будет окрашивать щелока, - тогда её выбрось, потому что она больше не годна. Потом поставь эти миски перед собой на стол по порядку – первый, второй, третий и четвёртый сливы, один за другим – смешай рукой щелок с лазурью, которая благодаря своей тяжести опустилась на дно, и тогда различишь окраску сливов указанной лазури; сообрази сам, сколько ты хочешь иметь сортов этой краски: три, четыре, шесть или больше. Укажу тебе, что первые сорта (сливы) лучше, так же, как первая чашка лучше второй. Если у тебя 18 сосудов со сливом, а ты хочешь сделать 3 сорта лазури, то возьми первые шесть сосудов, смешай их и влей в один. Это будет один сорт. Подобным же образом поступай с другими. Имей в виду, что если у тебя хороша ляпис лазурь, то лазурь первых двух сливов имеет стоимость по 8 дукатов за унцию лазури, два же последние слива стоят не больше, чем зола. Итак, чтобы не портить хорошую лазурь плохой, вооружи свой глаз опытом. Каждый день сливай из сосудов щелк, чтобы лазурь высохла, и когда она хорошо высохнет, сохраняй её частями в коже, пузыре или кошельке. Заметь, что если этот камень ляпис лазури не был достаточно совершенным или при стирке эта лазурь не будет достаточно фиолетового оттенка, то советую тебе добавить к ней немного краски. Возьми немножко толчёной кошенили (grana ptsta) и немного красного дерева (пернамбукового дерева verzino) и свари их вместе; однако красное дерево должно быть предварительно поскоблено тёркой или стеклом. Свари их вместе со щелоком и небольшим количеством квасцов. Когда они закипят, и ты увидишь красивую алую краску, добавь немного этой краски в сосуд с хорошо высохшей лазурью, хорошо перемешай всё вместе пальцем и дай этой смеси постоять столько времени, чтобы она высохла без помощи солнца, огня или воздуха. Когда она высохнет, помести её в кожу или кошелек, и оставь в покое, потому что она хороша и совершенна. Знай, что хорошо приготовлять лазурь - особое искусство, и заметь, что приготовлять её не мужское дело, а скорей - искусство молодых красавиц, чем мужчин, так как они постепенно остаются дома, терпеливее и имеют более нежные руки, но старух остерегайся.

Когда ты хочешь эту лазурь употребить, возьми такое количество, которое тебе нужно. Если же ты должен сделать одежды с пробелкой, то для этого следует краску немного потереть на твоём обычном камне, всегда с чистой, прозрачной водой, а камень должно предварительно хорошо вымыть. Если же лазурь станет слегка грязной, возьми немного щелоку или чистой воды, влей в сосуд и смешай одно с другим. Сделай это два или три раза, и лазурь будет хорошо очищена. Я тебе не говорю о её смешении (темпере), так как дальше я тебе расскажу сразу обо всех темперах для всех красок: на досках, на стене, на железе, на бумаге, на камне и на стекле.

LXIII. Как надо уметь делать кисти.

После того как я рассказал о всех красках, которыми работают кистью, и о том как они стираются и какие краски требуют того, чтобы постоянно находиться в хорошо закрытых коробочках с всегда влажной и хорошо смоченной крышечкой, я хочу тебе объяснить, как ими работать с темперой и без неё. Однако тебе ещё нужно знать, каким образом применить их на деле, что неосуществимо без кистей. Поэтому оставим всё остальное, и ты постарайся, прежде всего, узнать, как эти кисти изготовляются; об этом и говорит следующее правило.

LXIV. Каким образом делаются беличьи кисти.

В живописи нужно применять два сорта кистей, а именно, беличьи кисти и кисти из свиной щетины. Кисти из беличьей шерсти изготовляются следующим образом. Возьми хвостиков белок (так как никакие другие не годятся), причём хвостики эти должны быть варёные, а не сырые, - скорняки тебе об этом скажут. Возьми такой хвостик, вытащи раньше длинные волоски из его кончика и соедини кончики нескольких хвостов так, чтобы из шести или восьми хвостов образовалась мягкая кисть, удобная для смешивания грунта при нанесении золота на доску. С хвостиком далее поступай так: возьми его в руку, вытащи из середины хвоста самые прямые и крепкие волоски и понемногу сделай из них пучочки. Вымой их в стакане чистой воды и пучочек за пучочком выжимай пальцами; затем обрежь их ножницами и, разделив на несколько частей, свяжи их так, чтобы получились кисти нужной тебе толщины: одни такие, которые бы входили в перо коршуна, другие – в перо гуся и третьи в перо курицы или голубя. Соедини один кончик вровень с другим, возьми нитку или навощённую шелковинку и хорошо свяжи кисти двумя оборотами и несколькими узлами, каждую кисть отдельно, согласно их толщине.

Затем возьми ствол пера, соответствующий толщине связанных волосков, и срежь его, вверху; затем вставь связанные волосики в этот ствол или трубку. Делая кисть, выпускай кончики волосков так, чтобы кисть была крепка, - чем она крепче и короче, тем лучше и тоньше работа. Затем сделай палочку из клёна, каштана или другого хорошего дерева, длиною в пядь и такой толщины, чтобы она плотно входила в трубку; самую же палочку отточи в форме веретена и отполируй. Итак, ты знаешь, как изготовляется беличья кисть. Правда, эти кисти должны быть разных сортов: одни – для золочения и для работы в протирку19, причём последние должны быть немного срезаны ножницами и несколько сточены на порфировом камне, пока не станут немного нежнее; другие кисти – для обрисовки контуров; они должны иметь хорошо заострённый кончик, а некоторые должны очень маленькими для особых работ и очень мелких фигур.

LXV. Каким способом следует изготовлять кисти из свиной щетины.

Щетинные кисти изготовляются таким образом. Возьми щетины от белой домашней свиньи – белая щетина лучше чёрной; из фунта волоса сделай толстую кисть и привяжи её к толстой палке с узлом или с суком. Отточи эту кисть, чтобы щетина стала совсем мягкою, беля или моя ею стены, которые тебе надо штукатурить; затем развяжи её и сделай из неё кисти разных сортов и видов. Сделай такие, у которых кончики щетинок выступали бы ровно (эти называются тупыми – penelli mozzi) и такие, которые были бы заострены и имели бы различную толщину. Затем сделай палочку из дерева, о котором я тебе говорил выше, свяжи каждый пучок двойной вощённой ниткой, вставь внутрь кисти остриё палочки и ровно перевяжи щетину в середине и на палочке; так и поступай при изготовлении этих кистей.

LXVI. Как надо сохранять беличьи хвосты от моли.

Если ты хочешь сохранить беличьи хвосты от моли, положи их в мел, замешанный с землёю и, хорошо насытив их этою смесью, повесь и оставь их в покое. Когда будешь их употреблять и делать из них кисти, то хорошо вымой их в чистой воде.

LXVII. О способах и правилах работать на стене, по сырому и писать и расцвечивать юношеское лицо.

Я хочу, чтобы ты приступил к живописи. Начну с работы на стене и сообщу тебе правила, которым надо следовать шаг за шагом. Если ты захочешь работать на стене (это самая приятная и прекрасная работа), то, прежде всего, возьми извести и крупного песку, и то и другое хорошо просей. Если известь жирная и сырая, то она требует на одну свою часть две части песку. Размеси их хорошо с водой столько, чтобы тебе хватило на 15 – 20 дней. Дай ей несколько дней постоять, пока из неё не выйдет тепло, иначе она будет негашёной, и штукатурка, которую ты сделаешь, будет потом трескаться. Затем, раньше, чем начинать штукатурить, хорошо обмети и вымой стену, и чем больше ты её будешь мыть, тем лучше. Бери свою хорошо промешанную известь, лопатку за лопаткой, и намазывай на стену один или два раза так, чтобы штукатурка покрывала стену ровным слоем. Затем, когда будешь работать, позаботься о том, чтобы сделать эту штукатурку зернистой и немного шершавой; когда штукатурка высохнет, возьми уголь и рисуй и компонуй, хорошо соблюдая пропорции в зависимости от изображаемой тобою сцены или фигуры. Раньше же протяни несколько нитей, чтобы найти середину поверхности, а другой ниткой обозначь горизонталь. Затем, поставь циркуль одной ножкой на линию этой нитки и опиши полукруг вниз. Далее поставь циркуль на крест, который образуют в середине обе нитки, и опиши другой полукруг вверх, и места пересечения обоих этих полукругов отметь крестиком. Протяни свою нитку слева, чтобы она проходила через оба крестика, и найдёшь, что твоя нитка совершенно горизонтальна. Затем, как я сказал. Компонуй углём, руководствуясь равномерно распределёнными тобою пространствами. Возьми маленькую щетинную кисть с острым кончиком немного охры без темперы, жидкой, как вода, и начинай изображать и рисовать фигуры и оттеняй так, как ты бы это делал акварелью, когда учился рисовать. Затем возьми пучок перьев и хорошо смахни рисунок, сделанный углём. После этого возьми немного синопии без темперы и пройди тонкой заострённой кисточкой, обрисовывая носы, глаза и волосы и все конечности и контуры фигур; старайся, чтобы всё вполне соответствовало своим мерам; это тебе даст возможность знать и предвидеть фигуры, которые тебе нужно будет писать. Затем, сделай, прежде всего, обрамление или что-либо другое, что ты хочешь сделать вокруг. После этого тебе следует взять извести, хорошо промешанной лопаткой и весёлкой так, чтобы она была густоты мази. Затем обдумай, сколько ты можешь сработать в один день, так как то, что ты оштукатуришь, ты должен в этот же день закончить. Правда, иногда зимой, при сырой погоде, при работе на каменной стене, штукатурка остаётся сырой до следующего дня, но если можешь, не медли, потому что письмо по свежему, (т.е. в тот же день) является наиболее крепкой и лучшей темперой, и эта самая приятная работа, которая только может быть. Следовательно, прокрой часть поверхности, но не слишком большую, тонкой штукатуркой вполне ровно, предварительно смочив старую штукатурку; затем возьми в руку толстую щетинную кисть, окури её в чистую воду, ударяй, бей и промывай ею свою штукатурку, водя дощечкой шириной в пядь кругами по хорошо промытой штукатурке так, чтобы эта дощечка могла снять штукатурку, где её слишком много, и добавить, где её не хватает, выравнивая всю её толщу. Наконец, если нужно, промой штукатурку кистью и проскобли её ровным и гладким остриём лопатки. Затем опять протяни свои нитки и вымеряй, как ты сделал раньше. Предположим, что ты должен за день написать только голову молодой святой или святого, например пресвятой девы. Когда ты сгладил известь своей штукатурки, возьми маленькие глазированные сосуды, которые должны иметь форму стаканов или кубков, с тяжёлым донышком, чтобы они стояли прочно и краски не проливались. Возьми с бобовое зерно тёмной охры (так как существуют два вида охры: тёмная и светлая); если же у тебя нет тёмной, то возьми хорошо стёртой светлой. Положи её в свой сосуд, возьми с чечевичное зерно чёрной краски и смешай её с охрой. Возьми немного – с треть боба – известковых белил и на кончик ножика – достаточно светлой чинабрезе; смешай все указанные выше краски между собой и жидко разбавь их чистой водой без темперы. Сделай тонкую острую кисть из мягкой щетины, которая бы входила в гусиное перо, и этой кистью придай лицу какое хочешь выражение (помни, что лицо имеет три части: лоб, нос и подбородок) и наноси понемногу своей, почти сухой кистью ту краску, которую во Флоренции зовут verdaccio (зелёноватая), а в Сиене – bazzeo. Когда ты придал форму лицу и тебе покажется, что в отношении пропорций или иным образом оно не соответствует твоему намерению, ты можешь смыть и удалить его, протерев штукатурку окунутой в оду толстой щетинной кистью. Затем в другой сосуд возьми немного жидкой зелёной земли и пройди тупой кистью, выжатой между большим и указательным пальцами, начиная оттенять под подбородком и в других частях, где лицо должно быть темнее, выискивая места под губой, по краям рта, под носом и его бокам, под бровями, по абрису глаз и ушей; прорабатывай так с чувством лицо, руки и везде, где должен быть телесный цвет; потом возьми заострённую беличью кисточку и старательно усиль все контуры (нос, глаза, губы, уши) тем же зеленоватым тоном. Есть некоторые мастера, которые, доведя лицо до этого, берут немного известковых белил, разведённых с водой, и постепенно делают ими пробелку выпуклостей рельефа этого лица, после чего кладут розовую на губы и щёки, а потом проходят сверху немного акварелью, т.е. жидкой телесной краской, и работа кончена. Это хорошая манера, если при окончании тронуть выпуклости белилами. Некоторые сначала прокрывают лица основным телесным тоном, затем сверху проходят зеленоватой (verdaccio) и телесной краской, тронут немного белилами – и готово. Это метод тех, кто мало понимает в искусстве. Ты же следуй манере, которой я буду учить тебя, так как ей следовал великий мастер Джотто. Он же имел в течение 24 лет учеником флорентинца Таддео Гадди, бывшего его крестником. У Таддео был учеником сын его Аньоло. У Аньоло в течение 12 лет был я, причём он научил меня писать таким образом. Аньоло же этот писал много нежнее и свежее, чем его отец Таддео.

Прежде всего, возьми сосуд, помести туда совсем немного известковых белил, немного светлой чинабрезе, и того и другого почти поровну. Жидко разведи всё чистой водой и пройди, хорошо выжатой пальцами, щетинной кистью по лицу; после того как ты его тронул зелёной землёй, розовым – тронь губы и выпуклости щёк; мой учитель имел обыкновение делать румянец ближе к ушам, чем к носу, так как это способствует передаче рельефа лица, а края этого румянца он затирал. Потом возьми три маленьких сосуда, которые ты предназначил для тех тонов телесной краски, так, чтобы тёмная была наполовину светлее розовой (rossetta), а остальные две – одна светлее другой. Теперь возьми сосуд самой светлой телесной краски, и взяв её на мягкую тупую щетинную кисть, выжми последнюю и пройди, ею выискивая все выпуклости лица. Затем возьми сосуд с средней телесной краской и пройди все полутона лица, рук, ног и туловища, если ты пишешь нагое тело. Затем возьми сосуд с третьей телесной краской и пройди по краям теней, обходя контуры, чтобы зелёная земля не потеряла своего значения; подобным образом пройди несколько раз, стушёвывая одну телесную краску с другой, пока окраска не будет хорошей, согласно требованиям природы. Если хочешь, чтобы твоё произведение блистало свежестью, то смотри за тем, чтобы кисть не заходила за края мест определённого телесного тона, за исключением тех случаев, когда ты их осторожно и искусно соединяешь друг с другом. Однако, если бы ты увидел самый процесс работы, тебе это было бы ясней, чем если ты это увидишь в книге. После того как ты прокрасил своей телесной краской, сделай ещё одну, более светлую, почти белую; пройди ею над бровями, по рельефу носа, по кончикам подбородка и ушной раковины. Затем возьми острую беличью кисть и чистыми белилами сделай блики на глазах, на кончике носа и немного у краёв рта, тщательно тронув подобным образом все мелкие рельефы. Затем возьми в другом сосуде немного чёрной, прорисуй указанной кистью контуры глаз над бликами и сделай ноздри, а также углубления в ушах, потом возьми в сосуде немного тёмной синопии и сделай контуры нижней части глаз, очертания носа, бровей и рта; оттени немного под верхней губой, которая должна быть немного темней нижней. Прежде чем ты так прорисуешь контуры, возьми кисть и пройди ещё раз серо-зелёной краской (вердаччио) волосы, затем той же кистью пройди по ним белилами. Наконец, возьми акварельной охры и прокрой волосы тупой щетинной кистью, как если бы писал тело. Внешние контуры обведи тёмной охрой; затем при помощи острой беличьей кисточки пройди светлой охрой с известковыми белилами по рельефу волос. Наконец, очерти контуры и границы волос синопией совсем так, как ты делал при контуре лица. И этого тебе для изображения молодого лица достаточно.

LXVIII. Способ написать во фреске старое лицо.

Если ты хочешь изобразить лицо старика, то тебе надо следовать тому же правилу, как при работе над молодым, но как зеленоватая (вердаччио), так и телесная краска должны быть несколько темнее; в остальном же – в руках, в ногах и в бюсте придерживайся того же метода и практики. Но ты знаешь, что у стариков волосы и борода седые. Когда ты их обработаешь своею острой беличьей кистью вердаччио и белилами, возьми в сосуде немного жидких известковых белил, смешанных с небольшим количеством чёрного, и прокрой мягкой, тупой и хорошо выжатой кистью бороду и волосы. Затем приготовь несколько более тёмную смесь и пройди ею, выискивая тёмные места. Потом возьми острую беличью кисточку и осторожно подчеркни рельефы волос и бороды. Той же краской ты можешь писать и меха.

LXIX. Метод писать волосы и бороды во фреске различными способами.

Если ты захочешь сделать иные волосы или бороды кровяного цвета, красноватые или чёрные, или какие бы ты ни захотел, сначала прокрашивай вердаччио, и сверху обрабатывай белилами; затем прописывай их обычным способом, указанным выше, обдумай лишь, какого ты хочешь добиться цвета, а привычка видеть их изображения тебя этому научит.

LXX. Пропорции, которые должны иметь человеческое тело совершенного сложения.

Заметь, что, прежде чем идти дальше, я хочу тебе дать пропорции мужчины. Пропорции женщины я оставляю в стороне, так как в них нет совершенных мер. Во-первых, как сказано выше, лицо делится на три (равные) части, а именно, лоб – одна, нос – другая, от носа до (конца) подбородка – третья; от края носа вдоль всего протяжения глаза – одна из этих мер; от конца глаза до конца уха – такая же мера; от одного уха до другого – длина лица; от подбородка до основания шеи – одна из трёх мер; шея – в одну меру длины; от низа шеи до края плеча – длина лица, то же до другого плеча; от плеча до локтя – одно лицо; от локтя до запястья лицо и одна из трёх мер; длина всей кисти руки – одно лицо; от основания шеи до верха желудка или живота – одно лицо; от верха живота до пупка - одно лицо; от пупка до верха бёдер – одно лицо; от верха бёдер до колена – два лица; от колена до пятки – два лица; от пятки до подошвы – одна из трёх мер; ступня – длина одного лица.

Высота человека равна его ширине при вытянутых в стороны руках. Руки вместе с кистями достают до половины бёдер. Весь же человек имеет в длину восемь лиц и две из трёх мер. У мужчины с левой стороны одним ребром меньше, чем у женщины. Основа мужского тела – кости. Прекрасный мужчина должен быть смуглым, а женщина светлой.

О неразумных животных я тебе говорить не буду, т.к. мне кажется, что у них нет правильных пропорций. Делай с них рисунки и наброски с натуры, сколько можешь и увидишь, но для этого нужен хороший навык.

LXXI. Способ писать во фреске одежду.

Мы опять возвращаемся к писанию фрески на стене. Если хочешь написать одежду, то какого бы рода она ни была, ты её должен сначала тщательно нарисовать на стене зеленоватой краской и так, чтобы твой рисунок был виден не слишком сильно, а умеренно; затем, если ты хочешь писать белую, красную, жёлтую или зелёную или какую захочешь одежду, имей под рукой три сосуда.

Возьми один из них, помести в него ту краску, которую захочешь, скажем красную, возьми немного чинабрезе и немного известковых белил, хорошо смешай с водой, и это будет одна краска; из двух других одну сделай светлой, добавив к ней достаточное количество известковых белил; далее, возьми этой светлой краски и краски из первого сорта, сделай из них среднюю и у тебя будет три оттенка; затем возьми первую, т.е. тёмную, и пройди толстой, слегка заострённой щетинной кистью вдоль самых тёмных частей складок твоей фигуры. Далее возьми среднюю краску и прокрась ею между тёмными полосами, соединяя их и стушёвывая складки на границе теней. Затем пройди той же средней краской, выискивая тени выпуклостей, всегда должным образом следя за тем, чтобы не закрасить тело. Потом возьми более светлую краску и совершенно тем же способом, как ты выискивал и прокрашивал переходы складок в тенях, сделай это с рельефом, располагая каждую складку согласно хорошему рисунку, чувству и добрым навыкам. После того, как ты прокрасил каждой краской два или три раза (никогда не преступая за пределы мест, предназначенных каждой краске, и не занимая места одной краски другой, за исключением того, когда их нужно соединить), хорошо стушуй и объедини их. Затем возьми краски, самой светлой из трёх, и сделай ею пробелку в светах складок. Затем возьми сосуд с чистыми белилами и как следует пройди ими все рельефы. Наконец, пройди чистым чинабрезе по всем тёмным местам и их окружениям, и одежда будет сделана по всем правилам. Однако, увидав самый процесс работы, ты это поймёшь, гораздо лучше, чем при чтении. Когда ты исполнил свои фигуры или сцены, дай им высохнуть настолько, чтобы известь и краска стали вполне сухими. Если же тебе останется сделать какую-нибудь одежду по сухому (in secco), следуй такому способу.

LXXII. Способ писать на стене по сухому (in secco) и соответствующие этому темперы.

Теми красками, которыми ты работаешь по сырому, ты можешь работать и по сухому; но есть краски, которыми по сырому работать нельзя, например орпименто, киноварь, немецкая лазурь, сурик, свинцовые белила, медянка и лак. Во фреске можно работать неаполитанской жёлтой (giallorino), известковыми белилами, чёрной, охрой, чинабрезе, синопией, зелёной землёй и аматисто. Те краски, которыми работают по сырому, требуют для своего осветления примеси известковых белил; зелёные, когда ты их хочешь оставить для зелени, требуют примеси неаполитанской жёлтой, а если ты хочешь иметь зелёный – цвета шалфея, - требуют белил. Те краски, которыми нельзя работать по сырому, требуют для осветления свинцовых белил или неаполитанской жёлтой и иногда, хотя редко, орпименто, - как хочешь, но я считаю его лишним. Чтобы работать, синим с белилами, возьми три сосуда, как указал относительно телесной краски и чинабрезе; точно так же нужно поступать и в данном случае; только когда ты там брал известковые белила, здесь бери свинцовые и смешивай эти материалы. Тебе пригодны оба вида смесей (темперы), и один лучше другого. Первая темпера такова: возьми желток и белок яйца, прибавь туда веток, срезанных с верхушки фигового дерева, и хорошо сбей всё вместе; затем налей в твои сосуды этой смеси (темперы), умеренно, не слишком много и не слишком мало, как если бы это было наполовину разбавленное водою вино. Затем обрабатывай свои краски: белую или зелёную, или красную, как я тебе это показал для фрески, и выполняй свои одежды тем же способом, как ты это делал во фреске, осторожно, каждый раз дожидаясь, когда просохнет. Если прибавить слишком много темперы, краска скоро растрескается, будет шелушиться и отстанет от стены. Будь умён и практичен. Советую тебе прежде, чем ты начнёшь писать и захочешь сделать одежду лаком или другой краской, - прежде, чем делать, что бы то ни было, возьми желток с белком, влей их в две миски чистой воды. Хорошо смешай вместе и затем хорошо вымытой и наполовину выжатой губкой равномерно пройди указанной темперой по всей картине, которую тебе нужно написать по сухому, а потом украсить золотом. После этого смело приступай к живописи. Другая темпера, собственно, - яичный желток; знай, что это универсальная темпера и что она может употребляться и на стене, и на доске, и на железе; ты не должен добавлять её слишком много, но поступай умно, избирая средний путь. Прежде чем идти дальше, я хочу научить тебя писать этой темперой одежду по сухому; во фреске я говорил о чинабрезе, теперь я укажу, как поступать с ультрамарином. Возьми обычным образом три сосуда. В первый помести две части синей и одну часть свинцовых белил, а в третий сосуд – две части белил и треть синей, смешай и приготовь темперу, как я сказал. Затем возьми пустой, т.е. второй сосуд, и, взяв из двух других сосудов поровну, приготовь смесь, хорошо перемешанную сухой щетинной или тупой и крепкой беличьей кистью; и первой, наиболее тёмной краской, пройди по краям наиболее тёмных складок, а затем возьми средней краски и прокрой эти тёмные складки, пропуская светлые складки выпуклостей фигуры. Потом возьми третью краску и прокрой её светлые складки. Хорошо соединяй краски друг с другом, тушуя и прокрывая так, как я тебя этому научил во фреске. Потом возьми самую светлую краску, добавь к ней белил и темперы и пройди ею, подчёркивая верхушки складок рельефа; затем возьми немного чистых белил и пройди по некоторым самым большим выпуклостям, как того требует строение тела, наконец, пройди чистым ультрамарином по границе самых тёмных складок и вокруг них; подобным образом тщательно выполняй одежду согласно месту и цвету, не смешивая и не замутняя одну краску другой, что позволительно только для смягчения их переходов; так же поступай с лаком и со всякой краской, которой ты работаешь по сухому, и т.д.

LXXIII. Способ сделать фиолетовую краску.

Если ты захочешь сделать красивую фиолетовую краску (bisso), возьми поровну хорошего лака и сильного ультрамарина с темперой. Затем возьми три сосуда, наподобие упомянутых выше, и оставь эту фиолетовую краску в её сосуде для ретуши теней. Из взятой краски приготовь три оттенка для прокраски основным тоном одежд по градации тонов – один светлее другого, как это указано выше.

LXXIV. Как сделать фиолетовую краску для фрески.

Если ты хочешь приготовить фиолетовую краску для работы по сырому, то возьми индиго (indaco) и гематита (amatisto) и смешай их без темперы указанным выше способом, и всего сделай её четырёх оттенков; затем выполняй ими одежду.

LXXV. Как искусственно достигнуть цвета ультрамарина во фреске.

Если ты хочешь сделать по сырому одежду, похожую на ультрамарин, возьми индиго и известковых белил, приготовь несколько оттенков своих красок и затем по сухому тронь немного по краям ультрамарином.

LXXVI. Как написать во фреске фиолетовую или чёрную (morello) одежду.

Если ты захочешь написать по сырому фиолетовую (pagonazza) одежду, то возьми аметистовой и известковых белил, распредели указанным образом по тонам и хорошо стушуй и соедини их вместе, затем по краям тронь по сухому чистым лаком с темперой.

LXXVII. Как изобразить во фреске одежду, отливающую зелёным.

Если ты захочешь сделать во фреске переливающуюся одежду ангела, то сделай к ней подмалёвок двумя видами телесной краски, более тёмной и более светлой, хорошо их стушуй в середине и потом в более тёмной части фигуры; тёмное оттени ультрамарином, а более светлую телесную краску зелёной землёй, тронув её затем по сухому. Заметь, что всё, что ты делаешь по сырому, должно быть закончено и правлено по сухому темперой. Пробелку указанной одежды сделай во фреске наподобие того, как я тебе сказал о других.

LXXVIII. Как написать во фреске одежду с пепельным отливом (ugnerognolo).

Если захочешь передать во фреске переливчатость, возьми известковых белил и сделай темно-серую, беличью или меховую краску, которая называется пепельной. Прокрой ею одежду, а блики сделай, если хочешь, неаполитанской жёлтой или известковыми белилами; тени же сделай чёрными или, если хочешь, биссо20 или темно-зеленым.

LXXIX. Как написать переливающуюся одежду по сухому лаком.

Если захочешь изобразить переливчатость, то прокрой лаком, сделай цвета телесной краской или, если хочешь, неаполитанской жёлтой; тёмные места оттени чистым лаком или биссо с темперой.

LXXX. Как написать по сырому или сухому переливающуюся одежду охрой.

Если хочешь изобразить переливающуюся одежду во фреске или по сухому, то прокрой основу охрой, сделай пробелку белилами, оттени в светлых местах зелёным, в тёмных чёрным с синопией или, если хочешь, гематитовой.

LXXXI. Как написать по сырому или по сухому одежду цвета берретино.

Если ты захочешь сделать одежду цвета берретино, возьми чёрного и охры, а именно, две части охры и одну часть чёрного, и сделай для фрески и для живописи по сухому несколько оттенков этой краски, как я тебя научил выше.

LXXXII. Как написать по сырому или по сухому одежду цвета берретино, похожую на цвет дерева.

Если ты хочешь передать цвет дерева, то возьми охры, чёрного и синопии, но охры две части, а чёрного и красного вдвое меньше, чем охры; сделай из этого градации тонов для фрески или темперы.

LXXXIII. Как написать одежду или покрывало мадонны немецкой лазурью или ультрамарином.

Если ты захочешь написать немецкой лазурью покрывало мадонны или другую одежду, которую ты хочешь написать одним синим, то во фреске прокрой раньше весь плащ или одежду синопией с чёрной (синопии две части, а чёрной – одну). Но прежде процарапай складки каким-нибудь железным остриём или иглой; потом, при живописи по сырому, возьми немецкой лазури, хорошо промытой с щелоком или чистой водой и немного промешанной на камне для стирания. Затем, если лазурь хорошего интенсивного цвета, добавь немного приготовленного для темперы не слишком жидкого и не слишком густого клея, о чём я ещё скажу дальше. Добавь к лазури ещё один желток, но если лазурь несколько светла, то берите деревенские яйца, которые имеют хороший красноватый цвет. Хорошо смешай всё вместе мягкой щетинной кистью и прокрой этим одежду три или четыре раза; когда ты её хорошо прокроешь (I'hai campeggiato), и она высохнет, возьми немножко индиго и чёрного и пройди ими, оттеняя насколько можешь, складки плаща, возвращаясь по нескольку раз к теням. Если ты хочешь сделать пробелку на выпуклостях выше колен и других рельефах, то соскобли чистую лазурь остриём палочки кисти. Если ты хочешь прокрыть фон или одежду ультрамарином, приготовь темперу обычным способом, так же, как было сказано относительно немецкой лазури, и прокрась сверху ею два или три раза. Если хочешь оттенить складки, возьми немного хорошего лака и немного чёрной, смешанной с яичным желтком, и оттеняй насколько возможно нежно и аккуратно. Делай как можно меньше складок, потому что ультрамарин не любит соседства других смесей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.