КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От переводчика 7 страница
CLXXIII. О способе окрашивать ткани набивным трафаретом. Так как к нашему искусству принадлежат такие некоторые работы на полотне, которые хороши для детских платьев и одежд мальчиков и для особых аналоев в церквах, то я здесь укажу способ их изготовления: возьми подрамок вроде затянутой оконной рамы в два локтя длины и один локоть ширины, на который по всем правилам прибито полотно или канва. Если же тебе нужно раскрасить ткань в количестве шести или двадцати локтей, то сверни её, а конец помести названный подрамок. Возьми доску из орехового, грушевого или из другого очень твёрдого дерева. Величиною с кирпич или с прожженный камень; рисунки на этой дощечке должны быть нарисованы и вырезаны (на глубину) толстой верёвкой. На дощечках должны быть изображены все виды узора, который тебе требуется, листья или животные, но сделай, чтобы они были нарисованы и вырезаны таким образом, чтобы дощечки всеми четырьмя сторонами хорошо подходили одна к другой и в целом образовывали полный и связанный рисунок. У доски должна быть ручка, чтобы её можно было поднимать и класть на другую сторону, которая не имеет резьбы. Когда захочешь работать, надень на левую руку перчатку, а раньше приготовь тонко стёртой с водой чёрной краски из виноградных лоз, затем хорошо высуши эту краску на солнце или на огне и снова сотри её; смешай её с жидким лаком столько, чтобы хватило для работы; часть этой чёрной краски возьми ложечкой, размажь по ладони, т.е. по перчатке, и пройди ею, хорошо смазывая доску там, где она вырезана так, чтобы не заполнять выемок; клади трафарет ровно и подпорядку на натянутую на подрамке ткань и под подрамком. Возьми в правую руку деревянный щиток или дощечку и посильнее три его поверхностью по трафарету. Когда потрёшь столько, что можно думать, что краска хорошо впиталась в ткань или полотно, сними свою модель, намажь её снова краской и вновь, с большой тщательностью, клади её столько раз, пока не заполнишь всего куска. Для своего оживления эта работа требует того, чтобы в некоторых местах фон ткани был окрашен другими красками. Для этого тебе следует иметь краски мало-укрывистые, как жёлтая, красная и зелёная. Для жёлтой возьми шафрана, хорошо нагрей его на огне и смешай с крепким щёлоком. Затем возьми тупую мягкую щетинную кисть; расстели раскрашенную ткань на доске или на столе и окрась этой жёлтой животных, фигуры или листья, как тебе покажется лучше. Затем возьми красного дерева, наскоблённого стеклом, размягчи его в щёлоке и немного покипяти с небольшим количеством квасцов, пока оно не станет прекрасного пунцового цвета. Потом сними с огня, чтобы цвет не испортился, и покрывай кистью, как ты это делал с жёлтой. Затем возьми медянки, смешанной с уксусом и маленьким количеством шафрана, стёртого с небольшим количеством крепкого клея, и нанеси кистью так же, как ты это делал с жёлтой и другими красками, и при этом старайся краски класть так, чтобы были видны все животные: жёлтые, красные, зелёные и белые. Для исполнения этой работы ещё хорошо жечь льняное масло, как я тебе указал выше, и полученную таким образом чёрную краску, которая очень тонка, мешать с жидким лаком. Это превосходнейшая и тончайшая чёрная, но она дороже. Эту работу хорошо выполнять на зелёной, красной, чёрной, жёлтой, синей и, если хочешь, на голубой ткани. Если она зелёная, можешь её обрабатывать тонко стёртым с водой суриком или киноварью. Для этой работы краску хорошо высуши, преврати в порошок и смешай с жидким лаком. Намажь этой краской перчатку, как ты это делаешь с чёрной, и работай совершенно тем же способом. Если холст красный, возьми тонко стёртого индиго с белилами, высуши их на солнце, преврати в порошок, смешай обычным образом с жидки лаком и работай тем же способом, как чёрной. Если холст чёрный, можешь работать светло-голубым, т.е. возьми немного индиго и значительно больше белил, смешанных и растёртых согласно способу, указанному для других красок. Если холст голубой, возьми белил, стёртых, высушенных и приготовленных в виде темперы тем же способом, как и другие краски. И вообще, согласно тому, какие найдёшь фоны, можешь подобрать другие краски, отличные от них, более светлые или более тёмные, как тебе покажется лучше и что подскажет тебе твоя фантазия. Как на практике, так и в умственном познании одна вещь учит другую. Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его только тот, кто упорно к нему стремится, и обратно. CLXXIV. Как накладывать полированное золото на каменные фигуры. Бывает. Что человек стремится уметь в искусстве решительно всё, и в особенности то, что делает ему честь. Золочение каменных фигур не очень употребительно, но я лично это испробовал и научу тебя следующему. Когда тебе попадёт в руки большая или маленькая каменная фигура и тебе захочется её покрыть полированным золотом, избери такой способ: хорошо вычисти и отполируй фигуру, затем возьми простого клея, того, что употребляется для грунтовки картин на дереве, хорошо его вскипяти, прокрой в кипящем виде один или два раза фигуру и дай хорошо высохнуть. Затем возьми угля из обыкновенного или каменного дуба, растолки его, возьми сито с дырочками, сквозь которое проходило бы просяное зерно, и просей через него этот угольный порошок, отложи просеянное, просей ещё и поступай, таким образом, столько раз, пока у тебя не будет достаточно порошка. После того как это сделаешь, возьми льняного масла, варёного и хорошо приготовленного, как для протравы, и добавь треть жидкого лака. Дай всему вместе хорошо прокипеть. Когда смесь достаточно горяча, возьми сосуд, насыпь в него просеянного угля, затем налей этой протравы, хорошо смешай и равномерно прокрой толстой щетинной или беличьей кистью всю фигуру или другую работу. После того как ты это сделаешь, помести её в такое место, где она бы хорошо высохла – на солнце или на ветру. Когда фигура вполне высохнет, возьми немного клея и, если его у тебя со стакан, прибавь один желток33 и достаточно горячим смешай всё вместе; возьми небольшой кусок губки, окуни в эту смесь, но не слишком её напитывай, и протри во всех местах, где прокрыл протравой с углём. Я тебе объясню, почему надо прокрывать такой протравой. Причина такова: камень всегда содержит сырость, а смешанный с клеем гипс как бы это чувствует, гниёт, трескается и портится: это же масло с лаком являются орудием и средством для соединения гипса с камнем. Уголь же при влажности камня всегда остаётся сухим. Если хочешь продолжать свою работу, то возьми грубого гипса и клея, приготовленных тем же способом, как для грунтовки картины на дереве; при этом в зависимости от количества нужно прибавить один, два или три желтка. А затем размазать палочкой по работе; если же ты с этим смешаешь ещё немного порошка из толчёного кирпича, то будет ещё лучше. Прокрой при помощи палочки этим гипсом два или три раза, и дай ему хорошо высохнуть. Когда совершенно высохнет, проскобли и вычисти его, как ты это делал на доске или картине, а затем возьми тонкого гипса или, если хочешь, гипса для золочения и смешай и сотри этот гипс с тем клеем, с которым ты грунтуешь доску, но здесь нужно добавить ещё и яичного желтка, хотя и не столько, сколько ты кладёшь в грубый гипс. После этого начинай покрывать свою работу первым слоем, как следует, протирая рукой. Затем поверх этого гипса прокрой четыре или шесть раз кистью так же, как грунтуешь доску, совсем таким же способом и стою же старательностью. Когда это сделано, и грунт хорошо высох, осторожно его проскобли и прокрой смешанным болусом, как ты делал на доске, совершенно тем же способом, которого ты придерживаешься при золочении и полировке камнем или зубком. Это самая существенная часть этого искусства, какая только может быть на свете. Если же случится, что какой-нибудь твоей работе, позолоченной таким образом, будет угрожать опасность воды, ты можешь её покрыть лаком; это не так красиво, но значительно прочнее. CLXXV. Какие средства можно принять против сырости в стене, которую надо расписывать. Получается, что в целях сохранения живописи при некоторых работах, которые производятся на сырой стене, когда приходится принимать против сырости меры; эти меры предосторожности следует принимать с предусмотрительностью и согласно способам, проверенным практикой. Знай, что сырость на стене вызывает тот же процесс, что масло на доске; как сырость портит известь, так масло портит гипс и его смесь (темпера); поэтому следует знать, когда эта сырость может вызвать большие повреждения. Как я тебе сказал выше, самая лучшая и прочная темпера, какою можно работать на стене, это работа in fresso, т.е. на сырой извести. Знай, что сколько бы не шло дождя и ни было воды снаружи, это никогда не может причинить никакого вреда, но вода, которая просачивается и капает сквозь стену с другой стороны, действительно очень вредна; если ты обнаружишь несколько капель, просочившихся сквозь стену, прими против этого решительные меры: осмотри, насколько стена крепка в том месте, где ты работаешь, и, если она плохо защищена, вели тщательно её закрыть. Если же в этом месте проведена вода и её нельзя отвести, придерживайся такого способа: из какого бы камня ни была сложена стена, возьми льняного масла, сваренного, как протрава, и сотри с толчёным кирпичом, но раньше намажь стену этим маслом в кипящем виде кистью или тряпкой. После этого возьми указанного замешанного толчёного кирпича, прокрой им стену таким образом, чтобы она была шершавой, и дай ей хорошо высохнуть в течение нескольких месяцев. Затем возьми лопаткой свежей извести, смешай наполовину с песком, прибавь к ней толчёного и просеянного кирпича и промажь стену один или два раза так, чтобы штукатурка хорошо улеглась и была шершавой. Затем, когда захочешь на ней работать, прокрой её тонким слоем мягкой извести, как я тебе показал выше, описывая способ работы на стене. CLXXVI. Два других способа для той же цели. Для этой цели можно сделать ещё следующее: раньше промажь стену кипящей корабельной смолой; после того как ты это сделаешь, возьми той же смолы и нового, вполне сухого толчёного кирпича, истолчённого каким бы то ни было способом, смешай его с названной смолой и промажь этим стены там, где есть сырость. И это – прекрасная штукатурка. Сделай её шершавой посредством извести, как я тебе объяснил выше. Для той же цели есть ещё такой способ: возьми известное количество кипящего жидкого лака, смажь им поверхность сырой стены и затем прокрой стену тем же лаком с толчёным кирпичом. Это тоже превосходное средство. CLXXVII. О работе в комнатах и лоджиях зелёной землёй по сухому. Когда ты работаешь под лоджиями или под балконами, их не всякий раз приходится исполнять по сырому – часто ты их найдёшь оштукатуренными раньше, чем захочешь расписать зелёной землёй. В таких случаях бери зелёной земли, хорошо смешанной и стёртой с не слишком крепким клеем для грунтовки. Прокрой этим составом два или три раза при помощи толстой щетинной кисти всю поверхность. Когда ты это сделаешь, то после того как высохнет, нарисуй углём таким же образом, как ты это делаешь на доске, и усиль34 свои сцены чернилами или чёрной краской, т.е. виноградным углём, стёртым с яйцом, или, если хочешь, желтком и белком вместе; смахнув уголь, возьми большую чашку или миску, называемую тосканцами "metadella". Положи туда ложку дёду и хорошо сболтай всё вместе. Сделав это, возьми губку, окуни её в эту воду, немного выжми и пройди ею по фону, покрытому зелёным. Затем чёрной акварелью сделай свои тени, нежные, мягкие, воздушные. Далее возьми бели, стёртых и смешанных с указанной выше темперой и сделай по всем правилам искусства пробелку своих фигур. Ты можешь наложить на эти фигуры и другие краски, отличные от зелёной, охру, чинабрезе и орпименто, и при желании украсить каким-нибудь орнаментом и сделать синий фон. Эту работу зелёным ты можешь исполнять и на доске, а также и на стене по сырому, штукатуря и прокрывая зелёной землей и делая пробелку известковыми белилами. CLXXVIII. Как можно покрыть расписанную зелёной землёй доску лаком. Найдутся заказчики, которые захотят, чтобы заказанную тебе роспись зелёной землёй ты покрыл лаком. Скажу тебе, что это не принято, и что зелёная земля этого не требует, но всё же, если они этого захотят, удовлетвори их, придерживаясь следующего метода. Возьми оскрёбков пергамента и хорошо прокипяти их с чистой водой так, чтобы получилась обычная, т.е. клеевая темпера; осторожно и легко прокрой этим клеем толстой беличьей кистью свои фигуры или сцены и вообще всё, что тебе нужно прокрыть лаком. Когда прокроешь этим очень чистым прозрачным, дважды процеженным клеем, дай твоей работе просохнуть в течение трёх или четырёх дней. Затем можешь спокойно покрывать всё лаком и увидишь, что зелёная земля воспринимает лак так же, как и другие краски. CLXXIX. Как раскрашенное человеческое лицо вымыть и очистить от краски. Иногда случается, что упражняясь в своём искусстве, тебе придётся раскрашивать и расписывать тело, особенно раскрашивать лица мужчин и женщин; ты можешь изготовлять свои краски, стирая их с яйцом или, для технического грима, с маслом или жидким лаком, который является самым крепким связующим веществом из существующих. Но как ты поступишь, когда потом захочешь смыть с лица эту краску или темперу? Возьми желток и понемногу рукой протирай им лицо. Затем возьми горячей воды, вскипячённой с отрубями, вновь протри лицо желтком и вымой его горячей водой. Делай это столько раз, пока лицо не станет первоначального цвета; больше об этом предмете говорить нечего. CLXXX. Почему дамы должны воздерживаться от употребления целебных вод для кожи. Может случиться, что при обслуживании молодых дам, в частности тосканских, тебя попросят указать им краски и эликсиры, которые придают им прелесть и которые они употребляют, чтобы казаться прекрасными. Но падуанки их не употребляют, и я не хочу дать им повод меня упрекнуть; к тому же это не угодно богу и мадонне, почему я об этом умолчу. Тебе же скажу: если хочешь сохранить на долгое время свой цвет лица. Умывайся водой из фонтана, ключа или реки и предупреждаю тебя, что если будешь потреблять что-либо другое, искусственного изготовления, лицо станет в короткое время блеклым, зубы – чёрными; дамы же оттого преждевременно стареют и становятся безобразнейшими старухами, какие только могут быть. И сказанного об этом предмете достаточно. CLXXXI. Как полезно делать слепки с натуры. Мне кажется, что о всех видах живописи сказано достаточно. Сейчас хочу коснуться другого, что очень полезно и даст тебе большой навык в рисунке, - изображения и воспроизведения вещей с натуры, называемого ваянием. CLXXXII. Как делают с натуры слепок лица мужчины или женщины. Если хочешь получить слепок какого-либо лица мужчины, женщины или старика, то поступай с моделью следующим образом. Во-первых, сбрей бороду, так как борода и волосы воспроизводятся плохо. Возьми душистого розового масла и смажь им лицо толстою беличьею кистью. Надень на голову берет или капюшон и возьми полосу ткани в ладонь ширины, а длины от плеча к плечу, накрой ею голову поверх берета и пришей её (нижний край) к берету от одного уха к другому. Положи в каждое ухо немного ваты и, оттянув книзу названный край полосы, пришей его к воротнику одежды сбоку у подбородка от половины лица к половине плеча, а свободный конец полосы поверни к передним пуговицам. Сделай то же с другой половиной куска и пришей таким же образом у другого плеча, а конец поверни к середине шеи. Сделав это, положи мужчину или женщину на ковёр, на доску или стол. Возьми железное кольцо шириною в один или два пальца, с зубцами наверху, в виде пилы. Овал этого кольца должен быть на два или три пальца шире и длиннее лица. Окружи этим кольцом лицо человека так, чтобы оно не касалось лица модели, и дай держать это кольцо твоему товарищу. Возьми указанную выше полосу ткани и тяни к середине не пришитые её края, поместив их на зубцы обрамляющего лицо кольца, и закрепи так, чтобы края ткани легли между телом и кольцом, и чтобы от ткани до лица было кругом пространство в два пальца или меньше, в зависимости от того, какой толщины думаешь сделать слепок. И скажу тебе, что теперь ты можешь начинать отливку формы. CLXXXIII. Каким образом человеку, с лица которого снимают маску, обеспечивают дыхание. Тебе нужно дать сделать ювелиру две трубки из латуни тили серебра, насколько возможно лёгкие, круглые и более открытые вверху, чем внизу, наподобие (музыкальной) трубы, каждая приблизительно в ладонь длины и в палец толщины. С другого нижнего конца они должны быть сделаны по форме и объёму ноздрей носа, но так, чтобы, входя в них, совсем не раздувать носа. Дай эти трубочки пробуравить от середины до конца частыми мелкими дырочками и скрепить, но у основания, где они входят в нос, они должны быть искусно отдалены друг от друга на расстояние перемычки между ноздрями. CLXXXIV. Как отливают с живого человека гипсовый слепок, как снимают, сохраняют и выливают из металла. Когда это сделаешь, заставь мужчину или женщину повернуться и вставь им эти трубочки в ноздри, и пусть они сами их держат рукой. Имей наготове гипс из Болоньи или Вольтерры варёный, свежий и просеянный и миску с тёплой водой. Быстро высыпь гипс в эту воду. Делай это быстро, чтобы гипс скорее загустел, и потому приготовляй его не слишком жидким. Возьми стакан, бери им этот состав и заполни лицо кругом. Наноси состав равномерно и оставь глаза, чтобы закрыть их (гипсом) после покрытия всего лица. Пусть (человек) держит рот и глаза закрытыми, но без усилия, как то бывает у спящего, и когда гипс нанесён на расстояние одного пальца от носа, дай ему немного отдохнуть. Дай слепку затвердеть, захвати его осторожно перочинным или другим ножом или ножницами и обрежь кругом пришитую тобою полосу ткани. Аккуратно вынь из носа трубочки, дай человеку подняться, сесть или встать, держа руками слепок, который у него на лице, и осторожно прилаживай лицо, чтобы вынуть его из этой формы или маски. Сняв маску, тщательно её сохраняй. Далее возьми детскую пелёнку и обмотай её вокруг этой формы таким образом, чтобы пелёнка заходила на два пальца за её края. Возьми толстую беличью кисть и смажь всё углубление формы, каким хочешь маслом с большой тщательностью, чтобы как-нибудь на несчастье что-нибудь не попортить; сотри указанным выше способом гипс и, если хочешь, добавь немного порошка толчёного кирпича – это будет ещё лучше. Бери этот гипс стаканами или миской, наливай в форму, держа её на скамейке; когда ты наливаешь состав, другой рукой осторожно стучи по скамье так, чтобы гипс имел возможность равномерно проникнуть во все места, как воск в печать, и чтобы не было ни пустот, ни пузырей. Когда форма сделана и наполнена, дай ей постоять полдня или самое большее день. Возьми молоточек и хорошенько прощупывай и разбивай внешнюю скорлупу, т.е. первую форму, таким образом, чтобы не отбить у слепка ни носа, ни чего-либо другого. Для того же, чтобы эта форма оказалась при разбивании более хрупкой, прежде чем е наполнять, возьми пилу и надпили форму снаружи со многих местах, но так, чтобы не пропилить насквозь, что было бы очень плохо; надпилив как следует, ты её без труда разобьёшь лёгкими ударами молотка, когда она будет полна. Таким образом, ты будешь иметь изображение, лицо или слепок любого важного сеньора. Знай, что если ты сохранишь первую форму, то с неё можно дать вылить маску из меди, бронзы, золота, серебра, свинца и вообще какого угодно металла. Имей лишь достаточно мастеров, которые знают толк в плавлении и литье. CLXXXV. Объяснение того, как можно сделать слепок с обнажённой фигуры мужчины или женщины и как отлить его из металла. Применяя указанный выше способ с полным мастерством, можешь вылить и сделать слепок с цельной обнажённой человеческой фигуры, подобный встречающимся древним прекрасным статуям. Желая сделать слепок с обнажённого мужчины или женщины, прежде поставь его на дно ящика, который ты велишь сделать в высоту человек до подбородка; этот ящик должен разбираться, с одной стороны, вполовину всей ширины, а с другой – по длине. Прикажи, чтобы от середины плеча, начиная от уха, шла доходящая до дна ящика очень тонкая медная пластинка, которая бы окружала тело обнажённого, не причиняя ему вреда, отступая от него на толщину верёвки. Пластинка должна быть прибита к краю ящика – в месте сшива. Прибей, таким образом, четыре пластинки, чтобы они сходились к середине35, образуя как бы продолжение швов ящика. Затем смажь обнажённого, помести его стоя в ящике, сотри побольше гипса с достаточно тёплой водой и будь с товарищем, чтобы одновременно спереди и сзади обливать фигуру гипсом так, чтобы в то же самое время ящик стал полным, и человек был погружен по горло. Лицо, как я тебе рассказал. Можешь сделать отдельно. Дай гипсу постоять столько времени, чтобы она хорошо затвердел, затем открой и разбери ящик и сделай это так: всунь между краями ящика и пластинками какие-нибудь инструменты или стамески и открой ящик, как бы ты это сделал с орехом, держа с обеих сторон части ящика и сделанного тобою слепка. Осторожно вынь обнажённого, вымой его хорошенько чистой водой так, чтобы его тело стало розовым. Когда же сделаешь слепок с лица, то можешь таким образом вылить из указанной формы слепок из какого хочешь металла. Но я тебе рекомендую воск. Почему? Да просто потому, что такая форма ломается, не повреждая фигуры, и потому, что ты можешь снимать, добавлять и исправлять там, где у фигуры есть изъяны. После этого можешь приставить голову и выливать всю фигуру целиком. Подобным же образом можешь сделать слепки с отдельных членов, один за другим по частям, а именно: руки, ладони, ноги, ступни, а также птицу, всякого рада зверя, рыбу и прочих животных. Но они должны быть мёртвыми, так как не имеют ни разума, ни выдержки, чтобы стоять послушно и смирно. CLXXXVI. Как можно сделать слепок с самого себя и затем вылить его из металла. Следующим образом можешь также сделать ещё слепок с самого себя. Вели приготовить известное количество пасты или хорошо промешанного, чистого и очень мягкого воска, стёртого, как если бы это была мазь; и размажь по очень широкому, как обеденный, столу. Вели поставить его на пол и наложить на него это пасты или воска на толщину с пол-локтя. Вдави в пасту снимаемую часть тела спереди, сзади или сбоку. Если названные паста или воск тебя хорошо охватят, дай аккуратно и прямо так, чтобы не сдвинуть формы, вытянуть тебя из неё; затем дай ей высохнуть и, когда высохнет, отлей слепок из свинца. Подобным же образом сделай другую часть своей особы, т.е. противоположную той, которую сделал, и затем, соединив их вместе, вылей цельный слепок из свинца или другого металла. CLXXXVII. О том, как делают слепки фигурок из олова, и о, том, как их размножать при помощи гипса. Если ты снимешь слепки с фигуры из олова или других металлов или если тебе нужно сделать какой-нибудь рельеф для доски, голову человека, льва или другого животного или какой другой небольшой фигуры, смажь её, вдави в воск и выливай из чего хочешь. Дай сделанному тобою из воску слепку высохнуть и затем хорошо смажь его столовым или ламповым маслом. Возьми тонкого или грубого гипса и. смешав с довольно крепким клеем, налей эту массу в форму и дай ей остыть. Когда остынет, немного отдели этот гипс кончиком ножа от формы, затем дуй посильнее в образовавшееся отверстие, и у тебя в руке окажется готовая гипсовая фигура. Таким образом, можешь их сделать сколько угодно. Знай, что лучше их делать зимой, чем летом. CLXXXVIII. Как пользуются воском или пастой, делать отпечатки монет. Слепки с монет36 можешь сделать, отпечатывая их на воске или пасте. Дай оттиснутой форме высохнуть, затем расплавь серы, вылей её в форму – и слепок готов. Если ты захочешь сделать слепки из пасты, то прибавь в неё стёртого сурика, т.е. смешай с пастой порошок сурика, и сделай эту массу, насколько хочешь твёрдой. CLXXXIX. Как делают отпечатки монет или печатей в воске и золе. Если захочешь сделать в совершенстве слепок с печати, дуката или другой монеты, придерживайся следующего способа и цени его высоко, так как это превосходная вещь. Приготовь половину или целую миску чистой воды. Возьми полмиски золы, всыпь её в миску с водой и перемешай рукой. Немного подожди и, прежде чем вода станет совсем прозрачной, налей этой мутной воды в другую миску и делай так столько раз, пока у тебя не будет столько золы, сколько тебе нужно. Затем дай миске со слитой водой постоять, пока вода не станет прозрачной, и зола не осядет на дно. Слей воду и просуши золу на солнце или где хочешь. Потом сотри её с растворённой в воде солью и поступай с нею, как если бы это была паста. Затем сделай в этой пасте оттиски печатей, фигурок, монет и вообще всего, с чего ты хочешь сделать слепок. Сделав это, дай указанной пасте понемногу высохнуть, без огня и солнца. Затем выливай на эту пасту олово, серебро или любой другой металл; знай, что указанная паста может выдержать какую угодно большую тяжесть. …Желаю тем, кто увидит эту книгу, хорошо её изучить, запомнить и работать с прилежанием, живя в мире и поддерживая свою семью… (Закончена книга сия в лето 1437, июля 31 дня, в Стинке37).
1. В скобках, в настоящем переводе поставлены слова: 1) которые в оригинале пропущены, но подразумеваются и 2) технические термины и непереводимые выражения. 2. ingessare; дальше gesso – гипс или мел; поэтому не всегда бывает возможным точно определить, кокой именно из этих двух материалов подразумевает Ченнини. С этой неточностью мы встретимся и в дальнейшем на протяжении всей книги. 3. В русском иконописном ремесле "припорох" – перевод рисунка. 4. Придавать живописной поверхности фактуру. Обычно во времена Ченнини это делалось штампом или специальным пунктирным колесом. 5. Vernice da scrivere – лак для письма, обычно сандарак. 6. Mozzetto от. чл. mozzare – обрезанный, обрубленный, но Ильг в данном случае переводит – gespitzt, т.е. заострённый. 7. Tiezzuola – кусок материи, заплата; Агеев переводит, как платчатые краски, исходя из строгого термина "платчатые румяна". От куска той краски. 8. Здесь tempere – смеси, множественное число; чаще tempera единственное число – смесь, но не темпера в общеевропейском современном смысле слова, т.е. краска, смешанная с маслом и клеем. 9. Morella – чёрная жинка, ветряная ягода. 10. di'spicchi – вероятно, мездровый клей. 11. В тексте, вероятно, ошибочно стоит viso – лицо вместо nazo – нос. 12. В кодексе Laurenciano и Riccardiano читаем "bruno" – коричневый, но в издании Тамброни "buono" - хороший; Миланези восстанавливает "bruno" в виду того, что "среди разных цветов бриллиантов есть и коричневые". 13. Сернистый мышьяк, or-pumento; буквально, пигмент золота. 14. Aria – воздух, но надо думать, что имеется в виду скорее свет; тоже и дальше. 15. Жёлтый лак из reseda latcola. 16. Болус – bolo – красная земляная краска для грунтовки перед золочением. 17. Azzurro della Magna. 18. Verde azzurro – углекислая медь. 19. Lavorare de piatto, буквально – "работать плоско" (см. гл. XXXI), в немецком же тесте Ильга – "для грунтовки од золото". У Мотте – "для работы на фаянсе"(?). 20. См. гл. LXXIII. 21. Это место может показаться испорченным переписчиками или ошибкой самого Ченнино, если бы мы не знали, что мастера этого времени плохо знали воздушную перспективу, как это видно из их произведений, на которых изображены горы и пейзажи. Переставив порядок последней фразы, можно было бы кодекс исправить, но её лучше оставить, как она есть, хотя бы потому, что она может служить истории искусства. (Прим. Тамброни) 22. В этом месте подлинника мы читаем: "…e se fusse figure di legname o foglie, che le potessi far bollire in caldaia", т.е. дословно: "если это будут фигура или листья дерева, и ты бы мог вскипятить их в котле". Это место Ильг переводит: "und wenn es sich um Figuren aus Holz und Blattornamente handelt, du sie in einem Kessel sieden Könnest" т.е.: "если же речь идёт о фигурах из дерева или лиственном орнаменте, то ты бы мог их вскипятить в котле". Моттэ переводит это же место: "et si tes planclies ou feuilles de bois etaient telles que tu puisse les faire cuire dans un chaudron" – "и если твои доски или листья из дерева будут такими, что ты бы мог их сварить в котле". В переводе Моттэ и в особенности Ильга означенное место Ченнини переведено формально без понимания технологического смысла, а вернее даже с извращением его. Речь идёт только о дереве и досках из него, которые полезно прокипятить. Метод обработки дерева кипячением в целях достижения его лучшей прочности был принят в техническом обиходе времён Ченнини. Для чего кипятить "фигуры из дерева и лиственный орнамент" (Ильг) или …листья из дерева" (Моттэ) – непонятно, так же как и отношение этих таинственных фигур к правилам Ченнини о приготовлении доски и её грунтовке. 23. Chiovi – кодекс Ricardiano, в код. Laurenziano и римском издании occhio – глав. 24. См. г. XVIII и XLVI. 25. То, что следует до конца главы, прибавлено в итальянском издании Меланези из кодекса Riccardiano; в римском издании и в кодексе Lautenziano этого нет. 26. С этого места в кодексе не хватает названий глав, которые добавлены согласно римскому изд. Примеч. Меланези. 27. В рукописи двух, но по смыслу трёх. Прим. Меланези.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |