КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
От переводчика 5 страница. CXXIIi. Как надо обводить контуры фигур в расчёте на золотой фон
CXXIII. Как надо обводить контуры фигур в расчёте на золотой фон. Как только ты нарисуешь всю свою картину, возьми иглу, вставленную в ручку, и процарапай ею контуры фигуры, граничащие с фоном, который тебе нужно вызолотить, с украшениями, которые нужно сделать у фигур, и с теми одеждами, которые делаются из золотой парчи. CXXIV. Как делаются на доске рельефы из мягкого гипса и как прикрепляют к доске драгоценные камни. Кроме того, применяй мягкий гипс для рельефов, если ты хочешь сделать выпуклые арабески или лиственный орнамент или захочешь вставить драгоценные камни в некоторые украшения или орнаменты, которые очень обогатят твоё произведение. Камни эти – из стекла различного цвета. Распределяй их разумно (при этом держи гипс в сосуде на горшочке с горячей золой и имей под рукой сосуд с чистой горячей водой, так как ты должен часто мыть свою кисть). Возьми аккуратно кончиком довольно длинной кисти из тончайших беличьих волосков тёплого гипса и быстро делай рельеф, какой требуется. Если ты делаешь выпуклыми часть листьев, раньше нарисуй их, стремясь к простоте и ясности, так как чем чётче ты сделаешь листья, тем лучше будет выходить пунктир колёсиком (granare colla rosetta) и тем лучше они могут быть отполированы камнем. Есть мастера, которые, сделав желаемый рельеф, покрывают его при помощи мягкой щетинной кисти одним или двумя слоями тонкого гипса, которым они покрыли доску. Делая низкий рельеф, не употребляй разных смесей гипса; если будешь следовать этому правилу, твоя работа выйдет изящнее, крепче, надёжнее и не потребует проволоки; кроме того, это важно и по причине, которую я тебе объяснил выше. CXXV. Как надо формовать рельеф для украшения отдельных мест в картине. Так как мы говорим о рельефных работах, то я тебе скажу ещё кое-что. Из этого или более крепкого (благодаря клею) гипса ты можешь вылить в формах из глины или мела голову льва и другие слепки. Смажь формы светильным маслом, положи туда хорошо смешанного гипса и дай ему хорошо остыть. Затем приподними со стороны формы гипс кончиком ножа. Посильнее подуй в образовавшееся отверстие, и гипс аккуратно выйдет из формы. Слепок прикрепляй к орнаменту так: смажь кистью место, на которое хочешь поместить рельеф, гипсом для грунтовки или тем, из которого ты делал самый рельеф, придави его пальцами, и он прикрепится, как следует. Затем возьми того же гипса и прокрой им один или два раза беличьей кистью выступающие части рельефа, надавливая его пальцами. Заканчивая эту работу, пройди кончиком ножа, выискивая, нет ли где какого-нибудь бугорка, и удали его. CXXVI. Как надо накладывать рельефы на стене. Скажу тебе ещё о том, как делают рельефы на стене. Во-первых, на стене бывают разные рельефные работы, как например, лиственный орнамент, который нельзя штукатурить лопаткой. Возьми хорошо просеянного песку и извести, насыпь их в лоханку и при помощи толстой щетинной кисти размешай (distempera) их в чистой воде, как тесто. Наложи этой кистью на указанные места несколько слоёв. Затем сгладь той же лопаткой, и будет хорошая штукатурка. Работай по сырому или по сухому, как я тебя научил при работе над фреской. CXXVII. О том, что на стене делают рельефы из извести тем же способом, как на доске из гипса. Можешь ещё делать какие угодно рельефные работы на стене из извести, немного растерев её на камне. Способ работы тот же, который я тебе указал для доски; только там ты делаешь рельеф из гипса, а на стене – из сырой извести и штукатурки. CXXVIII. Как снимают рельефы с каменной формы и для чего они пригодны на стене и на доске. Возьми, какой угодно камень с выточенными на нём девизами и намажь этот камень свиным салом или смальцем. Возьми прокованного олова; положи его на форму, прикрой слегка смоченной паклей и бей по камню так сильно, как можешь, ивовым молотом. Возьми стёртого с клеем грубого гипса и заполни им штамповку при помощи палочки. Полученным рельефом можешь украшать стену, шкафы и что захочешь. Затем прокрой олово протравой, и когда она немного разъесть олово, накладывай на него чистое золото. Когда рельеф просохнет, прикрепляй его к стене небольшим количеством корабельной смолы. CXXIX. Как можно делать рельефы на стене лаком. Можно еще сделать рельефы на стене так: возьми жидкого лака, хорошо размешанного с мукой, и делай рельефы острой беличьей кистью. CXXX. Как можно делать рельефы на стене из воска. Можешь ещё сделать рельефы на стене из воска, смешанного с корабельной смолой: на две части воска – одну часть смолы. Делай рельеф кистью, употребляя смесь горячей. CXXXI. Как накладывают на доску болус и как его приготовляют. Вернёмся к прежнему. Когда ты закончишь на своей картине рельефные работы, возьми армянского болуса, притом хорошего. Попробуй его на нижнюю губу, и если увидишь, что клеится, - он хорош. Теперь ты должен узнать, как приготовляется хорошая смесь (темпера) для золочения. Влей в чистую глазированную миску белок яйца и возьми прут со многими, ровно обрезанными веточками; взбивай этот белок, как ты взбиваешь шпинат или зелёные щи, пока миска не будет полна густой пеной, похожей на снег. Затем возьми обыкновенный, не слишком большой и не совсем полный стакан воды и влей её в миску на белок. Дай всему постоять и стечь с вечера до утра и три болус с этой смесью, сколько можешь. Возьми мягкую губку, хорошо её вымой, окуни в чистую воду и выжми протри осторожно этой не слишком мокрой губкой там, где ты хочешь позолотить. Потом прокрой толстой беличьей кистью везде, где ты хочешь позолотить и где ты смочил губкой, остерегаясь остановок кисти. Обождя немного, налей опять болуса в сосуд, чтобы он имел большую корпусность, и намажь второй раз. Дай краске немного постоять, влей ещё болуса в сосуд и, остерегаясь задержек, нанеси третий слой. Затем опять прибавь болуса в сосуд и прокрой в четвёртый раз. После этого ты должен прикрыть работу тканью и насколько возможно предохранять её от пыли, солнца и воды. CXXXII. Другой способ приготовлять болус для золочения досок. Ты можешь приготовлять эту смесь (темперу) ещё другим способом. Возьми для стирания болуса белок и вылей его весь на порфировый камень. Возьми болуса, всыпь в этот белок и осторожно стирай; когда он у тебя под руками станет сохнуть, подлей на камень чистой прозрачной воды; затем, когда он хорошо стёрт, смешай его лишь с чистой водой так, чтобы он стекал с кисти. Обычным способом прокрой им свою работу три или четыре раза. Пока у тебя нет большого опыта, этот способ для тебя надёжнее. Хорошо закрывай свою картину или доску, чтобы предохранить её, как я сказал, от пыли. CXXXIII. Как можно золотить доску с зелёной землёй. Можешь ещё поступать по примеру древних. А именно: прежде чем делать гипсовый грунт, покрывай всю поверхность картины (на дереве) холстом и затем накладывай золото с зелёной землёй, стирая эту землю на любой из двух видов темпер, о которых я тебе рассказал. CXXXIV. Каким образом золотят доску. Когда наступит мягкая, сырая погода, и ты захочешь золотить, положи свою картину на две струбцинки. Хорошо обмети её перьями и пройди слегка по покрытой болусом поверхности скребочком. Если где-нибудь есть пятна, неровности или зёрна, удали их. Возьми кусок грубого холста и полируй им болус с большим вниманием. Сгладь затем ещё и зубком – это может быть только полезно. Когда ты так хорошо сгладишь и отполируешь, возьми почти полный стакан чистой воды и добавь немного смеси (темперы) из яичного белка, и если последний слегка испорчен, тем лучше. Смешай его получше вместе с водой и приготовь толстую беличью кисть, сделанную, как я тебе сказал раньше, из кончиков хвостов. Возьми чистое золото и, осторожно беря его щипчиками или пинцетом, положи на лист бумаги, обрезанный со всех сторон в виде четырёхугольника и немного больший, чем кусок золота. Держи его в левой руке, а правой рукой смачивай кистью такую часть болуса, какую займёт кусок золота, который ты держишь в руке. Смачивай равномерно. Чтобы в одном месте не было большего количества воды, чем в другом. Затем осторожно приложи золото к смоченному болусу и смотри, чтобы золото выступало за бумагу каёмочкой, и чтобы бумага не намокала. Когда ты достиг того, что золото коснулось воды, быстро и внезапно отдёрни руку с листом. Если же ты заметишь, что золото не всё пристало к воде, то возьми немного новой ваты и насколько только можешь легко, придави золото. Таким же образом наложи и другие куски. Когда ты смачиваешь болус для второго куска, остерегайся замочить первый и потому – не проводи кистью слишком близко к уже наложенному куску. Делай так, чтобы то золото, которое ты накладываешь, заходило каёмкой на уже наложенное, и предварительно на него подыши, чтобы золото лучше пристало. Когда ты наложишь три куска, - вернись к первому и, подышав на него, придави его ватой; это тебе покажет, не нужно ли где подправить. Тогда приготовь подушку, размером с кирпич или обожжённый камень. Для этого возьми ровную доску, прикрепи к ней хорошую кожу, вполне белую, без пятен, из которой делают сапоги, хорошо её прибей и между доской и кожей положи немного стриженого ворса. Затем разложи на этой подушке кусок золота, хорошо его расстелив, и нарежь плоским ножом золото на кусочки, какие тебе нужно. Для правки оставшихся изъянов возьми маленькую заострённую беличью кисть и смочи эти изъяны указанной выше смесью (темперой), а палочку кисти смочи губами, чего будет достаточно, чтобы взять ею кусочек золота и поместить его на неудачное место. Когда ты вполне закончишь плоскости, которые тебе нужно позолотить и отполировать за один день (о чём я тебе скажу в главе о позолоте карнизов и листьев), то собери кусочки золота – как это делает мастер, который хочет мостить улицу, и собирает камин, - насколько возможно запасая и сберегая золото, а то золото, которое ты наложил, покрой белым платком. CXXXV. Какие камни годятся для полировки позолоты. Когда ты увидишь, что золото нужно полировать, возьми камень, называемый гематит (lapis amatita)24, а как его делают, я тебе укажу. Для тех, кто может осилить расход, ещё лучше сапфиры, изумруды, топазы, рубины, гранаты и чем благороднее камень, тем он лучше. Если же у тебя подходящего камня нет, то годится зуб собаки, льва, волка, кошки, леопарда и вообще всех зверей, обычно питающихся мясом. CXXXVI. Как делают камень для полировки золота. Возьми гематита (lapis amatita), но старайся выбрать покрепче, без всяких жил и строение которого имеет продольное направление. Пойди с ним к шлифовальному камню, сточи его и сделай плоским и гладким, шириною в два пальца или около того. Потом возьми наждачного порошка и получше почить камень, чтобы не осталось ни одного острого места, и округли все края; вставь его затем в деревянную ручку с латунным или медным кольцом, а сначала сделай ручку вполне круглой и гладкой, так чтобы рука на неё хорошо ложилась. Затем придавай ему блеск таким образом: возьми гладкую порфировую плиту, насыпь на неё угольной пыли и, хорошо ухватив камень рукой, пройди им, шлифуя по порфиру, как при полировке. От этого твой камень сделается более крепким, очень чёрным и блестящим, как бриллиант. Тогда нужно большая осторожность, чтобы он не ударился и не пришёл в соприкосновение с железом. Когда ты его захочешь применить для полировки золота или серебра, подержи его раньше за пазухой, чтобы на нем совсем не было сырости, так как золото к ней очень чувствительно. CXXXVII. Как надо полировать золото и какие надо применять средства, когда его нельзя полировать. Теперь надо полировать золото, так как для этого пришло время. Правда, что зимой ты можешь золотить, когда захочешь, так как это время сырое и мягкое, а не сухое. Летом в один час накладываешь золото, в следующий – полируешь. Если же слишком холодно, а ты по какой-либо причине должен полировать, то держи золото в таком месте, где тепло и есть течение воздуха; если же слишком сухо. То держи его всегда покрытым и в сыром месте, а когда ты его захочешь отполировать, открой его тихонько и со вниманием. Так как малейшее трение причиняет повреждение. Положи е его в погреб на подставку для бочек или бутылей и полируй. Если же оно простоит восемь или десять дней или месяц и по какой-нибудь причине нельзя будет полировать, тогда возьми хороший белый платок или полотенце и в погребе или где бы оно ни было расстели его на своё золото. Затем возьми другой платок и окуни его в чистую воду, закрути и выжми его хорошенько, растяни и разложи его на первом платке, который ты положил на сухое золото; тогда оно вновь станет таким, что его можно полировать. Итак, я тебе указал условия, при которых золото пригодно для того, чтобы его полировали. CXXXVIII. Теперь я тебе покажу, каким способом и в каком направлении полировать и в частности как полировать гладкую поверхность. Возьми свою картину на дереве или что бы ты ни позолотил и положи ровно на два треножника или на скамью. Возьми свой полировальный камень, потри его о грудь или где у тебя одежда лучше и чище и хорошо его разогрей. Затем пощупай золото, тщательно осязая его, чтобы узнать, не нужно ли его ещё полировать. Если заметишь под камнем пыль или то, что скрипит, как песок на зубах, возьми беличий хвостик и слегка обмахни золото. И так постепенно полируй поверхность, совсем ровно, водя камнем в одном направлении. А затем в противоположном. Если же когда-нибудь при трении камнем ты увидишь, что золото не так ровно, как зеркало, то возьми ещё золота и, предварительно дохнув на него, наложи кусочек или полкусочка и тотчас полируй его камнем. Если случится, что золото будет плохо полироваться и не будет по-твоему хорошо выходить, то наложи ещё золота тем же способом. Если же ты сможешь осилить расход, то было бы превосходно и тебе к чести покрыть золотом ещё раз всю поверхность. Когда ты увидишь, что полировка хороша, золото, благодаря своему блеску, будет казаться почти тёмным. CXXXIX. Какое и какой толщины золото хорошо для полирования и протрав. Знай, что золото, которое применяется для плоскостей должно быть более матовое, а потому сделано по сто кусков из дуката, хотя из него можно добыть и 145 кусков. Учись распознавать золото и покупай его у хорошего золотобита. Осмотри золото, и если оно дымчатое и мутное, как козловый пергамент, считай его хорошим. Золото для плоскостей должно быть более матовым; для карнизов и лиственного орнамента лучше более тонкое золото, для нежных же окаймлений орнаментов, с протравой, золото должно быть совсем тонкое, как паутина. CXL. Как нужно сначала обводить нимбы, зернить по золоту и гравировать контуры фигур. Когда ты покончишь с золочением и полировкой свей картины на дереве, ты должен, прежде всего, взять циркуль и обвести им нимбы или венцы, позернить их и сделать на них украшения: сделать пунктир мелким штампом так, чтобы они блестели, как пшено, украсить другой штамповкой и зернить там, где есть листва; с этим тебе нужно ознакомиться на практике. Когда ты исполнил нимб и украшения, возьми в сосуд немного свинцовых белил, хорошо стёртых, с небольшим количеством клея (temperato) и прокрой и обведи маленькой беличьей кисточкой фигуры, следуя тем линиям, которые ты процарапал иглой до покрывания болусом. Если же хочешь обойтись без применения кисти и белил, возьми свою железку и соскобли то золото, которое выступает и заходит на фигуру. Такая работа лучше25. Этот пунктир (зернение), о котором я тебе говорил, - одна из прекраснейших техник, которой мы владеем. Ты можешь гравировать, как я тебе сказал, сплошь, и можешь гравировать рельефно. Ты можешь со вкусом и фантазией легким движением руки сделать на золотом фоне листья и другие фигуры, которые мерцают на золоте. При этом в складках и тенях зернить не нужно, в полутенях – немного, в выпуклостях – побольше, потому что зернение осветляет золото темно. Однако до того, как ты будешь гравировать фигуру или лиственный орнамент, нарисуй на золотом фоне, то что ты хочешь изобразить серебряным или латунным штифтом. CXLI. Как ты должен писать на золотом фоне золотую, чёрную, зелёную или любого цвета ткань 26. Прежде чем ты приступишь к живописи, я хочу тебе показать, как надо изображать золотую ткань. Если ты хочешь сделать плащ, юбку или подушку из золотой парчи, то позолоти при помощи болуса и процарапай складки одежды тем способом, которым я тебя учил покрывать фон; затем, если ты хочешь сделать красную парчу, то прокрась это полированное золото киноварью; если же надо сделать тени, передай их лаком, а если нужно сделать света (пробелку), то пропиши их суриком, смешивая всё с яичным желтком. При этом, не три слишком сильно и слишком много раз кистью, а дай просохнуть и прокрой не менее дух раз. Поступай так же, если ты хочешь написать зелёные, чёрные или какие хочешь одежды. Если же ты их решил исполнить хорошим ультрамарином, то сделай предварительно на золоте подмалёвок свинцовыми белилами, смешанными с желтком. Когда высохнет, смешай свой ультрамарин с небольшим количеством (примерно с двумя каплями) клея или желтка, прокрой им поверх белил два или три раза и дай высохнуть. Затем, в зависимости от парчи, которую ты хочешь изобразить, сделай свои патронки (spolverezzi), т.е. ты должен раньше сделать рисунок на бумаге и затем осторожно протыкать его иглой, положив под бумагу кусок ткани или полотна. Если же хочешь, прокалывай на деревянной доске, например липовой; это лучше, чем полотно. Когда ты проколешь, то возьми порошок, соответственно цветам ткани, которые тебе нужно перевести припорохом. Если это белая ткань, то переводи угольной пылью, завязанной в тряпочку; если это чёрная ткань, пропыляй белилами, завязав порошок в платочек; для других изображений приготовляй свои трафареты так, чтобы они вполне соответствовали своему назначению. CXLII. Как рисуют, процарапывают и зернят золотую или серебряную парчу. Переведя рисунок ткани припорохом, возьми штифт из берёзы,вереска или другого крепкого дерева или кости, заострённый с одного конца, как грифель для рисования, а с другой стороны с плоским концом для того, чтобы им можно было скоблить; пройди остриём штифта по всем своим тканям, рисуя и исправляя их. Другой же стороной палочки тщательно соскабливай и счищай краску так, чтобы не повредить золото. Скобли, что хочешь, фон или орнамент, и затем "вызерни" розеткой. Там, где ты в некоторых мелких линиях не можешь употребить розетку, возьми заострённое, как грифель для рисования, железное шило. Таким образом, начни учиться изображать золотые ткани; если ты пожелаешь сделать серебряные ткани, то и при серебрении нужно следовать тому же способу. Скажу тебе, ещё, что если ты захочешь научить золочению детей или мальчиков, то пока они не достигли в этом некоторого навыка, давай им накладывать серебро, так как при этом убыток будет меньше. CXLIII. Как делают богатую золотую, серебряную или лазоревую ткань и как применяют на стене золочёное олово. Желая написать богатую ткань, надо на одежде, которую ты хочешь изобразить,сделать рельефные листья, прикрепить к ним разноцветные камни, покрыть сплошь золотом и затем, после полировки вызернить. Другой способ. Покрой весь фон ткани золотом, отполируй и нарисуй на ней охоту или другие изображения, которые ты захочешь сделать, затем вызерни фон или узоры, которые ты нарисовал. Ещё способ. Позолоти фон, отполируй и сделай выпуклый пунктир. Ещё способ. Позолоти фон, нарисуй на нём то, что задумал, прокрась фон медянкой на масле и некоторые складки оттени, пройдя по ним два раза. Затем прокрась сплошь как фон, так и орнамент. Ещё способ. Прокрой одежду серебром. После того как ты её отполируешь (что всегда необходимо делать), исполни на ткани рисунок и прокрой фон или узоры киноварью, смешанной с желтком. Затем прокрой один или два раза всю работу, как фон, так и узоры хорошим лаком (красным) на масле. Если захочешь написать прекрасную одежду ультрамарином, то сделай для своей одежды полированный серебряный грунт, на нём сделай рисунок, а затем прокрась приготовленным с клеем ультрамарином или фон или узоры. Далее прокрой сплошь как фон, так и узоры, и получится бархатистая ткань. Ещё способ. Загрунтуй одежду фигуры той краской, которой ты хочешь сделать тени; затем возьми тонкую беличью кисть и протраву. После того как ты переведёшь рисунок припорохом, работай, как я тебе дальше расскажу, протравой там, где хочешь сделать ткань и узоры. Ты можешь употреблять эти протравы и для золота и для серебра. После того как ты их вычистишь и отполируешь ватой, эти ткани будут прекрасны. Ещё способ. Прокрасив любой краской, как я сказал выше, и, желая её сделать переливающейся, пиши поверх золота какой хочешь масляной краской, лишь бы она отличалась от цвета подмалёвка. Способ то же делать на стене. Прокрой одежду золочёным оловом и прокрась её тем цветом, в каком хочешь иметь ткань. Переведи рисунок припорохом, работай и гравируй деревянным штифтом, краски же всегда смешивай с яичным желтком. Так ты сделаешь прекрасные изображения одежд на стене. С протравами ты можешь работать на стене так же, как и на доске. CXLIV. Как изображать на стене или на доске бархат, полотно или шёлк. Если ты захочешь изобразить бархат, то пиши одежду любой краской с яичной темперой. Затем изобрази беличьей кисточкой масляной краской свойственный бархату ворс. Ворсинки делай потолще. Таким же образом ты можешь, приготовляя темперу указанным способом, изображать бархат любого цвета (чёрный, красный и пр.). Иногда нужно изобразить на стене изнанку плаща или такую одежду, которая бы казалась сделанной из шерстяной ткани. Для этого наложи штукатурку, сгладь и окрась и оставь всё то, что ты хочешь, сделать таким образом под конец. Возьми плоскую дощечку немного большего размера, чем игральная доска, и, брызгая по соответствующему месту чистой водой, води дощечкой кругообразным движением. От этого штукатурка станет грубой и плохо полированной. Оставь её, как она есть, не полируя, и крась по ней; она будет выглядеть совсем как шерстяная ткань или сукно. Другой способ. Если ты захочешь изобразить на доске или на стене шёлковую ткань, сделай подмалёвок киноварью, а лессируй (palia over vitica) суриком; по тёмной синопии лессируй киноварью или неаполитанской жёлтой на стене, а на доске – орпименто и зелёным или любой другой краской, делая подмалёвок тёмным и лессируя светлым. То же на стене во фреске. Сделай подмалёвок индиго, а лессируй индиго, смешанным с известковыми белилами. Если ты захочешь работать этой краской на доске или на щитах, та смешивай индиго со свинцовыми белилами, стёртыми на клею. Таким образом, ты можешь сделать много разного рода одежд, согласно своему усмотрению и желанию. CXLV. Как пишут на доске и как приготовляют краски с темперой. Я думаю, что ты сам достигнешь, благодаря опыту, таких знаний, что, увидев этот метод, сумеешь как следует исполнять одежды разного рода. Нам, следовательно, пора перейти к живописи на доске. Знай, что живопись на доске действительно дело достойного человека (gentiuomo); ею можно заниматься даже в бархатной одежде. Правда, станковая живопись (на доске) исполняется совершенно так же, как работа по сырому, за исключением трёх пунктов27. Во-первых, ты всегда должен одежду и дома писать прежде, чем лица; во-вторых, ты должен всегда хорошо смешивать краски с яичным желтком; в-третьих, краски должны быть стёрты тоньше и лучше и жидки, как вода. Начинай всегда, к своему большому удовольствию, писать платье лаком так же, как я тебя научил во фреске. А именно, оставь для первого оттенка цвет самой краски, затем возьми две части лака, а третью – белил. Из этой смеси, приготовленной в виде темперы, сделай три градации тона, мало отличающиеся друг от друга, хорошо приготовь их, как я тебе сказал, и всегда осветляй хорошо стёртыми свинцовыми белилами. Поставь картину перед собой и, заботясь о золоте и гипсовых работах, чтобы они не были повреждены пылью, держи свою работу всегда прикрытой простынёй, чтобы она вышла из твоих рук вполне чистой. Затем возьми сухую беличью кисть и начинай с наложения тёмных красок, выискивая складки одежды тех частей фигуры, где должна быть тень. Обычным образом возьми средний тон, прокрась поверхности и рельеф тёмных складок и начинай выискивать этой краской складки рельефа по направлению к светам фигуры. Затем возьми светлую краску и прокрась рельефы и поверхности светов фигуры. Таким же образом вернись снова с тёмной краской к первым тёмным складкам фигуры и пройди ещё много раз этими красками, прокрывая то одной, то другой из них, со вкусом соединяя их и нежно стушёвывая. При этом у тебя будет время встать от работы, некоторое время отдохнуть и вернуться снова к работе, начатой на доске, так как это нужно делать с большой охотой. Когда ты хорошо прокрасишь этими красками и соединишь их, из светлой сделай другую – ещё более светлую (всегда промывай кисть, когда ты берёшь новую краску), из этой более светлой сделай ещё светлее и так, чтобы одна мало отличалась от другой. Затем тронь чистыми свинцовыми белилами, смешанными, как я тебе сказал, и обработай ими наибольшие выпуклости. Также постепенно сделай и тени, пока не тронешь в наиболее тёмных местах чистым лаком. Позаботься о том, чтобы… CXLVI. Как ты должен изображать синие, золотые или пурпуровые одежды. … CXLVII. Как пишут обнажённое тело: лицо, руки, ноги и пр. … CXLVIII. Способ писать мёртвого, волосы и бороды. …ную клетку и вообще, где видно обнажённое тело. На стене всё нужно грунтовать зелёной землёй и достаточно прокрыть ею между тенью и телесной краской. На доске же делай подмалёвок обычным способом так, как я тебе советовал писать лицо живого человека; тем же способом тушуй вердаччио, но нигде не употребляй розовой краски, так как у мертвеца не бывает румянца, а возьми немного светлой охры, сделай из неё три тона с обычными темперными белилами и, накладывая каждую из этих телесных красок на её место, хорошо стушёвывай их друг с другом, как в трактовке лица, так и тела; когда ты прокроешь этим тоном, сделай из этого светлого тона другой, ещё более светлый. А в самых высших точках рельефа доходи почти до чистых белил. Обведи все контуры тёмной синопией, смешанной с небольшим количеством чёрной темперы. Ты это назовёшь кровяным цветом (sanguigno); таким же образом пиши разными видами вердаччио и волосы (но так, чтобы они казались не живыми, а мёртвыми)28. Подобно тому, как я тебе показал несколько способов писать бороды на стене, так изображай их и на доске. Указанной выше телесной краской пиши все части тела человека и разумных созданий. CXLIX. Как ты должен писать раненого человека или рану. Чтобы изобразить или написать раненого человека или самую рану, возьми чистой киновари и сделай ею подмалёвок там, где ты хочешь изобразить кровь, затем возьми немного хорошего лака, приготовленного обычным способом в виде темперы и сделай тени на крови, её каплях и на ране. CL. Каким образом пишут на стене или на доске воду с рыбами и без них. Когда захочешь изобразить воду, реку или вообще любую воду с рыбами или без них на стене или на доске, то на стене возьми того же вердаччио, которым ты делал тени на извести. Изобрази рыб, всегда делая этим вердаччио тень на спине; заметь, что рыбы и вообще все неразумные животные должны иметь тёмное наверху и светлое внизу. После того, как ты сделал тени вердаччио, покрась внизу, на стене известковыми, а на доске свинцовыми белилами; сделай потом тем же вердаччио кое-где тени как на рыбах, так и по всей поверхности. Если же тебе захочется сделать особенную рыбу, выдели её несколькими золотыми чешуйками. Затем по сухому прокрой всю поверхность медянкой на масле; подобным же образом можешь поступить и на доске. Если же не захочешь писать маслом, возьми зелёной земли или ультрамарина и прокрой всё равномерно. Но не настолько, чтобы рыбы или волны не просвечивали. Если нужно, сделай на этих волнах пробелку на стене известковыми, а на доске темперными свинцовыми белилами. Этих сведений тебе для живописи вполне достаточно. Перейдём к искусству писать украшения, но раньше поговорим о протравах. CLI. Способ приготовлять хорошую протраву для золочения одежд и орнаментов. Протрава, которая превосходна на стене, на доске, на стекле, железе и любом другом материале, приготовляется следующим образом. Возьми масло, сваренное на огне таким способом, как я тебе указал раньше, сотри с этим маслом немного белил медянки, когда их сотрёшь, и они будут жидки, как вода, прибавь к ним немного лака и дай всему вместе немного покипеть. Затем возьми глазированный сосуд, влей их в него и оставь в покое. Когда ты захочешь употребить этот состав для одежд или орнаментов, отлей немного этой жидкости в пузырёк и возьми беличью кисточку, вставленную в трубку голубиного или куриного пера; сделай её поострее и покрепче, чтобы кончик едва выступал из трубки пера. Затем окуни самый кончик в протраву и выполняй свои орнаменты и каймы и старайся, чтобы кисть никогда не была слишком полной; ты увидишь, что при этом твои работы будут подобны тонким волоскам; это самая приятная работа. Затем подожди день, другой, пощупай работу кончиком указательного пальца правой руки и, если увидишь, что немного клеится и пристаёт, то возьми щипчики, отрежь полкуска чистого золота, золотого сплава или серебра (хотя оно непрочно) и наложи его на эту протраву. Придави его ватой, затем проведи указанным пальцем по куску и наложи его на протраву там, где его не хватает. Не делай этого кончиком другого пальца, так как указательный – самый нежный; руки же всегда держи в чистоте. Помни, что золото, которое ты накладываешь на протраву, особенно в таких тонких работах, должно быть выбито особенно хорошо и быть самым тонким, какое только можно найти; если оно жестковато, им нельзя хорошо работать. Когда ты всё покрыл золотом, то, если хочешь, можешь дать постоять до следующего дня; затем возьми перо и всё им обмахни; если хочешь, собери сметённое или сброшенное золото и сохрани его – оно годиться и для золотаря и для твоих работ. Затем возьми совсем чистой новой ваты и в совершенстве отполируй свой золоченый орнамент.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |